Содержание религиозного образования и формы его реализации в светской школе

ТЕМА 1. ИНТЕГРАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ЗНАНИЙВ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕКАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1. Причины интеграции религиозного компонента в школьное образование.

2. Религиозное образование в рамках светского характера школы.

3. Содержание религиозного образования и формы его реализации в светской школе.

Причины интеграции религиозного компонентав школьное образование

Появление религиозно ориентированных дисциплин в российской школе вызвано двумя важнейшими факторами. Во-первых, начиная с 90-х годов, Россия принимает активное участие в создании единого меж­дународного образовательного пространства, в котором религия явля­ется обязательным компонентом школьного обучения и воспитания, а религиозная педагогика давно уже стала самостоятельной областью знаний и академических исследований. Поскольку религия составляет важнейшую часть духовной культуры человечества, то игнорирование этого факта приводит к нежелательным образовательно-воспитатель­ным последствиям. В этой связи, происходящие в стране процессы де­мократизации и гуманизации, инициировали включение знаний о ре­лигии, религиозной культуре и духовных ценностей в образовательный процесс отечественной школы.

Во-вторых, поиск новых идей, смыслов для российской образователь­ной системы перед вызовами современности определил вектор государ­ственной политики в сфере образования. Сегодня всё внимание педаго­гической общественности обращено на актуальные вопросы формирова­ния духовно развитой и нравственно зрелой личности гражданина Рос­сии. Обращенность к сущностной составляющей духовно-нравственного развития и воспитания обусловила необходимость интеграции знаний о религии в школьную программу.

В настоящее время включение религиозного компонента в школьную программу имеет ряд существенных трудностей. Так как после револю­ционных событий в России религия как составляющая школьного обра­зования не входила в учебные программы, курсы, дисциплины, поэтому современная отечественная педагогика ещё не выработала новые, адек­ватные меняющейся социокультурной ситуации подходы к решению за­дач, связанных с освещением религиозных вопросов и тем в школьной 8

практике. Современная школа находится перед правовыми, дидактиче­скими, методическими, содержательными, культурологическими, психо­логическими и этическими проблемами интеграции религиозных знаний в российское образование.

Религиозноеобразованиев рамках светского характера школы

В правовой сфере остро стоит вопрос о легитимности религиозных зна­ний в системе светского школьного образования. Этот вопрос требует осо­бого внимания и разъяснения. В Конституции Российской Федерации свет­ский характер государства закреплен следующим положением: «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обяза­тельной» (Конституции РФ, ст. 14, 1–2). В разделе 2, посвященном правам и свободам личности, уточняется действие данного положения: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распростра­нять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28). Принцип светскости государства, таким образом, предпола­гает, в первую очередь, свободу выбора граждан в вопросах религиозного самоопределения и добровольный характер вероисповедания.

В соответствии с российским законодательством образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях имеет светский характер (п. 6 ст. 3 Закона РФ «Об образовании в РФ» и п. 2 ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Секуляризованное или светское образование обыч­но понимается как находящееся под юридической опекой государ­ства, а не религиозных организаций, однако при этом не исключается возможность их сотрудничества и взаимодействия, в том числе и в об­разовательной сфере.

Обращаясь к международной практике, можно констатировать, что в современном мире большинство государств являются светскими, одна­ко при этом практически везде государственной системой образования предусматривается возможность изучения религии на добровольных принципах, которые предполагают и выборность модуля. В связи с этим в сфере совместной компетенции государства и религиозных организаций в вопросе изучения религии должны учитываться интересы участников образовательного процесса, при этом приоритет отдается общегосудар­ственным, общенациональным задачам. Приведем следующую трактовку светского образования, которую предложил И.В. Метлик, «Светское обра­зование организуется и проводится в соответствии с нормами и требова­ниями государственных образовательных стандартов, с учетом разноо­бразия мировоззренческих подходов и сопровождается констатацией до­стижения обучаемым установленных образовательных уровней (образо­вательных цензов), что удостоверяется соответствующим документом» [20]. Поэтому светским (гражданским) образованием может считаться 9

такое образование, которое направлено на решение общенациональных задач, характеризуется отсутствием церковного контроля и религиозной, доктринальной доминанты в содержании образования.

Как в международном законодательстве, которое признается рос­сийским государством, так и в отечественном зафиксировано право на получение светского образования в соответствии с принятыми в семье убеждениями, в том числе и религиозными. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях преподавание зна­ний о религии, по мнению исследователей данного вопроса, должно «определяется параметрами образовательного запроса граждан и за­дачами приобщения учащихся к ценностям национальной и мировой культуры, социализации в современном полимировоззренческом об­ществе» [21].

Поиск национального образовательного и воспитательного идеала инициировал интеграцию знаний о религии как типе мировоззрения, о религиозной культуре в её социально значимых аспектах и основ­ных конфессиональных особенностях, в религиозных традициях на­родов России. Освоение этих знаний в светской школе в режиме от­крытости и диалога с нерелигиозным мировоззрением и гражданской системой морали обеспечивает свободное и гармоничное личностное развитие, формирование навыков межкультурной коммуникации в поликультурном социуме. Таким образом, определяющим фактором светского образования при условии выполнения основной образова­тельной программы учреждения и соблюдения законных прав и ин­тересов всех участников образовательного процесса является свобод­ный выбор, предоставляемый учащимся и (или) их родителям (закон­ным представителям).

Чтобы снять существующее напряжение в вопросе правомерности пре­подавания религиозных знаний в светской школе, обозначим некоторые принципиальные положения. Во-первых, школьное религиозно ориенти­рованное образование не предполагает религиозной самоидентифика­ции учащихся и учителя ни в какой форме. Во-вторых, преподавание не осуществляется от лица религиозной организации или общины. В-тре­тьих, школьное образование не имеет законоучительного, вероучитель­ного характера, оно ориентировано на религиозно-культурологическое просвещение. И, наконец, не ставит целью обращения учащихся в веру (миссионерство), не предполагает воцерковления – включения в рели­гиозную жизнь общины и исключает проведение религиозных практик, культовых действий.

Содержание религиозного образования и формы его реализации в светской школе

Еще одной насущной проблемой является непринятие применитель­но к светской школе самого термина «религиозное образования». В но­вой редакции федерального закона «Об образовании в Российской Фе­дерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, ст. 87 введено понятие10

«религиозное образование». Однако следует заметить, что законодатель не дал ему конкретное определение, тем самым оставил место для дискуссии.

В международный профессионально-педагогический обиход термин «религиозное образование» прочно вошел в качестве широкого понятия, обнимающего различные виды образовательной деятельности, так или иначе связанной с изучением религии, воспитанием религиозного чув­ства и развитием религиозного сознания. К религиозному образованию в международной практике относят и курсы подготовки к крещению (огла­шение), и изучение Библии на уроках литературы, и отдельные религиоз­но ориентирование дисциплины и предметы. До сих пор у нас в отличие от европейских стран религиозное образование понимается узко как кон­фессионально профессиональное, ориентированное на подготовку рели­гиозных служителей и персонала конкретного вероисповедания.

Применительно к школьной педагогической практике термин «религи­озное образование» часто сопрягается со словами «культура» и «этика». В качестве примера можно назвать комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Палитра понятий, связанных и интеграцией религиозных знаний в образовательный процесс представ­лена в специальной литературе достаточно широко. В публикациях и ме­тодических документах встречаются такие понятия, как «преподавание вероучения», «религиозное воспитание», «религиозное образование», «религиозное просвещение», «духовное воспитание», «духовное образо­вание» «духовно-нравственное воспитание (обучение)», «православное обучение», «религиозная культура», «религиозно-этическое просвеще­ние», «воспитание ценностей», «профессиональное религиозное образо­вание» и др. Кроме того стали появляться упоминания о преподавании религиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философ­ских дисциплинах. Религиозное образование в широком смысле этого слова включает в себя и религиозно-культурологическое, главной целью которого является знакомство учащихся с историей, религиозными и эт­ническими культурными традициями своей страны, с морально-ценност­ным содержанием религий и их конфессиональными особенностями.

Особый интерес представляет трактовка понятия «религиозное об­разование», представленная в научной литературе. Приведем наиболее распространенные определения. Под религиозным образованием пони­мают целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществля­емый на основе определенного религиозного вероучения при участии соответствующей религиозной организации. Такое образование сопро­вождается приобретением знаний о конкретном религиозном вероуче­нии, религиозной практике, религиозной культуре и деятельности ре­лигиозных объединений, а также оно предполагает формирование ка­честв личности на основе этого религиозного вероучения и присущих ему нравственных ценностей [28]. По поводу правомерности данного определения существуют различные мнения. Так Ф.Н. Козырев считает, указание на то что религиозное образование осуществляется на осно­ве конкретного религиозного вероучения и при участии соответству­ющей религиозной организации, указывает на его конфессиональный11

характер в организационном и содержательном аспектах. Как извест­ный исследователь в области международного и отечественного рели­гиозного образования Ф.Н. Козырев предлагает другое определение. «Религиозное образование понимается как направление и результат образовательной деятельности, имеющий предметом изучения и препо­давания религии в ее индивидуальном (личностном) и/или социальном (культурном, историческом) измерениях» [14, с. 27]. Соглашаясь в целом с подходом к такой трактовке понятия, Д.В. Шмонин содержательно его дополняет: «содержание религиозного образования включает в себя, на­ряду с общеобразовательными и профессиональными компонентами, доктринальное учение, в развернутом или адаптированном виде, а весь процесс обучения строится на соответствующей данной религии прин­ципах просвещения и воспитания» [57, с. 54]. По мнению Д. В. Шмони­на, религиозное образование, в том числе ориентировано на трансцен­дентное, на «соединение детей с реальностью, лежащей… за пределами тварного бытия. Вместе с тем религиозное образование предполагает и осторожное стимулирование побуждений учащихся к религиозной, эт­нокультурной самоидентификации» [57, c.51].

Суть понятийно-терминологической дискуссии заключается в том, на­сколько возможно и необходимо включение вероучительного (доктри­нального) компонента в содержание образования и участие конфессий при преподавании религиозных знаний в светской школе. В этом вопросе можно условно представить две школы: Московскую, которую представ­ляют И.В. Метлик, И.В. Понкин, Т.В. Склярова, С.Ю. Дивногорцева и др. и Петербургскую, возглавляемую Ф.Н. Козыревым, директором института религиозной педагогики Русской христианской гуманитарной академии. Подход Московской школы к преподаванию религиозных знаний основан на принципе соработничества с определенной религиозной организаци­ей (например, Русской Православной Церковью), которая является гаран­том качества преподавания. Ф.Н. Козырев, ссылаясь на мировой опыт, по­лагает, что реализация программ религиозного образования не предус­матривает взаимодействия с религиозными объединениями, поскольку приобщение к религиозным знаниям является обязательная и неотъем­лемая часть общего гуманитарного образования. В связи с этим ученым представлена собственная концепция гуманитарного религиозного об­разования, которая подробно излагается в одноименной монографии и многочисленных публикациях [10].

Представленные дефиниции и приведенные мнения ученых позволя­ют сделать вывод, что религиозное образование включает следующие компоненты:

✴представления о религиозном вероучении, религиозном мировоз­зрении и религиозной практике;

✴знания об истории религий и религиозной культуре;

✴сведения о деятельности религиозных организаций и объединений;

✴воспитание и развитие качеств личности на основе религиозно-эти­ческого учения;

✴формирование духовных ценностей.12

Выделим четыре формы образовательной деятельности, связанной с изучением религии [20].

1. Религиозное образование конфессиональное по организационной при­надлежности осуществляется в конфессиональных организациях и уч­реждениях. Например, в Православной Церкви (так называемое церков­ное образование) и частично или полностью контролируются учредите­лями. Православная школа получает помимо государственной аккреди­тации конфессиональное представление от Синодального отдела по ре­лигиозному образованию и катехизации Русской Православной Церкви.

2. Религиозное образование по содержанию имеет своей целью обога­щение учащихся знаниями о той или иной религии, религиозной культу­ре. Преимущественно реализации такого образования осуществляется в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в со­ответствии с образовательными программами, учебными планами учеб­ных курсов и дисциплин (например, учебный курс «Основы православной культуры» или «Основы мировых религиозных культур»), в средствах массовой информации, в семье, в образовательной деятельности религи­озных организаций и частных лиц, в учреждениях культуры (например, выставки религиозной тематики) и др.

3. Религиозное образование по мировоззренческому основанию реализу­ется преимущественно в организациях и учреждениях системы образова­ния религиозных конфессий (например, православные школы, гимназии, православных институтов и др.) при изучении всех учебных дисциплин, в семье, в религиозно ориентированных средствах массовой информации, в образовательной деятельности других социальных институтов, учреж­дений и частных лиц. Оно опирается на мировоззрение и уклад жизни, сложившееся в данной религиозной традиции.

4. Профессиональное религиозное (духовное) образование включает в себя специальную подготовку кадров данной религиозной организации. Специфика профессионального религиозного образования предполага­ет наряду с получением профессиональных компетенций, приобретения опыта внутренней духовной жизни в религиозной общине, культовой практики, наставничества в контексте конкретной конфессиональной традиции. Такое образование осуществляется в Православии в духовных семинариях, училищах, академиях и ориентировано на подготовку свя­щеннослужителей и церковных специалистов. В исламе или иудаизме специфика профессионального религиозного образования проявляется в меньшей степени, чем в Православии. При этом несомненным остается факт, что характер и условие специального образования отличаются от образования, получаемого в светской школе.

Таким образом, религиозное образование, безусловно, связано с рели­гией как предметом изучения, но оно не ограничивается только трактов­кой профессионального религиозного (духовного) образования. Пред­ставляется обоснованным под религиозным образованием в широком смысле слова понимать любую образовательную деятельность, пред­полагающую включение религиозного компонента в содержательном,13

мировоззренческом или организационном аспекте. Поэтому и рели-гиозно-культурологическое, и религиозно-этическое, и религиозно-про­светительское образование в школах в приведенном контексте являют­ся лишь разновидностью религиозного образования. Принимая во вни­мание несформированность понятийно-категориального аппарата ре­лигиозной педагогики и неготовность педагогической общественности к принятию термина «религиозное образование» применительно к свет­ской школе, предлагаем использовать понятие «религиозно ориенти-рованное образование». Однако независимо от словоупотреблений, об­разование с религиозным содержанием по своей сути имеет конфесси­ональную направленность, так как транслирует взгляд из конкретной «мировоззренческой ограды». Но чтобы не вступать в конфликт со свет­ским характером школы, по формальному признаку религиозно ориен­тированное образование должно быть «светским», т.е. направленным на решение общепедагогических (образовательных, воспитательных и раз­вивающих) задач.

Таким образом, все вышеизложенное, позволяет подвести некоторые итоги.

1. Благодаря процессам демократизации и гуманизации в российском обществе, с начала 90-х годов XX века после долгого религиозного вакуу­ма появляются «первые упоминания» о религиозном воспитании, обуче­нии, образовании. В то время как в международной практике уже офор­мился понятийно-категориальный аппарат религиозной педагогики, разработан методологический и методический инструментарий, активно ведутся научные исследования в данной области.

2. Не существует конфликта совместимости религиозного образования со светским характером школы. Если светское образование понимать как направленное на решение различных общенациональных и общепедаго­гических задач, организуемое и поддерживаемое обществом через орга­ны государственной власти и местного самоуправления, а не противопо­ложное религиозному (атеистическому) образованию.

3. Светский характер образования, в первую очередь, предполагает свободу выбора, предусматривает возможность изучения той или иной религии в соответствии с мировоззренческими, религиозно-философски­ми убеждениями родителей (или законных представителей) и особенно­стями семейного воспитания.

4. Содержание понятия «религиозное образование» трактуется и рас­крывается неоднозначно – от узко профессионально конфессионального, ориентированного на подготовку миссионеров, священно и церковнослу­жителей до предполагающего любое изучение религии в ее личностном, культурном, историческом, институциональном измерениях.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1443; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!