Структурно-функціональний напрямок в етнології. Етнопсихологічна школа та історична етнологія.



Функционализм (зародился в Германии). Основу человеческого общества составляет структура взаимосвязанных и дополняющих друг друга культурных элементов. Любая социальная система состоит из структур (менталитет, непонимания и действий). Культура служит нуждам индивида (базовых потребностей) — базовые, производные и интегративные. Ключевая роль в культуре принадлежит обычаям, ритуалам и моральным нормам. Задача этнологии в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязи в рамках каждой отдельной культуры вне её взаимосвязи с другими культурами. Основоположник - Рихард Туревальд. Малиновский считал, что культура является продуктом биологических свойств человека.

Американская школа исторической этнологии. Этнология должна конкретно и всесторонне изучать каждый народ отдельно (язык, культуру). Взаимодействия культур разных народов создает их культурную общность внутри определённых географических ареалов. Развитие человечества и его культуры происходит на основе общих законов. Не следует переносить «наши» критерии моральной оценки на народы иного культурного типа. Основатель течения: Франц Боас. Он считал, что все эти течения универсальны, отстаивал исторический метод изучения культуры. Его ближайший последователь Альфред Кребер (разработал учение о культурных моделях).

Этнопсихологическая школа (выросла из школы Боаса, учёные применяли психол. и психиатр. практики). Культура это всего лишь абстракция, реально существует только личность. Доказано действие защитных псих. механизмов, которые возникают в общ-ве. Начаты исследования нац. характера (он обозначает псих. особенности нации). Нац. хар-р является распределением внутри культуры ценностей и повед. моделей. А. Кардинер ввёл понятие основной личности (личность начин. форм. сразу после рождения). Р. Бенедит и М. Мид также были известными представительницами школы.

Структуралізм та неоеволюціонізм в етнології. Релятивізм та постмодернистські етнологічні концепції.

Структурализм (основоп. – А. Браун, создатель – Э. Эванс-Причард) Любые отношения людей представляют собой структуру, стр-ры образуют определённую иерархию, у людей определённого круга похожие структуры. К. Леви-Стросс обосновывал, что мы живём в мире символов, все люди на Земле являются объектом одной единой культуры (протокультуры), все культуры явл. модификацией протокультуры.

Релятивизм (возник в сер. 20 ст. в Европе и сейчас явл. здесь самым популярным). Равноправие различных культур. Отрицание этноцентризма. Культуры нельзя сравнивать, каждая к-ра уникальна. Каждая к-ра – это закрытая система. Амер. М. Херсковиц высказался против позиций расизма, геогр. и экон. детерминизма, инкультурации.

Неоэволюционизм (возник в сер. 20 в. в США, основ. – Л. Уайт). Выдел. 3 вида социокультурных процессов: временные (хрон. посл. событий), структурные и функциональные, формально временные (явление представл. врем. последов.)

Теория многолинейной эволюции Э. Стюарта. Несколько направл. в развитии культ-х особенностей.

Неофункционализм, неоструктурализм (2 пол. 20 в.). Высказывались сомнения в построении общей культуры в современной этнологии.

 

 

Поняття «етнос» та «етнічний». Структура етносу та основні риси етнічності.

Этнос как термин появился в древнегр. языке и имел понимание народ, стадо, язычники. В 19 в. этнос означал народ. А. Бастиан впервые рассматривал этносы как культурную спецификацию народа. Этнос — исторически сложившийся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладавшая общими относительно стабильными отличиями языка культуры и психики, а главное - осознанием своего единства. Типы этносов: племя (первоб. стадия), народность (раб. и феод. стадия), нация (капитал. формация). Этн. стр-ра – это сеть устойчивых отношений между разными общностями, она включает в себя: этнический уровень, микроуровень (семья), макроуровень (субэтносы), метоуровень (суперэтносы). Этнос обладает признаками: сущ. этнонима (самоназвание этноса), этнокультурные особенности, антропол. и психол. признаки, единство территории.

В 60-е гг. 20 в. возникает термин этничность, он неразрывно связан с этносом. Этничность — форма социальной организации культурных развитий. Первое понимание того, что мы относимся к той или иной этнической группе, это соотношение «мы» - «они» (эу концепцию разработал Ф. Барт). Изначально границы этничности проходят по антропологическим принципам. Этнокульт. особенности проявляются в языке, религиях, обычаях, обрядах, народном искусстве, в нормах этики. Определяя этничность, мы ориентируемся на антропологические признаки. В каждом этносе заключается этническая индивидуальность. Этническая идентичность может сохраняться без отсутствия языка. Этничность имеет идентификационный процесс в форме «я концепция» (особая хар-ка личности, которая состоит в ощущении переживания индивида в своей принадлежности к определенной группе людей).

Основні теорії етносу.

Теория пассионарностиЛ. Н. Гумилёва — основное внимание делает на идею, что этнос представляет собой физическую реальность, облачённую социальной оболочкой. Этнос — биологическая характеристика, это географическое а не геологическое явление (это не популяция). Теория закл. в том, что Земля подвергается раз в тысячу лет какому-то космическому излучению, что заставляет нас мутировать. По его идеи формирование этноса зависит от взаимной симпатии и антипатии. Ритмы биополей могут пересекаться.

Дуалистическая разработка этноса Ю. В. Бромлея - в этносе сочетаются 2 структуры (с одной этнические свойства и характеристики, а с другой – характеристики, рассматривающиеся в качестве условий формирования и существования общественных физических элементов). Порождением этих двух элементов этнос получает некую двоичность (узкость и обширность). В широком смысле этнология — этносоциальный организм (представлял этнические элементы с условиями возникновения и функционирования).

Информационная теория этноса. Была разработана Чебоксаровым и Арутюновым. Во всяком соц. образовании, как и в обществе в целом устойчиво циркулируют информационные потоки, которые имеют свои источники. Люди в этносе - сгусток информации. Суть в том, что есть генераторы, которые подталкивают к этому реципиентов (исторические события (прим)). Чем больше расхождений между информацией и возможностями, тем больше возрастает роль этнического самосознания.

Системнокомпонентная теория Маркова и Пивинова - этнос рассматривается как исторически возникшая и эволюционировавшая сложная самовоспроизводящаяся и саморегулирующаяся система, которая обладает многосоставной структурой. Структуры: расселение этноса; воспроизводство этноса; производство, экономическая деятельность и её характер; система социальных отношений; язык; использование культуры; быть в стереотипе поведения; существенные стороны психологического восприятия своего этноса и общей этнической картины мира; система личностного контактирования и взаимодействия.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!