Ананьинская культурно-историческая общность



Неравномерность распространения железа позволила отставшим в развитии культурам догнать и даже перегнать развитые культуры. Именно такой оказалась Ананьинская культурно-историческая общность, названная в честь могильника под Елабугой села (деревни?) Ананьино, изученного Петром Алабиным в 1858 г. Причина: большое количество бронзы и железа, передовой железообрабатывающий район.

Датировка: VII (VIII) – III вв. до н.э.

География:к востоку от Дьяковской культуры, в бассейне Камы до ее впадения в Волгу (Волго-Камье) и в Северо-Восточной Европе

Этническая принадлежность: финно-угорская. В е составе ананьинская, акозианская и постмаклашевская культуры, принадлежащие далеким предкам современных пермских и некоторых волжских народов финно-угорской ветви уральской языковой семьи – коми-пермяки и удмурты. Происхождение племен, обитающих в это время, большинство исследователей связывает с местным населением эпохи бронзы. Однако до настоящего времени этот вопрос остается предметом дискуссии и требует дальнейшего изучения.

Хозяйство: основа хозяйства – животноводство (Состав: свиньи, крупный рогатый скот, низкорослые лошади и овцы). Земледелие – подсобная роль (Мотыги костяные, бронзовые серпы, зернотерки). Широко распространена охота, в том числе на пушных зверей, а также рыболовство.

Материальная культура: особое мастерство в цветной и черной металлургии. (многочисленные бронзовые кельты и наконечники копий с рифлением по перу и отверстием в нижней части пера, мечи и кинжалы) в VIII-VII вв. до н.э. орудия бронзовые и биметаллические предскифского (киммерийского) типа, в VI-V вв. до н.э. железные акинаки местного производства. Боевые ножи с широким клинком и прямым лезвием, наконечники стрел костяные, черешковые и втульчатые (как у дьяковских), и бронзовые и железные скифо-сарматского типа. Боевые чеканы (клевцы) с трубчатой втулкой – как цельнобронзовые, так и биметаллические (бронза – втулка, железо – боевая часть)

Появляются новые формы сосудов со своеобразной сложно-шнуровой орнаментацией, новые формы кельтов.
Скорее всего, с приходом нового населения следует связать находки ярко выраженных монголоидных черепов в могильниках этого времени (Луговском, Ананьинском, Котловском).

Оружие и некоторые другие изделия украшены в местном зверином стиле

Керамика лепная, кругло- и плоскодонные сосуды с утолщенной шейкой, декорированные различными вдавлениями крученого шнура и гребенчатого штампа. Особенность западного региона ананьинской культуры(зона контактов с дьяковской культурой) - текстильная керамика = присутствие выходцев из Волго-Окского региона.

 

Основные памятники: могильники и поселения

Большинство поселений находятся в естественно укрепленных местах (мысах), городища, селища, временные стоянки.Оборонительная система из рва и вала, на которых могли стоять бревенчатые стены. Иногда вал обкладывался известняковыми плитами. Жилища – наземные дома срубной или каркасно-столбовой конструкции. Известны и длинные дома, разделенные на жилые отсеки с очагами в каждом.

Могильники бескурганные, размещаются по берегам рек. Крупнейшие – Ананьинский (правый берег Камы у с. Ананьино и в пяти верстах от Елабуги. Открыт случайно вследствие весенних разливов. Оригинальны две могилы VI-V вв. до н.э. под "курганами". В насыпи под самым богатым мужским погребением (так наз. "могила вождя") находилась выложенная плитами яма, имевшая вид лодки (около 5,2x2,7x0,9 м). "Ладья" состояла из двойного, а на дне - из тройного ряда плит, нижний из к-рых прилегал к сгнившим доскам. Над одним из "курганов" в древности была установлена каменная плита прямоугольной формы с круглым верхом (1,53x0,3 м). На плите был выгравирован воин в скифском костюме - остроконечном головном уборе, узком кафтане с поясом, штанах и мягких сапогах. ), Старший Ахмыловский и др. Практиковалось трупоположение в ямах (чаще на спине в вытянутом состоянии), значительно реже трупосожжение на стороне ( с последующим перемещением праха в ямы-могилы или в «домики мертвых», аналогичные дьяковским). Известны кенотафы.

Изредка обкладывали стены могильной ямы использовали каменные плиты или сооружали каменные ящики. Над могилами могли насыпаться земляные холмики, устанавливаться столбы или срубы-жилища, служившие домом для покойного ( либо в большинстве случаев закрытого в яме, либо оставленного непосредственно в доме).Иногда в межмогильном пространстве устанавливались каменные стелы – псевдоантропоморфные столбы с изображением орудия (топора и кинжала) и геометрических знаков, позднее – изваяния человеческих фигур с оружием.

Могилы размещались рядами, в них присутствует напутственная пища, оружие, украшения, керамические сосуды.

Известны жертвенные места, как самостоятельные, так и в пределах могильниов и поселений. Участки с массой прожженных костей животных и предметов обихода. Иногда золой жертвенного костра посыпали дно могилы и самого погребенного.

Имеются некоторые данные о древних верованиях местных племен. Есть основания предполагать, что на территории РТ в раннем железном веке сосуществовали две основные культовые традиции, имеющие разные истоки. http://old.kpfu.ru/amku/anan/psalii.htmОдна из них тесно связана с южным (иранским и кавказским) миром, о чем свидетельствуют находки предметов, характерных для этих областей. Другая линия восходит к системе ранних шаманских культов, характерных для обитателей лесотаежной зоны.

Загадочной, в некоторой степени, оказались судьба местных племен. Уже в VII в. до н. э., судя по археологическим материалам, наблюдается отток населения. К V в. до н. э. районы Приказанского Поволжья и приустьевой части р. Кама оказываются запустевшими полностью, а к IV в. до н. э. население покидает и восточные районы региона. Скорее всего это следует связывать со все более учащающимися набегами южных соседей: скифов и савроматов с целью захвата добычи.

Большинством исследователей принято считать, что население ананьинского времени сыграло основную роль в генезисе современных финно-язычных народов Поволжья и Прикамья.

В IV-III вв. до н.э. ананьинская культура эволюционировала в пьяноборскую культурно-историческую область, сущ. В III в. до н.э. – II в. н. э. Развиваются ананьинские традиции фортификации, домостроительства. Ритуалов. Возникают новые укрепленные поселения, старые продолжают жизнь. Могильник Пьяноборский бескурганный, как и ананьинские. Захоронения нового типа – в деревянных гробовищах. Обнаружено множество украшений (стеклянные бусы, подвески в форме вопросительного знака). Типичны массовые жертвоприношения. Самое известное костище – Гладеновское близ Перми, содержало ок. 19 тысяч украшений, монет, статуэток, в том числе вантичного и среднеазиатского производства.

Наибольшие изменения произошли в черной металлургии. Сыродутные горны представляют собой спаренные ямы. Железо вытесняло бронзу из сферы производства оружия. Появилось комбинированное литье в цветной металлургии. Набор оружия соответствует не скифской, а сарматской традиции: стрелы с железными трехлопастными наконечниками и костяными втульчатыми наконечниками.

 

Пометка из википедии по истории культур РТ

Ранние культуры на территории Татарстана
Камская культура (V—IV тыс. до н. э.)
Балановская культура (II тыс. до н. э.)
Срубная культура (XVIII—XII века до н. э.)
Абашевская культура (втор. пол. II тыс. до н. э.)
Приказанская культура (XVI—IX века до н. э.)
Ананьинская культура (VIII—III века до н. э.)
Пьяноборская культура (II век до н. э. — IV век н. э.)
Азелинская культура (III—VII века н. э.)
Именьковская культура (IV—VII века н. э.)
Средневековые государства Волго-Камья
Поволжская гунния (VI—VII века)
Западно-тюркский каганат (VII век)
Хазарский каганат (VII—IX века)
Волжская Булгария (VIII век — 1240)
Золотая Орда (1236—1438)
Казанское ханство (1438—1552)

 

Дьяковская культура

Культура раннего железного века. Название дано по городищу у с. Дьяково, расположенного вблизи Коломенского (См. Коломенское), которое было исследовано в 1864 Д. Я. Самоквасовым и в 1889—90 В. И. Сизовым.

Датировка: В последнее время Дьяковская культура датируется VI-IV/V вв. н.э. Наиболее активная жизнь на поселениях дьяковской кульутры относится к V в до н.э. – IV в. н.э.

География: Волго-Окское междуречье и Верхнее Поволжье. (Обитали в пределах верхнего течения Волги, Оки и в пределах Валдайской возвышенности) на территории Московской, Тверской[1], Вологодской[2], Владимирской, Ярославской и Смоленской[3] областей.

Этническое происхождение: население было изначально финно-угорским, затем наслаивается балтский эдемент в результате продвижения балтских племен с запада на восток. Поэтому культура делится на восточный регион, где преобладает финно-угорское население, и западное, где бл значителен балтский компонент.

Создатели дьяковской культуры были предками мери и веси – финно-угорских народов раннего Средневековья. На финальной стадии своего существования дьяковцы вступили в контакт со славянами, пришедшими на Волго-Окское междуречье.

Дьяковская культура (как и городецкая) была потомком культуры текстильной (иначе сетчатой) керамики района Волго-Окского междуречья и Верхней Волги, существовавшей в эпоху поздней бронзы; оттуда дьяковцы (а ранее их предки — носители текстильной керамики) двинулись по берегам рек на запад[6][7][8] Хотя вполне обоснованной выглядит версия о славянском происхождении, как минимум, части дьяковских памятников — главным образом, на Верхней Волге[9]. Двигаясь на запад, дьяковцы сменили абашевскую[10] и остатки фатьяновской[11]) культуры, причём археологические источники свидетельствуют об ожесточенной борьбе между дьяковцами и последними фатьяновцами[12]. Вытеснение финскими пришельцами раннескотоводческих (очевидно индоевропейских по языку) племен объясняется, возможно, тем, что у пришельцев были более гибкие формы хозяйства с использованием земледелия, тогда как раннескотоводческие племена переживали кризис из-за неблагоприятных для скотоводства климатических изменений[7].

Дьяковская культура известна почти исключительно по поселениям. Известно около пятисот селищ и городищ, погребальные же памятники исследованы недостаточно. Основная информация получена от городищ (известно около двухсот), которые чаще всего находятся на естественно укрепленных местах – мысах у слияния рек и между оврагами. Площадь невелика, но густо заселены.

Начало жизни на городищах не позднее VI в. до н.э., запустение в V-VI вв. н.э. Самые известные: Дьяково у сел Дьякво и Коломенское (ныне в черте Москвы), Троицкое под Можайском , Щербинское под Подольском, Настасьино под Коломной и т.д. Их оборонительная система постоянно совершенствовалась. Вначале вал с частоколом и ров. Местами использовалась система жилых стен – многокамерные жилища, размещенные по периметру поселения и служащие дополнительными укреплениями. Жилища преимущественно прямоугольные, наземные, срубные, в основном многокомнатные («длинные дома»), со временем сменившиеся однокомнатными.

Погребения известны только со средним и поздними этапами сущ. Дьяковской культуры. – «домики мертвых» - срубы, содержащие сосуды с остатками кремации, произведенной в стороне.

Хозяйство: земледельческо-скотоводческий уклад при существенной роли охоты и рыболовства. Доказательствами наличия земледелия являются серпы, мотыги и (ближе к концу существования) зерна (просо, ячмень, пшеница и др.) Скотоводство – кости свиней, коров, лошадей (в позднее время исп. Для верховой езды) , об охоте – кости пушных зверей(использовались стрелы с тупым наконечником, чтобы не портить шкурку бобра, куницы, лисы и др., о металлургии (черной и цветной) – тигли, льячки, крицы.

В совершенстве была развита костяная индустрия ( производились орудия труда, рукояти ножей, гарпуны, зооморфные изображения, наконечники стрел и др.) На рубеже эр меньше костяной индустрии больше металла, в основном железа. Особенно много серпов и ножей. Применяется и бронза.

Характерная черта дьяковской культуры на ранних стадиях господство сетчатой («текстильной») керамики. Во II в. до н.э. доля сетчатой керамики сокращается, на первый план выходит гладкая грубая посуда с массой примесей в тесте, с богато орнаментированным венчиком (гребенчатый штамп, прочерчивание). Приземистые горшки вытянутой баночной формы и миниатюрные сосудики.

С рубежа эр появляются грузики «дьякова типа» из глины и кости в форме гриба, усеченного конуса, биконуса или башни из усеченных конусов. У них всегда вертикальный канал и насечка по краю основания. Предположения о назначении разнообразны: рыболовные грузила, ткацкие грузики, мер веса, пуговицы, крышки и др.

Возможные древние этнонимы создателей дьяковской ( по другим версиям, ананьинской и городецкой культур) – иирки и фиссагеты, интересное описание которых как лесных охотников встречается впервые в V в. до н.э. у Геродота.

Дьяковцы жили родовым строем. Каждый род, состоявший из нескольких больших семей и насчитывавший в среднем около сотни человек, жил в особом городище; стада скота, содержавшиеся в общем загоне, составляли родовую собственность и главное родовое богатство. Имущественной дифференциации не наблюдается. По всей видимости, группа из нескольких родовых общин составляла племя.

С середины I тыс. н. э. дьяковская культура приходит в упадок, и археологические свидетельства её исчезают в VIII в. При этом никаких признаков внешней катастрофы (вражеское нашествие и т. п.) не наблюдается.

Согласно традиционному взгляду, в IX-Х в. земли дьяковцев заселяют славянские племена кривичей и вятичей. При этом загадкой остается тот факт, что, хотя археологически между исчезновением дьяковцев и появлением славян наблюдается перерыв в 200—300 лет, лингвистические данные (финская гидронимика и топонимика, например, название Яуза, Яхрома,Талдом, возможно и Москва) свидетельствуют о славяно-финских контактах в этом регионе. Это заставляло гипотетически продлевать существование культуры до Х века, предполагая, что славяне застали какое-то остаточное финское население и, видимо, ассимилировали его. Однако, в последнее время устанавливается взгляд на более раннее проникновение славян в поволжский регион (с конца IV—V в., предположительно под влиянием гуннского нашествия)[18]. Академик В. В. Седов называет это «первой волной славянского переселения»; её свидетельствами являются височные кольца, близкие позднейшим кольцам кривичей[16][21], находимые в частности в позднедьяковских слоях. Это обстоятельство проливает новый свет на проблему. Современные авторы уже выделяют в Волго-Клязьменском междуречье мерянскую культуру VI—IX вв. как метисную финско-славянскую[22].

Впоследствии «Повесть временных лет», описывая ситуацию в конце I тысячелетия, отмечает мерю — в районе Ростова, весь — на Белоозере, мурому — в Муроме[23].

Городецкая культура

Городецкая культура — археологическая культура железного века (VII век до н. э. — II век н. э.), памятники которой находят на территории Нижегородской[источник не указан 286 дней], Пензенской[1], Рязанской[2], Самарской[3], Саратовской[4], Тамбовской[5]и Липецкой[6] областей, а также Марий Эл[7], Мордовии[8] и Чувашии[9]. Иногда ассоциируется с тиссагетами Геродота [10].

Культура названа по раскопанному в 1898 году В. А. Городцовым Городецкому городищу около города Спасск-Рязанский. Другое название — культура городищ «рогожной керамики».

Городецкая культура сложилась на основе культуры текстильной керамики и бондарихинской культуры на территории лесостепной зоны. Севернее неё (за р. Окой) располагались памятники родственной дьяковской культуры, происхождение которых также связано с культурой текстильной керамики, но бондарихинские племена в ее формировании участия, видимо, не принимали. Есть основание полагать, что древнейшие памятники городецкой культуры располагались в бассейне р. Дон, где известно более сотни неукреплённых городецких селищ и только 14 городищ. Городища (укрепленные поселения) появляются несколько позже и их появление, некоторые исследователи, связывают с периодом «военной демократии», который наступает на территории лесной зоны в раннем железном веке. Строительство городищ объясняется тем, что возникает необходимость в защите стад домашнего скота, на который зарились завистливые соседи. Другим каким-то богатством они не располагали. На городищах практически не находят кладов, на ранних городецких памятниках находок металлических изделий очень мало, преобладают орудия из кости. В VI—V вв. до н. э. городецкие племена были вытеснены скифами с большей части территории Подонья. Часть их перешла на Оку, другая — на территорию Саратовского Поволжья, откуда их впоследствии вытеснили сарматы. Финал носителей городецких древностей связан с формированием древнемордовских племен, в котором они несомненно приняли участие, поскольку древнейшие мордовские памятники появляются на городецкой территории. Но вопреки существующим точкам зрения, вряд ли их роль в этом процессе была главной, поскольку в древнемордовских могильниках до сих пор не найдено ни одного городецкого сосуда с текстильным орнаментом, а среди городецких памятников неизвестно ни одного могильника. Обряд погребения в землю городецкие племена не практиковали и он явно был заимствован у другого народа, представители которого появились в начале нашей эры на территории проживания городецких племен. Одни считают, что это были прикамские племена (пьяноборская культура), другие отводят эту роль сарматам, третьи полагают, что имело место миграция племен саргатской культуры

Культура представлена небольшими укрепленными городищами, реже — открытыми селами, жертвенниками, могильники не известны. На поселениях открыты землянки, полуземлянки, наземные жилища. Керамика со следами рогожи и ткани, гладкая грубая, в позднейшее время — лощеная. Они знали металлургию железа, но металлических орудий у них было еще очень мало. Гораздо шире использовались в обиходе изделия из кости, в том числе наконечники стрел и гарпунов.

Население занималось охотой, рыболовством, бортничеством, скотоводством, подсобным мотыжным земледелием; поддерживало связи со скифами, племенами дьяковской культуры, с Прикамьем.

По мнению большинства исследователей, населением городецкой культуры были в основном волжские финны (предки мордвы и марийцев). Однако данное предположение основано только на частичном совпадении территории распространения древнемордовских могильников и городецких памятников. Данная точка зрения утвердилась в 1930-х годах, когда в советской археологии господствовала теория автохтонного происхождения подавляющего большинства народов, заселявших в древности территорию современной России. Автохтонное происхождение мордвы было обосновано А. П. Смирновым, который отнес к городецкой культуре и мордовские могильники III-V веков Но впоследствии В. И. Ледяйкин доказал, что мордовские могильники не имеют отношения к городецкой культуре, и ограничил ее верхнюю дату II в. н. э. [11].

Вопрос 34. Культура хунну
Китайцы-сюнну, хунну. Формирование-5-3 ввднэ. На территории Забайкалья и Ордоса (Вост. Монголия). В 3вднэ мощный союз племен во главе с Модэ, который подчинил себе значит. тер-ию.
Характеризуется как кочевничская культура с сочетанием элементов оседло-земледельческой культуры. Об этом свидетельствуют археол. памятники(Иволгинское городище(Бурятия) – обширно заселенная территория в несколько десятков га. Имеются укрепленные фортификационные сооружения + отдельно неукрепленный посад с остатками ирригационной системы, террасированием). Найдены зерновые культуры в жилищах, с/х орудия, при этом с\х не являлось основой хоз. уклада , земледельческая продукция полностью не удовлетворяла нужды.
Основные памятники-погребения и поселения(Селища, городища). Как благоустроенные жилища, так и шалаши и юрты. Жилища –полуземлянки с глинобитными, сырцовыми стенами, деревянным потолком. Очаг в углу жилища
Погребальные комплексы- курганные захоронения с глубокими погребальными ямами + много вещевого инвентаря. Практиковалось трупоположение. Гроб. Погребальная пища. Жертвенные животные. Вооружение.Сейчас ведутся раскопки курганов в горах Ноин Улы в монголии..
Материальная культура представлена вооружением(лук, стрелы с наконечниками из железа бронзы, кости. Черешковые железные плоские или трехлопастные наконечники с отверстием в лопостях. Чешуйчатые панцыри найдены.
Конское снаряжение хорошо изучено.
Керамические, бронзовые, деревянные сосуды.
Керамика ручная и гончарная. Большые сосуды для хранения зерна.
Имеются орудия труда, связанные с земледелием, скотоводством: железные ножи, мотыги, лопаты, зернотерки, серпы, молотки, гарпуны, игла.
Искусство декоративно-прикладное(зооморфные изображения, растительные и геометрические мотивы. Вырезание изображений на дереве с покрытием золотого листка).
Во 2внэ хуннская держава сильно расширяется, доходит на западе до Енисея, на востоке до Маньчжурии. Подчиняются районы междуречья Центральной Азии.
В этот период- типовое строительство резиденций хуннских правителей (Абаканский дворец-замок правителя территории Таштыккой культуры, квадратный с хоз и жилыми постройками, с системой подпольного отопления.
В антропологическом отношении хунны-монголоиды.
Упадок хуннского гос-ва связан с ростом внутренних противоречий разноэтничного населения. И военными походами в Китай в 1внэ. Китай предпринимает усилия к разрушению хуннского гос-ва и оно распадается.
Ослабевшие хунны перемещаются в юго-западную Сибирь, Зап. Монголию, Вост Туркестан. А с середины 2внэ – на запад в восточный Казахстан и Семиречье. Так гунны обосновались в зап. Казахстане и зап. Сибири. Там смешались с местными финно-угорскими и ираноязычными племенами. Этот полиэтничный массив в 4-5внэ двинулись в восточную, затем в среднюю и западную Европу. Это объединение уже называется гуннами.
Именно хуннская эпоха определила самостоятельное сложение маньчжурских, монгольских, тюркских групп населения. Одним из последствий прекращения существования хуннского гос-ва являлся процесс великого переселения народов, вытесняемые с востока хуннские и попутные им племена в результате длительного переселения оказываются к концу 3 в в северном Прикаспии под именем гуннов

Именьковская культура

Именьковская культура — раннесредневековая археологическая культура IV—VII веков, расположенная на территории Среднего Поволжья (Самарская область, Татарстан, Ульяновская область). Своё название культура получила по первому наиболее полно изученному городищу у с. Именьково Лаишевского района РТ. Предположительно, генетически связана с культурами Поднепровья и Северного Причерноморья (пшеворской, зарубинецкой, черняховской). По пришествии в Среднее Поволжье булгар, во второй половине VII века, памятники именьковцев исчезают. Высказывается предположение, что часть именьковцев растворилась в пришельцах. По мнению некоторых отечественных исследователей, основным населением культуры были протославяне.

Хозяйство

Именьковские племена первыми в Среднем Поволжье перешли к пашенному земледелию с применением плугов с железными наконечниками — ральниками. На ряде поселений именьковской культуры найдены остатки зерна. Анализы этих находок показали, что изучаемое население высевало пшеницу, рожь, просо, овёс, ячмень, горох. Уборка урожая велась железными серпами, а также косами-горбушами. Зерно хранилось в ямах-кладовках. Для размола зерна использовались ручные жернова.

Культура

При исследовании поселений именьковской культуры выявлены остатки жилищ, сыродутных горнов для получения железа, мастерских для плавки меди и бронзы, изготовления посуды. Именьковская культура оказала значительное прогрессивное воздействие на соседние финно-угорские народы в плане распространения технологий земледелия, скотоводства и ремесла.

37. Салтово-маяцкая культура,

 археологическая культура, памятники которой оставлены полукочевыми народами, населявшими в 8—9 вв. Подонье и Приазовье. Возникла в период перехода к оседлости и складывания феодальных отношений у кочевников, входивших в состав Хазарского каганата. Погибла под ударами печенегов на рубеже 9—10 вв. Известно свыше 200 памятников С.-м. к.: остатки кочевий, посёлков, замков, городов, могильников. Исследования начались с раскопок в 1900 Салтовского могильника (у с. Верхнее Салтово Харьковской области) и в 1906 — Маяцкого городища (у впадения р. Тихой Сосны в Дон, Воронежская область). С.-м. к. делится на два варианта: лесостепной — аланский и степной — болгарский .Для 1-го характерны земледельческий тип поселений, замки с белокаменными стенами, катакомбный обряд погребения, для 2-го — кочевья и ямные погребения. Степняки, осевшие на Нижнем Дону, умели сооружать и белокаменные замки. Жили они и в больших городах (Саркел, Таматарха, Фанагория). Оба варианта экономически развивались одинаково, и культура в целом была единой. Культуры, аналогичные С.-м. к., известны в районах расселения аланов и древних болгар: в Восточном Крыму, на средней Волге и на нижнем Дунае. Жители Хазарского каганата были не только кочевниками, найдено более сотни поселений с обширными следами земледельческого хозяйства. Археологические находки включают в себя сооружения, такие как крепкие дома, загоны для скота, сараевидные сооружения и другие надворные постройки. Возводились укреплённые крепости, такие как Саркел, построенная из кирпича. Кроме земледелия, население Хазарии занималось рыболовством, скотоводством и металлургией. Также в каганате было развито гончарное производство. Был свой алфавит, что подтверждается находками рунических граффити. Эти короткие записи пока не дешифрованы.

 

Вопрос 40

Среди множества больших и малых городов Булгарии своими шумными базарами, громкими голосами прибывших со всех концов мира купцов выделялся Болгарна Волге. Это был тогда небольшой город (укрепленная его площадь в X-XI вв. около 9, перед монгольским нашествием не более 25 га). Но благодаря своему расположению на пересечении торговых путей он имел значение крупнейшего в Среднем Поволжье международного купеческого центра.
Недалеко от Болгара, на Ага-Базаре, действовала главная торговая пристань страны. Здесь находились караван-сараи и специальные помещения для хранения товаров. Сам город был населен в основном ремесленниками и людьми, обслуживавшими торговцев. Никаких крупных общественных зданий в Волгаре еще не строили, жили в наземных бревенчатых домах с подпольями.
Вторым после Биляра крупным городом страны был Сувар.Арабский ученый X в. ал-Балхи писал: «Недалеко от Булгара (очевидно, он имел в виду Биляр. Ф.Х.) расположен другой город Сувар. Здесь также имеется Соборная мечеть. Мусульманское население обоих городов достигает 10 тысяч человек. Их дома построены из дерева. В них живут зимой, а летом перебираются в войлочные юрты».
Развалины Сувара находятся в Спасском районе республики в 4 километрах от села Кузнечиха, на реке Утка. Местные жители до сих пор небольшую деревню с названием Татарский Городок, расположенную на территории городища, называют Шам-Суар, что значит «красотой подобный Солнцу», «лучезарный Сувар».
Сувар имел мощные укрепления, которые в некоторых местах были сделаны в два ряда. На вершине внешних валов стояла стена из деревянных бревен, направленных заостренным концом вверх и подогнанных вплотную друг к другу. За ними шел глубокий ров с водой, со дна которого торчали остро заточенные колья. Наверху внутренних валов были возведены двойные дубовые стены, а на определенном расстоянии поднимались башни. С этих башен защитники города осыпали неприятеля стрелами, метали копья, сбрасывали камни и бревна, лили кипяток и горячую смолу.
Посредине города, издали, привлекая внимание своей красотой, величаво стояло двухэтажное здание из красного кирпича. Крыша на восточный манер была куполообразной. Широкий двор окружала кирпичная стена. Дверь дома с двух сторон была украшена полуколоннами. В окнах круглые желтовато-зеленые стеклянные диски. Зимой здание отапливалось печью. Как и в богатых домах Биляра, под полом были проложены специальные трубы для подачи теплого воздуха из печи. В этом доме жила семья знатного горожанина. Во время раскопок были найдены привезенные из дальних стран дорогая посуда и украшения. Таких вещей, конечно же, у простых людей не было.
В других районах города в одноэтажных деревянных домах жили ремесленники. Купцы стремились быть ближе к базару, расположенному в центральной части города.
Сувар был полностью разрушен во время монгольских походов в 1236 г. Впоследствии он так и не мог возродиться.
Центральным городом булгар, живших на правом берегу Волги, являлся Ошель.Это также был один из самых крупных торгово-ремесленных пунктов государства. Его остатки сохранились в Тетюшском районе республики около деревни Богдашкино. Город состоял из двух частей, укрепленных земляными валами и деревянными стенами. Его общая площадь достигала почти 80 гектаров. В 1220 г. Ошель был захвачен и сожжен дружиной русского князя.
На берегу Камы стоял город Джукетау,(его развалины находятся у западной окраины Чистополя). Центральная часть Джукетау, укрепленная тремя рядами валов и рвов, занимала высокий мыс при впадении Килевки в Каму. Напротив укрепленной цитадели, через речку Килевку, на широкой ровной площадке располагалась ремесленная слобода. В X начале XIII вв. Джукетау был относительно небольшим городом и считался центром нижнекамской группы булгар. Его расцвет относится к более позднему золотоордынскому периоду. Еще совсем недавно в числе булгарских городов Х-ХШ вв. не упоминалась Казань.Результаты новых археологических раскопок дали возможность ученым совсем по иному оценить древнейшие периоды истории нашей столицы. Оказалось, еще на рубеже X-XI столетий на высоком мысу, где в настоящее время расположен Кремль, возникло сильно укрепленное булгарское поселение. В скором времени оно превратилось в один из крупных центров международной торговли. Здесь обнаружены вещи, привезенные из стран Западной Европы, Средней Азии и Ближнего Востока, а также Киевской Руси. Среди этих находок особый интерес вызывает чешская монета князя Вацлава, чеканенная в 929-930 гг. в Праге.
К числу известных и крупных городов Волжской Булгарии принадлежали также Кашанна правом берегу Камы; Елабуга, где до сих пор сохранилась угловая башня от мечети-крепости XI-XII вв.; Муромский городок на Самарской Луке, Юлово в Пензенской и Рождественское городище в Пермской областях. Некоторые из них являлись политическими и экономическими центрами отдельных территориальных групп булгар.
Таким образом, со временем булгарские города стали крупнейшими центрами ремесла, торговли и культуры. В них развивалась каменная и кирпичная архитектура, представленная дворцами правителей, мечетями, караван-сараями и общественными банями. О ярком расцвете городской культуры Волжской Булгарии свидетельствуют археологические исследования последних лет.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 622; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!