У большинства женщин нет чувства юмора



 

Избегание женщинами рискованного поведения проявляется и в их отношении к шуткам. Их женщины не любят.

«Не шути с женщинами: эти шутки глупы и неприличны», – совершенно справедливо заметил Козьма Прутков.

Итак, женщины не любят шуток, потому что подшучивание – это рискованное поведение.

Не рассматривая подробно теории комичного, присоединимся к мнению И. Канта, считавшего, что комизм порождается несоответствием происходящего ожидаемому[359]. Среди демотиваторов встретился такой пример отличной шутки: « Объявление. Одинокий молодой брюнет с голубыми глазами, высокий, с приятным баритоном, без вредных привычек и материальных проблем, продаст котят».

 

Остроумие – способность шутить; чувство юмора – способность не обижаться на шутки 

 

Это смешно, потому что начало текста соответствует объявлению в разделе «Знакомства», а последние два слова обрушивают наши ожидания. Комический эффект усиливается тем, что в начале объявления описан мужчина, привлекательный для очень многих женщин не только как потенциальный половой партнер, но и как потенциальный муж, поскольку он «одинокий». Чем увереннее наш прогноз и чем очевиднее кажется развязка ситуации, тем смешнее становится, когда она завершается совсем не так, как мы ожидали.

Но подобные шутки редки. В подавляющем их большинстве неожиданность заключена в несоответствии поведения социальному статусу персонажа. Например: разоренная детская площадка. Грибок сломан, горка раскрошена в щепы, столбы качелей завязаны узлом. В песочнице сидит маленькая девочка: «Уф, наигвалась».

Это смешно, потому что маленькие (которые еще картавят) девочки не склонны к вандализму, не говоря о том, что и сил у них недостаточно, чтобы достичь описанного результата.

Или: почтальону открывает дверь маленький мальчик, у которого в одной руке – бокал бренди, в другой – дымящаяся сигара.

– А взрослые дома есть? – спрашивает почтальон.

– Ну а ты, дядя, сам-то как думаешь?

Это смешно не потому, что ребенок пьет и курит, а потому, что, отвечая почтальону, он строит фразу так, что она звучит снисходительно, – так часто делают взрослые в разговоре с маленькими детьми.

Но таких шуток, где низкоранговый персонаж (а дети имеют низший социальный ранг по сравнению с любым взрослым) ведет себя как человек с более высоким социальным статусом, мало. В большинстве шуток социальный ранг персонажа понижается. Например, как в многочисленных анекдотах о дураках, которые основаны на нелепом, откровенно неразумном поведении персонажа. Это смешно – вот, вроде бы, здоровый детина, а черпает воду решетом. От взрослого человека ожидают знания простейших закономерностей окружающего мира, а если его поведение не соответствует этим ожиданиям, становится смешно.

Проще всего шутить, создавая ситуацию, неадекватную высокому социальному статусу (рис. 8.32). Смешон скачущий по лужам седой профессор, но не маленький мальчик. Смешно будет, если подложить кнопку на стул солидному учителю, а не соседу-разгильдяю. На несоответствии глупого поведения высокому статусу человека основаны все подшучивания друг над другом. Актер звонит товарищу, представляясь голливудским продюсером; ученый сообщает коллеге, что тому звонили из шведской Академии наук. Такие шутники ожидают, что жертва кинется выяснять условия получения премии и выставит себя идиотом.

 

Рис. 8.32. Смешно, когда почтенный аббат падает в ручей, да еще при этом рассыпает из-под сутаны карты, – не пристало духовному лицу предаваться азарту. Однако потом он вместе со своим викарием сам посмеется над тем, как основательно перебрал в тот день. Если в в подобной ситуации окажется женщина – это не смешно; это ужасно

 

Глупое поведение означает снижение социального статуса, который определяет доступ к ресурсам. Иными словами, для персонажа анекдота или жертвы розыгрыша он ограничивается, по крайней мере потенциально. Таким образом, человек, над которым подшучивают, имеет сниженный потенциал приспособленности из-за ограниченного доступа к ресурсам.

Очевидно, что женщина не может допустить даже временного, даже гипотетического, снижения своего потенциала приспособленности.

 

Пошутить над кем-то – значит снизить его потенциал доступа к ресурсам 

 

Поэтому шутка над женщиной – это не шутка, а неприкрытое хамство. Например, сталкиваясь в университетском коридоре с бывшим однокурсником, женщина может сказать, хлопая его по животу: «Все мужаешь!» Хотя за прошедшие 30 с лишним лет сама женщина тоже не стала моложе, мужчине и в голову не приходит ответить ей тем же, указав на какое-нибудь возрастное изменение в ее внешности.

Женщины и сами, как правило, не любят шутить! Дело в том, что это рискованное поведение, потому что, как правило, на шутку будет отвечено шуткой. Мужчина, в отличие от женщины, может позволить себе временно оказаться в глупом положении, т. е. понизить свой социальный ранг, а значит, и свою жизнеспособность, оказавшись в смешном положении. Женщина, озабоченная постоянным увеличением ресурсов, в том числе и уровнем социального положения, который обеспечивает ей доступ к витальным ресурсам, не терпит шуток в свой адрес и не шутит сама. Google находит 204 млн картинок «клоун» и только 52 900 картинок «клоунесса» – разница почти в 4000 раз. Очень показательна колоссальная диспропорция в количестве анекдотов о теще и о свекрови. Достаточно попытаться припомнить анекдот о свекрови, чтобы убедиться, что шутки – это форма исключительно мужского поведения. Хотя отношения между невесткой и свекровью конфликтны в той же мере (а может быть, и в большей), что и отношения между зятем и тещей, анекдотов про свекровь типа «Хоронили тещу. Порвали два баяна» не существует. Дело не в том, что женщины не играют на баяне, а в том, что они не склонны шутить.

В рассказе Мопассана «Нормандская шутка» во время свадьбы богатого фермера, который был еще и заядлым охотником, один из гостей крикнул: «Уж и потешатся сегодня ночью браконьеры!» Жених рявкнул: «Не посмеют!», но когда молодые удалились в спальню, в ближайшем лесу раздался выстрел. Потом еще один! Молодой муж, пометавшись, несмотря на уговоры жены, все-таки схватил ружье и побежал ловить браконьеров. На рассвете жена подняла людей и только тогда

 

его нашли в двух лье от фермы, связанного с головы до ног, полумертвого от ярости, со сломанным ружьем, в вывороченных наизнанку брюках, с тремя мертвыми зайцами вокруг шеи и с запиской на груди: «Кто уходит на охоту, теряет свое место» [360].

 

Самое примечательное то, что такая жестокая проделка воспринимается потерпевшим всего лишь как шутка. Впоследствии, рассказывая о своей брачной ночи, он прибавлял:

 

Да, уж что говорить, славная это была шутка! Они, негодные, словили меня в силки, как кролика, и накинули мне на голову мешок. Но берегись, если я когда-нибудь до них доберусь! [361]

 

Очевидно несоответствие статуса героя рассказа положению, в котором он очутился. Но такое происшествие, явно сопряженное со снижением приспособленности в широком биологическом смысле (вместо радостей брачной ночи ему пришлось рисковать жизнью и здоровьем, не говоря о возможности – пусть и весьма небольшой – оплодотворения жены другим мужчиной), воспринимается героем рассказа именно как занятный, интересный случай, о котором он любит рассказывать. Временное снижение своей приспособленности герой, как и всякий мужчина, воспринимает как естественное событие: «Сегодня – ты, а завтра – я». Неслучайно он грозит шутникам при случае отплатить сторицей. И они воспримут каверзу, которую он им приготовит, не как возмездие, а как ответную шутку.

Жена героя рассказа, как и любая женщина, не видит в этой истории ничего смешного; для нее это только трагедия. Женщина, как любая женская особь, не может рисковать даже временным снижением жизнеспособности и всего лишь угрозой такого снижения.

 

Нет, женщина – отнюдь не весела; и если сквозь жизнь она проходит «с улыбкой на устах», то это притворство: она существо серьезное, как смерть. Мы, именно мы, те, иные, бородатые и патлатые, упрямые и гадкие, – олицетворяем смех жизни; мы дорожим этим и во время наших серьезных занятий – машинами и философией, на кафедре и за плугом – мы помним, что под кожей у нас зашиты кости Вечного Шута, которого создал Бог, чтобы на свете было легко и весело.

Карел Чапек

 

Таким образом, можно сказать, что у большинства женщин нет чувства юмора. Напомним, что это способность не обижаться, когда шутят над тобой, в отличие от остроумия – способности пошутить над другим.

 

Шутки – конкурентное поведение мужчин? 

 

Не совсем понятно, зачем мужчины постоянно шутят друг над другом? В чем биологический смысл такого поведения? Почему оно закрепилось в ходе эволюции? Возможно, шутки – это форма межсамцовой конкуренции или же смягченная, ритуализированная форма турниров. Шутить надо, но обижаться на шутки нельзя. В древней Спарте мальчиков специально этому обучали[362].

Британский профессор Сэм Шустер, выйдя на пенсию, купил уницикл – одноколесный велосипед и начал кататься по улицам. Многие прохожие обращали на него внимание и выражали свое отношение к столь необычному поведению. Профессор зафиксировал более 400 реакций, и статистическая обработка результатов дала очень интересные результаты[363].

Во-первых, фактор пола явно влиял на реакцию. Примерно 95 % женщин проявляли интерес, внимание или издавали ободрительные возгласы по поводу лихого наездника. Таким же образом выражали свои эмоции всего 25 % мужчин, в то время как оставшиеся 75 % пытались поднять Шустера на смех, используя фальшивые и агрессивные шутки. Профессора удивили однообразные и предсказуемые реплики мужской половины, в двух случаях из трех сводившиеся к количеству колес его транспортного средства. Ему часто приходилось слышать в спину: «Потерял колесо…?»

Второй фактор, влияющий на реакцию, – возраст мужчин. Мальчики проявляли любопытство и интерес, мало отличаясь от девочек того же возраста. В то же время подростки (11–13 лет) часто вели себя агрессивно и пытались спровоцировать падение профессора с неустойчивого спортивного снаряда – резкими пугающими движениями, криками и даже физическим воздействием. Отклик мужчин постарше чаще был вербальным. Их забавы в основном сводились к уничижающим усмешкам или глумливым рифмовкам.

Снижая социальный ранг другого, человек субъективно повышает собственный, т. е. самооценку. Поэтому шутки над кем-то – мужской половой признак, так как мужчины значительно больше женщин озабочены своим рангом лидерства и независимости.

Кроме того, шутки – форма выявления характера человека. В любом коллективе новички подвергаются шуткам. По реакции человека судят о его характере. Часто шутки переходят в издевательства. Тогда это способ подчеркнуть низший социальный ранг новичка.

Наконец, известно, что рассмешить женщину шуткой – значит расположить ее к себе. Возможно, эта не совсем понятная закономерность тоже побуждает мужчин соревноваться в остроумии.

Как бы там ни было, но они постоянно подшучивают друг над другом. Эта форма рискованного поведения типична для мужчин. Причем почти все их шутки очень примитивны. Например, футболист наступает двумя ногами на товарища по команде, забившего гол и рухнувшего в восторге на газон, а после матча в интервью официальному сайту клуба заявляет, что «хотел добить его». Хорошая мужская шутка.

Часто шуткой называют подчеркивание физических дефектов. Допустим, лысого человека друзья часто называют «Кучерявым». Например, у Льва Толстого в «Анне Карениной» мы читаем:

 

Вронский! – закричал кто-то, когда он уж выходил в сени.

Что?

Ты бы волоса обстриг, а то они у тебя тяжелы, особенно на лысине.

Вронский действительно преждевременно начинал плешиветь. Он весело засмеялся, показывая свои сплошные зубы, и, надвинув фуражку на лысину, вышел и сел в коляску [364].

 

А ведь это разговаривают офицеры лейб-гвардии, элита тогдашнего русского общества! Как видим, шутки у этих офицеров вполне солдатские, точнее, мужицкие, а еще точнее – мужские.

 

Для мужчин типично постоянно шутить 

 

Мы видим, что подшучивание – это еще и знак принадлежности к одному сообществу. Над посторонними людьми, как правило, не шутят – это будет означать проявление враждебности, возможно, даже провокацию открытого противостояния и агонистического контакта – драки. Подчеркнуть плешивость может приятель, но никак не незнакомец. В повести Вадима Шефнера «Счастливый неудачник»[365] мальчик потерял ногу, попав под трамвай. Естественно, он стал чуждаться дворовых товарищей. Это продолжалось до тех пор, пока один из мальчишек не сказал ему, сидевшему на скамейке: «Подвинься! Расселся, черт одноногий». Это формально грубое и бестактное обращение сразу же сломало границу, возникшую после увечья между мальчиком и другими детьми. Эта фраза продемонстрировала, что он – свой.

Стремление пошутить у некоторых мужчин становится ведущей потребностью, определяющей их поведение в большинстве ситуаций. «А все-таки вы ко мне хорошо относитесь, потому что я часто даю вам возможность сострить», – говорит персонаж романа С. Моэма «Луна и грош»[366]. Существует довольно много мужчин, о которых сказано, что ради красного словца они не пожалеют матери и отца. Таким, например, раскрывается С. Довлатов в своих литературных произведениях.

Сандро Боттичелли «шутки ради обвинил перед викарием одного своего приятеля в ереси: он придерживается мнения эпикурейцев, что душа умирает вместе с телом»[367]. Такое обвинение во Флоренции времен Лоренцо Великолепного было очень серьезным. Например, в 1498 г. был сожжен обвиненный в ереси доминиканский монах Джироламо Савонарола. По счастью, приятель оказался человеком сильным духом – иначе репутация знаменитого живописца была бы сильно испорчена – и заявил перед судьей: «Я действительно такого мнения относительно души Сандро, потому что он животное». Примечательно, что биограф пишет: «Сандро был человек очень приятный и любил пошутить с учениками и друзьями». Иначе говоря, рассказывая об этом случае, он вслед за самим художником видит в этой истории только шутку, но ни в коей мере не ложный донос и не попытку погубить человека.

 

Женщины любят посмеяться, но не пошутить 

 

Чтобы организовать шутку, мужчина может потратить много времени и энергии (которые женщина потратила бы на увеличение своей жизнеспособности). Например, шутка над печником Егорушкой, описанная Вадимом Шефнером в «Сестре печали»[368], потребовала от шутника изрядной беготни. Более того, в результате этой шутки ее организатора хотели «не то судить, не то просто гнать с работы». Но никакой риск снижения жизнеспособности не остановит мужчину, затеявшего хорошую (по его мнению) каверзу.

Потребность мужчины шутить бывает настолько сильной, что порой его не останавливает и прямая угроза собственной жизни. Например, персонаж Фазиля Искандера Колчерукий дошутился до того, что некий князь, которого тот многократно обвинил (конечно, в форме шутки!) в сексуальных контактах с козами, стрелял в него из револьвера:

 

Потом у него спрашивали, почему он после первого оскорбления продолжал дразнить князя.

Уже не мог остановиться, – отвечал Колчерукий [369].

 

Конечно же, никакая женщина не станет рисковать своим здоровьем ради удовольствия над кем-нибудь посмеяться, а для мужчин это – обычное дело (рис. 8.33).

 

Рис. 8.33. Стремление пошутить у некоторых мужчин становится ведущей потребностью, в большинстве ситуаций определяющей их поведение. Возможно, было бы разумнее воздержаться от шуток в дипломатической переписке, но уж больно хотелось

 

Женщины не креативны?

 

Избегание женщинами рискованного поведения проявляется и в том, что они менее креативны, чем мужчины. Сразу же подчеркнем, что нет никаких оснований говорить о меньших творческих способностях женщин (мы понимаем творчество как создание чего-то действительно нового). Как и общие интеллектуальные способности, творческие распределяются в человеческой популяции очень неравномерно. Наряду с исключительно одаренными людьми встречаются исключительно примитивные, неразвитые умы. Мужчин больше, чем женщин, среди тех и других (см. главу 3). Но есть существенное различие между способностями и их реализацией.

В детском саду детям предлагали придумать, как можно использовать кирпич. Кто-то из мальчиков сказал, что можно построить дом. Девочки подхватили: стену, гараж, завод, маленький домик и т. д. Когда тема строительства была исчерпана, наступила пауза, пока какой-то мальчик не сказал, что кирпичом можно вымостить дорогу. Опять девочки подхватили: улицу, дорожку, площадку, Дворцовую площадь и прочее. Следующую область применения (подпереть что-то) опять открыл мальчик, а девочки плодотворно развили эту тему. Таким образом, уже в самом юном возрасте проявляются различия в смелости выдвижения новых идей. Ведь любое высказывание – это риск, так как можно сказать нечто такое, что назовут глупостью.

 

Предлагать новое означает рисковать. Риск – не для женщин 

 

С возрастом осторожность женщин в выдвижении новых идей отнюдь не ослабевает. Очень важно то, что креативность определяется количеством идей, а не их качеством. Часто обнаруживается, что многие идеи, приходящие людям в голову, глупые или чужие. Даже та мысль, которая потом окажется правильной, новой и полезной, никогда не появляется, как Афина из головы Зевса, – зрелой, в полном вооружении, во всем своем блеске, могуществе и славе. Новорожденная мысль – это даже не беспомощный младенец и не неведомая зверушка, а нечто бесформенное. Придать ему некий пристойный вид можно, только неоднократно переписывая формулировки, переделывая логические построения и перемещая факты между категориями «существенное» и «случайное». Всю эту работу человек, конечно, делает за письменным столом, перед компьютером. Но когда мысль приобретает уже определенную оформленность, ее надо «вывести на люди», т. е. написать статью, выступить с докладом. Это совершенно необходимо, так как человек, как и всякий родитель, необъективен по отношению к своему детищу и совершенно бессознательно не замечает его недостатков. Поэтому нужно этот продукт представить на суд коллег.

Слушатели с удовольствием укажут автору на источники XIX в., в которых говорится то же самое, хотя и с использованием другой терминологии (да, крылатая фраза «Все уже украдено до нас» справедливо описывает положение дел не только в материальном мире, но и в мире идей). Критики назовут фундаментальные законы, которые нарушает мысль автора, покажут методологическую сомнительность и явные методические ошибки работы. Все это заставит автора идеи пересматривать, переделывать и отчетливее формулировать свои мысли. В конечном счете после неоднократных переделок может получиться нечто действительно новое и полезное.

Но сам процесс критики довольно болезнен. Социальный ранг публично критикуемого человека понижается, что для него означает уменьшение возможного доступа к ресурсам, т. е. уменьшение приспособленности. Если мужчина может сравнительно легко перенести временное снижение своего социального ранга, то для женщины это неприемлемо.

 

Рис. 8.34. Спор Иисуса с фарисеями первоначально был чисто научной дискуссией. «Человек для субботы или суббота для человека?» – вопрос богословский (богословие – это же наука). Судя по тому, что на картине Рубенса изображена Мария Магдалина, в этот момент обсуждается этический и юридический вопрос: «Достоин ли раскаявшийся преступник снисхождения или человека нужно судить по его делам, независимо от того, как он относится к собственным поступкам?» Любой научный диспут заканчивается, как правило, уменьшением жизнеспособности одной из сторон

 

Сказать глупость женщина не может, следуя принципу нерастраты ресурса. Она не может себе позволить оказаться в глупом положении. Поэтому женщины, делающие научные сообщения, предельно осторожны в формулировках. Даже излагая только что полученные экспериментальные результаты, женщины тщательно стараются не перейти некую границу допустимой новизны. Всякая новая мысль или новая формулировка тут же разбудит дремлющих слушателей и вызовет немедленную критику, что чревато снижением социального ранга, т. е. уменьшением жизнеспособности субъекта. Любой диспут – это риск (рис. 8.34).

Конечно, научные дискуссии редко заканчиваются казнью одного из диспутантов, хотя начиная с Сократа такое порой случается. Но и чисто академическую критику недаром называют иногда «уничтожающей». У проигравшего диспут, т. е. человека, который не смог убедить его участников в том, что он придумал нечто новое и полезное, сильно понижается социальный ранг, в том числе уменьшается и возможность доступа к ресурсам – грантам. Если мужчина всегда надеется отыграться, выступив еще раз, то женщина и одного-то своего поражения не может допустить, даже если ей всего лишь процитируют М. Булгакова: «Вы, профессор, воля ваша, что-то несуразное придумали. Оно, может быть, и умно, но уж больно непонятно»[370]. Поражение для нее совершенно неприемлемо. Женщина не может допустить, чтобы над ней потешались.

Поэтому женщины стараются не рисковать и не выдвигать новые идеи. Еще раз подчеркнем, что их низкая креативность – отнюдь не следствие недостаточных способностей к творчеству; она лишь естественно вытекает из избегания риска, которое является следствием огромной – много большей, чем у мужчин, – ответственности женщин перед будущим биологического вида. Женщина не торит новые тропы, но уже проложенную тропинку может превратить в широкую дорогу не менее успешно, чем мужчина.

 

Разным энергетическим вкладом в воспроизводство обусловлены такие особенности женщин в когнитивной сфере, как низкая агрессивность, обидчивость, низкая креативность и болезненная реакция на подшучивание 

 

В очередной раз напомним, что психологический пол – количественный признак. Поэтому встречаются люди с поведением, типичным для противоположного пола. Например, Карен Хорни не побоялась в 1939 г. опубликовать книгу «Новые пути в психоанализе»[371], содержащую критику ортодоксального психоанализа. За это ее исключили из Американской психологической ассоциации. Заметим, что основная новизна взглядов Хорни на учение Фрейда заключалась в том, что на человеческую личность влияют не только врожденные потребности и детские впечатления, но и многочисленные социальные факторы.

Надо подчеркнуть, что несклонность женщины к выдвижению новых идей вовсе не означает, что все мужчины предрасположены к творческому поиску. Во-первых, далеко не все, а во-вторых, большинство создающих новое предлагают сущую ерунду, полную чушь и несусветную ахинею. Просто мужчина более ригиден, и мнение окружающих ему не указ.

Таким образом, женщины зачастую не реализуют свой равный мужскому творческий потенциал, так как творчество – дело рискованное, а рисковать собой они не могут. Кроме того, причина этого также в высокой пластичности женского поведения, а точнее, в недостаточной ригидности мышления.

 

Асоциальность женщины?

 

Следствием естественного эгоцентризма женщины, как мы уже говорили, становится ее асоциальность. Как правило, это утверждение вызывает сильные возражения, поскольку, к примеру, склонность женщин к осторожным решениям часто делает их лучшими руководителями, чем мужчины, а в такой форме социальной активности, как посредничество и медиаторство (область практической психологии), они тоже действуют значительно эффективнее. Наконец, обращаясь к мифологии, мы обнаруживаем социальные функции у некоторых женских божеств.

Люди предпочли Афину Посейдону в качестве покровительницы города и государства (за что он обиделся и попытался ей отомстить[372]). А покровительницей семьи и дома у греков была Гестия. Предпочтение женских качеств мужским при выборе покровителя сначала кажется странным. Покровитель – это в первую очередь защитник, и он должен обладать силой для отражения внешних угроз. Но главная угроза любому сообществу исходит не извне, а изнутри. Совершенно справедливо отметил это Геродот (VIII: 3):

 

Распри в своем народе настолько же губительнее войны против внешнего врага, насколько война губительнее мира.

 

Через полтысячи лет ту же мысль, но в более поэтичной форме повторили евангелисты. Например, Матфей пишет (12:25):

 

Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.

 

Становится понятным выбор женщины, а не мужчины на роль покровителя, который должен быть в первую очередь не защитником, а медиатором.

 

Девственность социальных богинь означает их личное одиночество 

 

Женщина гораздо лучше и эффективнее мужчины будет поддерживать равновесие между интересами членов семьи или государства, не допускать разрастания конфликтов, препятствовать самому их возникновению и не позволять, чтобы неизбежные противоречия интересов отдельных людей и группировок достигали опасного для сообщества уровня.

 

Рис. 8.35. Девушки дружат только до тех пор, пока не выйдут замуж. Социальная активность женщины резко падает после того, как она обзаведется собственной семьей. Музы и грации никогда не имели ни мужей, ни любовников

 

Но как примирить эту важнейшую социальную функцию женщины с имманентно присущим ей эгоцентризмом? Древние создатели мифов просто решили эту проблему: женщина-дева!

Причем девственность была не просто одним из свойств социальных богинь, а ключевой особенностью, определяющей их функцию. Парфенон в переводе с греческого означает «Дом Девы».

И Артемида, и Афина, и Гестия никогда не имели ни мужей, ни любовников. Не было у них, соответственно, и детей, поэтому они могли всю свою энергию тратить на интересы сообщества, к которому принадлежали (рис. 8.35).

 

Рис. 8.36. Гера – покровительница моногамного брака. Бόльшую часть своего времени она занята преследованием любовниц и бастардов своего мужа. Это поведение типично для любой женщины, которая в рамках К-стратегии заинтересована в том, чтобы супруг тратил все добываемые ресурсы на обеспечение только ее потомства. Поэтому ненависть к другим женщинам, попадающим в близкое окружение мужа, – характерная черта К-стратегов. Она свойственна и Гере, хотя никто не мог стать конкурентом для нее как супруги верховного бога, а ее собственные дети давно стали взрослыми и самодостаточными, да и относилась она к ним очень прохладно

 

У народов всего мира есть сказка о злой мачехе, от которой страдает падчерица. Но злая мачеха – не злой человек. Просто она заботится об интересах своих детей. Интересы заключаются в приоритетном доступе к ресурсам. Поскольку чужие дети составляют прямую конкуренцию собственным, они подлежат уничтожению (рис. 8.36).

Не только греки, но и римляне избрали покровительницей государства девственную богиню. Греческую Гестию они назвали Вестой, которая стала покровительницей и семьи, и всего государства. Во многих других религиях мы обнаруживаем среди верховных божеств не просто женское божество, а именно деву. Даже у кочевников-скифов была богиня, которую эллины отождествляли с Артемидой. Нам ближе всего, конечно, Пресвятая Дева. Богородица и Приснодева – этими двумя именами исчерпывается все каноническое учение о ней. Приснодева – вечная дева, т. е. она сохраняла невинность до рождения Иисуса, во время рождения и после него. Зачем и православная, и католическая церковь настаивают на том, что Богородица является и Приснодевой? Только потому, что люди так не могут? Но можно было бы описать какие-то другие проявления ее сверхчеловеческой сущности, например преображение, левитацию, трансмутацию, исцеление больных, воскрешение мертвых и прочие чудеса. Но Библия не сообщает больше ничего, кроме того, что она Приснодева.

 

Рис. 8.37. Богородица – не только мать своего сына, но и, будучи Приснодевой, по-матерински любит всех верующих в нее Молитва пред иконой «Утоли моя печали»: Надеждо всех концев земли, Пречистая Дево, Госпоже Богородице, утешение мое! Не гнушайся нас, грешных, на Твою бо милость уповаем, в нас пламень и покаянием ороси изсохшая сердца наша, очисти ум наш от греховных помыслов, приими мольбы, от души и сердца со воздыханием Тебе приносимые. Буди о нас ходатаица к Сыну Твоему и Богу, и отврати гнев Его матерними Твоими молитвами (выделено мной – Д. Ж.) , душевныя и телесныя язвы исцели, Госпоже Владычице, утоли болезнь души и тела, утиши бурю злых нападений вражеских, отъими бремя грехов наших, и не остави нас до конца погибнути, и печалию сокрушенная сердца наша утеши, да славим Тя до последняго издыхания нашего. Аминь

 

Это качество необходимо, и его достаточно для утешения всех верующих. Ведь таким образом, несмотря на то что она имела сына, Богородица по-матерински заботится и обо всех верующих в нее. В Библии Богородица называется защитницей, заступницей, помощницей и посредницей (рис. 8.37).

В молитве к Спасителю уместно просить только о спасении души. Во всяком случае, – в первую очередь и главным образом. А со всеми нашими мелкими повседневными нуждами уместнее обращаться к Богородице.

Итак, противоречие между эгоцентризмом женщины как будущей матери и пластичностью и мягкостью ее поведения, что делает женщину потенциально отличным руководителем, устраняется допуском на социальные должности только девственниц. Так и было в России на границе XIX и XX вв. На государственную службу не принимали не только замужних женщин, но и вдов, так как у них могут быть дети и любовники. Наличие близких отвлекало бы женщину от выполнения ею должностных обязанностей. Одинокая женщина заботится только о себе, а собственное благополучие зависит только от ее карьерных успехов[373]. Подобной логикой руководствовались и в некоторых восточных империях, в которых бюрократический аппарат формировали почти исключительно из евнухов. Современные женщины идут по узкой тропинке, стараясь быть хорошими женами и матерями и в то же время сделать карьеру. Пожелаем им успеха.

Другим интересным различием является бόльшая влиятельность женщин. «Если дамы на твоей стороне, совершенно неважно, кто против тебя», – отметил Артур Конан Дойл. Отношение к Екатерине II, приехавшей в Россию в качестве дочери прусского генерал-майора, было поначалу холодно-пренебрежительным и даже презрительным. Вот как она описывает свое поведение, которое помогло изменить отношение общества к ней:

 

И в торжественных собраниях, и на простых сходбищах и вечеринках я подходила к старушкам, садилась подле них, спрашивала о их здоровье, советовала, какие употреблять им средства в случае болезни, терпеливо слушала бесконечные их рассказы о их юных летах, о нынешней скуке, о ветрености молодых людей; сама спрашивала их совета в разных делах и потом искренно их благодарила. Я знала, как зовут их мосек, болонок, попугаев, дур; знала, когда которая из этих барынь именинница. В этот день являлся к ней мой камердинер, поздравлял ее от моего имени и подносил цветы и плоды из ораниенбаумских оранжерей. Не прошло и двух лет, как самая жаркая хвала моему уму и сердцу послышалась со всех сторон и разнеслась по всей России. Самым простым и невинным образом составила я себе громкую славу и, когда зашла речь о занятии русского престола, очутилось на моей стороне значительное большинство [374].

 

Непонятно, действует ли это правило в современном обществе, в котором женщины работают наравне с мужчинами. Другими словами, является ли бόльшая влиятельность женщин половой особенностью их поведения или же гендерной, т. е. обусловленной социальными причинами? Кроме того, независимо от соотношения биологических и социальных факторов в формировании этого различия неясны поведенческие и психологические механизмы такого влияния.

И, наконец, следует еще раз напомнить, что поведенческий пол является количественным признаком. Описанные в этой главе закономерности справедливы при сравнении больших групп мужчин и женщин. Среди мужчин встречаются люди с типично женскими особенностями психики и поведения, а среди женщин есть обладательницы типичных мужских черт. Не хочется в качестве примера рассматривать женщин-политиков или женщин-администраторов. Как правило, они не вызывают симпатии. Обратимся к биографии жены Ф. М. Достоевского Анны Григорьевны, урожденной Сниткиной.

Прежде всего отметим, что не идет речь о мутации Морриса, так как А. Г. родила несколько детей, двое из которых дожили до зрелого возраста, следовательно, была полноценной женщиной. Но поведение А. Г. было, несомненно, мужским. В 16 лет она собирала квартирную плату с жильцов домов, принадлежавших ее матери. Чтобы «выбивать» долги, нужно проявлять не пластичность, свойственную женщинам, а прямо противоположное свойство – жесткость.

В 19 лет А. Г. окончила курсы стенографии и стала работать стенографисткой на публичных лекциях, проявив несвойственную женщинам середины XIX в. социальность. Ее рекомендовали Ф. М., который опаздывал со сдачей рукописи в срок. После месяца диктовки Достоевский сделал ей предложение, которое было принято. 20-летняя девушка вышла замуж за 44-летнего эпилептика, бывшего каторжника, человека без постоянного дохода, с большими долгами, да еще считавшего своим долгом содержать родственников: семью покойного брата и пасынка, который к тому же и жил вместе с Ф. М. Заметим, что и славы, пришедшей к писателю к концу жизни, у него тогда еще не было.

А. Г., соглашаясь стать женой старого, больного и нищего каторжанина, даже не потрудилась как следует познакомиться с ним. Чтобы узнать человека, надо как минимум вызвать его на разговоры.

 

Рис. 8.38. Портрет Ф. М. Достоевского работы Василия Перова. Прежде чем начать писать, художник две недели ходил в гости к писателю и вел с ним долгие беседы, чтобы понять его характер. Анна Григорьевна приняла предложение выйти замуж, не потрудившись даже толком узнать жениха

 

Так поступил, к примеру, Василий Перов, который, прежде чем писать портрет писателя, две недели ежедневно ходил к нему в гости и вел долгие беседы – и все только для того, чтобы поймать типичное для Ф. М. выражение лица (рис. 8.38). За месяц знакомства у А. Г. просто не было времени для разговоров, так как утром она стенографировала, а после обеда расшифровывала свои записи. А ведь А. Г. предстояло не портрет написать, а жить бок о бок с этим человеком!

Тем не менее супруги жили благополучно. А. Г. проявляла исключительную – на этот раз типично женскую – терпимость к обнаружившемуся еще одному пороку Ф. М. – к игре в рулетку. Постепенно она привела в порядок денежные дела Ф. М., стала не только его секретарем, но и менеджером и фактическим издателем. В делах она проявляла исключительную хватку и решительность. Типичен такой случай. Один издатель заключил с Ф. М. договор, согласно которому все права на произведения писателя переходят к нему, если очередная рукопись будет сдана с опозданием. Желая обмануть Ф. М., издатель в последний день (Достоевский всегда тянул до последнего дня) ушел из дому и отпустил всю прислугу. Пришедший с рукописью Ф. М., не добившись ответа на свои звонки и стук в дверь, вернулся домой, конечно расстроенный и растерянный. Тогда А. Г. взяла рукопись, отправилась к околоточному надзирателю, заставила того зафиксировать в присутствии понятых, что господин издатель отсутствовал дома такого-то числа, но рукопись, согласно договору, была доставлена в срок. Так А. Г. спасла Ф. М. от пожизненной кабалы.

После смерти Достоевского Анна Григорьевна отвергла предложение царского дома воспитать их детей за казенный счет, проявив нехарактерную для женщины гордость – приоритет независимости перед материальным благополучием.

Вот такие женщины бывают в русских селеньях!

Поскольку поведенческий и психический пол является количественным признаком, то существование женщин с необычным поведением отнюдь не опровергает общей закономерности половых различий в поведении. Из разного энергетического вклада двух полов в производство потомков вытекают следующие особенности:

• ригидность мужской психики и пластичность женской;

• аналитичность мужского интеллекта и склонность к гештальт-восприятию женского;

• вербальность женщин;

• пространственное мышление мужчин;

• эгоцентризм женщин;

• избегание женщинами риска, что проявляется в низкой агрессивности и креативности, обидчивости и болезненной реакции на подшучивание.

 

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 256; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!