Глава 1. Бумажная филигрань – «квиллинг»



Санкт-Петербургская академия постдипломного

педагогического образования

Центр Дошкольного Образования

 

Тема: «Занятия квиллингом детей

Старшего дошкольного возраста».

Зачетная работа слушателя КПК

«Педагогические новации

художественно-творческого

развития дошкольников»

Георгиевой Елены Александровны,

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. «Бумажная филигрань – квиллинг».

1.1. История квиллинга.

1.2. Бумага для квиллинга.

1.3. Оборудование:

а) специальное

б) дополнительное.

1.4. Техника квиллинга.

Глава 2. «Занятия квиллингом в старшей группе».

Список литературы.

Приложение:

Приложение 1. Виды работ по квиллингу.

Приложение 2. Изготовление бумаги для квиллинга.

Приложение 3. Техника квиллинга.

Приложение 4. Техника квиллинга композиции (цветка).

Приложение 5. Перспективное планирование.

Введение

В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.

Я считаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и моими личными наблюдениями из практики. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Изучением мелкой моторики детей дошкольного возраста занимались многие как зарубежные, так и отечественные педагоги: - М. Монтессори, Е. Косённова, В. Солнцева, В. Елкина, Л. Левина и многие другие.

Учитывая важность этой проблемы, считаю целесообразным вести работу в этом направлении. Для этого в работе использую – игры с палочками и цветными спичками, пальчиковые игры, упражнения с мозаикой и мелким конструктором, рисование по трафаретам и с использованием фигурной линейки, штриховки разной сложности, лепку с природным материалом, различные виды аппликации, графические диктанты и т. д... Все эти виды работ, их техники уже давно известны и мне хотелось найти, что-нибудь новое, необычное, интересное. Работая с литературой, познакомилась с такой техникой обработки бумаги, как бумажная филигрань – «квиллинг». На мой взгляд, эта техника удивительна, с её помощью можно получить различные шедевры, напоминаю­щие «тонкую кружевную паутинку», за одну две минуты из радуги полос корейской бумаги можно создать двух - трёхмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, соединяясь и перетекая друг в друга, создают каскад фигур, листьев цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника. (см. приложение 1)

Техника квиллинга заключается в на­кручивании и моделировании с помо­щью маленького инструмента (шила, зубочистки…), бумажных полосок шириной в несколько милли­метров. И с помощью метода специ­альной обработки, который будет вам в дальнейшем представлен, можно со­здать самые различные композиции. Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.   

Целью своей работы, исходя из выше сказанного, ставлю: научить детей новой техники обработки бумаги – квиллингу, в свободное от занятий время.

Думаю, что обучение у детей старшей группы будет происходить более эффективно при условии:

· систематической и последовательной работы с детьми, постепенно усложняя уровень выполнения работ.

· Совместной работы детского сада и семьи по освоению квиллинга.

В результате этого ставлю задачи:

а) познакомить детей с новым видом конструирования – квиллингом, научить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу) и из них составлять различные композиции. (от простых до более сложных)

б) через занятия квиллингом повысить уровень развития моторики, мышления, внимания, памяти, творчества.

в) в процессе работы воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении, эстетику, интерес.

в) провести с родителями мастер – класс.

г) оценить результаты проведённой работы с детьми. (оформить выставку работ)

 

Глава 1. Бумажная филигрань – «квиллинг»

 

История квиллинга

Бумажная филигрань — старинная техника обработки бумаги, распро­страненная и в наше время во многих европейских странах и в Соединенных Штатах, где получила название «квиллинг». У квиллинга длинная история: фи­лигранная обработка бумаги была из­вестна еще древним египтянам, кото­рые в качестве основного материала использовали папирус, также это ис­кусство было известно на Среднем Во­стоке и в Китае. Во Франции и в Ита­лии бумажная филигрань начиная с XVI века, использовалась монахами для украшения и обрамления священ­ных образов, как скромный замени­тель золотой и серебряной филигра­ни. Из этих стран искусство бумажной филиграни распространилось в Анг­лии, первоначально активно практи­куясь в знатных домах времен Стюар­та, чтобы в дальнейшем утвердиться вплоть до викторианского периода. Специализированные журналы пред­ставляли технику квиллинга и различ­ные проекты с подробными объясне­ниями: классические предметы для декора, коробочки для чая и для ин­струментов, «грелки» на чайник, раз­личные шкатулки и корзины. Даже проводились настоящие учебные курсы по квиллингу в самых элитных школах. Ценительницами это­го искусства счита­ются такие коро­нованные особы, как дочь Георга III Элизабет, которая, го­ворят, подарила своему врачу ширму, выполненную в технике квиллинга, королева Мария и царица Александра, которые коллекциониро­вали его образцы, а также такие ин­теллектуалы, как Джейн Остен и сест­ры Бронте. Из Англии квиллинг перекочевал в Северную Америку с колонизаторами, и здесь в первой половине XIX века некоторые столя­ры-краснодеревщики изготавливали коробочки и шкатулки с вставленны­ми стенками, декорированными в тех­нике бумажной филиграни, как если бы речь шла о мозаике. Эту необыч­ную обработку и называют мозаикой. Начиная с конца XIX века популяр­ность квиллинга постепенно пошла на убыль, почти до полного забвения, чтобы снова возродиться в наши дни в более современной форме, но с оча­рованием и изысканностью, не усту­пающими тем, что были в прошлые века. У этой техники много поклон­ников во всем мире. В Англии в 1983 году был создан «Квиллинг союз Анг­лии», настоящая корпорация квил­линга, которая получает письма со всех континентов. По ее инициативе в 1992 году был организован Первый Международный фестиваль квиллин­га, во время которого можно было полюбоваться старинными изделия­ми и современными творениями. По квиллингу проводились две круп­ные выставки: первая в 1927 году в Лондоне, другая — в 1988 году в Нью-Йорке, в Флориан-Папп Гале­рее, где были выставлены на продажу настоящие шедевры.

 

Бумага для квиллинга.

Сегодня большинство практикующих квиллинг пользуются уже нарезанными бумажными полосками, которые упа­ковывают в пачки, содержащие раз­ные цвета. Их можно приобрести в специализированных галантерей­ных магазинах. Ширина полосок — 2, 3, 5, 10 мм.

♦ Бумага для квиллинга хорошего каче­ства не должна быть ни слишком лег­кой, ни слишком тяжелой, должна лег­ко накручиваться и потом равномерно приоткрываться и сохранять заданную форму. Слишком легкая бумага не от­крывается легко, а бумага плохого каче­ства хорошо не закручивается.

♦ Хотя эта бумага светостойкая, луч­ше избегать попадания прямых сол­нечных лучей на работы, выполнен­ные в технике квиллинга.

♦   Можно покрывать бумагу для квиллинга лаками, золотистыми или серебристыми аэрозолями, хорошо расправляя полоски для окрашива­ния по всей длине и закрепляя их по краям. В продаже имеется уже позо­лоченная и посеребренная бумага.

♦ В продаже есть и чистая бумага для квиллинга, выполненная из пергамен­та, которая, как правило, имеет нежные пастельные цвета и позволяет выпол­нять очень изысканные и необычные работы в технике квиллинга.

Бумагу для квиллинга можно нарезать самим. (см. приложение 2).

 

Оборудование

А) Специальные инструменты

Специальных инструментов для квиллинга относительно немного, и их можно найти магазинах. Работать с этими инст­рументами несложно.

♦ Машинка для нарезки бахромы.

 Нужна для того, чтобы выполнять на полоске бумаги тончайшие равно­мерные нарезки, одну рядом с другой. Машинка очень удобна, поскольку, используя вместо нее ножницы, вы потратите больше времени и труда, не добившись столь же точного ре­зультата. Она необходима для созда­ния зубчатых краев листьев и венчи­ков для таких цветов, как ромашка.

♦ Столик для квиллинга.

 Облицованный прямоугольный стол из пробкового дуба, на поверх­ности которого имеется ряд отверстий разного диаметра (для получения бу­мажных рулончиков одинакового раз­мера) и треугольное отверстие для подручных инструментов.

♦ Столик для монтажа

Столик из пробкового дуба или тя­желого картона, на котором фиксиру­ется проектный образец (или копия, снятая с него), покрывается ацетат­ным листом; на нем собираются раз­личные изделия в технике квиллинга.

♦ Намоточные катушки

Снабжены на конце шляпкой, имеющей в центре валок, рифленный

по всей длине, в него пропус­кается бумага, которую следует на­кручивать в виде рулончиков. Валок должен быть такого же размера, как бумага для работы (в основном 2-3 мм, 3-5 мм, 1 см). Эти приспособ­ления можно сделать самим, если вставить в деревянную рукоятку иголку с ушком, оставленным снару­жи и обрезанным на конце для того, чтобы оно оставалось открытым.

♦ Пинцеты

В квиллинге применяются такие же, как и в филателии: с коническими концами и с плоскими. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.

♦ Булавки

Следует отдавать предпочтение тем, что с большой головкой.

♦ Линейка, карандаш, циркуль и калька.

Для создания геометрических форм.

♦ Ножницы

Для отделки, желательно хорошо заточенные.

♦ Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.

♦ Специальный клей для дерева.

 Разводится таким образом: 60% клея и 40% воды. Хорошо разме­шивается и оставляется до начала работы на 24 часа.

♦ Зубочистки и ватные палочки.

 Для нанесения клея на склеи­вающиеся поверхности.

♦ Пробойник

Это альтернатива катушкам и в отличие от них он позволяет получать плотные рулончики с очень маленьким отверстием.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 505; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!