Академия; Ликей (перипатетика); Сад.

Киники. Аскесис — истинное желание, то от которого невозможно отказаться. Апайдеусия — умение довольствоваться необходимым. Автаркия — свобода от внешних обстоятельств. Автаркия — независимость, самодостаточность, самоудовлетворенность, умение довольствоваться своим, как бы мало оно ни было, и следующая из нее свобода — цель и кинического аскесиса, и кинической апайдеусии. Они средства. Автаркия -цель.

Киренаики: сенсуализм; гедонизм; эвдемонизм

Гедонизм - учение о наслаждении, мироощущение и мировоззрение, в котором чувственное наслаждение, удовольствие от жизни составляют основной мотив, цель и оправдание нравственного поведения

эвдемонизму - учение о счастье.

Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания.

Мегарики: тождество бытия и мышления; софизмы.

Общие понятия как истина. Единичные вещи как неистинные. Софизмы-рациональные доказательства неистинности эмпирического познания. Представители мегарики стремились соединить учение элеатов о едином бытии с высшим понятием сократовской этики - понятием блага. Они утверждали, что все существующее есть благо, все противоположное благу мегарики отвергали, считая, что оно не существует. Мегарики стремились понять сущность процессов в природе с помощью применения понятия предельной общности к многообразию вещей. В своих положениях они влотную подошли к диалектическому закону перехода количества в качество. В учении мегариков значительное место занимало исследование проблемы отношений логического следования.

Эйдос, Демиург, парадигма, хора.

Эйдос - идея

Хораэто то место, в котором происходит переход от умозрительного к материальному, где идея отпечатывается в материи, это место, позволяющее осуществиться материализации идеи.

 

Общепринятый подход к проблеме космогенезиса у Платона подразумевает вмешательство бога-демиурга в некоторое априорно заданное состояние хоры которое само по себе является неумопостигаемым. Созерцая парадигму демиург физически упорядочивает эту самую хору в результате чего космос и обретает те зримые и мыслимые черты которые даны каждому человеку в чувственном восприятии.

Анамнесис; миф о пещере; миф о колеснице.

В мифе о пещере рассматривается картина человеческого познания мира. В мифе о колеснице философ описывает свое представление о душе человека как о вознице, который управляет колесницей. При этом белый конь - благородные чувства, а черный олицетворяет собой низменные страсти.

Четыре причины; гилеморфизм; Перводвигатель; энтелехия.

Четыре причины : сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина); материя и подлежащее (субстрат) — то, из чего что-либо возникает (материальная причина); движущая причина, начало движения; целевая причина — то, ради чего что-либо осуществляется.

 

Гилеморфизм — восходящее к аристотелизму учение о материи и форме, согласно которому материя является чисто пассивным началом и приобретает определённый вид благодаря нематериальной форме, формы, актуализируя косную материю, создают всё многообразие материальных способов и видов бытия — от неорганического мира до высшей ступени природного бытия — человека, формой и сущностью которого является нематериальная и потому бессмертная душа.

 

Перводвигатель. Бог Аристотеля — «перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований.

Энтелехия (греч. enteléecheia — осуществленностъ, от entelés — законченный и écho — имею), одно из центральных понятий философии Аристотеля, выражающее единство четырех причин, или основных принципов бытия, — материи, формы, действующей причины и цели.

Экономия; полития.

Полития территория, контролируемая определенным носителем власти в данный момент. Полития - это "правильная демократия". Демократия у Аристотеля, в отличии от царской власти, - власть группы людей.

Академия; Ликей (перипатетика); Сад.

Академия, название многих научных учреждений, обществ и учебных заведений. Слово «академия» происходит от имени мифического героя Академа (Akademos), в честь которого была названа местность вблизи Афин, где в 4 в. до н. э. Платон читал лекции своим ученикам. В эпоху эллинизма возникли научные общества, приближавшиеся по типу к академии (Александрийский Мусейон, 3 в. до н. э.). На Востоке в средние века наибольшую известность получили «Дом мудрости» в Багдаде (9 в.), «Академия Мамуна» в Хорезме (начало 11 в.), научные общества при обсерваториях в Мараге (13 в.), Самарканде (15 в.). В Европе 15—16 вв. академией назывались различные научные общества Италии, деятельность которых имела преимущественно гуманитарную направленность. В 17 в. возникает ряд научных обществ — академий, ставивших в центре внимания проблемы естествознания. Со 2-й половины 17 в. при поддержке государственных властей начинают создаваться академии как национальные научные центры: Королевское общество в Лондоне (1660), АН в Париже (1666), Прусская АН в Берлине (1700), Петербургская АН (1724) и др. В 1783 — 1841 в России, кроме АН, существовала Академия Российская, занимавшаяся вопросами русского языка и словесности.

 

Ликей, лицей (греч. Lýkeion), древнегреческая философская школа близ Афин, основанная Аристотелем и существовавшая около 8 столетий ( Перипатетическая школа). Своё название школа получила от храма Аполлона Ликейского, вблизи которого находилась гимназия, где преподавал Аристотель в последние годы своей жизни (335—323 до н. э.).

 

Перипатетическая школа (греч. peripatoi - крытая галерея) - по названию помещения гимназии, служившего лекционным залом, - обозначение философской школы Аристотеля, который имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться в Ликее со своими слушателями. Данная галерея и сад, окружавший ее, была куплена Феофрастом и впоследствии завещана им перипатетической школе. Изложение своего учения Аристотель осуществлял здесь. Наиболее известные представители перипатетической школы: Феофраст (положил начало ботанике), Евдем (история астрономии и математика), Аристоксен Тарентский (психологические исследования в духе пифагореизма), Дикеарх (история, география, политика), Стратон из Лампсака (физика и психология), Аристон из Кеоса, Ликон из Троады (риторика), Гераклид Понтийский, Дикеарх, Деметрий Фалерский, Клеарх из Сол, Иероним из Родоса, Сотион из Александрии и др. Период существования перипатетической школы: 4 в. до н.э. - 3 в. н.э. Сочетала организационно-научные и просветительские функции. В первый период развития перипатетической школы (4—1 вв. до н. э.) её главой был сначала Теофраст, затем Стратон из Лампсака; в школу входили Евдем Родосский, Аристоксен Тарентский, Дикеарх Мессинский и др. У перипатетиков этого периода преобладает интерес к отдельным наукам: Теофраст, например, занимался логикой и ботаникой (Лекции Теофраста посещало иногда до 2 тысяч слушателей.), Аристоксен — теорией музыки и т.п. Некоторые ученики Аристотеля в эту эпоху становились естествоиспытателями, историками, географами, теоретиками и историками литературы. Для второго (1 в. до н. э.; Андроник Родосский и др.) и третьего (1—3 вв. н. э.) периодов перипатетической школы характерно издание, редактирование и комментирование сочинений Аристотеля. Перипатетическая школа оказала влияние на платоников, пифагорейцев, стоиков и неоплатоников. В 86 до н.э. после взятия Афин Суллой рукописи Аристотеля были вывезены в Рим, где греческие исследователи Тиранион и Андроник Родосский составили "Свод Аристотеля", комментирование которого в дальнейшем стало главным уделом представителей перипатетической школы. Упадок перипатетической школы связан с переходом исследовательских приоритетов в реконструкции текстов Аристотеля к представителям неоплатонизма.

 

Сад (греч. paradeisos - парк, сад) во многих европейских языках синоним рая как места вечного посмертного блаженства праведников. Представления восходят к упоминаемому в «Авесте» и зороастрийских преданиях месту блаженства и успокоения духа, лучшему из всех мыслимых для человека состояний. По аналогии с райским садом в культуре иранской знати (начиная с Ахеменидов, но также и ранее, у мидян) создавались реальные сады и охотничьи парки в квадратной ограде. Описания таких парков встречаются у Ксенофонта, Ктесия и других греческих авторов. Около города Иерихон находился особенно известный грандиозный дворец с садом (лат. Balsami Paradisus).

 

Основанная Эпикуром в Афинах философская школа («Сад») явилась одним из самых влиятельных духовных течений в эпоху эллинизма наряду со стоицизмом — ее постоянным оппонентом в философских спорах. Наиболее известные представители раннего «Сада» (4—3 вв. до н. э.)— Метродор, Полиен, Эрмарх, Колот, среднего (2—1 вв. до н. э.) — Зенон Сидонский, Федр, Филодем из Гадары. Федр (учитель Цицерона) и Филодем (возможно, учитель Лукреция) перенесли эпикуреизма на римскую почву. Выдающимся достижением римского эпикуреизма явилась поэма Лукреция «О природе вещей» (1 в. до н. э.). Эпикурейская школа просуществовала до середины 4 в. н. э. Новое оживление и распространение эпикуреизма (особенно этики и атомистического учения) происходит в эпоху Возрождения и продолжается в 17—18 вв.; наиболее последовательно идеи эпикуреизма развивал П. Гассенди. Эпикуреизм нередко получал и вульгарное толкование как культ чувственных наслаждений (в Древнем Риме, у философов Возрождения, французских просветителей).

28) Каноника-термин, к-рым в школе Демокрита и Эпикура обозначалось логич. учение. Основы К. заложены Демокритом в недошедшем до нас соч. "Канон" (в трех книгах).

Стоицизм: апатия; атараксия.

Стоицизм – философское направление в рамках раннего эллинизма. Учение о смысловой иррелевантности, то есть о достижении мудрецом смысла жизни, неависимо от физического состояния, если он соединил лектон слова и космоса.

Апатия - способность находиться вне наслаждений и страданий.

Атараксия -  невозмутимость внутреннего состояния внешними воздействиями.

Пирронизм; тропы; эпохэ.

Пирронизм — мысль этого учения в том, что мы не можем познать сущность вещей, а значит не надо и трудиться над этим.

Тропы (греч. tropos — обороты, способы выражения) — принципы, при помощи которых представители античного скептицизма формулировали невозможность объективного познания существующего.

Эпохэ – задержка, приостановка суждения; позитивное, катафатическое отношение к цельности, когда она истолковывается как полнота. Его действие - освещать, прояснять. И не более.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1343; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!