Борьба со сребролюбием длится до самой смерти



По святоотеческому учению, бороться со страстями, в том числе и со сребролюбием, надлежит до самой смерти, не обольщаясь их ослаблением или мнимым исчезновением.

Так, «Древний патерик» повествует: «Рассказывали об одном старце, что он прожил пятьдесят лет, не евши хлеба и не пивши вина, и говорил: я умертвил в себе блуд, сребролюбие и тщеславие. - Авва Авраам, услышав, что он говорит это, пришел к нему и спросил: ты говорил такое слово? Да, - отвечал старец. Авва Авраам сказал ему: вот ты входишь в келию свою и находишь на рогоже женщину; можешь ли не думать, что это женщина? Нет, - отвечал старец, - но я борюсь с помыслом, чтобы не прикоснуться к ней. Авва Авраам говорит ему: итак, ты не умертвил страсть, но она живет в тебе и только обуздана! Далее: идешь ты по дороге и видишь камни и черепки, а среди них - золото; можешь ли ты в уме твоем то и другое представлять одинаково? Нет, - отвечал старец, - но я борюсь с помыслом, чтобы не брать золота. Старец говорит: итак, страсть живет, но только обуздана! Наконец сказал авва Авраам: вот ты слышишь о двух братиях, что один любит тебя, а другой ненавидит и злословит; если они придут к тебе, равно ли ты примешь их обоих? Нет, - отвечал он, - но я борюсь с помыслом, чтобы ненавидящему меня оказывать такую же благость, как и любящему. Авва Авраам говорит ему: итак, страсти живут в тебе, только они обузданы.

Рассуждение в борьбе со страстью сребролюбия

Святые отцы наставляют, что, как и в борьбе с любой страстью, при борьбе со сребролюбием необходима добродетель рассуждения, помогающая не отклоняться с царского, среднего пути добродетели ни вправо, в потакание страсти, ни влево, в крайности ревности не по разуму. «Крайности происходят от подущения душевных врагов. Безрассудно быть пристрастну к деньгам, и нерассудно пренебрегать ими; то и другое худо и ведет не только к смущению, но и даже ко вреду душевному» (преп. Амвросий Оптинский).

Так, мирские люди, имеющие семью, детей, должны заботиться об их материальном благополучии, и разумное обеспечение семьи не будет многостяжанием. Также и подавать милостыню следует с рассуждением, в меру своих возможностей, посильно, и материальных, и духовных, так как не каждый может понести без ущерба для души лишение необходимого для жизни.

Нестяжание

Нестяжание – добродетель, противостоящая сребролюбию, ею побеждается эта страсть, она дарит спокойствие и свободу духа, мир и мягкость сердца, приближает к Богу и ведёт ко спасению. Святые отцы учат, что эта добродетель достигается многими трудами.

Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет о том, что включает в себя нестяжание: «Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши и неге. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на промысл Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа. Безпопечительность. Мягкость сердца».

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!