Что такое «воспоминание» (анамнезис)?



ЦИКЛ БЕСЕД 2 «ЛИТУРГИЯ»

ТЕМА 2.8 «Евхаристия как жертва»

ВОПРОСЫ (ПОДТЕМЫ):

1.Вербное Воскресенье (Цветоносная Неделя). Страстная Седмица.

2.Евхаристия как жертва

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

1.ЕВХАРИСТИЯ(избранные отрывки)

Прот. Сергий Булгаков

http://ivashek.com/fr/texts/theology-texts/papers/926-evkharisticheskaya-zhertva

 

Евхаристия как жертва

Одной из неточностей и неясностей евхаристического богословия является недостаточное установление соотношения между Таинством Причащения и евхаристической жертвой. Одни (протестанты) просто отрицают наличие последней, другие же поставляют Таинство Причащения как бы наряду с евхаристической жертвой как некое ее восполнение. Неточность здесь состоит в том, что Евхаристия и жертва мыслятся в раздельности.

Евхаристия именно и есть жертва, или наоборот, евхаристическая жертва благодарения в свой состав включает, как одну из возможностей, и причащение. Благочестивая же практика выделила, как преимущественный, именно этот последний момент в качестве Таинства Причащения.

Установительные слова Господни содержат не только благодарение и благословение, свойственные жертвоприношению, но и прямое свидетельство о совершаемой жертве: при преломлении хлеба слова: «за вы ломимое» (1 Кор. 11: 24), и о чаше: «Кровь Моя за вас и за многих изливаемая вооставление грехов» (Мф. 26:28; Лк. 22:20), «Кровь Моя Нового Завета» (Мк. 14:24; 1 Кор. 11:25).

Тайная Вечеря есть, прежде всего, жертвоприношение, а в силу того также и причащение, оно и должно быть понятно именно в этой связи. В этом смысле причащение Тела и Крови, — «Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:51), изъясняется в евхаристическом богословии Евангелия от Иоанна, 6-я глава.

В частности то, что Тайная Вечеря приурочена к празднованию пасхи с ее символикой заклания пасхального агнца, как бы мы ни понимали ближайшим образом связь этих обоих свершений, — еще раз подтверждает характер жертвоприношения в соединении с причащением, как установленный Господом: «...Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7). Такова руководящая идея богословия апостола Павла в учении об искуплении Кровию Христовой (Рим. 5:9; 3:25; Еф. 1:7; Кол. 1:14, 20, не говоря уже об учении Послания к Евреям).

Если мы остановимся на построении и тексте Божественной литургии, в них мы находим именно Евхаристию, «жертву хваления», «словесное и бескровное жертвоприношение». Такой ее характер с законченностью выступает в чине проскомидии, благодаря именно тому, что здесь вовсе отсутствует вкушение Агнца, то есть причащение, но зато совершается символическое приуготовление жертвы: «жрется Агнец Божий, вземляй грех мира за мирский живот и спасение». В проскомидии как будто вовсе отсутствует воспоминание оТайной Вечери, черед для которого приходит лишь на литургии верных; здесь же оно, скорее, вытесняется ветхозаветной символикой жертвоприношения. Далее, само освящение Святых Даров на литургии с ее молитвами — имеет характер совершаемого жертвоприношения как преданного нам от Господа: «служебныя сея и Бескровныя Жертвы священнодействие», в котором вместе с литургисающим иереем («сподоби принесенным Тебе быти мною, грешным и недостойным рабом Твоим, Дарóм сим») Сам Христос есть «приносяй и приносимый, приемляй и раздаваемый» (молитва на херувимской). «Святое возношение» приносится как «милость мира (мирная жертва), жертва хваления», — «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Это жертвоприношение связуется и с воспоминанием обо всем бывшем наТайной Вечери, а далее и с причащением, включаемым в жертвоприношение.

Итак, самое новозаветное из всех таинство, именно Причащение, преподается как жертва. Но она не есть одна из жертв ветхозаветных, но единственная». Тем не менее она имеет первообраз в жертвах по чину Ааронову, который ею не просто отменяется, но преобразуется.

 

Характер Евхаристии как жертвоприношения выступает в чине литургии св. Василия Великого еще более явно. Здесь уже, с начала литургии верных, иерей молится о том, чтобы силою Святого Духа дано было ему принести «жертву хваления» «о наших грехах и о людских неведениях», причем она уподобляется своим ветхозаветным прообразам: «Авелевы дары, Ноевы жертвы, Авраамовы всеплодия, Моисеева и Ааронова священства, Самуилова мирная».

Ветхозаветные жертвы поражают своей множественностью как в повторениях, так и в многообразии, притом соединяемом с неблагообразием.

 

Что такое «воспоминание» (анамнезис)?

Господь на Тайной Вечере, причащая учеников, изъяснил это причащение как входящее в состав жертвоприношения. Именно слова Христа: «за вы ломимое», «за вы и многия изливаемая», сказанные Им о Своем Теле и Крови, установляют именно такой жертвенный характер. Тайную Вечерю, как причащение, они поставляют в связь с тем жертвоприношением, которое единожды совершено Самим Господом на Кресте. При этом Им заповедано сие творить в Его воспоминание, многократно и непрестанно, «дондеже приидет» (1 Кор. 11: 26), то есть до скончания века, или до Второго пришествия Христова во славе.

Серьезная строгость апостола Павла о достойном причащении («да испытывает же себя человек и тако от хлеба сего ест и чашу достойно пьет.Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» — ср.: 1 Кор. 11: 28-29),

«Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господа возвещаете, доколе Он приидет» (1 Кор. 11: 26). Таким образом, по силе и значению своему «воспоминание» определяется гораздо шире. Оно не есть только личная память о данном событии.

Таким образом, «воспоминание» есть подлинная сила совершающегося, как сущая в мире, а наше со-воспоминание есть вхождение в эту силу, приобщение ее — реальное, онтологическое.

Итак, Евхаристия есть единое жертвоприношение.

Предметом жертвы, самою жертвой Христовой является не одна только крестная смерть, но и вся Его крестная жизнь, которая вся — от начала в Вифлеемской пещере и от гонения Иродова — есть путь к Голгофе. Поэтому странным и неверным является мерить Его жертвенный путь лишь пространством от Гефсимании к Голгофе, когда он, начавшись от Вифлеема, чрез Египет, вел Его чрез все места Его земного пребывания.

«Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься...» (Мф. 20: 22-23).

 

Жертва небесная и земная

Согласно учению Послания к Евреям, Христос, как Первосвященник, принесший жертву на земле, ее приносит и в небесах: «...образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.

Жертва Христова приемлется (литургия св. Иоанна Златоуста) «во святый и пренебесный и мысленный Свой жертвенник в воню благоухания духовнаго», причем Христос есть и «приносяй и приносимый» (литургия св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста), жертва, а к тому и жертвенник.

Уразумение Голгофского жертвоприношения, а далее и евхаристического его «воспоминания», необходимо возвести к его Божественному Первообразу в «пренебесном и мысленном (νοερόν) жертвеннике», и с ним соединить, а в известном смысле и отожествить, конечно, его, в то же время и отличая.

 

Крест есть символ жизни Божественной, — во Святой Троице в небесах, и на земле — в Боговоплощении и распятии. Крест знаменует поэтому не только отдельные состояния, связанные с событиями на путях Боговоплощения, но и само Божественное бытие как вечное жертвоприношение.

 

Жертва Богочеловеческая

Христос есть Первосвященник вовек по чину Мелхиседекову, и жертва Христова приносится на небе и на земле, во времени и в вечности. Она есть кровавая и бескровная, телесная и духовная, искупительная и хвалебная («Милость мира, Жертву хваления»).

 

Жертва искупительная

Христос принес Себя в жертву за нас, во искупление человеческого рода. Надо понять поэтому Крестную жертву как единственный в своей целесообразности и необходимости образ восстановления человека падшего.

Последний не мог быть прощен так, чтобы грех его был оставлен без всяких последствий благостью Божией. Бог не мирится с грехом, и оставление измены и отпадения без последствий одинаково не соответствует и достоинству человека, и его сыновнему отношению к Богу. Грех есть не только вина, которая может быть просто прощена, но он есть и болезнь — событие, имеющее неизгладимые внутренние последствия, которые неизбежно изживаются, но в то же время и не могут быть до конца изжиты и изглажены самим человеком. Спасти человека, не упраздняя его свободы и не превращая его в вещь, в объект Божественного воздействия, может лишь человек безгреховный, но и обладающий соответственной к тому мощью сверхчеловеческой, то есть Богочеловек, Воплотившийся Логос.

 

В пришествии Христа во славе раскрывается полнота и сила Христовой жертвы, сущность которой есть Боговоплощение.

 

Вся жизнь Бога с человеками, Богоявление в мире, жертвенна, а средоточие и символика этой жертвенности есть Божественная Евхаристия, жертва евхаристическая. Бог, исходя из Себя, жертвует покоем вечности, Божественным субботствованием ради мира, с тем чтобы из небытия призвать его к тварному субботствованию будущего века. И Жертва Божественная есть жертва, приносимая не одной лишь Второй Ипостасию, но и Отцом и Духом Святым, Святою Троицей. Она, пребывая в Божественной полноте вечности, в творении мира и ради спасения твари от ее ограниченности и греха, приемлет кенозис: Творца, Спасителя и Освятителя. Этот кенозис по-разному осуществляется для каждой из Ипостасей, но есть един для всей Святой Троицы. Нельзя сказать, что только Сын, воплощаясь, сходя с небес, Себя жертвоприносит, но и вся Святая Троица. И Сионская горница, как и наш церковный алтарь, где совершается евхаристическая жертва Сына, расширяется до пределов всего мира и даже выше его, до пренебесного неба Святой Троицы. В ней Творец встречается и соединяется с обожаемым творением, совершается Таинство: «Слово плоть бысть».

---------------------------------------------------------------------------------------------------

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!