Деятельность первых русских князей



Первые свидетельства о восточных славянах

 

Славяне обособились из индоевропейской общности в середине 2 тысячелетия до нашей эры. Их прародиной была территория к востоку от германцев – от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине 1 тысячелетия до н.э.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу 1 тыс.н.э. О них сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов (Старший Плиний, Тацит)

В эпоху Великого переселения народов (3-5 вв н.э), совпавшего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной зоне и лесостепях, где в результате распространения орудий труда и железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство.

Первые сведения о политической истории славян относятся к 4 в.н.э. С Балтийского побережья германские племена готов пробились в Северное Причерноморье. Готский вождь был разбит славянами. Его преемник обманом заманил к себе 70 славянских старейшин и распял их. Спустя 8 столетий об этом упомянули в «Слове о полку Игореве».

Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи, которые вторгались в Восточную Европу.

В 6 в. тюркоязычные авары (обры) создали в южнорусских степях свое государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625г.

Крупнейшими политическими образованиями 7-8 вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая – Тюркский каганат.

В 6 в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени – Византии. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытно-общинного строя.

Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции. В 6-9 вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально – политический характер. Племенные союзы – этап на пути складывания государственности восточных славян. Племенной союз – 120-150 отдельных племен. Каждое племя состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию. Поляне, древляне, дреговичи, полочане, бужане, волыняне, витячи, кривичи, радимичи.

Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений вост.славянства. В центре повествования – земля полян. Она носила название «Русь». Историки полагают, что так звали одно из племен, жившее по реке Росси.

Основное занятие вост.славян – земледелие.

 

 

Образование древнерусского государства.

 

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общинность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. 2 формы собственности – личная и общественная. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья.

В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Феод – наследственное владение, пожалованное князем – сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу. Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями.

Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало как верховная власть.

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. Они обеспечивали себя, а не работали на рынок. Но с появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары. Начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, т.к.это обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. В большинстве случаев города строились на торговых путях, таких, как путь из варяг и в греки, или Волжский торговый путь, связывающий Русь со странами Востока. Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи, например Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск, Суздаль, Муром.

Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка. Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях – вечевых сходах. Существовало ополчение. Особой военной организацией была дружина. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы назывались полюдьем. Единицей обложения данью был дым (крестьянский двор) или земная площадь, обрабатываемая крестьянским двором.

Племенные княжества славян имели признаки зарождающейся государственности. Объединялись в союзы. Одним из таких союзов был союз племен во главе с Киевом.

Широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины – свидетельства формирующейся государственности.

Норманская теория происхождения древнерусского государства – легенда о призвании в качестве князей трех варягов – братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские ( скандинавские воины), нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря.

В современную эпоху доказана несостоятельность этой теории. «Норманисты» исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который не способен к самостоятельному историческому творчеству.

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин.

 

 

Деятельность первых русских князей

 

С 862г. Рюрик, согласно Повести временных лет, утвердился в Новгороде. По традиции с этого времени ведут начало русской государственности. После смерти в 879г. Рюрика, не оставившего после себя наследника, власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег.

В 882г. Олег предпринял поход на Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир. Выдав себя за купцов, воины Олега с помощью обмана убили Аскольда и Дира и захватили город. Киев стал центром объединенного государства.

В 907 и 911 гг. Олег с войском дважды успешно воевал под стенами Константинополя (Царьграда). В результате этих походов были заключены договоры с греками. Это подтверждает, что русская письменность появилась задолго до принятия христианства. Согласно договорам, русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. Договор Олега с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии.

При Олеге в состав его державы были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи.

После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь. При Игоре произошло первое народное возмущение, описанное в летописи – восстание древлян в 945г. Сбор дани в древлянских землях осуществлял варяг Свенельд, чье обогащение вызвало ропот в дружине Игоря. Они тоже захотели больше дани. Древляне возмутились, перебили дружину Игоря, а его казнили.

После смерти Игоря его жена Ольга жестоко отомстила древлянам. После этого она вынуждена была пойти на упорядоченье сбора дани. Она установила «уроки» - размер дани и «погосты» - места сбора дани (укрепленные дворы княжеских управителей). Эти погосты стали затем опорными центрами княжеской власти.

Святослав – сын Ольги и Игоря. Перед ним стояла задача защитить Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны. С этой задачей он справился успешно. Присоединил земли вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии, отразил натиск печенегов и т.д. Он попытался приблизить границы Руси к Византии, вел борьбу с константинопольским императором за Балканский полуостров. Однако борьба с Византией окончилась неудачно. С большим трудом Святославу удалось уйти на Русь. Был заключен договор с Византией о ненападении, но дунайские земли пришлось вернуть.

По дороге в Киев Святослав в 972г. попал в засаду, которую печенеги устроили у Днепровских порогов, и был убит. Печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, считая, что к нему перейдет слава убитого.

 

 

Принятие христианства

 

После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк. Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир получил Новгород. В начавшейся через пять лет междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег пошиб в бою. Владимир бежал за море, откуда через 2 года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.

При Владимире 1 все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десне, осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей.

В 988г. при Владимире 1 в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный – один из учеников Христа.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г.Корсуни (Херсонесе) – центре византийских владений в Крыму. Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия 2 с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил обещания – отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.

Крестившись сам, Владимир крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно.

Понятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало равенство людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

«Божий слуга» - государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув примитивное язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры.

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом.

Все население было обязано платить налог в пользу церкви – десятину (термин от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть доходов населения). Первый монастырь – Киево - Печерский. Получил название от пещер, в которых первоначально селились монахи. Монастыри вскоре превратились в крупнейших земельных собственников. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 399; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!