РОЛЬ ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНОГО ОСВОЕНИЯ МИРА



 

План:

 

  1. Происхождение языка. Язык и мышление.
  2. Язык как феномен культуры. Символическая природа языка. Семиотический подход в понимании культуры.
  3. Языковая игра и её культурный смысл.
  4. Роль языка в духовном освоении мира. (Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа) Язык как основа национальной культуры. Взаимодействие языков как взаимодействие культур. Проблема понимания и перевода.

 

Список литературы

Основная:

 

1. Садохин А. П.А. П., Грушевицкая Т. Г.Т. Г. Культурология. Теория культуры. М., 2005.

2. Культурология. Под ред. Н. Г. Багдасарьян. М., 2002.

3. Розин В. М. Введение в культурологию. М., 1994..

4. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. В 2-х томах. СПб., 1998.

5. Пигалев А. И. Культурология. Волгоград, 2000.

 

 

Дополнительная:

 

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. 2005.

2. Гумбольдт В. фон. Об изучении языков, или план систематической энциклопедии всех языков // Антология культурологической мысли / Авт.-сост С. П. Мамонтов, А. С. Мамонтов. М., 1996. – С. 74-75.

3. Роль языка в процессе духовного освоения мира: Метод. реком. / Сост.: Л. В. Щеглова, Н. Б. Бакач. Волгоград, 1994.

4. Руднев В. Словарь культуры ХХ века. М., 1999. (Статьи: Гипотеза лингвистической относительности; Знак; Индивидуальный язык; Смысл; Текст; Философия текста; Языковая игра).

5. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1995.

6. Хайдеггер М. Путь к языку; Из диалога о языке; Слово // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1998.

7. Якушин Б. В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1984.

8. Языки как образ мира. М., 2003.

 

Основные термины:

Знак, семиотика, символ, язык, языковая игра, культурный код, герменевтика, текст


Семинарское занятие № 5

МИФ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

План:

 

  1. Понятие мифа. Классификация мифов.
  2. Основные черты мифологического сознания как первоначальной формы духовной культуры человечества. Мифологическая картина мира.
  3. Связь мифа с ритуалом, религией, формами практической жизни в различных культурах.
  4. Обнаружения черт мифологического сознания в современной культуре (в искусстве, политике, науке, обыденной жизни). Неомифологизм.

Список литературы

Основная:

 

1. Садохин А. П.,Грушевицкая Т. Г.Культурология. Теория культуры. М., 2005.

2. Культурология. Под ред. Н. Г. Багдасарьян. М., 2002.

3. Розин В. М. Введение в культурологию. М., 1994.

4. Культурология / Под ред. Проф. Г. В. Драча, Ростов-на-Дону, 2003.

5. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. В 2-х томах. СПб., 1998.

6. Руднев В. Словарь культуры ХХ века. М., 1999.

7. Пигалев А. И. Культурология. Волгоград, 2000.

 

 

Дополнительная:

 

  1. Голосовкер Я. Р. Логика мифа. М., 1986.
  2. Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Феномен человека: Антология. М., 1993. С. 108-123.
  3. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994. (Главы I - С. 27-55, II – С.56-86, III – С. 87-113, IX – С. 333-347).
  4. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.
  5. Мифология как первоначальная форма духовной культуры человечества: Метод. реком./ Сост. Л. В. Щеглова, В. В. Щеглов. Волгоград, 1996.
  6. Мифы народов мира. Энциклопедический словарь. М., 1997.
  7. Токарев С. А. Что такое мифология и её место в культурной истории человечества // Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990.
  8. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.

 

 

Основные термины:

 

Миф, мифология, ритуал, синкретизм, магия, неомифологизм

 


Семинарское занятие № 6

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ИСКУССТВА

 

План:

 

  1. Специфическое место искусства в культуре. Связь искусства с другими формами духовного освоения действительности
  2. Функции искусства.
  3. Происхождение искусства. Синкретический и магический характер первобытного искусства.
  4. История искусства как художественное отражение ведущих духовных смыслов и идеалов эпох культурной истории.
  5. Личность художника. Психология художественного творчества.

 

Список литературы

Основная:

 

1. Садохин А. П.,Грушевицкая Т. Г.Культурология. Теория культуры. М., 2005.

2. Культурология. Под ред. Н. Г. Багдасарьян. М., 2002.

3. Розин В. М. Введение в культурологию. М., 1994.

4. Культурология / Под ред. Проф. Г. В. Драча, Ростов-на-Дону, 2003.

5. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. В 2-х томах. СПб., 1998.

7. Руднев В. Словарь культуры ХХ века. М., 1999.

 

Дополнительная:

 

1. Борев Ю. Эстетика. В 2-х т. Смоленск, 1997.

2. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1978.

3. Дюфрен М. Вклад эстетики в философию // Феномен человека: Антология / Сост., вступ. Ст. П. С. Гуревича. М., 1993. С.341-348.

4. Емохонова Л. Е. Мировая художественная культура. М., 1998.

5. Кривцун О. А. Эстетика. М., 2003.

6. Мамонтов С. П. Основы культурологии. М., 1996. (Гл. 9, 10. Искусство как чувственная сфера культуры.) С. 159-196.

7. Порус В. Н. Искусство и понимание: сотворение смысла // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания / Отв. ред. и сост. И. Т. Касавин. М.,1990. С. 256-277.

8. Ранние формы искусства. М., 1972.

9. Рогинский Я. Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

10. Самосознание культуры и искусства ХХ века. Западная Европа и США. М., Спб., 2000.

11. Щеглова Л. В. Эстетический идеал как способ универсализации человека // Электронная библиотека ВГПУ.

 

Основные термины:


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 678; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!