Т.о. развитие – это процесс становления, обострения и разрешения противоречий.

2 законзакон перехода количественных изменений в качественные – определяет механизм развития.

Качество Гегель определил как специфику, оригинальность, неповторимость – то, что отличает данный предмет от других. Качество определяется через свойства предмета.

Количество – внешняя определённость предмета.

Количественные изменения накапливаются в предмете или явлении, выходят за пределы своей меры и тогда это приводит к изменению качества. Этот период от одного качества к другому совершается всегда путёмскачка. Скачок – это состояние борьбы нового со старым.

3 закон – закон отрицания отрицания – определяет общий результат и направление развития.

Всякое отрицание означает уничтожение старого качества, новым, но сохраняя преемственность в развитии. В развитии осуществляется повторение прошлого, возвращение к исходному состоянию, но на принципиально новой качественной основе. Когда старое отрицается новым, низшее – высшим, несовершенное – более совершенным, т. е. развитие поступательно.

Развитие идет по спирали, т. е. не по прямой, а по восходящей линии, обязательно возвращаясь к старому, но на новой, более высокой ступени.

В высших витках повторяются черты низших витков, но на более высоком уровне, когда включается все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени: при котором сохраняется все положительное, а отрицательное уничтожается (отрицается).

 

В природе этот закон: пример роста растения.

Зерно => прорастает стебель, отрицающий это зерно. Стебель дает колос и новое зерно, но уже в большем размере. Произошло отрицание отрицания.

Эти законы действуют и в природе, и в обществе, и в мышлении.

Диалектика рассмвтривает развитие как процесс движения от низшего к высшему, от простого к сложному, но не плавный, а скачкообразный процесс, по спирали, где каждый виток как бы повторяет предыдущий, но на боллее высоком уровне.

Признав, что мир находится в развитии, Гегель попытался в то же время найти источник развития. Он видел его в борьбе противоположных сторон, заключенных в предметах и явлениях действительности.

Явления имеют противоречивую природу, содержат в себе противопоставления сторон, между ними идет борьба. В ней одно погибает, другое побеждает, и так идет процесс развития. Отсюда - источник развития находится в самих явлениях, в их противоречивой природе, поэтому развитие есть саморазвитие, движение есть самодвижение.

Гегель заявляет: миром движет развитие, развитие есть корень всякого движения.

Далее Гегель выдвигает важное диалектическое положение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, об их взаимопереходе.

Явление и предметы существуют не изолированно, не сами по себе, а в неразрывной связи друг с другом. Эта связь в том, что они взаимодействуют между собой, оказывая влияние друг на друга, и могут переходить друг в друга. Таким образом, принцип развития Гегель дополняет принципом всеобщей связи явлений.

Гегель раскрывает также общее направление прямого развития, его характер. Он указывал, что прямое развитие происходит не по замкнутому кругу, а по восходящей линии, поступательно. Общий путь развития: от низшего к высшему, от простого к сложному, от старого к новому.

Общий путь развития: от низшего к высшему, от простого к сложному, от старого к новому.

Но развитие противоречиво, оно происходит не только плавно, постепенно, но и в форме скачков.

Непрерывность сменяется перерывами. Таковы важнейшие положения гегелевской диалектики. Но его диалектика была идеалистична. Когда Гегель говорит о развитии, то он имеет в виду развитие духа, абсолютной идеи.

Диалектика Гегеля - диалектика духа, сознания, разума, мышления, диалектика понятий.

Л.Фейербах – критиковал Гегеля. Его философия завершила классический этап немецкой классической философии и заложила основы немецкого материализма.

Отказ от идеализма и утверждение антропологического материализма. Он – родоначальник антропологического материализма.

Человек един по своей природе, и мышление – природный естественный акт.

Поэтому предмет философии – не дух, не абсолютная идея, а человек в единстве своей духовной и телесной сущности. Философия должна изучать только человека, т.е. стать антропологией.

      Но человек у Фейербаха – только природное существо: ни историческая эпоха, ни общественные отношения, классы не имеют значения для него. Защищая «материализм внизу», он остаётся идеалистом «вверху» (К.Маркс), т.е. в понимании истории развития человеческого общества.

 

 

Литература

1. Философский энциклопедический словарь. – М.: 1989.

2. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия 2-й половины XVIII начала ХIX вв. – М. 1988.

3. Кузнецов В. Н., Мееровский Б. Л., Грязнов В. Ф. Западноевропейская философия ХХII в. – М. 1988.

4. Проблема человека в западной философии. Христоматия. – М.: 1991.

5. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т 3. – М.: 1964.

6. Кохановский В. Д. Основы марксистской философии. – М. 1979.

 

Философия марксистской впервые имела практической значение – она стала основой политической теории Маркса – о революционной роли рабочего – пролетариата, который должен преобразовать общество.

Философия марксизма включает не только сам марксизм, но и множество др. школ – СССР – ленинизм, сталинизм, маоизм (Китай), еврокоммунизм (Европа), афромарксизм (Африка), социал – демократизм.

Для Ленина марксистская философия – основа политики.

Основной труд Ленина - « Материализм – и эмпириокритицизм» - дает философское определение материи. Определяют положение о партийности философии.

Инакомыслие в марксизме – ленинизме на протяжении ≈ 70 лет советской власти преследовались как ревизионизм или оппортунизм (соглашательство).

Ленин начал, другие продолжили трансформацию философии марксизма, рассматривая ее как тромплин для политики и идеологии. Ленин формулирует закон неравномерности экономики и политики развития капитализма и о возможности победы социалистической революции первоначально в нескольких, и даже одной, отдельно взятой стране. Включает в состав движущих сил вместе с рабочим классом и крестьянство, делает вывод о новой фирме власти – Советах. Все эти позиции ленинизма тесно связаны с его социальной философией.

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 323; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!