Проблема человека в философии



Первые представления о человеке появляются задолго до самой философии. На начальных этапах истории людям присущи мифологические и религиозные формы самосознания. В преданиях, сказаниях, мифах раскрывается осознание природы, предназначения и смысла человека и его бытия. Не иначе как таким образом возникли первые учения о человеке.

В Античной философии человек рассматривался как образ космоса, т.е. с позиции Космоцентризм. В собственных человеческих проявлениях он подчинен высшему началу - судьбе.

Начиная с Сократа, философы Античности считали человека действительным существом, состоящим из тела и души. Платон соотносил душу с задумкой, Аристотель считал душу формой.

В Средние века человек рассматривается как статья мирового порядка, указанного Богом. Человек воспринимается как существо, в котором неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а к тому же человек и Бог. А именно, Августин представлял душу как независимую от тела и как раз ее отожествлял с человеком, Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточного между животными и ангелами. Плоты человеческая - арена постоянных страстей и желаний. Отсюда устойчивое стремление человека к постижению божественного света и истины, что освобождает от дьявольских пут. Основная цель это приобщение к высшей сущности - Богу и тем самым, обретение утешения в горести и спасение в день Страшного Суда. Данному воззрению чужда мысль в конечности человеческого бытия: вера в бессмертие души скрашивает нередко суровое земное бытие. Вся драма человеческой истории выражается в парадигме: грехопадение - искупление. И всякий человек призван реализовывать это, соизмеряя собственные поступки с Богом. В христианстве всякий сам за себя отвечает перед Богом.

В Другое время специфика человека усматривается в разуме, в мышлении, рациональности. Бог смещается на периферию человеческой жизни. Человек отрывается от него. Он сейчас верит в себя. В данный период было положено начало экспериментальной науке. Основная сфера человеческой деятельности - познание, а миром управляют разумные законы, которые соответствуют законам человеческого разума. Не иначе как естествознание создало образцы исследований природы человека. Однако пока еще большей заслугой данного времени было признание автономии человеческого разума в познании своей сущности, что нашло отражение в задумках Гегеля, Фихте, Фейербаха.

Философия Х1Х-начала ХХ в. продолжает поиск подлинности человека, рассматривает его духовное начало, сводя его сущность то к подходящему, то к иррациональному. К примеру, феноменолог Гуссель провозглашает подлинной природой человека опыт его сознания - образование Эйдесов, осмысление в соответствии с ними мира предметов, жизни.

Со временем человек становится в центр философского знания, который связывает общество со всей Вселенной. И в нем не менее тайн, чем в мироздании. Более того, человек - это основная тайна мироздания, неисчерпаемый венец природы творчества.

 

 


Категории бытия человека

Все, что человек знает об окружающем его мире и о себе самом, он знает в форме понятий и категорий. Главные понятия, отражающие общие существенные свойства и качества, стороны и отношения реальности называются - категориями.

Таким образом, философские категории воспроизводят свойства и соотношения бытия в как можно больше общем виде.

1. СВОБОДА. Свобода - возможность личности мыслить и поступать в соответствии со собственными представлениями и желаниями, а не по причине внутреннего либо внешнего принуждения.

В истории это понятие прошло, длительную эволюцию и было, предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью, с произволом, анархией, равенством и справедливостью.

Люди не вольны в подборе объективных условий собственной деятельности, впрочем, они обладают свободой подбора методов достижения цели. Чем больше свободы, тем человек лучше осознает собственные реальные вероятности, тем больше способов, для достижения поставленных целей находится в его распоряжении.

Таким образом, свобода обнаруживается не тогда, когда человек обязан выбирать, а тогда, когда он сделал подбор.

Свобода неотрывна от творчества, например как путём нее человек может творить абсолютно свежую жизнь, свежую жизнь общества и мира. Свобода и творчество говорят о том, что человек не всего только природное существо, правда и сверхприродное.

Свобода связана с моралью и правовой ответственностью индивида за собственные поступки. Свобода и ответственность - это две стороны одного целого - сознательной человеческой деятельности.

2. Творчество.Творчество рассматривается как деятельность людей, направленная на создание другого, которое вмещает общественную значимость, способствует прогрессивному продвижению человечества. Творчество преобразует природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности.

Понять, описать феномен творчества довольно проблематично: люди огромное число знающие о творчестве сами не творят (ищут интересные статьи и книги по проблемам творчества, в то же время это и есть не что другое, как творчество). Те же, кто творит. создает абсолютно другие ценности в науке либо искусстве, чаще в целом не знает как он это делает. В данном и заключается феномен творчества. В случае если бы человек знал, как возможно заставить себя творить, все были бы гениями.

Само по себе воспитание, образование, культура не делают человека творцом. История знает множество примеров, когда человек обладая огромными знаниями, делал находки, двигал науку вперед - и в то же время был ограниченным, эгоистичным, подлым либо наивным. Творческий человек всякий раз самобытен. Так чтобы творить, необходимо быть не просто способным ученым либо художником, а прежде в итоге способным к творчеству.

Н.А. Бердяев утверждал, что человек призван к творчеству, творчество есть его нравственный долг, цель человека на земле, его функция и миссия.

Таким образом, творчество, возможно рассматривать, как духовно-практическую деятельность, итогом которой является создание оригинальных, уникальных культурных, социально значимых ценностей, установление других фактов, находка свойств и закономерностей, а тоже путей исследования и преобразования мира.

3. Любовь.Любовь - важная составляющая человеческого бытия. Она стоит у самых истоков существования человека, его психической защищенности и уравновешенности, его способности и таланта.

Любовь не объясняется ни физическими, ни физиологическими, ни психологическими условиями существования природы, по которым люди должны любить друг друга. Любят не за что-то, любят, потому что любят, и любящий верит в то, что его избранник наиболее красивый и наиболее умный.

Человеку, никогда не испытавшему чувства любви, бесполезно объяснять, что это такое. В случае если полюбит - узнает. Человеку разлюбившему, его прошлое состояние кажется непостижимым. Лишенный любви, он чувствует себя одиноким, даже в случае если окружен многочисленным семейством и друзьями. Он остро ощущает неуютность и неустроенность собственного бытия, опасную хрупкость окружающего мира.

Любовь определяется не содержанием чувственного опыта, а развитостью человеческих качеств любящего. Любовь встречается слишком редко, люди боятся ее, к примеру как для любви необходима внутренняя свобода, живая душа - это жить в стабильной самоответственности, заботе и тревоге. Любовь вырывает человека из монотонной повторяемости повседневного быта. Любовь тесно связана с творчеством, где и раскрывается ее тайна. Вся художественная литература построена на трагизме - от Ромео и Джульетты до наших дней.

Таким образом, любовь - это интимное и глубокое чувство, устремленное на новую личность, закон существования человеческого мира. Человек без любви - жалкое неполноценное существо, не постигшее смысла собственного существования.

4. Счастье.Счастье - как философскую категорию бытия человека, возможно рассматривать с четырех позиций:

1) Счастье - благосклонность судьбы, удача.

2) Счастье - состояние интенсивной радости.

3) Счастье - обладание наивысшими благами, положительный баланс жизни.

4) Счастье - чувство удовлетворения жизнью.

Исходя из данных определений, возможно сделать Вывод, что счастье - это ценностное понятие, обозначающее оптимальное сочетание всякого рода благ, выражающихся в чувстве внутреннего удовлетворения тем, как складывается жизнь человека в целом.

Возможно определить, что счастье - это обладание ВЫСШИМ благом либо благами. Счастливые люди ориентированы на ценности нынешней реальности, выбирают образ высшего блага вдобавок из данной реальности, в рамках культуры и традиций, в которых они воспитаны.

Таким образом, счастье - стабильное, довольно полное и обоснованное удовлетворение жизнью, когда положительные переживания доминируют над отрицательными.

5. Смерть.Человек от всех живых существ отличается тем, что осознает собственную смертность, Видит в смерти неизбежный финал в итоге живого. Проблема смерти неизбежно присутствует в индивидуальном и в общественном сознании, о ней размышляли пророки, основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики.

Человек не может смириться с тем, что как раз ему придется уйти из данного мира, где "кипит" жизнь. Выделяют немного типов бессмертия, связанных с тем, что после человека останется его занятие, дети, внуки, продукты его деятельности, личные вещи, а вдобавок плоды духовного производства (теории, образы и т д)

В ХХI веке проявляется особый интерес к проблеме смерти - это обусловлено следующими причинами:

1) глобальный кризис человечества может привести к самоуничтожению;

2) изменение ценностного отношения к жизни и смерти человека в связи с общей ситуацией на Земле.

Таким образом, человек обречен на пожизненные раздумья о смерти, и ее смысл является обратной стороной "вечной" проблемы смысла жизни.

6. Смысл жизни.

Человек рано либо поздно задумывается о смысле собственного существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. На протяжении истории человек по-разному рассматривал вопрос, зачем и ради чего он живет.

Религиозное уяснение смысла жизни в подготовке к вечной потусторонней жизни. Теоцентризм обесценивает и признает греховные естественные радости земного существования. Человек обязан думать и заботиться о вечной жизни, а не о кратком миге земной жизни.

В эпоху Возрождения, смыслом существования является достижение счастья и блаженства на основе правильного познания реального земного мира.

Любой человек самостоятельно осознает и делает собственный нравственный подбор, иногда он бывает ошибочный, противоречащий естественным требованиям сохранения жизни на планете. В связи с этим о смысле жизни возможно рассуждать тогда, когда уважаешь, ценишь жизнь не всего только собственную, однако и чужую.

Таким образом, СМЫСЛ ЖИЗНИ заключается во всестороннем продвижении способностей человека, в самый полной отдаче собственных сил на то занятие, которое приносит пользу максимальному объему людей.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 835; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!