Племенные союзы на территории Казахстана

Казахстан в древности

 

Каменный век на территории Казахстана

     Древняя история человеческого общества делится на каменную, бронзовую или железную эпохи или века. В основу этой периодизации положен главный материал, из которого изготовляли орудия труда и предметы быта.

     Каменный век - древнейший и наиболее продолжительный период в развитии человечества, когда орудия труда, оружие изготовляли из дерева и кости. Его хронологические границы приблизительно - 2 млн.- 6 тыс. лет назад. Каменный век традиционно делится на:

· древний - палеолит (от греческого - паланос - древний и литос - камень),

· средний - мезолит

·  новый - неолит.

     Материалы о каменном веке группируются по так называемым археологическим культурам. Понятие археологическая культура не совпадает с понятием культура в философском, или социологическом понимании. Она обозначает общность материальных памятников, относящихся к одному времени и находящихся на определенной территории. Название культуры, как правило, дает наиболее известное или первое открытое местонахождение. Принципы причисления находок к археологической культуре – по характерному признаку (или признакам). Представить разделение каменного века по археологическим культурам поможет следующая таблица:

 

Время Тыс.лет тому назад Период Антропологический тип Социальная организация Хозяйственная деятельность, свидетельства материальной и духовной культуры
3 млн.-600 тыс.

 

 

Ранний

(нижний)

палеолит

Протантропы и обезьяноподобные люди

 

Первобытное стадо

Собирательство и охота, грубые отщепы
  600-400 тыс. Древние люди (архантропы) Собирательство и охота, двусторонние, грубо обтесанные камни
  400-200 Архантропы и палеантропы Собирательство и охота; хорошо обтесанные массивные каменные орудия(ручные рубила); освоение огня
  200-300   Средний палеолит     Палеантропы Собирательство и охота; скребки, остроконечники; погребения, макеты животных (свидетельства культа)
  30-20

 

 

Поздний

(нижний)

палеолит

 

 

Неоантропы

(homo sapiens)

 

Первобытный род

Охота и собирательство; разнообразие орудий; гравированные на камне и кости изображения животных, знаки пола
  19-15 Охота и собирательство; наконечники в форме лаврового и ивового листа, резцы, проколки, иглы; женские фигуры из камня
  15-18 Охота на крупных животных, развитая обработка кости; гарпуны; резные изображения; пещерная живопись
  7-5   Мезолит Рыболовство и охота; микролиты; лук, стрелы; домашние животные; искусство орнамента
    От 4     Неолит   Род, малая семья, появление племен Рыболовство и охота; появление земледелия и скотоводства; глиняная посуда; шлифованные каменные топоры; прикладное искусство

 

     На территории Казахстана в древности палеографическая обстановка была благоприятна для жизни древнего человека.

     Палеолитические обитатели Казахстана, судя по археологическим раскопкам, могли добывать и поддерживать огонь, занимались охотой и сбором растительной пищи. В период палеолита произошли существенные изменения в технологии изготовления каменных орудий и образе жизни древнего человека. Они явились следствием новой, более высокой ступени эволюции человека - появлением палеоантропа. На территории Казахстан зафиксировано большое количество памятников нижнего палеолита. Они указывают на то, что первобытным человеком того времени было освоено большинство районов в Южном, Центральном и Восточном Казахстане.       

На рубеже среднего и верхнего палеолита заканчивается эволюция ископаемых гоминид и появляется Homo sapiens (человек разумный).

Скачкообразно увеличивается разнообразие каменных и других орудий. Возникает новая, (отжимная) техника обработки камня. Это позволила создать такие орудия, как скребки, резцы, острия с затупленным краем, скобели, ножи, дротики, а также орудия из кости - метательные наконечники копий, мотыги. Появляются составные изделия: вкладыши, наконечники, сшитая одежда.        

Главной социальной новацией нижнего палеолита стала экзогамия – исключение из брачных отношений ближайших родственников. Запрет инцеста (кровосмешения) требовал общественной регуляции брака, появились род и семья. Обнаружение различных фигурок животных и скульптур женщин, указывают на зарождение в среде древних людей культа женщины - родоначальницы и хозяйки очага. Этот период принято называть матриархатом.

     Мезолит (12-6 тыс. лет до н.э.) - является наименее изученным периодом в истории Казахстана. Тем не менее, известно, что для мезолита характерно зарождение присвающего хозяйства, т.е. скотоводства и земледелия и развитие микролитизации в каменном инвентаре.

     Неолит (6-4 тыс лет до н.э.) представлен в Казахстане рядом характерных культур, которые содержат в себе большую степень сходства. На сегодняшний день в Казахстане известно более 500 неолитических стоянок.

     В эпоху неолита появляются геометрические орудия труда типа ромба, треугольников, трапеций и сегментов. Люди занимались охотой, рыболовством, собирательством. Орудия изготовлялись из яшмы, роговика и кварцита. Из них делали наконечники стрел, дротиков, проколки, ножи, топоры, скребки, резцы и др. В этот период появляются керамическая посуда. В Казахстане многочисленные стоянки обнаружены в песках Кызыл-Кума, Мойынкума, Прибалхашья, Прииртышья, Приаралья и вдоль крупных и мелких рек и озер.

   В эпоху неолита произошло размежевание хозяйства (общественное разделение труда). Одни племена занимались охотой и рыболовством, другие - охотой и скотоводством, третьи - земледелием и охотой. Замена эволюционного типа развития на исторический принесла столь радикальные изменения в столь сжатые по сравнению с темпами антропогенеза сроки, что данные изменения назвали неолитической революцией.

Социально-экономическое развитие в первобытном обществе зависело прежде всего от природных условий. Первобытные человеческие коллективы могли приспособиться к окружающей среде и обеспечить свою жизнедеятельность только совместными усилиями, объединившись в небольшие (20-30 особей) группы. Такой группой на раннем этапе развития являлось первобытное человеческое стадо, которое предшествовало родовому коллективу.

Собственно родовой строй, являющийся основой первобытного строя, сформировался с появлением современного человека 40-30 тыс. назад в верхнем палеолите. Первобытному человеческому обществу были присуши такие характерные признаки, как общий труд и общая собственность на средства производства и на продукты труда. Большинства потребностей первобытных  удовлетворяла охота. Этому способствовала обилие животных во влажном и теплом климате. Человек развивал и совершенствовал приемы охоты, изобретал и усложнял орудия труда. Немаловажное значение для людей палеолита играло собирательство, а позднее и рыболовство.

Серьезные изменения система хозяйства эпохи камня претерпевает в Казахстане в эпоху энеолита. Материалы археологических раскопок позволяют сделать вывод, что в эту эпоху ведущими отраслями стали экстенсивная охота и рыболовство за счет региональных миграций. Для жителей энеолита была характерна уже значительная оседлость, при значительном развитии домашних промыслов (деревообработка, выделка шкур, плетение циновок, керамическое производство, ткачество и др.).

Казахстан в эпоху бронзы

     Хозяйственные изменения, наметившиеся еще в неолитическую эпоху, привели во 2-ом тысячелетии до н.э. к сложению скотоводческо - земледельческой экономики и достаточно развитой металлургии.

     Прогресс общества эпохи бронзы определили два фактора: металлургия бронзы и скотоводство.

     Богатство недр Казахстана полиметаллами, в первую очередь, оловянисто-медными рудами, явилось одной из основных причин возникновения на этой территории значительного очага производства бронзы, оказавшего большое влияние на развитие соседних племен.

     Перестройка первобытной экономики определялась также и климатическими изменениями. Так, в эпоху бронзы, на смену прохладно-влажной фазе приходит более чем тысячелетний период постепенного изменения климата в сторону потепления и большей сухости; наступает период сухого и жаркого климата.

     Засушливому периоду сопутствует уменьшение стока рек, медленное усыхание надпойменых терасс понижение уровня озер и, в конечном счете уменьшение увлажненности материков Северного полушария.

     Изменения, происходившие в хозяйстве и быту степных племен Восточной Европы и Западной Азии в связи с прогрессирующей аридностью климата (аридный /от греч aridus - сухой/ климат с высокими температурами воздуха и малым количеством осадков, свойственен пустыням и полупустыням), подтверждается и археологическими находками. В частности в поселениях Западного и Центрального Казахстан появляется новый способ водоснабжения - колодцы.

     Начало указанных процессов совпало с изменением демографической обстановки на территории Казахстана. Именно в это время сюда начинают переселяться большие группы скотоводов, принадлежащие по языку к той общности, которую принято называть индоевропейской.

     В индоевропейскую общность входят сегодня славянские, романские и иранские языки, а также языки Северной Индии. В целом индоевропейская общность сформировалась примерно к 5 тыс. до н.э. между Дунаем, Рейном и Волгой и только в 3 тыс., в процессе распада и расселения, началось ее распространение южнее и восточнее первоначальной прародины.

     В 3 тыс. до н.э., с развитием скотоводства и заимствованием из стран древневосточной цивилизации колесной повозки (через Кавказ и Подунавье), началась восточная миграция индоевропейцев.

     Наиболее крупные подвижки на восток племенных групп из Поволжья и Причерноморья произошли в 1800-1600гг. до н.э., когда в степи сложились две новые археологические общности. Западная, сформировавшаяся между Днепром и Волгой, получила название «срубной» культуры (по способу погребения в срубах. Восточная, сложившаяся в степной зоне Казахстана и Южной Сибири (по месту выявления около с. Андроновка на Енисее), стала именоваться «андроновской» культурой.

     В результате изучения памятников андроновской культуры, археологи пришли к выводу, что зона ее простирается не только на Западную Сибирь и долину верхнего Енисея, но достигает на юге Центрального Тянь-Шаня, Южного Таджикистана, Афганистана. Тем не менее, коренной территорией остаются Казахстан и прилегающие районы Урала.

     Именно здесь были обнаружены древнейшие памятники андроновской культуры.

Андроновская культура существовала около восьми-девяти веков и в ее развитии выделяют три этапа: ранний (18-16 вв. до н.э.н), развитой (14-13 вв. до н.э.) и поздний (12-11 вв. до н.э.).

Археологические данные указывают на то, что андроновское население в подавляющем своем большинстве вело оседлый образ жизни. Поселки располагались по берегам рек с широкими пойменными лугами. Большие патриархальные семьи возводили землянки с различными хозяйственными постройками и загонами для скота.

Оседлость андроновского хозяйства имела свои выгоды и свои невыгоды. С одной стороны, скот ежедневно возвращался с ближайших пастбищ в поселок для защиты от угона и регулярной дойки, что обеспечивало относительную безопасность стада и регулярный молочный рацион. С другой, поголовье стада было естественно ограничено площадью прилегающих пастбищ, которые сравнительно быстро истощались и вытаптывались. Эти обстоятельства побуждали андроновцев покидать свой жилища и каждые 20-25 лет переселятся на новые земли.

Очевидно, что пока существовала угроза частных нападений, иного способа выпасать скот не было. Но, по свидетельству археологов, после 15 века до н.э., появились неукрепленные поселения. Видимо в связи с меньшей опасностью угона скота и нападения соседей. Тогда и возникла новая форма скотоводства - отгонная. Пастухи весной угоняли часть стада на дальние пастбища, перекочевывали вместе со скотом и лишь осенью возвращались в поселок. На дальних пастбищах они строили из жердей легкие каркасные жилища, со стенами из плетенки или циновок - своего рода предки юрт.

Именно отгонное скотоводство стало посредствующим звеном в переходе к более продуктивному способу освоения степных и полупустынных пастбищ - кочевому скотоводству. Важной предпосылкой к таким изменениям образа жизни был состав стада, в котором особенно многочисленны были кони и овцы, более других приспособленные к добыванию корма из-под снега и дальним передвижениям. В этой же связи увеличилось поголовье двугорбых верблюдах - бактрианов. Появились и приспособленные к дальним перекочевкам войлочные кибитки, установленные на четырехколесных телегах; фрагменты их глиняных моделей находят при раскопках андроновских поселений, а сами кибитки на телегах изображены на скалах среди других петроглифов.

Археологический материал позволяет судить и о религиозных представлениях андроновцев, об их идеологии, а также о стратификации общества, т.е. о разделении его на социальные слои или группы.

Так, наряду с рядовыми общинниками - пастухами и землепашцами, существовала военная аристократия, отличающаяся по своему положению и богатству от прочих сородичей. Основу этой аристократии составляли воины-колесничие, добывающие богатство и славу в набегах и на войне, в защите своего рода и племени, в угоне скота иных племен.

О неравенстве в среде андроновцев говорит различная «оснащенность» погребений, относящихся к одному и тому же селению. Наряду со скромными погребением с небольшим количеством предметов, встречаются грандиозные курганные насыпи с каменными оградами вокруг них, с богатым набором инвентаря внутри. В частности, там находят боевые двухколесные колесницы, предметы конской упряжи, оружие, бронзовые копья, луки со стрелами, бронзовые топоры-секиры, булавы, кинжалы.

Среди украшений - медные браслеты, позолоченные височные кольца, бусы, нагрудные пластины, различные подвески. Все это является одновременно и свидетельством высокоразвитой техники металлообработки.

На территории Казахстан обнаружено множество древних рудных разработок в районах Жесказгана и Зыряновска, Актау, Акмолы и других найдены литейные мастерские. Металл выплавлялся не только для собственных нужд, но и для обмена. Понятно, что применение орудий труда и оружия из нового материала не могло не сказаться на образе жизни и быте населения, общественных отношениях.

Племенные союзы на территории Казахстана

Второе тысячелетие до нашей эры представляет собой особенно важный этап в истории Казахстана, именно в  это период центрально-азиатские области попадают в поле зрения носителей цивилиза­ций - древнеперсидской, ассирийской, античной и китайс­кой. В начале 1 тыс. до н.э., определяемом  как ранний железный век, население среднеазиатских степей перешло к кочевому скотоводству. Возникновение и развитие его в степях Средней Азии и Евразии ознаменовали новый этап в этнической истории - на арене стали появляться племена и союзы племен, выступавшие в письменных источниках под именем саки.

Необходимо сразу же отметить, что изучение древней истории Казахстана в рамках его современного административно-территориального деления невозможно, так как происходившие этноисторические процессы затрагивали обширные пространства Евразии.

Одними из самых ранних свидетельств о кочевых народах Средней Азии и Казахстана является свод книг зороастрийской религии древ­них иранцев - Авеста. Большинство ученых считает, что ранние тексты Авесты отражают образ жизни и идеологию восточно-иранских пастушеско-земледельческих племен и народностей Сред­ней Азии 8-7 вв. до н.э. Авеста называет собирательным именем туры все восточно-иранские племена, находившиеся на территории Средней Азии и Казахстана, противопоставлявшиеся в древнеиранском эпосе обществу оседлых скотоводов и земледельцев - ариев.

Некоторые исследователи связывают народ туров с конкретной группой пле­мен, известных по древнегреческим источникам под именем массагеты. Авеста интересна наиболее ранним упоминанием о Кангхе - древнем городе и стране. Большинство исследователей сходится во мнении, что Кангха имеет прямое отношение к канглы - одному из основных племен Старшего жуза современного казахского народа.

Древнеперсидские тексты царей Дария и Ксеркса, составленные на древнеперсидском, аккадском и эламском языках называют те же восточно-иранские племена общим именем Саки. Персидские тексты дают нам наиболее детальную картину расселения сакских племен: саки тиграхауду /острошапочные саки/, саки хаомаварга (изготовляющие напиток хаома), саки, которые за Согдос и саки заморские. В целом же территория с которой связывают обитание саков охватывает пределы от Северного Причерноморья до восточных областей Средней Азии, включая Памир, а иногда и до Восточного Туркестана.

Общепризнанным является то, что все связываемые с кочевыми народами, определяются как принадлежащие к восточной ветви индоиранской группы индоевропейских языков. В западной части Восточного Туркестана, главным образом в Хотанском оазисе, найдены тексты на сакском языке. Анализ этих текстов,  позволил отнести предков, оставивших их, к племенам кимерийско-скифских иранских народов, обитавших в юго-восточной Европе во второй половине 1 тыс. до н..э. К их числу относятся и предки восточно-туркестанских саков 1 тыс до.н.э. Эта группа племен не позднее первой половины 1 тыс до н.э. отрывается от основного скифского массива и уходит далеко на Восток, до рубежей Китая.

На первоначальном этапе (8-3 вв до н.э.) кочевники осваивали все районы, пригодные для кочевого скотоводства. Происходила консолидация и поляризация оседлого и кочевого миров. На следующем этапе ( 3-1 вв. до н.э.) произошли большие перемены: господствующее положение в Средней Азии захватили кочевники.

Племена, населяющие территорию современного Казахстана, всту­пали в контакты с родственным населением Средней Азии. Алтай, Хакасии, Тувы и Северной Монголии. Письменные источники и археологические данные говорят о том, что уже в 7-5  веках. до н. э. сакские племена, населяющие Казахстан и Среднюю Азию, были свя­заны с цивилизациями древнего мира - Ассирией и Мидией, а с сере­дины VI в до н.э. - с Персией.

В могильниках сакского времени /сер.1 тыс. до н.э./ обнаружены ближневосточные бусы, изготовленные из прозрачного стекла, шерстянные ткани и ковры из Сирии обнаружены в Туве, Все это свидетельствует о наличии развитых торговых связей 111-11 тыс. до н.э. Возникновение этих связей связано с разработкой залежей полудрагоценных камней в горах Бадахшана и нефрита в верхнем течении р.Яркенд, сердолика в Бактрии и Согдиане, бирюзы в Хорезме. Кочевники активно участвова­ли в торговых связях, поставляя оружие и высокопородных лошадей.

Через территорию современного Казахстана проходили несколько торговых путей. Западный меридиональный путь связывал Центральную Азию и Южную Сибирь с юго-западными районами современного Китая, северной Бирмой и северным Вьетнамом.

Саки участвовали во многих исторических событиях того времени. Так, персидский царь Кир заключил союз с саками и прибегал к их помощи во время войны с лидийским царем Крезом. Царь Дарий 1 /521-486 гг. до н.э./ на время подчинил отдельные сакские племена, в том числе и саков хаомаваргов. Они вошли в состав XV сатрапии (податного округа) Ахеменидов. Саки служили в войсках Ахеменидов. Часть их даже входила в личную гвардию персидского царя - в число так называемых "десяти тысяч бесс­мертных". В конце VI- нач. V вв. до н.э. отдельные сакские племена участвовали на стороне персов в грекоперсидских войнах.

В 30-е годы IV в. до н.э. Александр Македонский разбил армию последнего ахеменида Дария III  и вторгся в Среднюю Азию. Взяв Мараканду (Самарканд) греко-македонцы направились к Сырдарье. При попытке переправиться через нее Александр Македонский был ранен сакской стрелой.

Археологические и этнографические материалы позволяют утверждать о существовании в то время трех основных видов скотоводства: кочевого - круглогодичное кочевание населения в сухих степях, пустынях и полупустынях Западного и Центрального Казахстана; полукочевого - предполагает наличие постоянных зимних жилищ, куда скотоводы ежегодно возвращаются на зимовку, такой вид хозяйственной деятельности получил распространение в районе Семиречья и Восточного Казахстана; оседлое скотоводство - было известно в районах Южного Казахстана по берегам рек Сырдарьи, Чу, Таласа, Арыси, на склонах хребта Каратау, то есть, в местах богатых естественными водоемами и обширными сенокосными угодьями

     В сакское время получил развитие колесный транспорт, об этом свидетельствует Гиппократ. О высоком уровне развития ремесла, существовании религиозных представлений говорит и факт находки в иссыкском кургане богатого захоронения человека, более известного как «Золотой Человек».

В начале нашей эры на территории Казахстана господствовали два племенных союза: Усунь и Кангюй.

Усунь. Усуни переселились в Семиречье около 160 г до.н.э. Здесь возникло новое независимое владение во главе с вождем усуней, носившем титул «гуньмо». Первоначальным местом расселения усуней была часть нынешней провинции Китая Ганьсу. По археологическим данным, древнейшие поселения усуней находились в районах озер озер Баркуль и Лобнор. Центром усуньских владений была Илийская долина, хотя ставка усуней -город Красной долины - -Чигучен, помещался в район Иссык-Куля. Переселившиеся усуни смешались с местным населением. У Усуней были характерные черты как европеоидных саков, так и монголоидных юэчжи.

Усуни  были кочевым народом, но в стране было довольно значительное оседлое население. Археологами обнаружены зернотерки, бронзовые серпы, остатки оросительных арыков и обработанных участков от 60 до 150 кв. м. Остатки зерен в сосудах, найденных в усуньских могильниках, говорят о возделывании проса  и ячменя. Археологические находки свидетельствуют о развитии таких ремесел, как ткацкое, кожевенное, кузнецкое  и ювелирное. Знали усуни и рыболовство - об этом говорят многочисленные находки каменных грузил. Есть все основания полагать, что оседлость и земледелие существовали у усуней еще в первых веках нашей эры.

На территории усуньского государства было найдено большое количество металлических, каменных и глиняных печатей, что  говорит о существовании частной собственности.

Кангюй. На рубеже новой эры население кангюя, по китайским свидетельствам насчитывало 600 тыс. человек при 120 тыс. боеспособных воинов. Его столицей был город Битянь. В качестве вассалов кангюйского "великого владетеля" летописцы называют пять малых владений - Сусе, Фуму, Юени, Ги и Юегянь.

Если в хозяйстве усуней доминировало скотоводство, то у кангюев долины реки Сырдарьи основным направлением хозяйственной дея­тельности было богарно-лиманное земледелие в сочетании с оседлым скотоводством.

Поселения у кангюев состояли из десятков жилых и хозяйственных строений, были укреплены крепостными стенами и рвами, наполнен­ными водой. В урочище Джеты-Асар обнаружены арыки, которые выводи­лись из водохранилища, сооруженного с помощью дамбы, перегородившей протоку Сырдарьи. Немало остатков каналов и водохранилищ сохранилось на территории расселения кангюев. Подсобное значение имели охота и рыболовство - об этом говорят находки гарпунов, острог, рыболовных крючков и грузил. В пищу употреблялись яблоки, груши, урюк, боярышник, фисташки, горный лук и чеснок.

Племена кангюев вели обмен со среднеазиатскими государствами. Закавказьем, Римом и Китаем. Во 11-1вв. до н.э. кангюи чеканили свои монеты. Китайский посол Чжан Нянь из Усуня в Кангюй был отп­равлен на почтовых лошадях, что говорит о высоком развитии дорожного хозяйства.

     Хунны. В конце 3 века до н.э. крупное племенное объединение складывается у гуннов (Хунну). Основой хозяйственной деятельности у гуннов было скотоводство, однако они знали и земледелие.

     История возвышения гуннов связана с вождем гуннов - шаньюем Моде, который в течение нескольких лет подчинил себе соседние кочевые племена и двинулся на Китай, разбил его армию и принудил китайского императора платить ежегодную дань. В результате завоеваний под властью гуннов оказалась огромная территория - от Забайкалья до Тибета, от Синцзяня до среднего течения Хуанхе. Пытаясь защититься от набегов кочевников, китайцы и построили Великую Китайскую стену.

     В 43 году до.н.э. держава гуннов распалась на две части: Северную и Южную. В 93 г н.э. северная держава была разбита китайцами - 200 тыс гуннов подчинились Китаю. Южные гунны в начале нашей эры передвинулись в Центральный Казахстан, вступив в соприкосновение с кангюями к северу от Сырдарьи. Позднее гунны, продвигаясь на запад, появляются в аральских и каспийских степях, вытесняя аланов. Это и стало началом Великого переселения народов. Во второй половине 4 века гунны разгромили аланов и включили их в свой союз. Неподчинившаяся часть аланов ушла на Северный Кавказ, другие присоединились к готскому союзу германских племен Причерноморья. В 375 году гунны разбивают готов - остготы вошли в состав гуннской конфедерации, вестготы передвинулись на запад и в 410 году взяли Рим и разграбили его. Аланы передвинулись к вандалам, которые под давлением гуннов вместе с аланами перешли Гибралтар и вошли в Северную Африку, где на территории современной Ливии основали свое государство.

     Гунны в начале 5 века заняли Паннонию (Западная Венгрия) и создали объединение германских и негерманских племен. В середине 40-х гг. во главе гуннов встает Аттила, прозванный европейцами «бич божий». В начале 50-х гг. Аттила переходит Рейн и вторгается в Галлию. Однако в 451 году в битве с римлянами Аттила терпит поражение. Гунны оседают в Южной Галлии. Со смертью Аттилы в 454 году гуннский союз распался.

 

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 882; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!