Глава 6. История употребления алкоголя в России



 

(Слайд 37)А теперь в завершении лекции я расскажу миф, что русские всегда пили и это наша традиция. На самом деле это не так.

Тысячу лет назад в небе не летали самолёты, не ездили машины, люди не жили в мегаполисах. Люди жили в сёлах, деревнях, занимались земледелием, сельским хозяйством. И пить им просто было некогда. Весной начиналась пора земледелия, необходимо было выйти в поле, вспахать, засеять, летом необходимо было ухаживать за растениями, домашними животными. А осенью вообще начиналась активная пора уборки урожая, ведь необходимо было до начала холодов собрать урожай, приготовить заготовки. Но и зимой, даже когда было время, люди не пили, а занимались делом, чинили орудия труда, изготовляли одежду, занимались охотой и промыслами.

 

Также Русь традиционно была православной, люди соблюдали пост 4 месяца в году и не употребляли алкоголь.

Первым витком алкоголизации послужил указ Ивана Грозного о создании в Москве кабаков. Но посещать эти кабаки могли только опричники, по чьей просьбе и были они созданы. Простому же народу туда входить строжайше запрещалось.

 

Следующий виток алкоголизации страны произошёл при Петре 1, когда он «прорубил окно в Европу», начали устраиваться балы, ассамблеи, на которых дворянство употребляло вино и шампанское. Но всё же, Россия традиционно была одной из самых трезвых стран мира. Меньше нас в Европе пила только Норвегия. Мы стояли на предпоследнем месте в мире по душевому потреблению алкоголя в течение трёх столетий с XVII до начала XX века.

 

Сейчас покажу график употребления алкоголя в России в XX веке. По горизонтали идёт шкала времени, а по вертикали шкала употребления чистого спирта на душу населения в России, при этом в эту цифру входит всё трезвое население страны, пожилые люди и дети, которые не употребляют алкоголь в силу возраста.

 

Итак, в начале XX века потребление алкоголя в России стало расти, а к 1914 году достигло неслыханного для так называемой пьяной царской России уровня в 4,7 литра. В 1914 году в России накануне I-ой мировой войны был принят «сухой закон», дабы мобилизовать народные силы на борьбу с врагом. В результате производство и потребление алкоголя в России сократилось почти до нуля — меньше 0,2 литра на человека в год. Но и после переломного момента в истории России – после революции 1917 года, трезвость в России, тогда уже СССР —  продолжилась. Одним из первых декретов наряду с декретами «О земле», «О мире» был принят «Декрет о продлении сухого закона», так как советская власть понимала, что в условиях недружелюбно настроенного окружения капиталистических стран можно рассчитывать только на свои силы, а народ в этом является – главной силой, главным ресурсом.

 

Сухой закон существовал 14 лет и был отменён в 1925 году. Далее пьянство нарастало и в 1940 году достигло 1,9 литра. Это можно связать с изменением экономической политики. После революции и гражданской войны страну необходимо было восстанавливать, а на это требовались большие деньги. Производство и продажа алкоголя это практически деньги из воздуха, но, к сожалению, за счёт здоровья народа. В 1941 году началась Великая Отечественная война, и как и во время Первой Мировой все силы народа были мобилизованы и брошены на борьбу с врагом. Во время войны пьянство резко упало и достигло довоенного уровня только в 1952 году. Но после смерти И.В.Сталина наша страна полетела в страшную алкогольную пропасть. И лишь во время «полусухого закона» потребление алкогольного яда в СССР снизилось. Несмотря на всю ложь и клевету на этот сухой закон, он принёс положительные результаты, сократилось употребление алкоголя, сократилось число отравлений суррогатами (хотя противники сухого закона говорили об обратном), упала преступность, выросли показатели производительности труда, упали показатели смертности и выросли показатели рождаемости. Но всё же, сухой закон был отменён в 1988 году, после активной компании клеветы, развязанной пиво-водочными «баронами». И наша страна вновь понеслась в алкогольную пропасть.

 

(Слайд 38)Но важно знать следующее. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) говорит, что при 8 литрах чистого спирта на человека в год наступает необратимое угасание этноса, то есть вымирание. Сейчас потребление алкоголя в России составляет по официальным данным 18 литров чистого спирта на человека в год. По оценкам патриотически настроенных экспертов эта цифра составляет 30 литров на человека в год. Но даже если брать официальные данные в 18 литров, то наша страна уже дважды вымирает, деградирует и угасает.

 

(Слайд 39)И действительно, к сожалению, это так. Кто-нибудь знает, что такое «русский крест»? русский крест – это трагедия нашего народа – это вымирание народа, начиная с 1991 года. На графике этот крест можно увидеть при пересечении кривых смертности и рождаемости. После их пересечения вымирание нашего народа происходит примерно со скоростью 1 миллиона человек в год.

 

Таким образом, Россия сегодня находится в состоянии глубокого демографического кризиса, который может перейти в национальную катастрофу. Если сохранятся или усугубятся нынешние темпы вымирания народа на протяжении последующих 10-20 лет, то о русской нации и государстве Россия можно будет забыть.

Стихотворения

 

И в конце я хочу зачитать вам несколько стихотворений. В первом стихотворении описан подлинный случай, происшедший в Новосибирском Академгородке. Дело было в декабре, под Новый Год... Папа с сыном под вечер отправились в погреб за картошкой. Оставив сына внутри и затворив дверь, чтобы снега не намело, отец решил зайти ненадолго к другу... Ночью ударил страшный мороз, а про мальчонку вспомнил он только утром. К сожалению, было уже слишком поздно. Стихотворение Владимира Лебедева «Гараж».

 


«Слышь, Федя, где рюкзак колхозный?

Возьмём картошку в гараже.

Пойдём, сынок, пока не поздно,

А то девятый час уже.

Декабрь – опять аврал у мамы,

Две смены с ночи до утра…

Поужинаем нынче сами.

Да не копайся ты, пора».

Он долго рассуждал дорогой

О том, чем кормится семья,

Не магазином, слава Богу,

А что картошка есть своя.

Придя в гараж, отец машину

Погладил ласково рукой.

Подумал, повернулся к сыну

И говорит ему: «Постой,

Я кое-что придумал, Федя,

Ты здесь побудь пока внутри…

Я прогуляюсь до соседа,

А ты картошки набери.

Поговорю насчет резины…

Дверь я запру…» и он ушел

К соседу – мимо магазина,

Чтоб было, с чем присесть за стол.

…Проснулся дома на рассвете.

В прихожей свет, разбит трельяж…

Все тихо! Сына дома нету!

И вдруг, как обухом: «гараж!…»

Не помня как, полуодетый,

Добрался он до гаража.

Хрипел, как зверь: «Сыночек, где ты?!»

Стуча зубами и дрожа,

От ужаса землисто-серый,

Ключом нащупал щель замка…

Не глядя, как к железной двери

Примерзла голая рука,

Рванул…

Пронзителен и тонок

Замерших петель ржавый стон…

И в ледяных слезах ребенок

Упал со стуком на бетон…

…Скрипя, покачивалось тело

В петле ремéнной на крюке.

А в Пищеторг письмо летело:

«План снова выполнен везде».


 

Эта жуткая по своей сути трагедия, в одно мгновенье унесшая жизнь сразу трех человек. Сын замерз, отец удавился, а мать умерла – не выдержало такого ужаса ее материнское сердце… Вот и спрашиваю я вас: «Сколько же еще должно пролиться слез, чтобы мы все опомнились! Доколе…?»

 

Вот ещё одно стихотворение. Эпиграф: 1984 год. Новосибирская область. Барышевский детский дом. Из ста пятнадцати детей только у троих нет родителей. Маслянинский детский дом. Из девяноста семи детей — пятеро сирот. Новошмаковский детский дом. Из ста пяти детей — сирот двое.

 


Двадцатый век. Сороковые.

Подставив раненую грудь,

Непокорённая Россия

Фашисту заступает путь.

И, утеряв рассудок здравый,

Предчувствует конец палач.

А под его пятой кровавой –

Расстрелы, пытки, детский плач.

…На трупах трупы, в небо глядя,

И вдруг у ямы на краю:

«Не убивайте меня, дядя,

А я вам песенку спою».

Дрожа и заикаясь, прямо

Из груды неостывших тел

Ребенок над сестрой и мамой

Зверью про зайчика запел.

…Восьмидесятые. Народы

страну прославили трудом,

Но всё полнее с каждым годом

Не детским горем детский дом.

За что мальцу в четыре года,

Дают за совесть, не за страх,

Беду великого народа

Нести на тоненьких плечах?!

Проснувшись, плачет он ночами

И – рвётся пониманья нить –

Не отдавайте меня маме,

Мне страшно, мама будет пить…

Очнитесь, люди: плачут дети…

…Скажи, великий мой народ,

За тех сирот фашист в ответе,

А кто за нынешних сирот?


 

 


Мне никогда не забудется

«Пастораль» Родного села –

Пьяную мать по улице

Потупившись дочь вела.

А у колодца соседки

Кивали, им глядя в след:

В детдом и то лучше Светке.

Куда глядит сельсовет!

Нюрка совсем совесть прóпила!

На поллитру детей променять!

Раньше Светка отца водила,

А теперь она водит мать!

Сапоги в колее дороги

Увязали, жижей давясь…

Вдруг разъехались в стороны ноги,

И упала мать прямо в грязь.

Улыбаясь, она лежала,

Задралось ее платье вбок,

И над нею похабно заржала

У пивнушки толпа мужиков.

И тогда зарыдала девчонка –

Исчерпалось терпенье к концу.

И вдруг стала ручонкой тонкой

Мать хлестать по тупому лицу:

- Ты слышишь! Мне стыдно, мама!

Лучше умри, но не пей!

А мать ей в ответ кивала:

- Убей меня, дочка, убей…

Гогот пьяных в толпе стал глуше,

А потом и совсем затих.

Видно что-то проникло в души,

Опустились глаза у них.

Одного же перекосило,

С сердцем бросил он, искривясь:

- Господи! Мать Россия!

До чего же ты допилась!


 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!