II. Абсолютное пространство по самой своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным».



 Согласно И.Ньютону, абсолютное пространство и время представляли собой самостоятельные сущности, которые не зависели ни друг от друга, ни от находящихся в них материальных объектов и протекающих в них процессов. По Ньютону пространство неизменно и неподвижно, не зависит от материальных тел и их движения; время абсолютно и течет везде одинаково.

Современной теорией свойств пространства и времени является теория относительности – специальная и общая, развитые А.Эйнштейном. Специальная теория относительности выявила зависимость пространственных и временных характеристик объектов от скорости их движения относительно определенной системы отсчета и объединила пространство и время в единый четырехмерный пространственно-временной континуум – пространство-время. А.Эйнштейн писал:

Прежде считали, что если все материальные тела исчезнут из Вселенной, время и пространство сохранятся. Согласно же теории относительности, время и пространство исчезнут вместе с телами».

Общая теория относительности вскрыла зависимость метрических характеристик пространства-времени от распределения гравитационных масс, приводящих к искривлению пространства-времени. В общей теории относительности от характера распределения масс зависят такие фундаментальные свойства пространства-времени, как конечность и бесконечность, которые тоже обнаружили свою относительность.

Свойства пространства, по современным представлениям, таковы:

- объективность, т.е. независимость от сознания человека;

- всеобщность – не существует материи без пространства;

- однородность – все точки пространства обладают одинаковыми свойствами (параллельный перенос не изменяет законов природы);

- изотропность – все направления в пространстве обладают одинаковыми свойствами (поворот на любой угол не изменяет законов природы);

- непрерывность – между двумя точками пространства, как бы близко они ни находились, всегда можно найти третью;

- связность – между точками пространства нет разрывов;

- трехмерность – каждая точка пространства однозначно определяется тремя координатами, все материальные процессы и взаимодействия реализуются лишь в пространстве трех измерений.

Пространству свойственна относительная прерывность, проявляющаяся в раздельном существовании материальных объектов и систем, имеющих определенные размеры и границы, в существовании многообразия структурных уровней материи с различными пространственными отношениями.

В современной физике и математике широко применяются абстрактные (концептуальные) многомерные пространства, которые образуются путем добавления к трем пространственным координатам времени и других параметров, учет взаимной связи и изменения которых необходим для более полного описания процессов. Однако не следует отождествлять эти концептуальные пространства, вводимые как способ описания систем, с реальным пространством, которое всегда трехмерно и характеризует протяженность и структурность материи, сосуществование и взаимодействие элементов в различных системах.

Свойства времени таковы:

- объективность;

- всеобщность;

- необратимость – причинно-следственные отношения асимметричны, время всегда направлено от прошлого к будущему;

- одномерность;

- связность;

- однородность – явления, протекающие в одинаковых условиях, но в разные моменты времени, протекают одинаково;

- непрерывность – между двумя моментами времени всегда можно выделить третий.

Однородность и изотропность пространства и однородность времени называются свойствами симметрии пространства и времени. Из свойств симметрии пространства и времени следует симметрия (инвариантность) физических законов по отношению к следующим непрерывным преобразованиям пространства-времени: перенос (сдвиг) или поворот системы как целого в пространстве; изменение начала отсчета времени (сдвиг во времени). При этих преобразованиях законы, устанавливающие соотношения между величинами, характеризующими физическую систему, не меняются. Другими словами, поведение изолированной механической системы не зависит от того, какой момент времени принят за начало отсчета, в каком месте пространства помещено начало координат и как ориентированы в пространстве оси координат.   

В 1918 г. немецкий математик Э.Нетер сформулировала теорему, согласно которой для физической системы, движение которой описывается некоторым дифференциальным уравнением, каждому непрерывному преобразованию пространства и времени соответствует определенный закон сохранения. Таким образом была установлена взаимосвязь свойств симметрии пространства и времени с законами сохранения. Закон сохранения импульса вытекает из однородности пространства, закон сохранения энергии – из однородности времени, закон сохранения момента импульса – из изотропности  пространства.

 

МАТЕРИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО МИРА

Материальное единство мира – принцип, утверждающий общность и взаимосвязь всех явлений мира, отражаемых в человеческом сознании. Материальное единство мира проявляется во взаимной связи всех структурных уровней материи, во взаимосвязи явлений микро – и мегамира.

Материальное единство мира предполагает субстанциональное единство мира (материя – субстанция всех процессов и явлений мира); атрибутивное единство мира (любая часть мира обладает всеми свойствами материи); генетическое единство мира (все формы материи имеют общее происхождение); номологическое единство мира (все процессы в мире подчиняются одним всеобщим законам). О субстанциональном единстве мира известный американский физик-теоретик Р.Фейнман писал:

«…как это ни удивительно – вся материя одинакова. Известно, что материя, из которой сделаны звезды, такая же, как и материя, из которой сделана Земля. Характер света, испускаемого звездами, дает нам, так сказать, отпечатки пальцев, по которым можно решить, что там атомы того же типа, что и на Земле. Оказывается, и живая, и неживая природа образуется из атомов одинакового типа. Лягушки сделаны из того же материала, что и камни, но только материал этот по-разному использован. Все это упрощает нашу задачу. У нас есть атомы – и ничего больше, а атомы однотипны, и однотипны повсюду».

Материальное единство мира находит свое выражение в наличии у материи комплекса универсальных свойств и диалектических законов структурной организации, изменения и развития. К числу универсальных свойств материи относятся ее несотворимость и неуничтожимость, вечность существования во времени и пространстве, закономерное саморазвитие, проявляющееся в различных формах, превращение одних состояний в другие.

Несотворимость и неуничтожимость материи означают, что нет и не может быть никаких способов и средств, с помощью которых можно было бы прекратить ее существование или сотворить ее из «ничего», что не было и не будет времени, когда материя не существовала или не будет существовать. Признание несотворимости и неуничтожимости материи и форм ее существования полностью исключают любую постановку вопроса о сотворении мира какой-то высшей, стоящей над миром силой. Несотворимость и неуничтожимость материи означает, что любые процессы, происходящие в мире, никогда своим содержанием не имеют ни сотворения, ни уничтожения движущейся материи. Происходят лишь процессы преобразования, структурной перестройки, модификации ранее существовавших состояний движущейся материи в новые ее состояния в определенных, но разнообразных пространственно-временных формах. Материя находится в состоянии вечного изменения, вызываемого наличием внутренних противоречий, но при всех изменениях, превращениях одних форм материи в другие она неизменно остается, сохраняется как объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания.

Свое всестороннее выражение в природе принцип несотворимости и неуничтожимости материи и ее атрибутов, свойств находит в физических законах сохранения. Физика открывает все новые и новые явления, подтверждающие незыблемость всеобщего закона сохранения и превращения материи и ее атрибутов, растет число частных законов сохранения отдельных характеристик физических форм движения материи. С законами сохранения связано введение в физику новых фундаментальных идей, имеющих принципиальное значение. Одним из аспектов законов сохранения является их связь с принципами симметрии. Законы сохранения энергии, импульса и момента импульса связаны со свойствами симметрии пространства и времени. Законы сохранения служат пробным камнем любой физической теории. Непротиворечивость теории этим законам служит убедительным аргументом в ее пользу и является важнейшим критерием ее истинности. Поэтому в современных физических теориях большую роль играет идея сохранения специфических для данной теории величин, причем часто поиски этих величин являются важнейшей частью теории. В истории науки известны случаи, когда применение законов сохранения позволило получить новые научные результаты. Так, опираясь на законы сохранения энергии и импульса, В.Паули предсказал существование новой элементарной частицы – нейтрино.

Одна из характерных особенностей законов сохранения состоит в том, что они могут проявляться в форме ограничений или даже категорических запретов, выражающих невозможность прохождения тех или иных процессов в определенных условиях. Часто, когда исследователи сталкиваются с принципиальной невозможностью каких-либо процессов, в итоге приходят к открытию новой сохраняющейся величины.

Таким образом, в законах сохранения находит свое отражение важнейший материалистический принцип неуничтожимости материи и движения, взаимосвязь между различными формами движущейся материи и специфика превращения одних форм материи и движения в другие.

Развитие знаний о микро- и мегамире постоянно приводит к открытию новых структурных элементов материи и связей между ними, вызывает необходимость создания новых научных понятий для их выражения. При этом в процессе познания раскрываются специфические черты различных областей материального мира и конкретные формы его материального единства. Одним из универсальных свойств материи является ее неисчерпаемость.

Неисчерпаемость материи философами понимается двояко. С онтологической точки зрения неисчерпаемость материи рассматривается как неисчерпаемость, бесконечность самого материального мира, его структурных элементов и их взаимодействий, как беспредельность делимости материи. Универсальное взаимодействие всех разнообразных видов и состояний материи, их взаимная обусловленность и взаимопревращаемость – основа множественности связей между ними, многообразия и неисчерпаемости различных уровней и структур материального мира. Материя бесконечна в том смысле, что каждый ее объект бесконечен по своим свойствам. В.И.Ленин писал: «Электрон также неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна».  Открытие новых элементарных частиц, кварков, новых объектов и свойств мегамира убедительно подтверждают тезис о неисчерпаемости материи.

С гносеологической (теоретико-познавательной) точки зрения принцип неисчерпаемости заключается в признании бесконечности процесса познания, движения к абсолютной истине через познание относительных истин, обусловленных уровнем развития науки и общественной практики. Р.Фейнман писал:

«Каждый шаг в изучении природы – это всегда только приближение к истине, вернее, к тому, что мы считаем истиной. Все, что мы изучаем, – это какое-то приближение, ибо мы знаем, что не все законы еще знаем».

Важное значение для понимания материального единства мира имеет установленный физиками следующий факт: существующий набор численных значений фундаментальных постоянных (гравитационная постоянная, постоянная Планка, скорость света в вакууме, заряд электрона и др.) необходим для существования основных устойчивых связанных состояний материи, т.е. всей живой и неживой природы в известных нам формах. Изменение какой-либо фундаментальной постоянной при неизменности остальных приведет к невозможности существования основных устойчивых связанных состояний: ядер, атомов, звезд и галактик.   

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ НАУКИ

 

1. Наука универсальна – она сообщает сведения, истинные для всей Вселенной при тех условиях, при которых они были получены.

2. Наука фрагментарна – она изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, а сама делится на отдельные научные дисциплины.

3. Наука общезначима – получаемые ею знания пригодны для всех людей, а ее язык – однозначный, так как наука стремится как можно более четко фиксировать свои термины, что способствует объединению людей, живущих в разных уголках планеты.

4. Наука обезличенна – ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания не представлены в конечных результатах научного познания.

5. Наука систематична – она имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором отдельных частей.

6. Наука незавершенна – хотя научное знание безгранично растет, оно все-таки не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать.

7. Наука преемственна – новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносятся со старыми знаниями.

8. Наука достоверна – ее выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулированным в ней правилам.

9. Наука критична – она всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты, если в ходе проверки они не подтвердятся.

10. Наука внеморальна – научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знаний (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.

11. Наука рациональна – она получает знания на основе рациональных процедур и законов логики и доходит до формулирования теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня. В основе рационального стиля мышления лежит признание существования универсальных, доступных разуму причинных связей, а также формального доказательства в качестве главного средства обоснования знания.

12. Наука чувственна – ее результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятий, только после этого они признаются достоверными.

Эти свойства науки образуют шесть диалектических пар, соотносящихся друг с другом: универсальность –  фрагментарность, общезначимость – обезличенность, систематичность – незавершенность, преемственность – критичность, достоверность – внеморальность, рациональность – чувственность.

 

МЫШЛЕНИЕ

Мышление – высшая ступень познания. Источником мышления являются ощущения и восприятия, но оно выходит за их границы и позволяет формировать знания о таких объектах, свойствах и явлениях, которые недоступны органам чувств. Мышление освобождает людей от непосредственной связи с исследуемым объектом. Оно дает возможность мысленно оперировать с объектом и ставить его в различные соотношения с другими объектами.

Мышление – целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей. Основными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – это мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства объектов и явлений (например, «станок»). Понятия также группируют, классифицируют объекты в соответствии с их различиями (различные типы станков). В отличие от ощущений, восприятий и представлений понятия могут быть лишены наглядности или чувственности (доброта, зло, красота и т.д.). Понятия возникают и существуют в определенной связи, в виде суждений. Мыслить – значит судить о чем-либо, выявлять определенные связи и отношения между различными сторонами объекта или между объектами.

Суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. (Например, ядро – составная часть атома). По отношению к действительности суждения бывают истинные и ложные. Истинность и ложность суждений проверяется практикой. К тому или иному суждению человек может прийти путем непосредственного наблюдения или опосредованным путем – с помощью умозаключения.

Умозаключение представляет собой рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых предпосылками или посылками, выводится новое суждение (заключение или следствие), логически вытекающее из посылок.

Мышление представляет собой процесс опосредованного (косвенного, через посредство других факторов) познания объективной действительности. На основании виденного, слышанного, осязаемого люди проникают в невидимое, неслышимое и неосязаемое. Именно на таком опосредованном познании основана вся наука.

Объективной основой опосредованного процесса познания выступает наличие опосредованных связей, причинно-следственных отношений, существующих в самой действительности и дающих возможность на основании восприятия следствия сделать вывод о причине, вызвавшей данное следствие, а на основании знания причины предвидеть следствие.

Опосредованный характер мышления заключается в том, что человек познает действительность не только в результате своего личного опыта, но и косвенным путем, овладевая исторически накопленным опытом и знаниями всего человечества.

 

СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Научное познание включает в себя несколько компонентов, связанных с одним из двух уровней познания - эмпирическим или теоретическим. Основными элементами научного знания являются:

1.Научные факты – твердо установленные и подтвержденные в ходе наблюдений и проверок сведения, зафиксированные принятыми в науке способами. Они составляют эмпирический базис науки. Для их установления применяются эмпирические методы исследования природных и социальных объектов: наблюдение, эксперимент, описание, измерение. Для знаний, полученных на эмпирическом уровне, характерно то, что они являются результатом непосредственного контакта с реальностью в наблюдении или эксперименте. На этом уровне мы получаем знания об определенных событиях, выявляем свойства интересующих нас объектов или процессов, фиксируем отношения и устанавливаем эмпирические закономерности. Над эмпирическим уровнем всегда надстраивается теоретический уровень.

2. Закономерности – отражают в форме теоретических утверждений существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи явлений. Устанавливаются в результате обобщения группы фактов путем абстрагирования.

3. Теории – представляют собой системы закономерностей, относящихся к определенной группе явлений, и описывают определенный фрагмент реальности. В теории происходит обобщение и перестройка эмпирического материала на основе некоторых исходных принципов. На теоретическом уровне объектом исследования являются идеализированные объекты. Применяются методы теоретического познания и общелогические методы. Теория рассматривается как высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о существенных связях и отношениях в какой-либо реальности.

4. Научные картины мира – дают  обобщенный образ реальности в целом, представляют собой целостную систему представлений об общих принципах и законах устройства реального мира.

 

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

В структуре научного познания выделяют два уровня – эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне происходит сбор фактов и информации, а также их описание. Эмпирическое исследование направлено на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. Знания, полученные на эмпирическом уровне, являются результатом непосредственного контакта исследователя с «живой» реальностью в процессе наблюдения или эксперимента. На этом уровне получаются знания об определенных событиях и явлениях, выявляются свойства интересующих нас объектов или процессов, фиксируются отношения, устанавливаются эмпирические закономерности.

 Над эмпирическим уровнем науки всегда надстраивается теоретический уровень. Теоретический уровень связан с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки, направлен на объяснение и всестороннее познание объективной реальности в ее существенных связях и закономерностях. Этот уровень возникает в связи с необходимостью систематизации, объяснения и обобщения опытных фактов, обоснования истинности эмпирических законов. Он заключается в построении идеализированной модели того или иного объекта или явления, свойства которой совпадали бы со свойствами  ее реального прототипа в определенных условиях.

Каждый из уровней познания характеризуется не только собственными формами организации научного знания, но и присущими им методами познания.

Понятие «метод» (от греческого слова «методос» – путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод – это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.

Первым на значение метода указал французский математик и философ  Рене  Декарт в работе  «Рассуждение о методе»:

«Под методом же я разумею достоверные и легкие правила, строго соблюдая которые, человек никогда не примет ничего ложного за истинное и, не затрачивая напрасно никакого ума, но постоянно шаг за шагом приумножая знание, придет к истинному познанию всего того, что он будет способен познать».

Способности людей различны, и для того, чтобы всегда добиваться успеха, требуется инструмент, который бы давал возможность каждому получить нужный результат. Таким инструментом и является научный метод. Английский философ Френсис Бэкон сравнивал правильный метод с фонарем, освещающим путнику дорогу в темноте.

Существует целая область знания, которая занимается изучением методов – методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология изучает закономерности человеческой деятельности, вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания. Методология естествознания – учение о принципах построения, формах и способах естественно-научного познания. Таким образом, методология имеет два основных значения:

1) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (науке, политике, искусстве…);

2) учение об этой системе, общая теория метода.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он представляет собой систему предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Метод дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

Методология тесно связана с философией, особенно с такими ее разделами, как гносеология (теория познания) и диалектика. Из других дисциплин методология наиболее тесно связана с логикой (формальной), которая главное внимание обращает на прояснение структуры готового, устоявшегося знания, на описание его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного содержания высказываний и умозаключений. Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая выступает его необходимой предпосылкой. Неразрывная связь метода и теории выражается в методологической роли естественно-научных законов. Законы сохранения в естествознании составляют методологический принцип, требующий неукоснительного соблюдения при соответствующих теоретических операциях.

Современная наука базируется на определенной методологии – совокупности используемых методов и учении о методе. В то же время каждая частная наука имеет не только свой предмет исследования, но и специфический метод исследования. Каждый метод обусловлен своим предметом, т.е. тем, что именно исследуется. Единство предмета и метода исследования обосновал Гегель. Истинным должен быть не только результат познания, но и метод, постигающий специфику данного предмета исследования. Различные методы отраслей естествознания (физики, химии, биологии и т.д.) являются частными по отношению к общему диалектическому методу познания. Каждая отрасль естествознания, имея свой предмет изучения, применяет свои специальные методы, например, в археологии или географии, они обычно не выходят за пределы данных наук. В то же время физические и химические методы используются не только в физике  и химии, но и в астрономии, биологии, археологии. Такое возможно в силу того, что  объекты этих отраслей знания подчиняются законам физики и химии. Физические и химические методы применяются в биологии на том основании, что биологические объекты включают в себя в том или ином виде физические и химические формы движения.

В зависимости от роли и места в научном познании можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т.д. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания и др. Существует разбивка на методы, которые используются не только в науке, но и в других областях человеческой деятельности; методы, применяемые во всех областях науки; методы, специфические для отдельных наук. Так, выделяют всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы.

В современной науке принята многоуровневая концепция методологического знания. В соответствии с ней методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы: философские, общенаучные, частно-научные, дисциплинарные, междисциплинарные.

 

Философские методы

К философским методам относятся диалектический, метафизический, аналитический, интуитивный, феноменологический и др. Наибольшее распространение в естествознании получил диалектический метод.

Важнейшими принципами диалектического метода являются:

1. Объективность – признание действительности в ее реальных закономерностях и всеобщих формах.

2. Всесторонность – выражает всеобщую связь всех явлений действительности. Принцип всесторонности требует изучать объект познания со всех сторон, стремиться к выявлению и изучению как можно большего числа его свойств, связей, отношений. В современном научном исследовании принцип реализуется в виде комплексного подхода к объектам познания.

3. Конкретность – выражает вещь или систему взаимосвязанных  вещей в совокупности всех своих сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпирическом этапе познания) или как мысленно-конкретное (на теоретическом этапе).

4. Историзм – принцип, являющийся выражением саморазвития действительности в плане его направленности по оси времени в виде целостного непрерывного единства таких состояний (временных периодов), как прошлое, настоящее и будущее.

5. Принцип противоречия – имеет своей основой реальные противоречия вещей.

Метафизический метод отрицает качественное саморазвитие материи через противоречия, тяготеет к построению статичной и умозрительной картины мира.

 

Общенаучные методы

  В структуре общенаучных методов и приемов выделяют три уровня: эмпирический, теоретический и общелогический.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 639; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!