Железный век на территории Казахстана.



Союзы племен и ранние государства на территории Казахстана.

Сакские племена.

 

Эпохе железа предшествовал период бронзового века. Эпоха открытия и использования железа для племен, населявших Казахстан началась в VIII – VII вв. до н.э.

 

Расселение.

Основную часть территории Казахстана в VII – IV вв. до н.э. заселили сакские племена.

Первыми племенными объединениями на территории Казахстана считаются сакские союзы племен. Объединение сакских племен в союзы произошло в VII – III вв. до н.э.

 

а) саки-тиграхауда      

«носящие остроконечные шапки»                                    - р-он Семиречья

б) саки -хаомаварга       

 «изготовляющие напиток хаому»                                     - р-он реки Мургаб   

в) массагеты (относились к сакским племенам)             - на востоке, «по ту сторону

                                                                                                     Сырдарьи»

г) даи

д) каспии

е) парадарайя (заморские)                            - в Приаралье               

   саки – апасиаки (водные)                         - в Приаралье, столица Чирик-Рабат

                                                                                (в пустыне Кызылкум, в 300 км

                                                                               от Кызылорды)

ж) аргипеи и исседоны                                 - в центральном Казахстане

з) аримаспы «стерегущие золото грифы»  - на Алтае и Восточном Казахстане.

 

Исторические источники о сакских племенах.

 

Сведения о древних саках содержаться в трудах Геродота. Греческие авторы саков называли азиатскими скифами. «По одежде и образу жизни они похожи на скифов» - так описывает саков Геродот.

Об архитектурных памятниках Приаралья - Чирик-рабат, Бабиш-мулла, Баланды сообщает греческий ученый Страбон.

Наибольший интерес представляют тексты о саках, составленные по приказу персидских царей. В древнеперсидских источниках саков называют «могучие мужи», а в иранских (что в прочем одно и то же) – «туры с быстрыми конями» (или просто – турами). Этим древним источником, свидетельствующим о саках, является «Авеста» (священная книга древних иранцев).

Ярким представителем сакской культуры является философ, живший в VI  в. до н.э. – Анахарсис.

 

Устройство общества.

Тип общественного устройства саков – военная демократия.

В сакском обществе во главе союзов стоял верховный вождь (их называли царями).  Верховный правитель сакского племенного союза носил титул – царь. Общество саков делилось на 3 группы – воинов (им соответствовал красный цвет), жрецов (считались посредниками между небом и землей) и общинников. В сакском обществе пленных использовали в домашнем хозяйстве. В сакском обществе цари избирались из сословия воинов на совете вождей. В сакском обществе женщины имели право воевать наравне с мужчинами, а, следовательно, и избираться царицами. История саков знает двух цариц: Томирис и Зарину.

В сакском обществе государственные дела обсуждались, главным образом, на народном собрании.

 

Хозяйственная жизнь.

 

По мнению казахстанских археологов, форма хозяйства саков определялась природными условиями, близостью к городским центрам и торговым путям и представляла оседло-кочевой образ жизни. Оседлый образ жизни и земледелие у саков были распространены в долинах Сырдарьи. На юге Казахстана, в долинах Семиречья, было распространено оседлое скотоводство. Но все же более широкое распространение в «сакский период» (в середине I тыс. до н.э.)  получило кочевое скотоводство (разводят лошадей и овец, не разводят - свиней). Саки использовали верблюдов в качестве верхового и вьючного животного. Верблюдоводство было развито у саков в  степных и полупустынных районах западного и южного Казахстана. Пастбища и другие земельные угодья в сакском обществе распределял царь. Демонстрируя связь с народом, сакские цари проводили первую борозду на весенней пахоте. В сакский период  скотоводы особенно дорожили и ежегодно возвращались в районы зимних пастбищ.

Существовавшее некогда первобытное равенство в отношении к  основным средствам производства и распределению продуктов труда сменяется в сакском обществе имущественным неравенством потому, что переход к более продуктивному способу производства – кочевому и полукочевому хозяйству, развитие металлургии и ремесел привели к росту прибавочного продукта, накоплению собственности.

 

Торговля.

 

Кочевые племена саков и скифов участвовали в распространении драгоценных шелков. Через них этот товар поступал в Центральную Азию и Средиземноморье. В I тыс. до н.э. начал функционировать торговый путь, который называли Степным. Шелковый путь начал регулярно функционировать в середине II в. до н.э. А в VII – VI вв. до н. наиболее оживленным отрезком Великого Шелкового пути был путь из Китая на запад через Семиречье и Южный Казахстан. Через сакскую степь пролегал «лазуритовый» участок Великого Шелкового пути. Добываемый на Памире лазурит вывозили в Иран и Месопотамию. В конце I века до н.э. впервые на территории Казахстана проникли такие товары, как римское стекло и монеты, китайский шелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы-застежки, камни-печатки из Сасанидского Ирана.

Войны саков.

 

Исторические источники сообщают о войнах саков за независимость с персами. Первым на саков напал персидский царь Кир и потерпел поражение. По преданию, он погиб от руки сакской правительницы – Томирис (правила массагетами в VI в. до н.э.), которая приказала положить голову Кира в мешок, наполненный кровью.

В VI в. до н.э. сакские племена опять вели войны с персами. В 519-518 гг. до н.э. поход против саков-тиграхауда предпринял Дарий I и подчинил саков. Во время этой войны совершил свой подвиг сакский пастух по имени Ширак.

В V в. до н.э. – в 490 г. до н.э. саки уже воевали против греков, участвуя в Марафонской битве на стороне персов (Саки воевали в Греции в составе персидской армии).

В IV в. до н.э. с саками воевал Александр Македонский. Походы в Азию начались в 330 г. и завершились в 327 г. (3 года). Продвижение великого завоевателя – Александра Македонского на Восток остановили саки.  Во время похода Александр Македонский приказал построить на Сырдарье город – опорный пункт – Александрию Эсхата (крайнюю). Здесь произошло восстание против греко-македонского завоевания, которое было вызвано жестокостью завоевателей.

Искусство и религия.

 

Сакская культура была распространена в эпоху железа. На развитие искусства саков оказало влияние искусство Ахеменидского Ирана (Персии). О высоком развитии материальной культуры у саков свидетельствовало развитие ремесла и торговли.

Вид погребального сооружения саков – курган. Самое большое количество курганных могильников периода раннего железа сосредоточены в районах зимних пастбищ. Самыми известными памятниками сакского периода в Семиречье являются Бесшатыр и Иссык.

Изображения, ставшие основой сакского стиля в искусстве – звери. В сакских курганах обнаружено множество предметов, выполненных в «зверином стиле».  Этот стиль в искусстве Казахстана был распространен с VII в. до н.э. и исчез в начале нашей эры. Этот стиль предполагал наличие металлических украшений в виде маленьких стилизованных фигурок животных. Д. Эдинг назвал этот стиль, «вышедшим из лесов и долин своей Родины». В этом стиле был выполнен костюм «Золотого человека», состоящий из более 4 000 золотых изделий, относящихся к IV – V в. до н.э., и, найденный в 1969 году в кургане Иссык.  (Курган Иссык был обнаружен археологом Акишевым.  Этот курган находится в Алматинской области.) По одеяниям из сакских захоронений видно, что царя отождествляли с солнечным божеством. На царской эмблеме золотого воина землю олицетворяет конь. Пара золотых коней  на головном уборе «золотого человека» олицетворяли «власть над миром». «Золотой человек» является одним из самых ярких памятников культуры саков.

«Звериный стиль» проник и в сакскую мифологию: конь у саков связывался с солнцем и огнем, а кабан – с громом. Изображения зверей  играли роль амулетов и талисманов.

Своим верховным божеством саки считали Митру.

Археологами Казахстана в районе Семиречья были найдены остатки сакских «храмов огня». А цитадель Чирик-Рабат служила также своеобразным храмом и местом захоронения знатных особ. Сакские ювелиры освоили в это время новые технологии:

а) инкрустацию – вставки из цветных камней

б) скань - напаивание витой проволоки.

в) перегородчатая эмаль – заливка отдельных гнезд специальным составом.

У саков-ювелиров гривна – это шейное украшение. Акинак – кинжал.

 

? Проверь себя. 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1427; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!