Философия Древней Индии (основные черты)
Nbsp; Кафедра социогуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Философия
С.В. Бойко
Словарь наиболее употребительных понятий
(глоссарий)
Череповец, 2005
Глоссарий[1]
А
Абсолют– философская категория, обозначающая духовное первоначало всего сущего, мыслимое в единстве и всеобщности.
Абсолютная идея –основная категория философской системы Гегеля, обозначающая безусловную, нематериальную и объективную всеобщность, которая в процессе развития воплощается в природе, человеке, обществе и сознании людей.
Агнийога– учение гималайских Махатм, основы которого собраны и напечатаны в Улан–Баторе, Париже и Риге усилиями Е.И. Рерих в 14 книгах: «Листы сада Мории» («Зов» и «Озарение»), «Община», «Агнийога», «Беспредельность» (т. 1, 2), «Иерархия», «Сердце», «Мир огненный» (т. 1–3), «Напутствие вождю», «Аум» и «Братство».
Агностицизм(от греч. «недоступный познанию» ) – философское учение или характеристика взглядов мыслителя, согласно которым нельзя с достоверностью утверждать, что полученное знание истинно, то есть верно отражает действительность. Возник в связи с несовершенством, изменчивостью знания.
Аксиология– философское изучение природы ценностей. Ценность – это положительное или отрицательное значение для человека объектов окружающего мира и собственных его качеств.
|
|
Амбивалентность– двойственность эмоциональных переживаний.
Анимизм– характерное для ранних религий представление об одушевленности всех предметов окружающего мира.
Антиномизм– характеристика философских взглядов П. А. Флоренского, согласно которым признаком истины является антиномия (напряженное противостояние противоположных положений), а приближение к истине характеризуется углублением антиномии.
Антиномическое мышление –мышление в противоречиях равно справедливых утверждений.
Антиномия(с греч. «противоречие закона самому себе») –сочетание обоюдно противоречащих высказываний о предмете, допускающих одинаково убедительное логическое обоснование. Антиномичность свойственна философской рефлексии как познание истины в споре.
Антисциентизм –направление в философской и культурологической мысли, абсолютно разграничивающее науки о природе и науки о духе. Применяется при характеристике взглядов и сознания в обществе, направленных на критику достижений и роли науки в обществе, в связи с кризисом гуманистических ценностей. Антисциентизм, как правило, сочетается с антиразумностью.
Антитеза– выражение, в котором, как правило, сопоставляются резко отличные по смыслу слова или группы слов. Например, «великий человек на малые дела».
|
|
Антропология– философская концепция, ставящая человека в центре всех теоретических построений, усматривающая в понятии «человек» центральную категорию любого философского построения.
Антропоцентризм– представление о человеке как о центре Вселенной и конечной цели мироздания. В лексике новых социальных движений – система ценностей, противостоящая техноцентризму, отдающему предпочтение техническим проблемам в ущерб социально–гуманитарным.
Аподиктический– имеющий силу необходимого доказательства.
Аподиктичность(от греч. «доказательный, убедительный») –философский термин, характеризующий истинное знание как всеобщее и необходимое.
Апокалипсис– пророчество о «конце света», содержащееся в Евангелии от Иоанна.
Апостериори– послеопытное знание, знание, последующее опыту; в отличие от априорного, доопытного, знания (термины философии Канта).
Апофатический– относящийся к «отрицательному» (апофатическому) богословию, допускающий только такие высказывания о боге, в которых говорится, чем бог не является.
Априоризм – философский принцип, согласно которому существует знание, предшествующее опыту и независимое от него. (Противоположен принципу апостериорности – согласно ему, знание получается из опыта.)
|
|
Аритмология– термин, введенный Н.В. Бугаевым и обозначающий миросозерцание, в основе которого лежит идея прерывности.
Артефакт – предметы, вещи, идеи и т.п., сотворенные человеком.
Аскеза– образ жизни, отвечающий требованиям сурового пренебрежения ра достями жизни и подготовки себя к каким–либо высоким целям.
Аскетика(греч. askeo – упражняюсь) образ жизни и поведения, предполагающий отказ от земных благ.
Атрибут– неотъемлемое и существенное свойство какого–либо объекта.
Аура– энергетические излучения человека или других живых и неживых объектов природы. У человека является показателем его физического и психического состояния.
Ауспиции– культовые гадания по полету птиц и небесным явлениям.
Б
Бытие – философская категория, обозначающая реальность, ведущее качество которой – существовать, быть. Одна из центральных категорий философии Большое место занимает в философии экзистенциализм.
Бэкон Френсис о трудностях познания.Главное препятствие на пути познания природы – засоренность сознания людей искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями под действием так называемых призраков, которые при этом разделяются на четыре вида: 1) призраки рода, 2) призраки пещеры, 3) призраки рынка и 4) призраки театра. Борьба с призраками рынка и театра должна происходить путем преобразования общественного сознания.
|
|
1) Призраки рода – это ложные представления о мире, присущие всему человеческому роду и заключающиеся, в первую очередь, в примешивании к природе вещей собственной человеческой природы. Чтобы преодолеть эти призраки, нужно сопоставлять показания органов чувств с предметами окружающего мира.
2) Призраки пещеры – это искаженное представление о мире, вытекающее из индивидуальных особенностей человека, приводящее к неспособности человека выйти за пределы своей субъективности. Они преодолеваются путем самовоспитания и самообразования, а также коллективным опытом.
3) Призраки рынка (или площади) – это ложные представления людей, вызванные неправильным употреблением слов, в которые разные люди вкладывают разный смысл во время схоластических словопрений, происходящих, в основном, на рынках и площадях.
4) Призраки театра – ложные представления о мире, некритически заимствованные людьми из различных философских систем, каждая из которых – это сыгранная перед людьми драма или комедия.
В
Венский кружок– объединение западных философов, положившее начало течению неопозитивизма в 20–30–е гг. XX в.
Г
Гедонизм– «философия наслаждения», объявляющая чувственные удовольствия высшей ценностью. Ведет начало от античной школы киренаиков (IV в. до н.э.). Геном– совокупность генов, определяющих наследственность данного организма.
Гея– богиня Земли в древнегреческой мифологии.
Гимнасий– место, где у греков происходили занятия гимнастикой и элементарными науками.
Гипостазирование –приписывание самостоятельного существования отдельным свойствам, отношениям и связям вне их носителей.
Гносеология – теория познания в любой философской системе. Она определяет отношение субъекта к объекту. Некорректные синонимы гносеологии – эпистемология, когнитивистика.
Гностицизм– религиозное движение поздней античности, вылившееся в ряд раннехристианских ересей. Гностицизм притязал на знание особого таинственного смысла Библии, часто противоположного прямому. Оказал влияние на средневековые ереси и неортодоксальную мистику Нового времени.
Герменевтика(от греч. «разъясняю, истолковываю») – искусство и теория истолкования текстов. Одно из направлений в современной философии. Основано на понимании, вчувствовании в смысл, в другую индивидуальность. Предметом герменевтики выступает прежде всего аспект выражения, а не содержания.
Гуманизм – течение общественной мысли и принцип философского осмысления проблем антропологии, социальной реальности, культуры, в основу которого ставится соотнесение общественного развития с целями и задачами развития человека. Гуманизм подчеркивает активность и ответственность человека перед миром и другими людьми.
Д
Дао –одно из основных понятий в древнекитайской философии. Оно отражало мировой закон, которому подчиняются природа и люди. Данный закон содержит в себе одновременно космическое и нравственное содержание. Основными философскими коррелятами Дао выступают категории дэ (благая сила) – манифестация Дао, и ци (орудие) – вещное выражение действия Дао.
В китайских философских школах трактовки Дао различались. Наиболее отчетливо выделялись две основные концепции Дао – конфуцианская и даосская.
В конфуцианстве Дао выражало прежде всего гармонию жизни социума и природы. Различались «небесное Дао», означавшее закономерности астрономических процессов и общие принципы мироздания, и «человеческое Дао» – социальные нормы поведения.
Основоположники даосизма подчеркивали невыразимость и сокрытость Дао. Контуры даосской концепции Дао очерчены в трактате «Дао дэ цзин» (ок. IV-III вв. до н.э.). Там представлено учение о двух видах Дао: 1) постоянном (чан), т.е. абсолютно неизменном, безымянном, невыразимом, пребывающем в покое, рождающем «отсутствие/небытие»и дающем начало космосу (Небу и Земле); 2) изменяющемся вместе с вещами феноменального мира, действенно-активном, познаваемом и выразимом, порождающем «наличие/бытие» и «десять тысяч вещей», всепроникающем. Постоянное Дао рассматривается как высшее по отношению к выразимому; первой ступенью деградации Д. (его утратой) является уже манифестация последнего – дэ (благая сила). Существенная закономерность Дао – возвратность, движение по кругу (чжоу син), ассоциировавшееся в китайской культуре с Небом, которое представлялось круглым. Как мирозакон Дао следует лишь самому себе, своей самости (цзы жань), действует недеянием (у вэи), что подразумевает воплощение Дао в жизни человека и социума посредством осуществления указанных принципов.
Деизм(от лат. «Бог») – философское учение, согласно которому Бог, сотворив мир, более не участвует в его развитии и не вмешивается в закономерное течение событий. Связан с идеей первотолчка. Соответственно был распространен на исходе Нового времени и в эпоху Просвещения, исповедующих принципы механики как универсальные принципы объяснения мира.
Детерминизм(от лат «определяю») – философский принцип, утверждающий наличие всеобщей связи материальных и духовных явлений.
Диалектика – учение и философская дисциплина о противоречиях как источнике развития. В своем высшем развитии утверждает соответствие логики познания закономерностям развития бытия.
Дивинация– искусство предугадывать будущее и обряд гадания в языческой религии.
Доказательство Бога у Фомы Аквинского.Фома учит, что в онтологическом плане Бог – первое, но психологически дело обстоит иначе. К Богу можно прийти лишь апостериорно (на основании опыта), отталкиваясь от мира и его эффектов, понимание которых неизбежно приведет к их источнику. Он строит пятиэлементную систему доказательств существования Бога.
1) Доказательства от движения. Движимое движется не иначе как силой иной, иначе говоря, двигаться – значит переводить потенцию в акт. Следовательно, все, что двигается, чем-то движимо. Все движущееся и меняющееся с необходимостью приходит к началу неподвижному и необходимому, И это тот, кого зовут Богом.
2) Путь действующей причины. В мире чувственных вещей мы находим порядок действующих причин. В серии причин нельзя идти до бесконечности, но и пресечь причину означало бы пресечь действие. В цели обусловленных причин есть первая (необусловленная) причина, которая все производит, но сама не произведена. Первая причина и есть Бог.
3) Путь возможности. Все сущее стало возможным из необходимости. Но необходимость есть прошедшее или будущее. Чтобы объяснить актуальное существование вещей, сделать переход от возможного к реальному, необходимо ввести нечто, к чему не применимо прошедшее и будущее, кто имеет собственную необходимость в себе, и это есть Бог.
4) Путь степеней совершенства. Все существа располагают разной мерой бытия и совершенства, но в таком случае существа принимают бытие от того, кто сам уже ничего не принимает, является высшим бытием и высшим совершенством, и это есть Бог.
5) Путь финализма (телеологии). Все вещи, даже лишенные разума, ведут себя так, чтобы достичь лучших результатов, стремясь к некоторому финалу. Сила все ведущая, направляющая природные существа к цели, зовется Бог.
Дуализм – философский принцип, согласно которому мир основывается на двух началах: пассивном и активном. Ведет начало от противопоставления Аристотелем пассивной материи и активной формы.
Е
Единство разума и веры в учении Фомы Аквинского. Знание – это область очевидных и доказуемых истин, к которым приводят наука и философия; вера – область истин неочевидных и недоказуемых. Согласие с истинами разума является следствие логической необходимости, согласие с истинами веры является актом свободной воли. Таким образом Фома проводит четкое различие разума и веры. Согласно учению Аквината, в науке и философии не может быть признано истинно то, что является ложным с точки зрения теологии. В случае конфликта между ними решающим является критерий истины откровения, превосходящей своей истинностью любые рационалистические доказательства. Таким образом, Фома сохраняет контроль над наукой и философией.
Учение Фомы Аквинского, переработанное в соответствии с достижениями современных науки и богословия, легло в основу современной религиозной философии – неотомизма.
Евразийство– философско–политическое направление в отечественной мысли, объясняющее своеобразие культуры и исторического развития России особым географическим положением – на материке Евразии, символизирующим единство Востока и Запада.
И
Идеализм – принцип философствования, утверждающий первичность духа перед материей. Восходит к учению Платона об идеях.
Идентификация– отождествление, чувство общности человека с объектом или другим человеком.
Иерархизм– способ организации, основанный на строгом соподчинении элементов.
Имманентизм– субъективно идеалистическое направление в философии, отождествляющее реальность с содержанием сознания.
Индетерминизм – принцип объяснения мира, противоположный детерминизму. Индетерминизм отрицает или объективность причинной связи в действительности. Либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (например, теория локальных цивилизаций).
Интенциональность –направленность сознания, мысленных операций познающего субъекта на объект.
Интернализм- философско-методологическая позиция, противоположная экстернализму,в соответствии с которой научное знание и сами стандарты его обоснования должны быть полностью независимыми от социокультурных условий. Выводы науки должны осуществляться в соответствии с универсальными эпистемологическими стандартами и определяться только самой изучаемой реальностью, независимо от социокультурных условий ее изучения. Так, авторы ведущих программ классической эпистемологии (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Спенсер и др.) исходили из возможности создания однозначной «логики открытия», которая позволяла бы осуществлять научное познание вне зависимости от любых внешних факторов. В дальнейшем от попыток такого рода фактически отказались. Современный интернализм не подвергает сомнению воздействие социокультурных факторов на процесс научного творчества, выбор проблемы и метода исследования. Признается, что социокультурные факторы могут значительно стимулировать или затормаживать исследования в какой-либо проблемной сфере научного познания. Однако современные приверженцы интернализма предполагают, что: а) в основе действий ученых лежит использование универсальных эпистемологических стандартов, которые социологически непроблематичны и б) существующие в науке эпистемологические стандарты являются достаточно «жесткими», чтобы не допускать никакого воздействия социокультурных факторов на содержание научных утверждений, гипотез, теорий и т.д. В качестве таких универсальных стандартов предлагались принципы верификации(неопозитивизм), фальсификации (К. Поппер), сверхкритерии: «увеличивающееся правдоподобие теорий» (У. Ньютон-Смит), «способность науки решать проблемы» (Л. Лаудан) и др.
Интроекция– включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, оценок, установок.
Иосифляне– церковная партия на Руси в конце XV – середине XVI в. Защищали неприкосновенность церковно–мона–стырского землевладения.
Ипостась– лицо, сущность. В христианстве Бог выступает в трех сущностях, лицах – Бог-отец,– Бог-сын и Бог-дух святой.
Иррационализм – принцип философствования, ограничивающий или отрицающий возможности разума адекватно познать окружающую реальность. Связан с критикой логического познания, которое якобы не дает знания о человеческом поведении и социальной реальности.
Исторический релятивизм – принцип, отрицающий наличие общих закономерностей, всеобщей истории и направленности исторического развития.
К
Каббала(древнеевр. – предание) – течение в иудаизме. Возникло в IX в., основано на вере в то, что при помощи специальных ритуалов и молитв человек может активно вмешиваться в божественно–космический процесс.
Каузальная связь– причинная зависимость.
Киники– античная философская школа (Афины, IV в. до н.э.), призывающая отвергнуть «условности» цивилизации, религию, мораль и право и вернуться к «естественным» началам жизни.
Комплекс Эдипа– объединение психических процессов, выражающих противоречивую установку (любовь и ненависть, поклонение и вражда) сына к отцу. Термин введен 3. Фрейдом.
Континуум– непрерывное; в математике – непрерывное множество точек.
Контркультура– понятие, предложенное американским социологом Т. Роззаком для характеристики воззрений «хиппи» и «новых левых», заявивших о своем вызове всем общественным институтам, установлениям и традициям.
Конфуцианство – учение, направленное на разработку этических правил, социальных норм и принципов управления обществом. Название школы связано с именем основателя Кун Фуцзы (учитель Кун, 551-479 гг. до н.э.), сосредоточившего внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности к обществу и окружающим. Его этическое учение состоит в следующем:
- человек воспринимается не как личность «для себя», а для общества (в единстве с ним);
- человека нужно воспринимать в единстве с его социальной функцией («Государь должен быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном»);
- воспитание в обществе следует строить так, чтобы подвести человека к надлежащему выполнению своих социальных функций.
Согласно учению, в мире устанавливается порядок, благодаря идеальной всеобщности, отношения к природе и другим людям – «ЛИ». Порядок при его неукоснительном соблюдении наполняется добродетелью – «ДЭ». Исполнение функций людьми на основе порядка приводит к появлению человечности – «ЖЕНЬ». Для соблюдения порядка и субординации Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности – «И». Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение. Таков путь образования «ДАО», которое обладает нравственной силой – «ДЭ», и способностью достойно управлять обществом.
Космизм – учение, согласно которому все происходящее на земле и с человеком закономерно связано с развитием и процессами в космосе. Согласно ему возможно объединение человечества на разумных началах и общечеловеческих ценностях. Особенно это учение развивалось русскими космистами (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский и др.).
Космогония– учение о возникновении Вселенной.
Космология– учение о строении материального бытия, космоса.
Космос– упорядоченность, должная мера, строение, мироздание, мировой порядок, целостная упорядоченность мега–мира.
Креационизм – учение о сотворении Богом мира из ничего. Пришло в философию из христианства.
Культура – качественная характеристика общества на каждом этапе его развития. Связана с развитием человеческой деятельности как специфический способ организации и содержания человеческой жизнедеятельности, представленные в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношения людей к природе, между собой и к самим себе. Смысл культуры – развитие сущностных сил человека.
Культурология – философская наука о культуре. Возникла в XX веке как самостоятельная дисциплина.
Л
Лама– буддийский монах в Тибете, Индии, Монголии.
Левиафан– библейское чудовище, символизирующее государство в одноименном трактате Т. Гоббса.
Либидо– одно из основных понятий психоанализа, обозначающее совокупность главным образом бессознательных сексуальных влечений.
Логистика– архаический синоним математической логики.
Логос – термин древнегреческой философии, введенный Гераклитом и обозначающий слово, смысл. Первоначально обозначал всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию. Сохраняется в религиозной философии как одна из ипостасей Божественной Троицы.
М
Макрокосм– большой мир, Вселенная в соотнесении с малым миром (микрокосмом), человеком.
Манихейство– религиозное учение, основанное в III в. Мани. В его основе лежит учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Осуждено христианством. Оказало влияние на дуалистические ереси.
Маргиналы – социальные группы и (или) составляющие их индивиды, занимающие промежуточное положение между основными, традиционными для данного общества социальными образованиями.
Маргинальный– находящийся на краю, пограничный; в социологии употребляется для обозначения состояния потери привычного и устойчивого статуса.
Маскулинизация –в западной теории культуры обозначает утрату женственности как специфического психологического и культурного признака в результате заимствования женщинами «мужской» модели поведения.
Материализм – философский принцип, согласно которому материя, природа, бытие физическое первичны, а сознание, мышление являются свойствами материи.
Материя – в древнегреческой философии понималась как первооснова всего сущего. В «Метафизике» Аристотеля определялась как пассивное начало, и это осталось вплоть до XVIII века. Приобрела особую значимость в диалектическом материализме. В настоящий момент трактуется как философская категория для обозначения объективной реальности, существующей вне и независимо от человеческого сознания и данной человеку в ощущениях. Ей присущи такие атрибуты, как объективность, всеобщность, информация, отражение, движение, пространство, время. Понятие материи гносеологическое, т.е. не отождествляется с каким- либо ее конкретным видом или свойством, а служит для общего названия всех предметов и процессов объективной реальности. Наиболее близко материи понятие субстанции, с той лишь разницей, что в некоторых учениях субстанция может трактоваться как духовная.
Медиум– в мистической традиции посредник между миром «духов» и людьми, через которого в состоянии транса передаются «сообщения» умерших. В парапсихологии – человек с необычными («медиумическими») способностями: сверхчувственным восприятием и т.д.
Менеджеризм– теория, утверждающая переход от власти капиталистов к власти управляющих и организаторов; шире: теория и практика растущего вмешательства бюрократии в экономическую и социальную жизнь.
Ментальный– относящийся к интеллекту, характеризующий особенности мышления.
Мессия– виудаизме и христианстве – спаситель, который должен явиться к людям для установления «царства божьего».
Метафизика –синоним философии, а также спекулятивная философия, учение о сверхчувственных принципах и началах бытия.
Метемпсихоз(буквально – переселение душ) – религиозно-мифическое представление о перевоплощении души после смерти тела в растения, животных, другого человека или какое-либо божество. Характерно для древнеегипетских и индийских религий.
Микрокосм– малый мир, человек в соотнесении с большим миром (макрокосмом) Вселенной.
Мистика–духовная традиция, предполагающая непосредственное и необъяснимое общение с божеством, со сверхъестественными силами.
Монадология– философская концепция, в основе которой лежит понятие монады – неделимой, неуничтожимой, психически активной единицы.
Монизм – способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете признания единой субстанции, единого начала. Так, материалистический монизм заявляет, что единство мира – в его материальности, то есть способности быть самодостаточным и существовать независимо от сознания человека. Идеалистический монизм утверждает, что единство мира заключается в его существовании в сознании либо некоего Абсолюта (Бога), либо в сознании отдельного индивида.
Н
Натурфилософия – форма выражения философских взглядов, затрагивающая как общие проблемы бытия, так и вопросы, специально посвященные исследованию природы.
Неокантианство– направление философской мысли конца XIX – начала XX в., призывавшее «вернуться» к Канту и выступавшее с более последовательных идеалистических позиций (например, отрицание кантовской «вещи в себе»).
Неоплатонизм –направление древнегреческой философии III-VI вв., впитавшее многие элементы предшествующих систем, в первую очередь платонизма, а также испытавшее влияние различных мистических традиций. Возник в школе мыслителей, работавших над примирением взглядов Платона и Аристотеля. Основная метафизическая проблематика Н. связана с обоснованием учения о возникновении сущего из Единого, которое признавалось сверхсущей, т.е. непричастной сущему первопричиной бытия. На этой основе оформилось апофатическое учение о постижении Первоединого.
Основными началами космологии Неоплатонизма являются обозначенные уже Платоном Единое, Ум, Душа.
Основатель – Плотин, имя которого стало символом. Его неоплатонические традиции и влияние можно проследить на протяжении всей истории европейской философии. Учеником Плотина был Порфирий – автор Введения и Комментария к «Категориям» Аристотеля, в которых поставлен вопрос о природе общих понятий, явившийся источником средневекового спора об универсалиях. Другие представители: Дамаскин, Плутарх, Прокл, Саллюстий, Сирион, Юлиан, Ямвлих.
В XX в. традиции Н. оказались наиболее близкими русской философии всеединства.
Неотомизм– официальная философская доктрина католической церкви. Энцикликой папы Льва XIII (1879 г.) неотомизм провозглашен единственно истинной философией, соответствующей христианским догмам.
Неофит– новообращенный; новый приверженец религии или какого–либо учения.
Неофрейдизм– течение современной философии и психологии, сформировавшееся в конце 30–х гг. в США в процессе соединения идей психоанализа с американскими антропологическими, социологическими теориями. Представители – Э. Фромм, К. Хорни и другие.
Нестяжатели– противники иосифлян. Выступали против церковной собственности и богатой церкви.
Нирвана– одна из ступеней развития жизни в космосе, сверхчеловеческое бытие, блаженство, не поддающееся описанию в земных понятиях.
«Новые философы»– выдвинувшаяся в 70–е гг. XX в. во Франции группа философов «поколения 68–го года», призывающая порвать с традициями эпохи Просвещения, с рационализмом вообще и реабилитировать «донаучное» обыденное сознание.
Номинализм – философское учение средневековья, утверждающее, что реально существуют только единичные вещи, а понятия или универсалии – лишь в мышлении.
Ноосфера – (от греч. «разум и шар») сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития.
О
Общая теория систем –один из широко практикуемых в последнее время принципов и методов познания, в основе которых лежит рассмотрение группы объектов как единого целого, т.е. системы.
Оккультизм– учения, признающие существование в мире тайных, недоступных научному исследованию и многим людям феноменов и разрабатывающие «практические способы» взаимодействия с ними.
Онтология– учение в философии о бытии, о мироустройстве (в отличие от гносеологии – учения о познании).
П
Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и мир, природу, растворение Бога в природе. Бывает материалистический Пантеизм (Природа и есть Бог; у Б. Спинозы – «натура натуранс») и идеалистический Пантеизм (универсум развертывается из Бога).
Парадигма – теория или модель (единство законов, языка, категорий, принципов и методов познания и объяснения), принятая в качестве образца решения задач.
Перипатетический– от слова «перипатетики» (греч.) – «прогуливающиеся»; так называли учеников и последователей Аристотеля.
Персонализм– направление современной философии, полагающее личность первичной реальностью, а мир – творением перволичности (Бога).
Плюрализм – (букв. – множественность) термин с многозначным содержанием; распространен в западной общественной мысли и применяется в основном для обозначения теоретической позиции, согласно которой разные теории, культуры и социальные системы равноценны, а выбор среди них произволен. Принцип объяснения мира, согласно которому существует несколько или бесконечное множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия.
Позитивизм– философское направление, объявляющее единственным источником истинного знания результаты конкретных наук и отрицающее познавательную ценность философского исследования.
Полис– город–государство, форма социально–политической и экономической организации общества в Древней Греции и Древнем Риме.
Понятие – мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков. Основная единица логического мышления.
Постмодернизм – понятие, обозначающее состояние эпохи конца нашего века, ситуацию и процессы, происходящие в культуре.
Прагматизм– субъективно-идеалистическое философское течение, в котором истина трактуется не как отражение объективной реальности, а как практическая полезность, удовлетворяющая субъективные интересы индивида.
Причинность – генетическая, то есть порождающая, связь между явлениями, одна из разновидностей детерминизма.
Проблема универсалий в философии Средневековья.Проявила себя в споре об универсалиях представителей двух течений – номинализма и реализма.
Номинализм (линия Аристотеля). Крайний номинализм представлен Иоанном Росцелином: «Общее существует лишь после вещей и ничего не содержит». Умеренный номинализм представлен Иоанном Дунсом Скотом, Уильямом Оккамом: «Общее существует вне вещей как мысли, понятия имена».
Реализм (линия Платона). Крайний реализм представлен Гильомом из Шампо: «Общее – это идеи, которые существуют до отдельных вещей». Умеренный реализм представлен Альбертом Великим, Фомой Аквинским: «Общее существует в вещах, но никогда вне их».
Концептуализм пытался примирить номинализм и реализм. Он представлен Пьером Абеляром: «Общее – то, что, не существуя отдельно, воспроизводит объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей, на основе чего возникает концепт, выраженный словами».
Прогресс – такая направленность развития, которая характеризуется восходящим движением от более простого к более сложному, от менее совершенного к более совершенному. Прогресс относителен, действует не на все явление в целом, а разнонаправленно в его частях, потому и содержит в себе как необходимый момент регресс.
Психоанализ – влиятельное направление в философии нашего столетия, объясняющее природу человека с позиций наличия в структуре личности бессознательного как главного мотиватора его поведения. Теория и метод психотерапии, разработанный в конце XIX – начале XX в. 3. Фрейдом. Сторонники теории считают основой психической жизни бессознательные процессы. Нарушение их отношения с сознанием является причиной психических болезней. Задача психоаналитической терапии – помочь пациенту в раскрытии этих бессознательных конфликтов.
Пуританизм– раннебуржуазное общественное движение, выступавшее под религиозными лозунгами. Его требования «мирского» аскетизма и строгости нравов отражали установки эпохи первоначального накопления капитала.
Р
Рационализм – способ философствования, признающий основой познания и поведения разум. Абсолютизация этого принципа ведет в конечном счете к противопоставлению материи и духа.
Реализм – философское учение средневековья, противоположное номинализму и утверждающее реальность существования идеальных объектов, понятий.
Регресс – сторона прогресса. Означает нисходящее развитие.
Редукция – термин, обозначающий действия или процедуры, направленные на упрощение структуры объекта, или объяснение данных путем сведения к более простым, исходным началам.
Религиоведение – философская наука, объективно рассматривающая религию как социокультурное явление.
Релятивизм– теоретическая установка, согласно которой преувеличивается момент относительности и изменчивости в познании и деятельности (гносеологический, этический, культурный и т.п. релятивизм).
Ретро– применительно к стилю в искусстве – эстетизация или апологетика отживших социально–культурных форм.
Реформация– общественно–политическое и религиозное движение XVI в. в Европе, носившее антифеодальный и антипапский характер. Ознаменовалось существенными сдвигами в переосмыслении системы ценностей и возникновением протестантизма.
С
Сакрализация– освящение, приобщение к миру религиозного, священного.
Свободомыслие – признание права разума на свободное критическое рассмотрение явлений мира и свободное исследование окружающей действительности.
Секуляризация – противоположное сакрализации; процесс освобождения общественного и индивидуального сознания от влияния религиозных идей и взглядов, социальных отношений, деятельности и институтов от религиозного санкционирования.
Сенсуализм – способ философствования, связанный с утверждением в теории познания чувственного познания как главной формы достоверного знания. В противоположность рационализму, сенсуализм стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств.
Серебряный век– название эпохи расцвета русской культуры во второй половине XIX – начале XX вв. Пушкинскую эпоху, а также весь XIX век в жизни России иногда называют «золотым веком» отечественной культуры.
Синергетика– один из широко практикуемых последнее время принципов и методов познания, которые используются для изучения последствий совместного действия независимых причин.
Скептицизм – способ философствования, основанный на исследовании всех возможных путей познания как гипотетических.
Солипсизм– (от лат. solus – «существую», ipse – «сам») крайняя форма субъективизма, доходящая до отрицания реальности окружающего материального мира.
Социализация – процесс «вхождения» индивида в общество. Связан с воспитанием и образованием, самовоспитанием, становлением человека как личности и подлинного субъекта социального действия.
Социальная инженерия –близкая технократизму концепция управления людьми как вещами.
Спекулятивная философия –философия, обосновывающая принципы выведения знания при помощи «чистой силы ума», без обращения к практике.
Спонтанный– самопроизвольные психические явления, возникающие под влиянием внутренних детерминант.
Субкультура– понятие, предложенное Чикагской социологической школой (США) для обозначения типов мышления и поведения, отличных от господствующего в данном обществе или социальной среде. Также – самостоятельная культура меньшего объема в культуре большего объема.
Субстанция – объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства. Это некая отдельная основа мира, категория для обозначения самодостаточной, независимо существующей реальности.
Субъективный идеализм – утверждение зависимости внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus – один, единственный и ipse – сам).
Схоластика – форма существования философии в период Средневековья, пытающаяся рационально объяснить догматы, а на самом деле стремящаяся в этот период выявить предмет и область познания философии как особого рода знания. Утрачивает свое познавательное значение для окружающего мира с развитием научного мышления.
Сциентизм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Абсолютизация роли науки и технического развития в обществе вообще и роли точных наук в современном духовном производстве в частности. Только за наукой закрепляется право обладания истиной.
Т
Тантризм– направление в буддизме и индуизме. Возникло в первые века нашей эры, имеет тексты-тантры. В основе этой религиозно-философской концепции – идея человека-микрокосмоса и представление о некоем половом энергетическом начале.
Теизм – религиозное мировоззрение, исходящее из понимания существования надприродного абсолютного бытия как бесконечной божественной личности. Воззрение, ставящее Бога вне мира. Он сотворил мир и может вмешиваться в ход его событий.
Телеологизм – учение, постулирующее наличие особого рода причинности – целевой, отвечающей на вопрос «для чего?». Обычно связано с признанием идей творения или наличия Бога как промыслителя, то есть существа, наделенного волей, которую с необходимостью осуществляют все объекты мира. Связано с переносом целеполагания как характеристики человеческой деятельности на надмирные сущности.
Теллургический– связанный с землей.
Темпоральные отношения –отношения между событиями, явлениями, которые связаны временной связью.
Теология– учение о происхождении богов.
Теософия– представление о возможности непосредственного общения с потусторонним миром.
Теоцентризм– религиозное учение, ставящее во главу угла идею бога и рассматривающее сквозь призму этой идеи все остальные явления окружающей действительности.
Технократия– высший слой инженерно–технической интеллигенции на Западе, ориентированный в процессах принятия производственных и управленческих решений в основном на технические критерии, пренебрегая социальными. Технократическая идеология объявила о якобы уже совершившемся переходе власти от буржуазии к техническим специалистам, экспертам, управляющим.
Технофобия– негативная фетишизация техники, усматривание в ней источника всех социальных бедствий.
Традиция– устойчивая и передающаяся от поколения к поколению тенденция внутри культуры, элемент социального и духовного наследия.
Трансцендентальный –термин, означающий в средние века нечто сверхкатегориальное, более широкое (по объему), чем традиционные категории схоластической философии. У Канта проводится четкое разделение между трансцендентным и трансцендентальным. Трансцендентальными в его учении обозначаются понятия, которые по своему объему не выходят за пределы опыта, охватывают собой только то, что может быть дано человеку в процессе познавательной деятельности. Трансцендентное же находится за ее пределами.
Трансцендентный –термин, означающий то, что находится за пределами человеческого сознания и не может быть достигнуто в процессе познания.
У
Универсалии – общие понятия в философии. Их философский статус раскрывает решение вопросов о том, что такое реальное бытие, каким образом существует идеальное, как возможно рациональное понятийное познание, как соотносится мышление и действительность, общее и единичное, какова природа категорий «форма», «содержание», «причина», «возможность», «необходимость» и т.п. Кроме того, в средневековой философии эти проблемы были важны и для логического обоснования богословских догм (см.: Проблема универсалий в философии Средневековья).
Ф
Фидеизм– учение, стремящееся обосновать примат веры над разумом, религии над наукой.
Физиоморфизм– перенесение на богов свойств окружающей человека природы.
Философия Древней Индии (основные черты)
1. Для философии Древней Индии (как и для Древнего Китая) характерной была мифология.
2. Основными источниками, в которых содержались идеи, были следующие:
- «Веды» (формировались c 3-го тысячелетия до н.э.) – сборники текстов. Старейшая из вед -»Ригведа». Она представляла сборник гимнов в честь богов и дополнялась произведениями:
- «Брахманы» – сборник ритуальных текстов;
- «Араньяки» – пояснения к традициям и магии, правила поведения отшельников;
- «Упанишады» – сборник ведических текстов текстов по наиболее общим проблемам: объяснение богов и взаимоотношений человека с ними, устройство мира и его первоосновы. В данном источнике философские идеи были отражены полнее всего.
3. В древнеиндийской философии мироздание объяснялось состоящим из 3-х миров:
- Земли (её богом считался Агни – бог огня);
- Воздушного пространства (покровитель – бог Индра, бог грозы, воитель);
- Неба (владыка – бог Сурья, бог Солнца).
4. Человек в древнеиндийской философии считался творением богов и частью природы. Уже тогда древнеиндийские мыслители провозгласили, что человек состоит из тела и души.
5. Древнеиндийские мыслители обращались к вопросам гносеологии, онтологии, логики, этики, этимологии (толкование слов), грамматики и другим областям знаний.
6. Философия Древней Индии отличалась высоким психологизмом, стремлением воздействовать на физические, психические и социальные свойства человека.
7. Все философские системы рассматривают философию как практическую необходимость для познания сущего и наилучшего воплощения знаний в руководстве жизнью.
8. Философия пронизана верой в «вечный нравственный миропорядок Вселенной», а Вселенная рассматривается как арена для нравственных деяний. Во всех учениях (в различных пониманиях и понятиях) проводится идея об определенности всех явлений универсальным космическим порядком – «РТА». Первоосновой мира является безличное сущее – «БРАХМА» (мировая душа), с которым отождествляется единичное – «АТМАН» (индивидуальная душа), находящаяся в вечном круговороте жизни – «САМСАРА». Этот круговорот детерминирован законом воздаяния – «КАРМА». Карма является результатом нравственных деяний индивида, направляет движение атмана в круговороте жизни или к отдалению от брахмы, или к слиянию с ней в зависимости от злонамеренных или добродетельных деяний. Добродетель приводит к полному тождеству, слиянию атмана и брахмы, освобождению от сансары и влияния кармы, к достижению блаженства. Тот, кто достигает этого, возносится над радостью и скорбью, жизнью и смертью к вечности.
9. Все индийские мыслители говорят о незнании как причине зависимости и страданий человека, о необходимости познания реальной природы мира и самого себя как единственного способа освобождения – «МУКТИ» или «МОКША». Освобождение – это состояние совершенства, полное уничтожение страданий, которые несет с собой жизнь в этом мире.
Формационный подход – направление в социальной философии, признающее направленность развития, проходящего одни и те же ступени развития, обусловленные единой системой детерминации.
Фрейдизм– философско–антрополо–гическое учение 3. Фрейда, сформулированное на основе психоанализа; совокупность различных течений, стремящихся объяснить разнообразные явления культуры, общества и человека с позиций учения 3. Фрейда.
Х
Харизма – исключительная одаренность, наделенность лица, действия, института или символа особыми качествами исключительности, сверхъестественности.
Ц
Цивилизационный подход – связан с пониманием круговорота в историческом развитии. Отрицает единую детерминацию. Признает наличие обособленных, самодостаточных цивилизаций.
Э
Эволюция – синоним развития. Чаще связывается с постепенными количественными изменениями или с развитием качеств, в целом не разрушающих единство и определенность систем и структур.
Эзотерический– тайный, предназначенный только для посвященных, точнее – для немногих.
Экзегетический– от слова «экзегетика» – искусство изъяснения, истолкования мифологических и религиозных текстов.
Экзистенциализм(от лат. existentia – существование; existo – одно из значений: оказываться, обнаруживаться, существовать), экзистенциальная философия (die Existenzphilosophie –термин, введенный Ф. Шеллингом) – философское направление, выдвигающее на передний план вопрос о смысле жизни уни калькой человеческой личности, о ее индивидуальном способе бытия.
Собственная внутренняя сущность человеком в обычных условиях и обстоятельствах, как правило, не осознается, вне зоны внимания оказывается основной стержень сущности человека – осознание собственного существования, возможность которого открывается в пограничных (экстремальных) ситуациях. Осознание существования Я выводит на целый спектр философских вопросов о смысле жизни и смерти, предназначении человека, его роли в жизни общества, понимании свободы в рамках конечного существования и трактовке в них нравственности, добра, красоты, справедливости и истины. Осознание собственного Я и существования других Я выводит человека на совершенно иной способ поведения, а именно – к осознанному действию интеллектуально и нравственно свободного существа, соблюдающего свободу других. Нарушение свободы другого человека влечет (еще одно значение глагола exsisto – следовать, выводить) чувства вины, стыда, характерные для свободного человека. Общество, состоящее из таких свободных личностей, становится гармоничным ансамблем творчески связанных и понимающих друг друга людей, каждый из которых осознает не только свои права, но и обязанности, не только разрешения, но и запреты. Экзистенциализм как философское направление оформился в XX в. Он явился реакцией на техногенное, индустриальное, бездушное общество, в котором истинные человеческие ценности погребены под громадой будничных потребительских интересов.
Экзистенциально-персоналистическая философия– учение, в котором переплелись мотивы родственных, но различных направлений – экзистенциализма и персонализма. Главная проблема – положение личности в условиях современной цивилизации.
Экзистенция– особое состояние человека, в котором он наиболее отчетливо осознает истоки и смысл своего существования. К основным экзистенциальным состояниям относят свободу, любовь, страдание, смерть, игру и т.д.
Экзотерический– противоположный эзотерическому, рассчитанный на широкую публику.
Экстернализм– философско-методологическая позиция, противоположная интернализму, согласно которой научное познание детерминировано внешними (социально-экономическими, историко-культурными, социально-политическими) условиями его формирования. Экстернализм выступает основанием соответствующей стратегии в философско-методологической реконструкции научного познания и историографии науки. Экстернализм выражается в формах, различных в зависимости от того, касается ли он а) реального исследовательского поведения ученых; или б) эпистемологических стандартов оценки результатов научно-исследовательской деятельности (стандартов научности); или в) содержания научных утверждений, гипотез, теорий и т.д. В первом из этих аспектов важна роль социокультурных факторов, а также моральных норм и даже личная склонность – все это, безусловно, воздействует на выбор проблемы и наиболее эффективного метода ее исследования. Эти факторы могут как значительно стимулировать, так и затормаживать исследовательскую деятельность. Некоторые философы придерживаются более строгой разновидности экстернализма, распространяя тезис о социокультурной детерминированности на второй аспект. Конкретными формами выражения такой позиции являются концепция локальных замкнутых культур и соответствующих им типов познания О. Шпенглера, концепция парадигм Т. Куна, концепция познания и интереса Ю. Хабермаса, концепция финализации наукии др.
Эктропия– изменение в сторону упорядочений, большей организованности, сложности, т.е. в сторону, противоположную энтропии.
Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающего, что содержание познания может быть представлено как описание этого опыта или сведено к нему. В отличие от сенсуализма допускает некоторую познавательную деятельность человеческого разума.
Энтропия– изменение в сторону хаотизации и деградации. Второе начало термодинамики гласит: «Все изменения, при которых энтропия увеличивается, будут... происходить сами собой» (Больцман Л. Статьи и речи. М.: Наука, 1970. С. 15.).
Эпистемология – учение об истине и способах ее достижения. Часть гносеологии как теории познания. Иногда употребляется как понятие, тождественное гносеологии.
Эргономика – изучает человека и его поведение в условиях современного интенсивного производства.
Эскапизм– установка на уход от реальности, реализуемая различными средствами – от наркотических до тех, которые поставляются массовой культурой, «фабрикой грез».
Эстетика – философская наука, изучающая эстетическое отношение к миру и сферу художественной деятельности людей.
Эсхатология– религиозное учение о конце мира и греховного человека.
Этатизм– понятие, обозначающее возрастание роли государства в жизни общества.
Этика – философская наука о морали.
Этнос– совокупность характеристик духовно–психологический склада и уклада жизни отдельных национальных общностей.
[1] Составлен на основании: Ермаков Е.Е. Философия: Учеб. для техн. вузов. – М.: Изд.центр «Академия», 1999; Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия: Учебное пособие. / Под. ред. д.ф.н., проф. Б.И. Каверина - М.: Юриспруденция, 2001; Словарь философских терминов / Науч. редакция В.Г. Кузнецова. М.: ИНФРА-М, 2004; Философский энциклопедический словарь / Гл.редакция Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983; Бойко С.В. Философия: Курс лекций. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2004, Бойко С.В. Введение в философию: Учебное пособие / Отв. ред. Б.И.Каверин. – Череповец: ЧГУ, 1997.
Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 300; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!