Кинематика плоскопараллельного движения твердого тела

КИНЕМАТИКА

Кинематика точки

 

 

    Определить движение точки - это значит уметь определить положение точки по отношению к выбранной системе отсчета в любой момент времени.

    В кинематике применяются три способа задания движения точки: векторный, координатный и естественный.

    При векторном способе определения движения точки радиус-вектор движущейся точки М (рис. 21), проведенный из выбранного неподвижного центра О, выражается как векторная функция от времени, т. е.

 

Рис. 21

    Скорость  точки, характеризующая быстроту и направление движения точки, равна производной по времени от ее радиуса-вектора:

 

 

    Ускорение  точки, характеризующее изменение скорости по модулю и направлению, равно производной по времени от вектора скорости:

 

 

    Координатный способ определения (задания) движения точки состоит в том, что координаты движущейся точки в выбранной системе координат выражаются как функции времени t.

    Уравнения движения точки в декартовых координатах имеют вид

 

x = x(t), y = y (t), z = z (t).

 

    Если точка движется в плоскости Оху, то будем иметь только два уравнения движения:

 

x = x(t), y = y (t).

 

    Для того чтобы найти траекторию точки, достаточно из уравнений движения исключить время t. Вектор скорости и вектор ускорения определяются по их проекциям на оси декартовых координат, причем

                

 

Отсюда получаем формулы разложения векторов скорости  и ускорения  по координатным осям:

 

 

 

    Модули векторов скорости и ускорения вычисляем по формулам

 

 

 

    При естественном способе движение точки задается ее траекторией и уравнением движения по этой траектории:

 

 

где О - начало отсчета дуг на траектории; s - дуговая координата точки М или взятая с соответствующим знаком длина дуги, отсчитываемая вдоль траектории от начала отсчета до точки М (рис. 22).

 

 

Рис. 22

    Если заданы траектория движущейся точки и закон ее движения по этой траектории s = s (t), то вектор скорости направлен по касательной к этой траектории, а его проекция на направление касательной определяется по формуле

 

причем абсолютное значение этой проекции равно модулю скорости:

 

 

    Вектор ускорения определяется по его проекциям на естественные оси (касательную, главную нормаль и бинормаль):

 

 

где r - радиус кривизны траектории в данной точке.

    Следовательно,

 

    Отметим частные случаи:

    1. Если точка движется прямолинейно и неравномерно, то радиус кривизны траектории r  ® µ и, следовательно, аn = 0. В этом случае ускорение направлено вдоль траектории точки и по модулю равно

 

 

    2. Если точка движется по криволинейной траектории равномерно, то

 

V = const и

 

и поэтому ускорение направлено по нормали к траектории и по модулю равно

 

 

    3. Если точка движется прямолинейно и равномерно, то an = 0, at = 0 и a = 0.

    В том случае, когда движение точки задано в координатной форме, касательное ускорение определяется по формуле

 

, или

 

После этого нормальное ускорение можно найти из равенства

 

 

где

    Определив , найдем радиус кривизны по формуле

 

 

    Если плоская траектория задана уравнением у = у(х), то радиус кривизны траектории вычисляется по формуле

 

 

где  и

 

    Пример K1. Даны уравнения движения точки в плоскости ху:

 

x = 6×cos (p×t/6) – 3, y = – 4×cos2 (p×t/6)

 

(х, у - в метрах, t - в секундах).

    Определить уравнение траектории точки. Для момента времени t1 = 1 с найти скорость и ускорение точки, а также ее касательное и нормальное ускорения и радиус кривизны в соответствующей точке траектории.

    Решение. Для определения траектории исключим из заданных уравнений движения время t, воспользовавшись подстановкой:

 

 

 

    Из полученного выражения следует, что траекторией движения точки является парабола с нисходящими ветвями и осью, параллельной оси у; вершина параболы находится в точке с координатами х = -3 м, у = 0.

    Найдем проекции вектора скорости на оси координат:

 

 

 

Подставив t1 = 1 с в полученные выражения, находим

 

 

    Скорость точки в момент времени t1 = 1 с

 

 

    Найдем проекции вектора ускорения:

 

 

 

    Для момента времени t1 = 1 с

 

 

 м/с2.

 

    Касательное ускорение найдем по формуле

 

 м/с2.

 

    Нормальное ускорение

 

 м/с2.

 

    Вычислим радиус кривизны траектории в том месте, где находится точка в момент времени t1 = 1 с:

 

 м.

 

 

 

Рис. K1

 

    Пользуясь уравнением траектории, вычерчиваем параболу (рис. K1) и показываем на ней точку М в заданный момент времени по ее координатам. Вектор скорости  строим по составляющим  и ; он должен быть направлен по касательной к траектории. Вектор ускорения  находим по его составляющим  и . Далее найденный вектор раскладываем на направления касательной и нормали и получаем векторы касательного  и нормального  ускорений. Полученные таким образом значения  и  должны совпасть с результатами их подсчета по формулам.

 

Кинематика плоскопараллельного движения твердого тела

 

 

    Плоскопараллельным (плоским) движением твердого тела называется такое движение, при котором траектории всех его точек лежат в плоскостях, параллельных некоторой неподвижной плоскости. Пусть тело движется параллельно некоторой неподвижной плоскости П (рис. 23). Если пересечь данное тело плоскостью хОу, параллельной неподвижной плоскости П, то в сечении получится какая-то плоская фигура S. Эта фигура будет перемещаться при движении тела, оставаясь все время в той же плоскости хОу. Очевидно, что при таком движении тела все его точки, лежащие на перпендикуляре Аа к плоскости фигуры, движутся совершенно одинаково, так же как и точка А этой фигуры. Все точки, расположенные на перпендикуляре Вв к плоскости фигуры , движутся так же, как и точка В этой фигуры, и т. д. Отсюда следует, что для определения плоского движения тела достаточно знать движение плоской фигуры в ее плоскости.

    Положение неизменяемой плоской фигуры S в ее плоскости вполне определяется положением двух произвольных ее точек А и В. Следовательно, изучение движения плоской фигуры в ее плоскости сводится к изучению движения прямолинейного отрезка АВ, с которым фигура неизменно связана. Но положение отрезка АВ определяется двумя координатами хА и уА точки А, называемой полюсом и углом j, который образует этот отрезок с некоторой осью неизменного направления, лежащей в плоскости данной фигуры (рис. 24).

 

 

 

Рис. 23

 

 

 

Рис. 24

Таким образом, движение плоской фигуры в ее плоскости можно определить следующими тремя уравнениями:

 

xA = хA (t),

 

yA = yA (t),

 

j =  j (t).

 

Из этих уравнений следует, что движение плоской фигуры можно разложить на два движения: 1) поступательное движение вместе с полюсом А и определяемое первыми двумя уравнениями и 2) вращательное движение вокруг полюса, определяемое третьим уравнением. При этом угловая скорость вращательного движения не зависит от выбора полюса. Очевидно, что скорость любой точки В плоской фигуры равна геометрической сумме двух скоростей: скорости полюса  и скорости  точки В во вращательном движении вокруг полюса (рис. 25), т. е.

 

 =  + ,

 

причем  ^ АВ и  = w×АВ.

    Отсюда следует теорема о проекциях скоростей точек плоской фигуры: проекции скоростей двух точек плоской фигуры на ось h, проходящую через эти точки, равны между собой.

    Мгновенным центром скоростей (МЦС) называется такая точка Р плоской фигуры, скорость которой в данный момент равна нулю.

    Если известны скорость  какой-либо точки А плоской фигуры и угловая скорость w этой фигуры, то, повернув вектор  вокруг точки А на 90° в направлении вращения фигуры и отложив на этой полупрямой отрезок

 

АР = /w,

 

получим точку Р, которая является МЦС (рис. 25).

 

 

Рис. 25

    Если же известны направления скоростей двух точек плоской фигуры, то МЦС находят как точку пересечения перпендикуляров, восстановленных в этих точках к направлениям их скоростей.

    Если мгновенный центр скоростей Р найден и если известна угловая скорость фигуры, то скорость любой точки В фигуры определяется как скорость этой точки во вращательном движении вокруг МЦС, т. е. вектор  перпендикулярен к отрезку РВ и по модулю равен w×РВ. Отсюда следует, что скорости точек плоской фигуры пропорциональны их расстояниям от мгновенного центра скоростей, т. е.

 

    Отметим другие случаи нахождения положения МЦС.

    Если скорости точек А и В параллельны и АВ ^ , то для определения положения МЦС следует воспользоваться свойством пропорциональности скоростей расстояниям точек до мгновенного центра скоростей.         На рис. 26, а, б представлено, как находится МЦС в этих случаях.

    На рис. 26, в показан случай, когда  и  параллельны, но           неперпендикулярна отрезку АВ. Очевидно, что в этом случае прямые Аа и Вв, перпендикулярные  и , пересекаются в бесконечности и         мгновенного центра скоростей не существует, а угловая скорость фигуры равна нулю (w = 0). На основании теоремы о проекциях скоростей имеем VA×cos a = VB×cos a, отсюда VA = VB и  = . Значит, в данный момент времени скорости всех точек плоской фигуры равны по модулю и направлению.

 

 

Рис. 26

При качении без скольжения одного тела по поверхности неподвижного другого (рис. 26, г) МЦС совпадает с точкой Р соприкосновения тел (так как при отсутствии скольжения скорость точки соприкосновения равна нулю).

    Ускорение любой точки движущейся плоской фигуры можно определить как геометрическую сумму ускорений этой точки в поступательном движении вместе с некоторым полюсом и вращательным движением вокруг этого полюса.

Если известны ускорение  некоторой точки А фигуры (ускорение полюса), а также угловая скорость w и угловое ускорение e фигуры, то ускорение любой ее точки В определяется по формуле

 

 =  +  =  +  + .

 

    Здесь вектор  - ускорение точки В во вращательном движении вокруг полюса А;  и  - нормальная и касательная составляющие этого вектора, которые вычисляем по формулам:

 

 = w2 × АВ,  = e × АВ.

 

При этом вектор  направлен вдоль ВА (от точки В к точке А), а вектор  перпендикулярен к ВА (рис. 27).

 

 

Рис. 27

 

    Ускорение точки В можно определить, если спроецировать векторное равенство

 =  +  +

 

на оси х и у (см. рис. 27) и найти проекции этого ускорения:

 

 =  – ,  =  + .

 

    По проекциям находят модуль ускорения точки В:

 

 

 

Указания. Задача К2 – на исследование плоскопараллельного движения твердого тела. При ее решении для определения скоростей точек механизма и угловых скоростей его звеньев следует воспользоваться теоремой о проекциях скоростей двух точек тела и понятием о мгновенном центре скоростей, применяя эту теорему (или это понятие) к каждому звенумеханизма в отдельности.

При определении ускорений точек механизма исходить из векторного равенства  =  +  + , где Аточка, ускорение  которой или задано, или непосредственно определяется по условиям задачи (если точка А движется по дуге окружности, то  =  + ); Вточка, ускорение  которой нужно определить (о случае, когда точка В тоже движется по дуге окружности, см. примечание в конце рассмотренного ниже примера К2).

Пример К2. Механизм (рис. К2а) состоит из стержней 1, 2, 3, 4 и ползуна В, соединенных друг с другом и с неподвижными опорами O1 и О2 шарнирами.

              

 

Рис. К2а                                                                     Рис. К2б

 

Дано: a = 60°, b = 150°, g = 90°, j = 30°, q = 30°, AD = DB, l1 = 0,4 м, l2= 1,2 м, l3 = 1,4 м, w1 = 2 c–1, e1 = 7 с–2 (направления w1 и e1 – против хода часовой стрелки). Определить: VB, VE, w2, aB, e3.

Решение.1. Строим положение механизма в соответствии с заданными углами (рис. К2б; на этом рисунке изображаем все векторы скоростей).

2. Определяем VB. Точка В принадлежит стержню АВ. Чтобы найти VB, надо знать скорость какой-нибудь другой точки этого стержня и направление . По данным задачи, учитывая направление w1, можем определить ; численно

VA = w1×l1 = 0,8 м/с;  ^ О1А.                   (45)

 

Направление  найдем, учтя, что точка В принадлежит одновременно ползуну, движущемуся вдоль направляющих поступательно. Теперь, зная  и направление , используем теорему о проекциях скоростей двух точек тела (стержня АВ) на прямую, соединяющую эти точки (прямая АВ). Сначала по этой теореме устанавливаем, в какую сторону направлен вектор  (проекции скоростей должны иметь одинаковые знаки). Затем, вычисляя эти проекции, находим:

 

VВ × cos 30° = VA × cos 60° и VВ = 0,46 м/с.           (46)

 

3. Рассчитываем . Точка Е принадлежит стержню DE. Следовательно, по аналогии с предыдущим, чтобы определить , надо сначала найти скорость точки D, принадлежащей одновременно стержню АВ. Для этого, зная  и , строим мгновенный центр скоростей (МЦС) стержня АВ; это точка С3, лежащая на пересечении перпендикуляров к  и , восставленных из точек А и В (к  перпендикулярен стержень 1). По направлению вектора  определяем направление поворота стержня АВ вокруг МЦС С3. Вектор  перпендикулярен к отрезку С3D, соединяющему точки D и С3, и направлен в сторону поворота. Величину VD найдем из пропорции

 

                                             (47)

 

Чтобы вычислить С3D и С3B, заметим, что DAС3В – прямоугольный, так как острые углы в нем равны 30° и 60°, и что С3В = AB × sin 30° = 0,5 × AB = ВD. Тогда DВС3D является равносторонним и С3B = С3D. В результате равенство (47) дает:

VD = VB = 0,46 м/с;  ^ C3D.                       (48)

 

Так как точка Е принадлежит одновременно стержню O2E, вращающемуся вокруг O2, то  ^ O2E, тогда, проведя из точек Е и Dперпендикуляры к скоростям  и , построим МЦС С2 стержня DE. По направлению вектора  определяем направление поворота стержня DE вокруг центра С2. Вектор  направлен в сторону поворота этого стержня. Из рис. К2б видно, что ÐC2ED = ÐC2DE = 30°, откуда C2E = C2D. Составив теперь пропорцию, найдем, что

 

 VE = VD = 0,46 м/с.               (49)

4. Определяем w2. Так как МЦС стержня 2 известен (точка С2) и   С2D = l2/(2 × cos 30°) = 0,69 м, то

 

 c–1.                          (50)

 

5. Определяем  (рис. К2в, на котором изображены все векторы ускорений). Точка В принадлежит стержню АВ. Чтобы найти , надо знать ускорение какой-нибудь другой точки стержня АВ и траекторию точки В. По данным задачи можем определить  =  + , где численно

 

 = e1 × l1 = 2,8 м/с2;

(51)

 = × l1 = 1,6 м/с2.

 

 

 

Рис. К2в

 

 

Вектор  направлен вдоль AO1, а  – перпендикулярно к AO1; изображаем эти векторы на чертеже (см. рис. К2в). Так как точка В одновременно принадлежит ползуну, то вектор  параллелен направляющим ползуна. Изображаем вектор  на чертеже, полагая, что он направлен в ту же сторону, что и .

Для определения  воспользуемся равенством

 

 =  +  +  + .                       (52)

Изображаем на чертеже векторы  (вдоль ВА от В к А) и                  (в любую сторону перпендикулярно к ВА); численно  = w32 × l3. Находим w3 с помощью МЦС C3 стержня 3:

 

 c–1 и  = 0,61 м/с2.          (53)

 

Таким образом, у величин, входящих в равенство (52), неизвестны только числовые значения аВ и ; их можно найти, спроектировав обе части равенства (52) на какие-нибудь две взаимно перпендикулярные оси.

Чтобы определить аВ, спроектируем обе части равенства (52) на направление ВА (ось х), перпендикулярное к неизвестному вектору . Тогда получим:

 

аВ× сos 30° = × cos 60° – × cos 30° + .              (54)

 

Подставив в равенство (54) числовые значения всех величин из (51) и (53), найдем, что

 

аВ = 0,72 м/с2.                                      (55)

 

Так как получилось аВ > 0, то, следовательно, вектор  направлен как показано на рис. К2в.

6. Находим e3. Чтобы найти e3, сначала вычислим . Для этого обе части равенства (52) спроектируем на направление, перпендикулярное АВ (ось у). Тогда получим:

 

– аВ× sin 30° = × sin 60° + × sin 30° + .             (56)

 

Подставив в равенство (56) числовые значения всех величин из (55) и (51), найдем, что  = – 3,58 м/с2. Знак указывает, что направление  противоположно показанному на рис. К2в. Теперь из равенства  = e3 × l3    получим:

 

 c–2.

 

Ответ: VB = 0,46 м/с; VE = 0,46 м/с;

w2 = 0,67 с1; аB = 0,72 м/с2; e3 = 2,56 с–2.

Примечание 1. Если точка B, ускорение которой определяется, движется не прямолинейно (например, как на рис. К2.0–К2.4, где В движется по окружности радиуса О2В), то направление  заранее неизвестно.

В этом случае  также следует представить двумя составляющими     (  =  + ) и исходное уравнение (52) примет вид

 

 +  =  +  +  + .                       (57)

 

При этом вектор  (см., например, рис. К2.0) будет направлен вдоль BO2, а вектор  – перпендикулярно ВО2 в любую сторону. Числовые значения ,  и  определяются так же, как в рассмотренном примере (в частности, по условиям задачи может быть  = 0 или = 0, если точка А движется прямолинейно).

Значение  вычисляется по формуле  = /r = /l, где l – радиус окружности О2В, а  определяется так же, как скорость любой другой точки механизма.

После этого в равенстве (57) остаются неизвестными только значения  и  и они, как и в рассмотренном примере, находятся проецированием обеих частей равенства (57) на две взаимно-перпендикулярные оси.

Найдя , можем вычислить искомое ускорение . Величина  служит для нахождения eАВ (как в рассмотренном примере).

 

    Примечание 2. Если требуется определить ускорение точки D звена АВ (рис. К2г), то следует воспользоваться векторным равенством:

 

 =  +  +  + .

 

 

Рис. К2г

    Ускорение точки D найдем по его проекциям на координатные оси, спроецировав приведенное выше векторное равенство на эти оси:

 

 = × cos 60° – × cos 30° + ,

 

 = × sin 60° + × sin 30° + .

 

Здесь  = w32×AD,  = e3×AD.

Вектор  направлен от точки D к точке А, а вектор  перпендикулярен к DА.

 

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 631; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!