Его, и рука Его еще простерта.



13Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает.

14И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день: 15старец и знатный,- это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост.

16И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут.

17Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они - лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.

18Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма.

19Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего.

20И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей: 21Манассия - Ефрема, и Ефрем - Манассию, оба вместе - Иуду. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.

Глава 10.

1Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, 2чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот.

3И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше?

4Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.

Расдостное обетование о грядущем пришествии Христа… и тут же предупреждение о грядущем попущении бедствия с обличением грешников.… Разумеется, слова о «гневе Божием» является средством вразумления грубого народа, понимающего только язык силы и наказания, избивающего и убивающего пророков, посылаемых к нему. «Сказать, что Бог отвращается от грешников есть то же, что сказать: солнце отвращается от лишенных зрения» - пишет преподобный Иоанн Дамаскин. Бог благ и только благое творит, человек же, согрешая, отдаляется от Бога, попадая во власть духов злобы и тем большую, чем больше он впадает в грех. А чтобы освободить человека от этой власти, Бог попускает духам злобы мучить его. Бог же никому не хочет зла, а если изымает душу из тела, то лишь потому что видит, что человек уже неспособен ни к чему доброму….

Паремии на вечерне. Паремия 1. Книга Бытия (Глава 7): 1И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; 2и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; 3также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,] чтобы сохранить племя для всей земли, 4ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.

5Ной сделал все, что Господь [Бог] повелел ему.

6Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю.

7И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа.

8И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле 9по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как [Господь] Бог повелел Ною.

10Чрез семь дней воды потопа пришли на землю.

11В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый [27] день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; 12и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.

13В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.

14Они, и все звери [земли] по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые, 15и вошли к Ною в ковчег по паре [мужеского пола и женского] от всякой плоти, в которой есть дух жизни; 16и вошедшие [к Ною в ковчег] мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему [Господь] Бог. И затворил Господь [Бог] за ним [ковчег].

17И продолжалось на земле наводнение сорок дней [и сорок ночей], и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею; 18вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.

19И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; 20на пятнадцать локтей[246] поднялась над ними вода, и покрылись [все высокие] горы.

21И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; 22все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.

23Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных,- все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.

24Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.

Ной, человек, старающийся жить праведно, насколько это было возможно человеку Ветхого Завета, доверяющий Богу, по вере этой не усомнился и построил ковчег. И вот, Бог, заботящийся о человеке, велит ему войти в ковчег. Господь не окончательно решил истребить человечество, но изъять с земли тех, чье обращение к добру было уже невозможно. А Ной, человек праведный, мог стать родоначальником нового человечества, уже не столь погрязшего в грехе, как потомки Каина. Впрочем, склонность человека к греху снова и снова давала о себе знать, иначе не было бы нужды и Христу приходить. Показательно, впрочем, что повреждение человеческого естества еще не достигло такого уровня, что скрещивание друг с другом кровных родственников приводило бы к генетической деградации. В дальнейшем и это проявится и тогда появится запрет на кровосмешение, действующий и до наших дней. А тогда…. не было другого выхода. И снова текст о потопе напоминает о том, что человек живет на земле до тех пор, пока он еще способен к совершенствованию, когда же это становится невозможным – Бог изымает его. Не сделаться бы и нам такими же безнадежными, как эти люди первых веков, истребленные потопом.

Паремия 2. Книга Притч Соломоновых (Главы 8 и 9): 1Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?

2Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; 3она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: 4"к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!

5Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму.

6Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда; 7ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих; 8все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; 9все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.

10Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; 11потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.

12Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.

13Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.

14У меня совет и правда; я разум, у меня сила.

15Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; 16мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.

17Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня; 18богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда; 19плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.

20Я хожу по пути правды, по стезям правосудия, 21чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю. [Когда я возвещу то, что бывает ежедневно, то не забуду исчислить то, что от века.] 22Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; 23от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.

24Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.

25Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, 26когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.

27Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, 28когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, 29когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: 30тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, 31веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.

32Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!

33Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него. 34Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!

35потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; 36а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть".

Глава 9.

1Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, 2заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; 3послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: 4"кто неразумен, обратись сюда!" И скудоумному она сказала: 5"идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; 6оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума".

7Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого - пятно себе.

8Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; 9дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.

10Начало мудрости - страх Господень, и познание Святаго - разум; 11потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.

И снова о ПРЕМУДРОСТИ, под которой принято понимать Христа. Часть паремии, входящая в состав 9 Главы, обычно читается в Богородичные праздники. Здесь и вправду возникают ассоциации с Новым Заветом, в особенности слова: «придите, ешьте Мой хлеб и пейте вино, мной растворенное», да еще – о слугах, посланных на проповедь (в славянском тексте здесь стоит именно это слово)…..

Среда 7 марта.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 381; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!