Память 13 / 26 февраля, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Бутовских новомучеников и Московских святых



Родился 3 / 16 марта 1892 года в уездном городе Руза Московской губернии. Его отец — Соколов Сергей Гаврилович служил псаломщиком в храме великомученика Димитрия Солунского, а мать — Екатерина Степановна занималась воспитанием пятерых детей. Позднее, в 1912 году, Сергей Гаврилович стал диаконом, а в 1917 году был рукоположен во священника и служил до глубокой старости (в 1938 году, когда ему было уже 75 лет, он служил в селе Дуброво Рузского района). Два брата Павла Сергеевича — старший Александр и младший Николай в разные годы окончили Вифанскую Духовную семинарию (Александр в 1911 году, а Николай в 1915 году).

Обучался в Волоколамском Духовном училище и в Вифанской духовной семинарии. По её окончании определен на место во псаломщика 30 сентября / 13 октября 1914 года к храму великомученика Димитрия Солунского в Рузе.

Там он и прослужил псаломщиком до самого ареста в 1938 году, неся на себе все тяготы служителя гонимой Церкви – нищету, поборы, преследование властями. Павел Сергеевич исполнял это послушание, несмотря на то, что был слеп на один глаз.

Арестован 10 февраля 1938 года по обвинению в проведении активной контрреволюционной агитации и заключен в камеру предварительного заключения при Рузском отделении НКВД.

В тот же день он был допрошен:

– Скажите, гражданин Соколов, каким репрессиям вы подвергались при советской власти? – спросил его следователь.

– С 1934 года я президиумом Рузского горсовета был лишен избирательных прав и восстановлен в гражданских правах лишь со дня утверждения конституции в 1937 году. Кроме того, наше хозяйство в 1932-м и в 1933 годах облагалось твердым заданием на поставки государству молока и мяса, другим репрессиям я не подвергался.

– Скажите, гражданин Соколов, какую связь вы поддерживаете с вашим отцом Сергеем Гавриловичем Соколовым?

– Что касается хозяйства, то равноправным членом семьи он не является, но он посещает наш дом очень часто, и в особенности в летний период.

– Следствие располагает данными, что вы занимались среди населения контрреволюционной агитацией, направленной против партии и советской власти, – заявил следователь.

– Контрреволюционной агитацией я не занимался, и это обвинение я категорически отрицаю, – ответил Павел Сергеевич.

14 февраля следователь составил обвинительное заключение. Решением Тройки НКВД от 16 февраля 1938 года Павел Сергеевич был приговорен к расстрелу.

Расстрелян и похоронен в Бутово, на так называемом полигоне НКВД 26 февраля 1938 года.

В августе 2000 года причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Документы, литература

  • АМП. Послужной список.
  • ЦИАМ. Ф. 427. Оп. 1. Д. 4305.
  • ГАРФ. Ф. 10035. Д П-62731.
  • Дубинский А.Ю. Вифанская духовная семинария. Алфавитный список выпускников 1901-1917 годов (краткий генеалогический справочник). М., 1999. С. 38.
  • Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Январь-Май. Тверь, 2002. С. 135-137. [Составитель жития священник Олег Митров]

Использованные материалы

  • Жизнеописание на сайте храма святого великомученика Димитрия Солунского г.Рузы:
    • http://dimruza.narod.ru/Sokoloff.htm
  • Обвинительное дело сщмч. Павла Соколова, информационный портал Рузского благочиния:
    • http://orthodox-ruza.narod.ru/sokolov.htm
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века":
    • http://213.171.53.29/bin/db.exe/no_dbpath/docum/ans/ans/newm...tk*
  • Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль. - Тверь. 2005. С. 267-268:
    • http://www.fond.ru/userfiles/person/234/1293479419.pdf

О дне сем.

С окончанием чтения канона святителя Андрея Критского Великое повечерие в наших храмах больше служиться не будет, а значит, и великопостные службы будут совершаться тем же порядком, что и все прочие, то есть, утреня будет совершаться накануне вечером…..

Начиналась служба вечерней, подобной службе, с которой мы вступали в Великий пост. Начиналась она, как обычная воскресная вечерня, вседневная, в которую вставлялся вход ради Великого прокимна. В данном случае это прокимен: «Дал еси достояние боящихся Тебе, Господи[40]….». Далее все, как обычно. Поскольку повечерие у нас теперь не совершается, то сразу следует великопостная утреня.

Паремия на 6 часе. Книга пророка Исаии (Главы 4 и 5): 1И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут: "свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем,- сними с нас позор".

2В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли - в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля.

3Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме, 4когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня.

5И сотворит Господь над всяким местом горы́ Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров.

6И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя.

Глава 5.

1Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, 2и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды.

3И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим.

4Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?

5Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, 6и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его,- и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя.

7Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот - кровопролитие; ждал правды, и вот - вопль.

8Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле.

9В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые - без жителей; 10десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу.

11Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; 12и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют.

13За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою.

14За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и всё, что веселит их.

15И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут; 16а Господь Саваоф превознесется в суде, и

Бог Святый явит святость Свою в правде.

17И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых.

18Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех - как бы ремнями колесничными; 19которые говорят: "пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!" 20Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким!

21Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!

22Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, 23которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!

24За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева.

25За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта.

26И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли,- и вот, он легко и скоро придет; 27не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресл его, и не разорвется ремень у обуви его; 28стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его - как вихрь; 29рев его - как рев львицы; он рыкает подобно скимнам, и заревет, и схватит добычу и унесет, и никто не отнимет.

30И заревет на него в тот день как бы рев разъяренного моря; и взглянет он на землю, и вот - тьма, горе, и свет померк в облаках.

Слова о будущем благословении и об остатке, который сохранится после всех бедствий, постигших Израиль, но более – о Новом Завете, ведь подлинной отраслью Господней стала Церковь Христова и именно через нее люди могут быть вписаны в КНИГУ ЖИЗНИ и обрести Царство Божие. Впрочем, Церковь основана Христом и в Его власти вписывать или не вписывать людей в Книгу Жизни, так что эти слова можно смело относить к пророчествам о Христе, притом, о Его втором пришествии, когда Он явится не в уничижении, как в первый раз, а в красоте и чести и славе... И тут же – обличение, в котором Бог через пророка сравнивает народ еврейский с виноградником. Вступление здесь несколько созвучно уже Евангельской притче о злых виноградарях. Но здесь обличается народ в целом. Люди не торопятся приносить плод Богу, не проявляют усердия в исполнении заповедей, живя для себя (что пророк далее в главе обличает в очень жестких словах), исполняя лишь свои похоти, оставляя Бог лишь остатки. И это-то нерадение Бог обличает, грозя оставить это виноградник на произвол расхитителей, как видимых, так и невидимых. Это неоднократно исполнялось в древности, когда Израиль разоряли то одни, то другие завоеватели, приход которых предсказывался пророками. Однако вполне это исполнилось в Новом Завете, когда род еврейский распял Христа и перед этим сам Господь произнес: «вот, остается дом ваш пуст»….. Но в широком смысле эти слова касаются и нас – насколько каждый из нас плодовит в угождении Богу, каков он плод приносит…

Паремии на вечерне. Паремия 1. Книга Бытия (Главы 3 и 4): 1Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

2И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, 3только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

4И сказал змей жене: нет, не умрете, 5но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

6И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

7И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

8И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

9И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?

10Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

11И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

12Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

13И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

14И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; 15и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту[41].

16Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

17Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; 18терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; 19в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

20И нарек Адам имя жене своей: Ева[42], ибо она стала матерью всех живущих.

21И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

22И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

23И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

24И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Глава 4.

1Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.

2И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.

3Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, 4и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, 5а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.

6И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?

7если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

8И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

9И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

10И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; 11и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; 12когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

13И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; 14вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

15И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

16И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.

После того, как первые люди нарушили заповедь, данную от Бога, сперва пожелав запретного, потом взяв и съев запретный плод, а потом еще и не желая признавая свой грех, а сваливая вину друг на друга, Бог изгоняет людей из рая. Но прежде чем написать об изгнании людей из рая, Моисей пишет о том, что Бог лишает их бессмертия. Толкователи прибавляют к этому, что лишен был человек и других способностей. Тело человека стало подвержено болезням и многому чему еще. Причина же в том, что перспектива смерти и разлучения души и тела человека ограничивает грех человека, не дает ему укорениться. Человек стал склонен ко греху и ему легче творить зло, нежели добро, однако смерть может хоть как-то поспособствовать обращению человека на путь добра. Падших ангелов Бог не лишил бессмертия и способностей их, и… они стали демонами, став неспособными к покаянию. Человека же немощь его настраивает на покаяние. Так что это действие Божие было, скорей, милосердие, чем наказание….

Паремия 2. Книга притч Соломоновых (Главы 3 и 4): 13Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум,- 14потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: 15она дороже драгоценных камней; [никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней,] и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.

16Долгоденствие - в правой руке ее, а в левой у нее - богатство и слава; [из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит;] 17пути ее - пути приятные, и все стези ее - мирные.

18Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее,- и блаженны, которые сохраняют ее!

19Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; 20Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою.

21Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность, 22и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей.

23Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется.

24Когда ляжешь спать,- не будешь бояться; и когда уснешь,- сон твой приятен будет.

25Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет; 26потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления.

27Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.

28Не говори другу твоему: "пойди и приди опять, и завтра я дам", когда ты имеешь при себе. [Ибо ты не знаешь,

что́ родит грядущий день.] 29Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою.

30Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.

31Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его; 32потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение.

33Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет.

34Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать[43].

35Мудрые наследуют славу, а глупые - бесславие.

Глава 4.

1Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму, 2потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей.

3Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей, 4и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи.

5Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.

6Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя.

7Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.

8Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; 9возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.

10Слушай, сын мой, и прими слова мои,- и умножатся тебе лета жизни.

11Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым.

12Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься.

13Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно - жизнь твоя.

14Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых; 15оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо; 16потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения; 17ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения.

18Стезя праведных - как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня.

19Путь же беззаконных - как тьма; они не знают, обо что споткнутся.

20Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое; 21да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего: 22потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его.

На деле не всегда исполнение заповедей влечет за собой те земные блага, о которых пишет Соломон. Слушавшие Христа так и понимали праведность, считая богатство признаком таковой. И тем большим было их удивление, когда Господь сказал, что легче верблюду пролезть через игольное ушко, чем богатому – войти в Царство Небесное. Но Ветхий Завет обещал блага небесные лишь в будущем, а потому ничего другого тем, кто увещевал людей хранить заповеди Божии не оставалось….. Нам же главное – понимать под богатствами – блага небесные, а не земные, кои для нас, скорей, крест, ярмо на шее, чем благословение….

Вторник 27 февраля.

На этот день приходится полиелейный праздник равноапостольного Кирилла, учителя Словенского. Начиная с этой седмицы совершение полиелейных служб в будние дни возможно. Однако на сей раз полиелей решено опустить. Однако молиться святым дня не мешает ничего. Также, помимо святого Кирилла, в этот день чтится память 12 греков – строителей Свято-Успенского собора Киево-Печерской Лавры, которые, по повелению Божией Матери, отправились на Русь для возведения этого храма. Золото для оплаты строительства святому Феодосию Киево-Печерскому также дала Божия Матерь..Двенадцать греческих мастеров — православные святые, почитаемые в лике преподобных, чьи мощи находятся в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской лавры. Это греческие мастера, согласно Киево-Печерского патерику, по чудесному зову Богородицы пришли из Константинополя для постройки и украшения Успенской церкви монастыря. Память этих святых совершается 14 / 27 февраля и 28 сентября / 11 октября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер).

Патерик сообщает о двух приходах мастеров в Киев. Первые четыре мастера пришли до начала закладки Успенской церкви (то есть до 1073 года). Придя к преподобным Антонию и Феодосию, они спросили, где те хотят строить церковь, и услышав ответ, что место ещё не определено, возмутились, сказав «дали Вы нам столько злата, а места не знаете, где строить церковь». Преподобные, собрав всю монастырскую братию, начали расспрашивать греков и услышали от них следующее:

Однажды, когда мы еще спали в домах своих, рано, на восходе солнца, пришли к каждому из нас благообразные скопцы, говоря: «Зовёт вас Царица во Влахерну». Когда мы пошли, взяв с собою друзей и ближних своих, то пришли все в одно время и рассудили, что одно и то же повеление Царицы слышал каждый из нас и одни и те же посланцы были у нас. И вот увидели мы Царицу и множество воинов при ней, мы поклонились Ей, и Она сказала нам: «Хочу церковь построить себе на Руси, в Киеве, повелеваю же это вам, возьмите золота себе на три года». Мы же, поклонившись, сказали: «О Госпожа Царица! В чужую страну посылаешь ты нас, — к кому мы там придём?» Она же сказала: «К ним посылаю, к Антонию и Феодосию». Мы же сказали: «Зачем же, Госпожа, на три года золота даёшь нам? Им и прикажи о нас, чтобы на пропитание от них нам было потребное, а одаришь нас, чем Сама захочешь». Царица же сказала: «Сей Антоний, только благословив, отойдёт из этого мира на вечный покой, а сей Феодосий через два года после него отойдёт ко Господу. Вы же возьмите золота с избытком, а что до того, чтобы почтить вас, то не может так никто, как я: дам вам, чего и ухо не слыхало и что на сердце человеку не всходило. Я и Сама приду посмотреть церковь и в ней буду жить».

Затем Царица дала им мощи мучеников Артемия и Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова, Феодора, чтобы положить в основание церкви, показала на небе образ будущей церкви, а на вопрос, как назвать её, сказала — «Богородицына будет церковь». Также Она дала им икону, указав поставить её в церкви наместной.

Вторая группа мастеров-иконописцев пришли к игумену Никону спустя десять лет после смерти Антония и Феодосия, однако заявили, что получили от них плату за роспись небольшой церкви, а Успенская слишком велика, и они хотят отдать золото и уйти. Никон сказал им, что преподобные уже скончались, показал грекам их изображения, и те признали в них заказчиков росписи, с которыми они вели торг. Мастера рассказали, что образ церкви неоднократно являлся им по дороге из Константинополя. Видя её размеры, они хотели повернуть обратно, но буря останавливала их, а потом ими был услышан голос, исходивший от явившейся им наместной иконы:

Люди, зачем напрасно мечетесь, не покоряясь воле Сына Моего и Моей; если не послушаетесь Меня и захотите бежать,— я возьму всех вас и прямо в ладье поставлю в церкви Моей. И то знайте, что вы оттуда не выйдете, но, в монастыре Моём постригшись, там и скончаетесь, и я вам дарую милость в будущем веке ради строителей этой церкви, Антония и Феодосия.

Патерик сообщает, что все мастера приняли постриг, остались в монастыре, а после смерти были «положены в своём притворе; свиты их и ныне лежат на полатях, и книги их греческие хранятся в память такого чуда».


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 286; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!