Общие и частные вопросы (с постклассической философии)

Общие и частные вопросы (до постклассической философии)

 

Общие вопросы

**Вопрос. Что объединяет натуралистический историзм эпохи античности ирелигиозно-эсхатологический историзм средневековья?

Ответ. Идея о том, что двигателем культурно-исторического процесса выступает внешняя по отношению к человеку сила. В эпоху античности таковой признавалось первоначало всего сущего. В средние века культуросозидающей силой считался Бог.

*Вопрос. Почему культуротворческая сила мыслилась внешней по отношению к человеку?

Ответ. Потому что человек мыслился частью природы – универсума, порождённого этой силой. Соответственно, мир культуры ещё не был чётко отделён от мира природы. Вопрос: почему в эпоху средневековья художественное творчество было анонимным? Ответ: потому что средневековые художники (в частности, иконописцы) считали себя проводником божественной творческой силы. В целях лучшей проводимости этой силы и отрешения от мирских сует иконописец перед очередной работой проводил время в посте и молитве.

 

Вопрос. С какого времени культурно-исторические события стали рассматриваться как деяния человека, и, соответственно, мир культуры стал отделяться от мира природы?

Ответ. С эпохи Возрождения, важнейшей сущностной характеристикой которой является антропоцентризм. В это время утверждается ценность и достоинство человеческой личности (Николо Макиавелли, Пико делла Мирандола – «Речь о достоинстве человека»).

Вопрос. В какую эпоху оформляется антинатуралистический подход к истории и в чём его суть?

Ответ. В Новое время. Суть антинатуралистического историзма в том, что культура понимается как надприродное автономное образование.

 

**Вопрос. Какой общий признак объединяет натуралистический историзм эпохи античности, религиозно-эсхатологический историзм средневековья и антинатуралистический историзм того периода, венцом которого выступила немецкая классическая философия и марксизм?

Ответ. Идея предопределённости.

*Вопрос. Определите характер предопределённости для натуралистического историзма.

Ответ. В античной культуре причудливо сочетались два источника предопределения событий: первоначало, предопределяющее миропорядок, и судьба, которая была прихотлива, капризна, случайна. Это был злой рок (воля случая[1]), мужественное принятие которого являлось атрибутивным признаком героя античной трагедии. Я полагаю, что первоначало было более ответственно за повторяющиеся события (особенностью дохристианского ощущения времени была его цикличность – повторяемость событий[2]), а случайности были в сфере юрисдикции судьбы. Получается, что античный историзм был связан с превратностями судьбы, которая предопределяла всё, оставаясь при этом во многом загадкой (неизвестной).

*Вопрос. Определите характер предопределённости для религиозно-эсхатологического историзма.

Ответ. В эпоху средневековья все исторические события предопределялись божественным провидением. Хотя история представляла собой противоборство "града земного" и "града Божия", исход этого противоборства был известен: из двух этих сил победа достанется безоговорочно силе любви и добра, исходящей от Бога.

*Вопрос. Определите характер предопределённости дляантинатуралистического историзма указанного периода.

Ответ. В Новое время закрепилась идея о том, что разум, считающийся сущностью человека, является силой, предопределяющей исторический процесс. Последний имеетпрогрессивный характер, ибо представляет собой движение к торжеству таких порождённых разумом благ, как свобода, справедливость, гуманизм.

Таким образом, мы можем выделить общий признак религиозно-эсхатологического историзма и антинатуралистического историзма (в указанный период) – известность финала, к которому устремлён исторический процесс[3], имеющий линейный характер. Вопрос: какая христианская идея обусловила возможность линейного прогрессизма, характерного для осмысления культурно-исторического процесса просветителями, представителями нем. классич. философии и К. Марксом? Ответ: идея линейного времени, в котором будущее не дублирует опыт прошлого.

Вопрос. Что даёт синтез известности финала культурно-исторического развития и понимания того, что человек является творцом мира культуры?

Ответ. Идею возможности прогнозирования (проектирования) культурно-исторического развития, что нашло своё воплощение в характерных для Нового времени различных утопиях, например, «Утопии» Т. Мора, «Городе Солнца» Томмазо Кампанеллы и др.

 

**Вопрос. Назовите ещё один общий признак для трёх типов историзма до появления постклассической философии.

Ответ. Европоцентристская трактовка культурно-исторического развития– вера в единый для всего мира путь развития культуры[4] (европоцентризм – это установка, согласно которой Европа является центром мировой культуры и цивилизации). Убеждённость в том, что путь культурного развития Европы – единственно верный (единственно возможный) путь развития культуры вообще.

Вопрос. Как проявлялся европоцентризм в античности?

Ответ. Древние греки противопоставляли свою развитую культуру дикому миру варваров. Варварское начало решительно отвергалось во имя эллинского, что сформировалось в многовековую европоцентристскую традицию – традицию возвеличения Запада над Востоком в европ. сознании.

Вопрос. Как проявлялся европоцентризм в эпоху средневековья?

Ответ. В крестовых походах, совершаемых с убеждением в том, что христианская религия – единственно верная.

Вопрос. Что вы можете сказать о проявлениях европоцентризма в эпоху Возрождения и в Новое время?

Ответ. Проявлениями европоцентризма в это время были захват новых земель, обнаруженных в эпоху Великих географических открытий, превращение этих земель в колонии, жестокие колониальные войны.

Вопрос. Какая черта европоцентристской установки прослеживается в этих явлениях?

Ответ. Её тяготение к агрессивной экспансии. Считалось, что все неевропейские народы ушли от своих человеческих истоков, остались за пределами магистральной линии истории. Необходимость их приобщения к прогрессу (который Тюрго называл "естеств. законом" истории) оправдывала в глазах европейца постепенное проникновение европ. цивилизации во все регионы мира, считавшееся осуществлением прогресса мировой истории.

 Вопрос. Какие основные ценности культуры Европы противопоставлялись особенностям неевропейских культур?

Ответ. 1) «Разумность» противопоставлялась:

а) "заблуждениям" (в частности, магическим элементам) иных культур. Прогресс – это, прежде всего, прогресс человеческих знаний, вырабатываемых наукой и находящих прямое воплощение в технике.

б) "страстям", аффектированности, стихийности иных культур.

2) Нем. социолог и историк М. Вебер выявил противопоставление римского права правовой неразвитости иных культур.

 

Частные вопросы

 

Вопрос. Назовите учёного, который, как и К. Маркс, считал, что частная собственность является источником человеческой алчности и таким образом портит человека.

Ответ. Фр. просветитель Ж.Ж. Руссо. Он считал, что частная собственность, лежащая в основе гражданского общества, приводит к отчуждению людей друг от друга. Проблема отчуждения получила серьёзную разработку у К. Маркса. Вопрос: охарактеризуйте несовпадение взглядов Руссо и Маркса на судьбу частной собственности. Ответ: Руссо, в отличие от Маркса, не считал возможным ликвидировать господство частной собственности, а с тоской глядел в прошлое, когда близость к природе позволяла человеку иметь более чистые помыслы и быть более добродетельным, чем во времена развитой цивилизации.

 

Вопрос. Кто, помимо Ж.Ж. Руссо, осознавал слабость линейно-прогрессистской трактовки мировой истории?

Ответ. Нем. историк культуры Иоганн Готфрид Гердер, обративший внимание на то, что установка линейного прогрессизма не учитывает своеобразия культур неевропейских народов. Гердер, кстати, усматривал в восточном мире идиллические особенности (в частности, патриархальное начало). Но идиллия эта была связана с большей близостью человека к природе. По сути, Гердер видел в неевропейских культурах то, что Руссо не видел в европейской культуре своего времени – то, что составляло предмет его тоски по навсегда ушедшему прошлому.

 

Вопрос. Назовите понятие, соответствующее следующему определению: «субстанция, порождающая мир (природный и социальный) и определяющая его существование и развитие, которая познаёт саму себя на высшей ступени самопознания (совершаемого, дабы обрести всё большую степень свободы) через обусловленные ею же самой личные цели и действия людей на исторической арене».

Ответ. Абсолютная идея Гегеля.

 

Вопрос. Что в понимании К. Маркса означает неотчуждённый труд?

Ответ. 1) Это труд человека, обладающего личной свободой (независимостью). 2) Это труд, имеющий причину и цель в себе самом (а не осуществляющийся ради денег). Позитивная трактовка: это труд как одна из важнейших сфер проявления человеком своего жизненного потенциала («сущностных сил») и его личностного развития.

 

 

Общие и частные вопросы (с постклассической философии)

 

Общие вопросы

 

*Вопрос. Какое событие узаконило право единичных (уникальных и неповторимых) феноменов и явлений быть полноценными объектами научных изысканий?

Ответ. Проведённое одним из основоположников постклассич. историзма Вильгельмом Дильтеем разграничение наук о природе и наук о духе.

Вопрос. В чём заключаются принципиальные различия этих наук?

Ответ.

1) в предмете (объекты мира природы / мир человеческих отношений и человеческих творений).

2) в задачах (открытие всеобщих законов природного мира / изучение единичных явлений наряду с выявлением законов единообразия (повторяемости) явлений.Вопрос: какая особенность природного мира делает его объектом выпытывания всеобщих законов? Ответ: его относительная неизменность (человеческой мир – мир культуры – напротив, изменчив).

3) в методах (наблюдение и эксперимент / переживание и интерпретация).

 

Вопрос. Что, по мнению, французского этнолога, теоретика структурализма Клода Леви-Строса, позволяет говорить о непригодности историзма для определения генезиса, смысла и развития явлений культуры?

 Ответ. Тот факт, что смысл любого явления культуры коренится в бессознательных структурах человеческого мозга, которые являются неизменными. В этой связи Леви-Строс отказывается признать тот факт, что наука есть исторически определенный способ производства знания. По его мнению, «неолитическая» и «галилеевская» науки обладают одинаковой степенью научности, а различия между ними носят не качественный, а количественный характер.

*Вопрос. Назовите философа, занимавшегося, как и К. Леви-Строс, выявлением внеисторических оснований явлений культуры и назовите эти основания.

 Ответ. Французский философ, разработчик феноменологической герменевтики Поль Рикёр. Культуротворчество – результат (и способ, форма) сублимации полового инстинкта, с одной стороны, и удовлетворения потребности понять действительность, с другой. Оба этих источника приводят к сотворению вторичной – символической (языковой) – реальности, коей является культура.

 

*Вопрос. Можно ли подход к истории, предложенный французским философом Мишелем Фуко, считать историзмом в традиционном смысле этого слова?

Ответ. Нет, потому что Фуко прежде всего вскрывает исторический (изменчивый) характер не реальной действительности (природных и социально-культурных реалий), что характеризует традиционный историзм, а форм мышления (эпистем). Традиционному историческому описанию (истории идей) Фуко противопоставляет археологию – метод, позволяющий раскрыть формы мышления различных эпох. Если его и можно назвать историзмом, то историзмом второго порядка – усложнённым, углубленным, изменившим свой предмет. Фуко в своих трудах показал, что одно и то же понятие (например, «власть», «сексуальность», «безумие») в различные (по формам мышления) исторические эпохи имеет разное содержание. Поэтому в его философии мы имеем дело не с историей «вещей», а с историей изменения смыслов конкретных понятий (объекты научных изысканий Фуко относятся к области языка и мышления, а не к области вещей – отсылка к вещам вторична).

Вопрос. Определите, чему соответствует значение слова (к чему отсылает слово) в трёх выделенных М. Фуко эпистемах.

Ответ. В эпистеме сходства и подобия значением слова является вещь, которую это слово замещает. В эпистеме представления [вещей в знаках] значением слова является идеальный – абстрактно-обобщённый – образ. В эпистеме систем и организаций слово означает то, что можно понять из контекста, в который это слово помещено.

 

*Вопрос. В чём заключается своеобразие историзма немецкого философа Мартина Хайдеггера?

Ответ. Как и в случае с Фуко, меняется объект историзма. Центральным объектом историзма Хайдеггера является человек, а не природный и культурный миры. Человек, по Хайдеггеру, является самым ценным объектом историзма потому, что из всего того, что существует в пространстве и во времени, только он являет собой «бытие» («здесь-бытие»): динамика изменений, становление и развитие – те аспекты существования объектов, которые интересны историзму, –  в существовании человека представлены в набольшей степени и, более того, являются отличительными особенностями именно человеческого существования. Противопоставляемый «бытию» мир «сущего», напротив, статичен, что обусловлено его предметностью (если это неживая природа) и отсутствием самосознания (применительно ко всем живым существам, кроме человека), благодаря которому возможна рефлексия по поводу своего существования, являющаяся проявлением «здесь-бытия».

Вопрос. У какого философа хайдеггеровская тема историзма, имеющего в качестве своего предмета человека, получила развитие?

Ответ. У представителя экзистенциализма в философии и литературе Жана Поля Сартра. Сартр почерпнул у Хайдеггера идею человека как вечно становящегося в пределах своей жизни существа.

Вопрос. На каких особенностях человеческого существования (бытия) Сартр акцентирует внимание?

Ответ. Если изменчивость человека Хайдеггер раскрывает через его способность осуществлять выход за пределы всякой предметности, то Сартр говорит об этой изменчивости как о следствии свободы выбора человеком каждого своего действия, на которую тот обречён.

 

Вопрос. Назовите объект историзма немецкого философа, основоположника философской герменевтики Ганса Георга Гадамера.

Ответ. Объектом историзма Гадамера являются традиции понимания произведений и мира в целом.

Вопрос. Какую роль отводит Гадамер традиции понимания текстов?

Ответ. Традиция понимания помогает добиться понимания произведения в его целостности (предпонимания), необходимого для понимания отдельных его частей.

 

Вопрос. Охарактеризуйте суть историзма немецкого философа, представителя Франкфуртской школыЮргена Хабермаса.

Ответ. Объектом историзма Хабермаса выступает общество (которое отождествляется учёным с разумом, сознанием) и политическое устройство его жизни. Развитие общества – движение от стадии, когда его члены руководствуются исключительно личной выгодой (проявляют инструментальные действия, ориентированные на успех), к стадии коммуникативного сообщества (= коммуникативного разума), когда приоритетным признаётся консенсус индивидов, их взаимопонимание, что возможно лишь в демократическом правовом государстве. Такое развитие общества изначально не предопределено, однако ему может способствовать диалог философии с такими науками, как теория социальной эволюции (одним из разработчиков которой был Карл Маркс), теория общества, теория права.

 

Частные вопросы

 

Вопрос. Существует мнение, что нем. философ, теоретик культуры Освальд Шпенглер подхватил в 20 в. идею циклического развития культуры, в частности, у итальянского философа Джамбаттиста Вико. Такие стадии существования и развития культуры, как детство, юность и зрелость, выделяются как Вико, так и Шпенглером. Эти два учёных говорят об одном и том же или между их теориями существуют принципиальные различия?

Ответ. Принципиальные различия, действительно, есть:

1) Шпенглер вышеуказанные стадии применяет к отдельным (локальным) культурам, тогда как у Вико они выступают этапами развития всего человечества.

2) Идея цикла в данном случае есть только у Шпенглера, ибо она с неизбежностью предполагает смерть культуры. У Вико отсутствует стадия старости культуры, предполагающая последующую смерть, поскольку этот учёный, стоя на позициях европоцентризма, был преисполнен уверенности в вечной жизнеспособности европейской культуры и в перспективности европейского пути культурного развития как единственно возможного пути развития любой культуры.

3) Если у Шпенглера культура умирает в цивилизации, то в концепции Вико культура и цивилизация синонимичны.

 

Вопрос. Укажите причины смерти культуры в концепциях локальных цивилизаций Освальда Шпенглера, Арнольда Тойнби и Питирима Сорокина.

Ответ. В концепции Шпенглера – исчерпанность жизненного потенциала души культуры; в концепции Тойнби – отсутствие адекватного ответа культуры вызову, который бросает ей время; в концепции Питирима Сорокина – внутр. потрясения и социальные конфликты, которыми чреват переход социокультурной системы из идеациональной фазы в чувственную и наоборот.

 


[1] Известная латинская фраза – «Судьба слепа».

[2] Экклезиаст в Ветхом Завете утверждает, что «нет ничего нового под солнцем».

[3] Поэтому учёные говорят о том, что линейно-прогрессистский историзм просветителей оказался секуляризированной версией религиозно-эсхатологического историзма.

[4] Представление об однонаправленном движении истории.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 276; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!