Классический период философии античности (Философия Сократа, Аристотеля, Платона).



Сократ (469 – 399 г.г. до н. э.) считается знаковой фигурой, ибо его учение явилось поворотным пунктом в развитии древнегреческой философии, ознаменовав собой переход от натурфилософских и космологических проблем к антропологическим. Из этих источников следует, что Сократ не признавал эмпирического изучения природы, считая, главным предметом философии человека. «Познай самого себя»,- одно из самых известных изречений, приписываемых Сократу. Проводя большую часть времени на афинских улицах и площадях, Сократ вступал в беседы и споры (в том числе и с софистами). Он обсуждал смысл таких понятий, как «красота», «мужество», «справедливость», «мудрость» и др., с помощью которых человек оценивает себя, других людей, мир в целом и которые, следовательно, выполняют в обществе регулятивную, воспитательную функции. Уделяя большое внимание проблемам нравственности, Сократ придерживался позиций этического рационализма, связывая добродетель и знания. Он считал, что хороший поступок порожден знанием того, что есть добродетель, а плохой – незнанием, следовательно, именно невежество толкает человека на путь порока.

Платон (427 – 327 гг. до н. э.), наряду со своим учителем Сократом и учеником Аристотелем, считается вершиной древнегреческой классической философии. Философия Платона – первая в европейской традиции попытка создания целостной философской системы: его учение включает онтологию, гносеологию, учение о человеке и обществе, этику, эстетику, теологию. Платон трактовал действительность с позиций объективного идеализма. Он полагал, что каждому классу предметов и явлений предшествует их нематериальный прообраз – идея (идея растения, идея человека, идея дома и т.п.). Идея – это сущность вещи, то общее, что присуще всем предметам этого класса. Если вещи преходящи, изменчивы и несовершенны, то их сущность вечна, неизменна и абсолютна. Следовательно, истинным бытием является не материальный, чувственно воспринимаемый «мир вещей», а их невидимая, нематериальная, умопостигаемая сущность – «мир идей». «Мир идей» (то есть духовная реальность), по мнению Платона, первичен по отношению к материальному «миру вещей» и является причиной его существования. Постулируя существование идеального мира, Платон полностью противопоставляет его материальному: «мир идей» – нематериальный, прекрасный, вечный, совершенный, а «мир вещей» – его «бледная копия» – вещественный, безобразный, изменчивый. Несовершенство нашего мира Платон объясняет косностью материи, соединяясь с которой идеи порождают свои копии – вещи.

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) – ученик и сотрудник платоновской Академии, воспитатель Александра Македонского, философ-энциклопедист, создатель первого систематизированного всеохватывающего философского учения, автор многочисленных научных и философских трактатов. Аристотель выделил четыре причины возникновения любого предмета: материальную, формальную, движущую и целевую. В трактате «Метафизика» он объясняет действие этих причин на примере человеческой деятельности. Чтобы создать медную чашу, необходима, во-первых, медь как исходный материал; это – материальная причина. Во-вторых, меди, чтобы она стала чашей, надо придать соответствующую форму; это – формальная причина. В-третьих, медь без усилий человека сама в чашу не превратится; работа по созданию чаши – это движущая (творящая, действующая) причина. И, наконец, человек создает чашу для определенных целей; это – целевая причина. Подобные причины, полагал Аристотель, являются основой возникновения любого предмета и явления. При этом он отмечал, что материальная и формальная причины являются основными, поскольку движущая и целевая фактически сводятся к формальной: форма чаши неразрывно связана с ее предназначением и действиями человека, создающего ее. А поскольку чашу можно сделать и из другого материала, то именно форма определяет сущность вещи.

Эллинистический период античной философии.

Эллинистический период (IV – II вв. до н.э.) охватывает время установления гегемонии Македонии в греческом мире и окончательного упадка городов-полисов, вплоть до полной потери свободы Грецией, ставшей в 147 ᴦ. до н.э. римской провинцией. Собственно эллинская (греческая) культура, войдя в соприкосновение с культурами так называемых варварских народов, перестала быть достоянием лишь греческой жизни и обрела международную значимость, став эллинистической. Произошли существенные сдвиги в духовной жизни самого греческого общества:1) установление нестабильных монархических режимов на осколках бывшей империи Александра Македонского породило психологию и идеологию "поданного", взамен "гражданского самосознания". "Отечество" расширяет границы до пределов всего мира. Космополитизм становится идеологией всего населения;2) исчезновение гражданских добродетелей, появление социального безразличия порождает общепризнанный эгоизм и индивидуалистическую идеологию;3) происходит возврат к идеям досократической философии. Эпикур воскрешает идеи Демокрита͵ стоики – Гераклита͵ скептики – софистов. Символом радикализации духовной жизни и философии эллинистического периода является расцвет кинизма. При этом первой и наиболее значимой школой этого периода является "Сад" Эпикура.

Философия средневековья.

Средневековая европейская философия – крайне важный содержательный и продолжительный этап в истории философии, охватывающий тысячелетний период от распада Римской империи до эпохи Возрождения (V-XV вв.). Это была эпоха возникновения и расцвета мировых религий. Иной по отношению к античности тип философствования был обусловлен принципиально иным типом цивилизации, развитием феодальных отношений, новых социально-политических условий.

Средневековая философия по своей мировоззренческой сути теоцентрична. Реальность, означающая все сущее, выводится не из природы, а из Бога. Содержание монотеистических религиозных учений (в первую очередь, иудаизма, христианства, мусульманства) определило появление особого типа философа: философа-священнослужителя. Философия сознательно ставит себя на службу религии. «Философия – служанка богословия» — таково было распространенное мнение образованных кругов средневековой Европы. Большинство ученых являлось представителями духовенства, а монастыри были очагами культуры и науки. В таких условиях философия могла развиваться только с позиции церкви.

Основные проблемы средневековой философии звучали следующим образом: Сотворен ли мир Богом или существует от века? Постижима ли воля и намерения Бога и сотворенный им мир? Каково место человека в мире и какова роль его в истории сквозь спасения человеческой души?Как сочетаются свобода воли человека и божественная необходимость? Что есть общее, единоличное и отдельное в свете учения о «тринитарности» (триединстве, троице)?Если Бог есть истина, добро и красота, то откуда в мире зло и почему Творец его терпит?Как соотносятся истины откровения, выраженные в Библии, и истины человеческого разума?

Философия возрождения

Философия эпохи Возрождения занимает непродолжительный отрезок времени (с XIV по XVI в.) и знаменует переход от религиозного мировоззрения Средних веков к научной картине мира Нового времени. В эту эпоху происходят существенные изменения в жизни Европы. Наблюдается разложение феодализма и формирование новых, более прогрессивных форм производства и хозяйства. Происходит рост городов, развитие мореплавания, торговли, ремёсел. Все эти изменения находят своё отражение в меняющемся мировоззрении.

Формируется идеология секуляризма – освобождение социальной и культурной жизни от религиозно-церковной зависимости. Выдвигается идеал светского человека и общества. Для обоснования этого идеала мысль обращается к античному наследию. Происходит возрождение ценностей античной культуры, философии, искусства, что и дало название эпохе – Возрождение.

Подвергаются переосмыслению все основные объекты философского исследования. На смену средневековой идее креационизма приходит концепция пантеизма.Пантеизм (от греч. Пан – всё и Теос – Бог) – философская концепция, отождествляющая Бога и мир, Бога и природу. Теорию познания Ренессанса начинает определять теория двойственной истины. Проблема человека становится одной из центральных в философии Ренессанса. Утверждает земное назначение человека. Утверждает, что ход человеческой истории движим не божественным провидением, а естественными причинами, человеческими факторами. В социальных теориях эпохи прослеживаются две тенденции:

Философия нового времени.

Основной период, к которому относится философия нового времени, - это17-18 века. Для этого этапа развития философской мысли характерно существование нескольких направлений. Это английская философия 17 века (эмпиризм) во главе с Фр. Беконом (1561-1626), Гоббсом, Локком; рационализм во главе с Декартом (1596-1650), Лейбницем, Спинозой; философия просвещения 18 века (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо); французский материализм 18 века (Ламетра, Гольбах, Гельвеций). Философия нового времени общая характеристика может быть дана так. Интенсивное развитие наук приводит к приобретению ими предметов, стройно выведенных законов. Каждая из наук определяется со своим предметом, проблемами, определяющими ее сущность и природу. Особенно заметной становится тенденция разделения наук и философии. Главной проблемой наук становится познание природы. Науки начинают изучать мир, который понимается как природа, существующая по своим законам. При этом философия превращается в область знаний о мире, изобретающую и открывающую конкретные законы физических явлений. Она фактически превращается в экспериментальную науку. Социальные и научные революции способствовали становлению двух основных направлений, из которых складывалась философия нового времени: эмпиризма и рационализма. Наука начала пониматься как система настоящих истинных знаний. Эмпирики видели источник знаний в опыте, рационалисты – в разуме. Наука с этого периода становится средством, с помощью которого философия познавала мир. Она превратилась в неотъемлемую часть предмета философских мышлений. Поэтому сильно изменился образ мира, человека и самой науки. Наука открывает людям мир природы и помогает развитию цивилизации в целом.

Философия просвещения.

Эпоха Просвещения в Европе сформировалась в особых исторических условиях. Это были времена господства абсолютной монархии во Франции, переживавшей кризис и разрыв между экономическим развитием и системой власти, а также ужесточение клерикализма (был отменен Нантский эдикт о веротерпимости). Источниками новых идей стали научная картина мира, развернутая Ньютоном, а также английская социальная философия (Джон Локк, философия «здравого смысла») и французские свободомыслящие писатели и мыслители, такие как Пьер Бейль, Декарт и Монтескье. Идеи Просвещения прежде всего сделали наиболее приоритетным философским вопросом проблему противоположности Разума и Веры и выдвинули в качестве одной из самых главных целей человечества культ Разума и Прогресса. Если английские философы, которым принадлежит сам термин «просветительство» были теоретиками так называемого кабинетного характера, французские просветители представляли собой настоящее общественное движение, или «партию» философов. Они увлекались политикой, имели выход на широкие слои населения и писали на французском языке, понятном тем, кто был обучен грамоте. Главным принципом французских просветителей была убежденность в превалировании идей над обществом. Они считали, что идеи влияют на развитие общества, и чтобы просветить общество, следует прежде всего просвещать людей. Философия Просвещения немыслима без такого, безусловно, самого яркого ее представителя, как Франсуа Вольтер. Вторым безусловным авторитетом, который создала философия Просвещения, и противником Вольтера, является Жан-Жак Руссо. Философия Просвещения представлена также плеядой французских материалистов – Ламетри, Гельвеций, Гольбах, Дидро. Гольбах.

Немецкая философия 19 века.

Немецкая философия XIX в. — уникальное явление мировой философии.В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:немецкая классическая философия (первая половина XIX в.)  материализм (середина и вторая половина XIX в.); иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), "философия жизни".

Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII - первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:Иммануила Канта (1724 - 1804);Иоганна Фихте (1762 - 1814);Фридриха Шеллинга (1775 - 1854); Георга Гегеля (1770 - 1831); Людвига Фейербаха (1804 - 1872).

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);субъективный идеализм (Фихте); материализм (Фейербах).

Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;особое внимание уделила проблеме развития;значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии; взглянула на историю как целостный процесс.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 758; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!