Образуется в человеческом разуме при абстрагировании



Средневековая философия

I. Особенности философии средневековья.

Теоцентризм, моноцентризм.

2 принципа:

Идея творения креационизм (онтология.)

Идея откровения (гносеология.) «Верю тому, что для разума абсурдно»

Связь со Священным писанием, единство Священного писания и предания.

Философия – синтез 2х преданий: Христианского откровения и античной философии (неоплатоник, стоики, Платон, Аристотель)

Философия средневековья – схоластика – тип философии, основанный на соединении догматики и рационалистического обоснования с предпочтением формальной логики.

Философия основана на традиции, преемственности, консерватизме.

II. Этапы средневековой философии.

Патристика – учение отцов церкви, заложивших основу Священного предания II–VI в.в.

А) апостольский (до сер II в н.э.)

Б) апологетика (сочинения) – защита христианского учения перед римским государством и языческой религией (II - IVв.в.)

Тертуллиан, Ориген.

Задачи апологетики:

- практическая – защита христианской общины от преследований, утвердить христианскую религию, привлечь к ней массы православных

- идейно – теоретическая

Основы: стоики

Филон из Александрии:

- Бог высшее существо

- Трансцендентен

-  контакт с миром через Иисуса Христа

-  личностное понимание Бога

-  Логос – сотворенный Богом дух.

Проповедовал стоицизм – систему ценностей, покорность.

В) зрелая патристика IV – VI в.в.

Западная              Восточная

Аврелий Августин         Григорий Богослов

Иоанн Дамаскин

Григорий Палама

Темы патристики:

- моноцентризм

- трансцендентность Бога

- учение о Христе как посреднике между Богом и человеком

- тринитарная проблема (соотношение отца, сына и святого духа)

- креационизм  (творение)

-теодецея (богооправдание перед лицом мирового зла)

-эсхатология (учение о конце света)

Схоластика VII – XIV в.в.

Проблемы:

§ доказательство Бытия Бога (Аквинский)

§ креационизм

§ соотношение веры и разума

§ проблема универсалий:

Реалисты, номиналисты, концептуалисты

§ теория двойственности истины У. Оккам – вера и разум, равноправие критерий истины

§ эссенция и экзистенция

III. Аврелий Августин (354 – 430)

Теолог, философ

«Об истинной религии»

«О свободной воле»

«Исповедь»

«О граде божьем»

    

Учение о Боге: первичен, высшая сущность, благо, причина всего сущего,  создал мир, творит и сохраняет

Человек состоит из души и тела. Душа совершенна, бессмертна, познает Бога.

Познание бога идет через веру. Приоритет веры над разумом. Вера выше разума, т.к. он сомневается.

Верую, чтобы понимать.

Учение о предопределенности.

Учение о философии как теологии.

5. Учение о времени как божественном творении. Только настоящее имеет ориентацию. Выделял 3 времени:

- настоящее прошедших предметов,

- настоящее настоящих предметов,

- настоящее будущих предметов,

О граде божьем.

IV.  Фома Аквинский (1228 – 1274гг.) – систематизатор схоластики

Сумма теологий» - к читателю, христианину (сумма – совокупность).

«Сумма против язычников» - утвердить истинность христианской религии доводами, обращенными к читателю не христианину.

Развел области науки и веры. Задача науки – объяснить закономерности мира, возможность достижения объективного, верного знания, познание должно быть направлено на объект. Познание не может охватить все. Над царством философского познания другое царство, которым занимается богословие. Область таинств христианской веры вне разума (триединство, воскрешение, последний суд).

Между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина выше разума, но не противоречит разуму. Истина может быть только одна, она от бога. Аргументы против христианской веры с позиций людей разума противоречат божественному разуму, средств у людей разума для противостояния недостаточно. Таким образом, философия должна служить вере, теологии.

Мир – система ступеней

- неживая природа;

- растения и животный мир;

- мир людей;

- бог.

Эссенция и экристенция

Сущность) (существование)

В определении Единичная вещь

Родовое сложное бытие

Материальные вещи = пассивная материя + активная форма

Духовное – только форма

Универсалии

Существуют только в единичных вещах

образуется в человеческом разуме при абстрагировании


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!