Компьенское перемирие .Итоги первой мировой войны. 14 пунктов вильсона



3 октября вместо Георга фон Гертлинга новым канцлером был назначен либерал принц Максимилиан Баденский. Ему было поручено начать переговоры о перемирии.

5 октября 1918 года Германия попросила Вильсона начать переговоры об условиях перемирия.

Подписание произошло в 5 часов 10 минут утра 11 ноября в железнодорожном вагоне маршала Фердинанда Фоша в Компьенском лесу

Основные условия перемирия:

Прекращение военных действий в течение шести часов с момента подписания перемирия, т.е. 11 ноября в 11 часов дня.

Немедленно начать и завершить в 15 дневный срок эвакуацию всех немецких войск из Франции, Бельгии, Люксембурга и Эльзаса-Лотарингии.

Вслед за этим в 17 дневный срок эвакуация всех немецких войск с территории на западном берегу Рейна плюс в радиусе 30 км от мостов на правом берегу Рейна в городах Майнц, Кобленц и Кельн с последующей оккупацией этих территорий войсками союзников и США.

Эвакуация всех немецких войск на восточном фронте на территорию Германии, на позиции по состоянию на 1 августа 1914 года.

Отказ от договора в Брест-Литовске с Россией и Бухарестского мирного договора с Румынией.

Морская блокада Германии флотом Великобритании остается в силе.

Интернирование всех подводных лодок и других современных кораблей военного флота Германии.

Сдача в хорошем состоянии 5000 орудий, 25000 пулеметов, 3000 мортир-миномётов, 1700 самолетов, 5000 локомотивов и 150000 вагонов.

Четырнадцать пунктов Вильсона — проект мирного договора,разработанный президентом США Вудро Вильсоном и представленный Конгрессу 8 января 1918 года. Включал сокращение вооружений, вывод немецких частей из России и Бельгии, провозглашение независимости Польши и создание «общего объединения наций» (получившего название Лига Наций).

 

№38 Женское движение в европейских странах и США в 19 нач 20 века.

 

В конце 19 — начале 20 вв. сеть буржуазных женских организации имелась в большом количестве стран. Зародилось Ж. д. в Латинской Америке, носившее преимущественно феминистский характер. Первые шаги делало Ж. д. в Японии, Индии, Индонезии, затем в Турции, Иране. В 1888 по инициативе американских феминисток возникла первая международная женская организация — Международный совет женщин. В 1904 была основана международная организация суфражисток (См. Суфражистки) — Международный альянс за избирательные права женщин (с 1946 — Международный альянс женщин — сторонниц равных прав и обязанностей). В ряде стран создавались филантропические, религиозные, националистические и др. женские организации. В 1910 был основан Всемирный союз католических женских организаций. Для всех этих буржуазных женских организации, при всём различии целей, которые они перед собой ставили, характерно утверждение о «надклассовости» женских интересов, направленное на отрыв трудящихся женщин от рабочего движения.

    Во 2-й половине 19 в. стало формироваться пролетарское направление Ж. д., ставящее задачей повышение классового самосознания женщин-работниц, вовлечение их вобщественно-политическая жизнь, в революционное движение рабочего класса. Выполнению этой задачи служили основанные на идеях К. Маркса решения 1-го Интернационала об охране труда работниц, раскрывавшие не только глубину эксплуатации женского труда капиталистическими предпринимателями, но и несостоятельность воззрений прудонистов, видевших в женщине лишь хранительницу домашнего очага. В те годы работницы не только самоотверженно участвовали в революционном движении наряду с мужчинами (особенно широко — в Парижской Коммуне 1871), но и проводили самостоятельные выступления, создавали свои собственные организации. Предпринимались попытки создать отдельные женские профсоюзы (в Великобритании, Германии, Франции). Эти попытки, однако, не оправдали себя: основание особых женских профсоюзов отнюдь не содействовало эффективности борьбы рабочих против капиталистов; поэтому революционные рабочие были против их создания. В эти годы ряд женских рабочих организаций Великобритании и Франции примкнул к 1-му Интернационалу. Германские работницы входили в созданное в 1869 в Криммичау (Саксония) Международное профсоюзное товарищество мануфактурных, промышленных и кустарных рабочих, находившееся под влиянием идей Интернационала. Огромную роль в развитии пролетарского Ж. д. на основе принципов научного социализма сыграла книга А. Бебеля «Женщина и социализм» (1879). В конце 19 в. наибольшего развития пролетарское Ж. д. достигло в Германии. В 1891 в программу Социал-демократической партии Германии (Эрфуртская программа) было включено требование избирательного права для женщин; был принят принцип организационного единства рабочих и работниц, предприняты усилия по вовлечению женщин в профсоюзы; в 1891 начал выходить журнал женщин-работниц «Глайхайт» («Gleichheit»; в 1892—1917 издавался под руководством К. Цеткин). С 1900 стали регулярно созываться всегерманские женские конференции.

    В конце 19 — начале 20 вв. продолжается создание предпосылок для значительного расширения и укрепления пролетарского Ж. д. Отдельные аспекты Ж. д. и женского вопроса рассматривались на конгрессах 2-го Интернационала. В 1893 Цюрихский конгресс указал, что долг рабочих всех стран энергично выступать за законодательную защиту женского труда. Состоявшееся в 1896 совещание делегаток Лондонского конгресса 2-го Интернационала высказалось за общие организации пролетариев обоего пола, указав одновременно на необходимость полного размежевания рабочего Ж. д. с феминизмом. Важными вехами в развитии рабочего Ж. д. были 1-я (1907, Штутгарт) и 2 я (1910, Копенгаген) Международные конференции женщин-социалисток. Первая из них 47 голосами против 11 приняла резолюцию о борьбе за всеобщее и равное избирательное право для обоих полов, а вслед за тем её принял Штутгартский конгресс 2-го Интернационала. На 1-й конференции было решено образовать Международный женский секретариат во главе с К. Цеткин; журнал «Глайхайт» был признан его органом, 2-я конференция, на которой присутствовали делегатки 17 стран, вошла в историю своим решением о проведении ежегодно Международного женского дня (см. Международный женский день 8 марта).

 

№39 Христианская церковь и общесво в 19 нач 20 веке.

 

В начале XIX в. судьбы католической церкви оказались тесно связанными с деятельностью Наполеона и его претензиями на мировое господство.

 

Покончив с вольнодумными и атеистическими традициями Великой французской революции, Наполеон решил поставить католическую церковь себе на службу, для чего он должен был примириться с папством. Поэтому после завоевания Италии он повел переговоры с папой о заключении конкордата. В 1801 г. этот конкордат был заключен. Однако в последующие годы отношения между Наполеоном и папой оставались напряженными) В 1809 г. мир сменился открытой ссорой. Наполеон объявил Рим "свободным имперским городом", а папские владения - частью Французской империи. Тут же папа издал буллу, в которой отлучал от церкви Наполеона и всех, кто поддерживал его антицерковную деятельность. Император публично заявил, что из-за отлучения вряд ли выпадет оружие из рук его солдат, и приказал вывезти папу во Францию. После краха Наполеона Пий VII вернулся в Рим и история папства как международной церковной силы была продолжена.

 

Первые полтора десятилетия дальнейшей истории были периодом реставрации и укрепления папства после тех потрясений, которые ему пришлось пережить в наполеоновскую эпоху. Реакционный "Священный союз" делал все возможное, чтобы помочь католической церкви, и прежде всего он восстановил папское государство. В дальнейшем папы развернули активную деятельность, целью которой было поднять католическую церковь на средневековый уровень, позволявший ей претендовать на роль всемирного владыки. Апогеем этой деятельности явился созыв Пием IX в 1869 г. I Ватиканского вселенского собора.

 

Разразившаяся вскоре франко-прусская война не Дала собору завершить свою деятельность, но последний все же успел принять "Догматическую конституцию", в которой был провозглашен новый догмат о непогрешимости папы 2. Принятие этого догмата вызвало оппозицию в рядах духовенства, хотя и представленную незначительным числом приверженцев. Под названием старокатоликов они откололись от папской церкви и в некоторых странах образовали свои независимые общины.

 

Происходивший в течение XIX в. раздел мира между капиталистическими державами побуждал и Ватикан все с большим вниманием устремлять свои взоры на неевропейские пространства, и прежде всего на Америку.

Новые горизонты открылись перед церковью в ее миссионерской деятельности. Известно, как широко она вела ее в период первоначального капиталистического накопления. В XIX в. миссионерство стало особенно актуальным в ходе раздела мира между великими державами, а потом и начавшегося его передела в период империализма. Оно было неотъемлемым элементом всей колониальной полдники капитализма и империализма.

Ярую ненависть вызывала у католической церкви деятельность Интернационала. К. Маркс приводит гневные упреки, обращенные Пием IX к швейцарскому правительству, терпящему "у себя секту, называемую Интернационалом, которая хотела бы поступить со всей Европой так, как она поступила с Парижем (имеется в виду Парижская коммуна 1871 г. - И. К). Этих господ из Интернационала, которые, кстати, отнюдь не господа, следует опасаться, ибо они действуют в интересах вечного врага бога и рода людского. Зачем защищать их? За них нужно молиться". Смысл этих слов Маркс истолковал следующим образом: "Сначала повесьте их, а потом уже молитесь за них!". И примерно в это же время журнал иезуитов "Чивильтакаттолика", пугая верующих Интернационалом, который-де вооружен "факелами и керосином", требовал от них: "Выбирайте: с папой или Интернационалом!".

Но это была слишком примитивная постановка вопроса, чтобы она могла принести успех. Рабочее движение оказалось настолько неодолимым, а идея социализма - настолько жизненной, что церковь скоро поняла необходимость изменения своей тактики. На вооружение были взяты некоторые приемы и идеи христианского социализма. Понятие "христианский социализм" весьма условно и по существу не имело бы права на существование, если бы оно не укоренилось так прочно в литературе.В.И. Ленин назвал "христианский социализм" худшим видом "социализма" и худшим извращением его. Церковные деятели прошлого и настоящего, называющие себя "христианскими социалистами", всегда отстаивали основы капитализма: частную собственность и классовое деление общества. Религиозные идеологи снискали репутацию "социалистов" своими частными критическими замечаниями в адрес капитализма. Они критиковали капитализм не в его основе, не за неискоренимые пороки, относящиеся к его природе, а за его "крайности". Тем не менее термин "христианский социализм" утвердился, и нам придется им пользоваться.

Основателем католического христианского социализма считается французский священник Г.Ф. Ламенне, выпустивший в 30-х годах XIX в. книгу "Слова верующего", а в дальнейшем - ряд других работ, в которых призывал к исправлению пороков существующего строя и к установлению социальной справедливости. Красноречиво и темпераментно клеймил Ламенне бесправное положение рабочего, нищету народных масс, общественное неравенство. В позитивном же отношении он не мог предложить ничего серьезного. Была использована банальная религиозно-христианская фразеология относительно морального самоусовершенствования и взаимной любви всех людей, об уничтожении зла в самом себе и т.д. Применение революционного насилия Ламенне осуждал в принципе, ликвидацию частной собственности считал противоречащей природе человека и божественным установлениям. И все же церковь отнеслась к идеям Ламенне отрицательно: он был отлучен от церкви и лишен духовного сана, а его труды попали в Индекс запрещенных книг.

Однако спустя несколько десятилетий католическая церковь была вынуждена сама принять на вооружение идейное наследие Ламенне, хотя ее деятели в этом никогда не признавались. В 60-х годах XIX в. выступил в Германии с подобного рода проповедью епископ майнцский барон фон Кеттелер. Так же как и Ламенне, он оплакивал бедность и бесправие трудящихся, обличал тех жестокосердных собственников и государственных деятелей, которые мирятся с таким положением вещей и даже порождают его. Но ничего большего, чем организация благотворительных обществ и религиозное воспитание в семье, Кеттелер предложить не мог, а сохранение частной собственности считал непременным условием каких бы то ни было христианских реформ в обществе.

 

Культура в З. Европе и США

Образование

В XIX в. возник новый взгляд на процесс образования. Песталоцци выдвинул идею развивающего обучения. Такой вид обучения призван побуждать детей к самостоятельному развитию. Суть развивающего обучения — в тесной связи умственного образования с нравственным воспитанием. Важнейшее положение педагогики Песталоцци — соединение обучения с производственным трудом.

Выдающийся немецкий педагог А. Дистервег высказал идею общечеловеческого воспитания, в основе которого лежат принципы природосообразности, культуросообразности, самодеятельности. Нужно прислушиваться и внимать голосу природы, действовать с ней в союзе. Нужно учитывать условия, место, время рождения и жизни человека.

Нужно развивать творческую активность, направленную на служение красоте, добру, истине.

Постепенно сложилась система дидактических правил и закрепилась основа дидактики развивающего обучения.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 629; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!