В XX-XXI вв. в социологии сложились различные школы и направления. Рассмторим основные.



Структурно-функционалистская парадигма. Альфред Рэдклифф-Браун (1881-1955) первым применил системный подход к изучению обществ. Общество по нему - это суперорганизм

, который имеет необходимые условия существования, из-за которых и возникают социальные институты. Функция социальных явлений – создавать и поддерживать солидарность. Бронислав Малиновский (1884-1942) уточняет понятия функции и применяет функциональный подход к изучению культуры. То есть каждый элемент культуры первобытного общества выполняет важную функцию.

Толкотт Парсонс (1902-1979) - классик мировой социологии, основоположник системно-функциональной парадигмы. Разработал метатеорию – теорию действия, на её основе – теорию систем. Предложил структуру элементарного акта действия:

1) Агент (действующее лицо) = актор. Понимается не как организм, а как сознание, «Я».

2) «Цель» - такое будущее положение вещей, на которое ориентировано выполняемое действие.

3) Ситуация действия (она разбита на средства и условия). Средства контролируются, а условия нет.

4) Нормативная ориентация – ценностная оценка средств, которая накладывает ограничения.

Основные черты функционализма для самого общества таковы: общество рассматривается как система; процессы системы рассматриваются с точки зрения взаимосвязанности её частей; подобно организму система считается ограниченной (то есть в ней действуют процессы, направленные на сохранение целостности её границ).

Основные функции, которые должны выполняться в любой социальной системе: адаптация - система адаптируется к условиям; достижение цели - достижение конкретных целей и мобилизация средств для получение результатов; интеграция - связь между элементами; воспроизводство образца (латентность) - запас внутренней прочности (для социальных систем) и возможность выдерживать напряжение между элементами.

Теорию дорабатывал Роберт Мертон (1910-2003). Ввел в социологию понятие «ТСУ» - (Теория среднего уровня), понятие явных и латентных функций. Построение всеобъемлющей теории считал преждевременным, так как для этого нет материалов. Теория Парсонса по его мнению не применима к практике, потому нужна альтернатива - ТСУ. ТСУ - теории, ориентированные на ограниченный круг явлений и подкрепленные эмпирическими данными (например, изучение преступности дает материал для теории девиации и т. п.). Основная теорема функционального анализа Роберта Мертона: «Точно также, как одно и то же явление может иметь многочисленные функции - так и одна и та же функция может по-разному выполняться различными явлениями»

Концепцию бихевиоризма разработал Б.Скиннер (1904-1990). Скиннер полагал, что элементарные принципы поведения животных характерны и для человеческого поведения. Поведение индивида обуславливается и контролируется окружающей средой (язык, обычаи).

Дж. Хоманс (1910-1989) на этой основе разработал теорию обмена. Основная проблема социологии по Хомансу: решить, как поведение многих людей в соответствии с психологическими положениями сплачивается для образования и поддержания устойчивых социальных структур. Хоманс концептуализировал человеческое поведение как обмен вознаграждениями и наказаниями. Оперантное поведение - подкрепление.

Чарльз Хортон  Кули (1864-1929) ввел понятие символического интеракционизма. Он сам называл себя не социологом, а социальным психологом. Основная проблема, которая волновала интеракционистов - каким образом взаимодействие между индивидами формируют социальную структуру и как эти социальные структуры, выступая в роли сети взаимодействий, формируют индивидов. Человеческая природа по Кули - продукт коммуникации. Человек становится личностью и развивает свое «Я» посредством интеракции между людьми. Каждый индивид - продукт определенной специфической комбинации отношений между людьми. «Я» всегда динамично, оно находится в постоянном изменении.

Символический интеракционизм был введен Дж. Г. Мидом (1863-1931). Мид ничего не писал сам, его книга написана с лекций студентов. Основной тезис Мида - что личность и социальное действие формируется с помощью символов, которые приобретаются в процессе социализации и взаимно подтверждаются и изменяются в процессе социального взаимодействия его участниками. В данном контексте основная способность человека - сознание и способность к интерпретации. Ввел в социологию понятие «Self» - «Самость». Оно означает что человек относится к себе как к объекту (рефлексия). Наличие self позволяет интерпретировать мир. Self делится на I и Me. «Me» - воспринятая и усвоенная индивидом организованная совокупность социальных установок, норм, диспозиций. «I» - импульсивное Я. Me - требования к человеку, а I - реакция на это, нерефлексируемая часть.

Еще одним направлением является феноменологическая социология, понятие которой ввел Альфред Щюц (1899-1959). Феноменология - наука о феноменах, которые существуют в сознании непосредственно и не связаны с умозаключениями. Основные понятия в феноменологической социологии Щюца: жизненный мир и естественная установка. Первое — это все, на что направлено сознание. Второе - дорефлексивная точка зрения. Предметом феноменологии является процесс приобретения человеком социального опыта и то, как его опыт определяет общение с миром. Взаимопонимание людей происходит благодаря процессами типизации и идеализации.

Питер Бергер (р. 1929) и Томас Лукман (р. 1927) написали трактат по социологии знания «Социальное конструирование реальности» (1966).

Общество по Бергеру-Лукману включает два основных момента: существует как субъективная, так и объективная реальность. Общество - непрерывный диалектический процесс. Во взаимоотношениях вырабатываются общие значения, а взаимодействия типизированы. Общество как объективная реальность строится на экстернализации и объективации (включающую институционализацию). Для передачи знания его нужно объективировать. Для поколения, которое его создаёт впервые оно субъективно, для следующего уже объективно. Важно понятие роли, так как оно показывает институционализацию. Процесс перевода объективированного социального мира в сознании в ходе социализации - интернализация

. Человек - социальный продукт, общество и объективная реальность, и человеческий продукт.

В 1930 году была основана Франкфуртская школа социологии. В 1933 переехала в США. Основные представители: М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм. Методологические принципы:

1) Отрицание позитивизма с его размежеванием ценностей и фактов (в Дюркгеймовском смысле).

2) Приверженность к гуманизму, освобождение человека от всех форм эксплуатации.

3) Акцент на значимость человеческого начала в социальных отношениях.

Направленность трудов ученых Франкфуртской школы - в основном на критику капиталистического общества.

С 70-х годов XX века разрабатывается теория интегрального синтеза. Одним из ее основоположников является Юрген Хабермас (р. 1929) - последний представитель Франкфуртской школы. Пытается соединить марксизм с новейшими тенденциями современной философии / социологии (герменевтика, феноменология). Создал труд: «Теория коммуникативного действия». Это теория общества, стремящегося выяснить свои критические масштабы: попытка перенести теорию общества в парадигму коммуникации, так как именно коммуникативная модель дает возможность выявить универсалистский рационалистический потенциал структур сознания и указать на использование этого потенциала в социальных процессах модернизации. Есть два способа рассмотрения общества - общество как жизненный мир и общество как социальная система. Жизненный мир - общества с точки зрения субъекта, система - общество с позиции наблюдателя извне. Система колонизирует жизненный мир. В итоге он может быть разрушен. Выход в его рационализации.

Пьера Бурдье (1930-2002) стал основоположником конструктивного структурализма. Теоретическая позиция: попытка избежать противопоставления теоретической и эмпирической социологии (практический социолог). Цели Бурдье – исследовать диалектическую связь между объективными структурами и субъективными явлениями. Вместо понятий субъект и индивид он вводит понятие «агент», который осуществляет стратегии, то есть системы практик. Основными понятиями также являются «габитус» и «поле». Понятие «габитус» ввел Марсель Мосс. Габитус - это система приобретенных диспозиций, порождающая и структурирующая практику агента и его представления. Так как Бурдье отказывается от понятия структуры, он заменяет его понятием поля. Поле - сеть отношений между объективными позициями. Преимущественно Бурдье говорит о трех полях и видах капитала: экономическом, культурном, социальном.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 369; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!