Т е м а 3. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ



Вариант 1. Основные проблемы и принципы                                       средневековой философии

1 Теоцентризм как важнейшая черта религиозно-философского мировоззрения средневековья,

решение проблемы происхождения мира.

2 Трактовка идей откровения, отношение средневековых мыслителей к разуму и вере.

3 Суть дискуссии номиналистов и реалистов о природе общих понятий ("универсалий").

4 Особенности понимания исторического процесса в средневековой христианской философии.

 

Вариант 2. Основные этапы развития философии                                     средневековой Европы.

 

1. Формирование религиозно-философской мысли средневековья: источники, причины поиска первыми христианскими богословами путей соединения истин веры с философским мировоззрением.

2. Философская защита христианства апологетами (Иустин, Ориген, Климент Александрийский, Тертуллиан) II – III вв.

3. Решение основных мировоззренческих вопросов в период зрелой патристики (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Августин Блаженный, Иоанн Дамаскин) IV – VIII вв.

4. Схоластический период развития средневековой философии: совершенствование рационалистических доказательств теологических положений (Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Росцелин, Фома Аквинский) IX – XIV вв.

 

Вариант 3. Средневековая философия мусульманского Востока.

 

1 Первые попытки соединения античного философского наследия, естественнонаучных знаний и мусульманской теологии на Ближнем и Среднем Востоке в середине VIII в.

2 Формирование основных школ арабской философии:

а) борьба мутазилитов с мутакаллимами – последователями ортодоксального ислама;

б) философское содержание суфизма.

3 Арабский аристотелизм и неоплатонизм: Аль Кинди, Аль Фараби, Ибн Сина.

4 Особенности развития арабской философии в Испании (Ибн Рошд).

 

Вариант 4. Развитие средневековой философии                                        Августином Блаженным (354 – 430).

 

1 Путь Аврелия Августина к христианству.

2 Основные    положения    философско-религиозного   учения Августина:

а) доказательства бытия Бога;

б) взаимоотношения Бога и мира;

в) добро и зло;

г) человек: дуализм души и тела;

д) проблема свободы воли;

е) учение о Граде божьем и Граде Земном.

3 Влияние идей Августина Блаженного на европейскую философию.

 

Вариант 5. Фома Аквинский (1221 – 1274):                                          соединение интеллектуализма и веры.

 

1 Причины обращения Фомы Аквинского к философии Аристотеля.

2 Способы доказательства бытия Бога.

3 Реализм Фомы Аквинского в понимании проблемы Богопознания, понимание соотношения веры

и разума.

4 Истолкование свободы человека.

5 Развитие идей Фомы Аквинского в неотомизме.

 

Вариант 6. Авиценна (Ибн Сина) (980 – 1037):

Творческий синтез античной философии и ислама.

 

1 Основные вехи жизненного пути и творческой эволюции Авиценны, влияние его идей на развитие европейской мысли.

2 Разделение философии на теоретическую и практическую, классификация наук.

3 Учение о Боге и мире, концепция бытия.

4 Понимание процесса познания, отношение к возможностям разума и роли пророчеств.

5 Представления Авиценны о надлежащем общественно-политическом устройстве.

 

 

Библиографический список к теме 3

В скобках указаны номера вариантов).

 

1 Абу Халид ал-Газали. Воскрешение наук о вере: Избр. главы // Пер. с арабск., иссл. и коммент.

В.В. Наумкина. М., 1988. (3).

2 Аврелий Августин. Исповедь. (любое издание) (2, 4).

3 Бретьес Б. Ибн Сина (Авиценна). Киев, 1984. (3, 6).

4 Введение в философию: В 2 ч. / Под ред. И.Т. Фролова. (любое издание). Ч. 1. (1–6).

5 Григорьян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966. (3, 6).

6 История философии в кратком изложении / Пер. с чешск. И.И. Богута. (любое издание). (1–6).

7 Краткий  очерк истории философии    / Под ред. М.Т. Иовчука, И.Т. Ойзермана, И.Я. Щипанова. (любое издание). (1–6).

8 Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: латинская патристика. М., 1979. (1, 2, 4, 5).

9 Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1997. (3, 6).

10 Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. / Сост.: П.С. Гуревич и В.И. Столяров. М., 1991. (1, 2, 4, 5).

11 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994. Т. 2. Средневековье. (1–6).

12 Радугин А.А. Философия: Курс лекций. (любое издание). (1–6).

13 Саврей В.Я. Философские основания истолкования Священного Писания у Оригена // Вопросы философии. 1998. № 6. (1, 2).

14 Сагадеев А.В. Гуманизм в классической мусульманской мысли // Общественные науки и современность. 1994. № 4. (3, 6).

15 Сагадеев А.В. Ибн Рушд (Аверроэс). М., 1979. (3).

16 Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна). М., 1985. (3, 6).

17 Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2001. (1–6).

18 Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. (1–6).

19 Степанянц М. Гуманистические традиции в мусульманской культуре // Общественные науки и современность. 1994. № 4. (3, 6).

20 Уколова В.И. Философия истории Аврелия Августина // Религии мира. М., 1986. (1, 2, 4).

21 Чалоян В.К. Восток – Запад: Преемственность в философии античного и средневекового общества. М., 1979. (2, 3, 6).

22 Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991. (1–6).

23 Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии // Древний мир –эпоха Просвещения / Сост. П.С. Гуревич. М., 1991. С. 159–162. (1–6).

24 Шаймухамбетова Т.Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция. М.,1974. (3, 6).

 

 

                         Т е м а 4. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

 

Вопросы, общие для ВСЕХ вариантов:

 

1 Условия формирования философских взглядов рассматриваемой эпохи.

2 Решение проблемы познаваемости мира, методов и способов познания.

3 Проблемы бытия, субстанции, материи, движения, представления о природе.

4 Человек, его природа, смысл жизни.

5 Социально-философские идеи.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 475; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!