Устав князя Владимира Святославича.
В основу Устава положена «подтвердительная» грамота Владимира, которая санкционировала применение норм церковного законодательства и устанавливала объем юрисдикции РПЦ. Устав не дошел до нас в первоначальном виде. Существует 3 основных редакции Устава: Ι-ΙΙ - в конец XΙΙ – начало XΙΙ века; ΙΙΙ наиболее распространенная редакция Устава существовала уже в конце XΙΙΙ века.
Этим Уставом определялось правовое положение церкви в феодальную эпоху. РПЦ стремилась обеспечить защиту своих интересов от посягательств, поэтому добилась получения специальных актов великокняжеской власти, характеризующих правовое положение духовенства и объем юрисдикции РПЦ. В Уставе говорится о пожаловании Церкви десятины, возложение на церковь контроля за мерилами и весами, богоугодными заведениями. Устав очерчивал церковную юрисдикцию над всеми христианами по делам: преступления против христианства и устоев Церкви (ввод в храм животных, волшебство, гробокопательство, молитва в неустановленных местах). Преступления против нравственности (изнасилование, браки между родственниками, необоснованное обвинение в преступлении, драка между супругами, нанесение побоев родителям). По всем семейным делам (иски о разводе, брачный сговор с назначением неустойки при несостоявшемся браке, споры о наследстве).
Устав Ярослава Владимировича.
Устав является отражением попыток церкви добиться результатов в борьбе с пережитками язычества, прежде всего в брачно-семейных отношениях. Церковь хотела сосредоточить в своих руках всю полноту репрессивных мероприятий по борьбе с нарушениями нравственности, используя поддержку светской власти. Характерным для феодального общества является отражение права-привилегии (дифференциация наказания в зависимости от сословного положения). Вопрос о возникновении Устава не выяснен. Юшков считал, что самому Ярославу принадлежит его вводная и заключительная части. Остальная часть сложилась в середине XΙΙ века. Устав сохранился в 2 редакциях – восточно-русской и западно-русской (известна по списку 1499 года и основана на первой редакции).
|
|
Восточно-русская редакция состоит из двух групп – краткой и пространной (краткая – древнейшая, состоит из двух изводов: Основного и Румянцевского - оба существовали уже в XV веке).
Устав Ярослава отличается от Устава Владимира кругом регламентируемых объектов. Некоторые из них (преступления против веры и Церкви, десятина, тяжбы о наследстве) не упоминаются, другие же (преступления против нравственности, незаконные браки, разводы, оскорбления, драки) подробно разбираются. Неупомянутые в Уставе Владимира поджоги, убийства и воровство, в этом Уставе передаются в ведение церкви. Он не просто перечисляет преступные деяния, но и определяет за них наказания. Система наказаний зависит от двух различных понятий: грех и преступления.
|
|
Русская Правда.
РП составлялась длительный период с X-XΙΙ века, но отдельные ее статьи уходят в языческую старину. Впервые ее текст был обнаружен В.Н.Татищевым в 1738 году. До нас дошло более 110 таких сборников в различных списках (копия текстов редакции РП). Эти сборники получили название Русская Правда. Они объединены в три редакции (большие группы статей, объединенных хронологическим и смысловым содержанием); эти редакции значительно отличающихся друг от друга по объему, структуре и содержанию: Краткая, Пространная, Сокращенная. Некоторые списки именуются по месту нахождения: Синодальный - в библиотеке Синода; Троицкий - в Троице-Сергиевской Лавре; Академический - в библиотеке Академии Наук. Существует две противоположные оценки свода: РП - официальный свод княжеского права (Погодин, Беляев), либо частный сборник юридических обычаев и судебной практики (Сергеевич, Владимирский-Буданов). По мнению Ключевского, РП представляла дополнение к Кормчей, а текст сформировался в сфере не княжеского, а церковного судопроизводства.
|
|
Краткая редакция. Древнейшая правда (статьи 1-18), составленная в 30-х годах XI века Ярославом Мудрым, поэтому известна как Правда Ярослава. В ней встречаются нормы обычного права (кровная месть), недостаточно выражена привилегия феодалов (одинаковое наказание за убийство любого человека). Вторая часть - Правда Ярославичей (ст. 19-43), составленная в 70-х годах XI века, когда княжил сын Ярослава Изяслав. В правде Ярославичей отражена более высокая ступень развития феодального государства: защищается княжеская собственность и лица администрации; вместо кровной мести устанавливается денежное взыскание, причем разное, в зависимости от классового положения. Также в КП входил Покон Вирне (покон – закон, вира – штраф) и Урок Мостников. Если в Правде Ярослава рассматриваются такие преступления как побои, оскорбление, членовредительство, то Правда Ярославичей посвящена большей частью защите феодальной собственности и жизни княжеских людей. Кроме того, в последних статьях КП (статьи 41-43) определяется размер и порядок выплат княжеским служащим за исполнение ими своих служебных обязанностей.
|
|
Пространная редакция. Создавалась в XΙΙ-XΙΙΙ веках, включает в себя статьи из КП, Суд Ярослава, Устав Владимира Всеволодовича, Устав о Холопах, Устав о Закупах. Это наиболее полная и распространенная редакция. В этом документе полностью оформляется феодальное право-привилегия; подробно регламентируется гражданское, уголовное право, судоустройство и судопроизводство; появляются статьи об охране боярской вотчины, об отношениях феодалов и закупов, о смердах.
Сокращенная редакция. Существует 2 подхода: одни исследователи считают, что сокращенный текст – это версия ПП, другие считают, что СП- более ранняя по сравнению с пространной.
В РП заключены существующие нормы права русского законодательства. РП включает в себя: нормы обычного права (кровная месть - ст.1 ПП, круговая порука – ст.20 КП, ордалии – ст.21, 22, 85 ПП); нормы из договоров Руси и Византии (виды наказаний); нормы из княжеского законодательства (уставы князей); нормы из судебной практики. В РП вошел ряд церковно-правовых источников византийского происхождения - Номоканон (Иоанна Схоластика, написанный в VI веке и содержащий в важнейшие церковные правила, разбитые на 50 титулов, и сборник светских законов из 87 глав), превращенный на Руси в Кормчую, Эклога (издана в 741 году Византийским императором Львом Иосоврянином и его сыном Константином, посвящена гражданскому праву (16 титулов из 18) и регулировала в основном феодальное землевладение), «Закон судный людем» (создан болгарским царём Симеоном), Прохирон (изданный в конце VIII века императором Константином, называвшийся на Руси Градским Законом или Ручной Книгой законов), Закон градской.
РП касалась всех сфер жизни, регламентировала: право собственности; обязательственное, наследственное, уголовное и процессуальное право. В РП отсутствовала нумерация (она сделана современными исследователями), не структурирована, отсутствовало деление на разделы, статьи. При разном подходе разные ученые выделяют 115 или 121 статью. Большинство статей по уголовному праву, поэтому РП иногда оценивается как памятник русского уголовного права. РП имеет большое значение с точки зрения развития законодательства, так как на ее основе создавались другие сборники.
Субъекты права. Различия между слоями населения имеются в ответственности за убийство – ст.1 ПП и порядке наследования – ст.90-91 ПП. Юридические привилегии распространялись на князя, бояр, княжьих мужей. Не все эти лица можно назвать феодалами, можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым приближенностью к двору и имущественным положением. Субъектами являлось все личносвободное население. Все субъекты – физические лица, понятия юридического лица закон не знал
IV.Каноническое право – церковное законодательство (канон – правило) – международное право, так как содержало общие нормы для всех христианских государств. На Русь христианство пришло из Византии, поэтому в русском церковном законодательстве были заимствованы нормы византийского права. Каноническое право включало в себя: нормы из священного писания – Библии, Ветхого и Нового Завета; правовые заповеди, выработанные церковной властью.
В Своде законов патриарха Иоания Схоластика (VΙ век) систематизировались церковные правила, установленные Соборами, а также царские законы, касающиеся Церкви. Церковные и гражданские постановления во многих сборниках объединялись между собой по сходству содержания – такие книги получили название Номоканонов («единые правила»). В конце ΙX века наиболее известным стал Номоканон патриарха Фотия, в котором параллельно церковным правилам были подобраны статьи и комментарии к ним из Кодекса Юстиниана. Свод и Номоканон появились на Руси в XΙ-XΙΙ веке, получив название Кормчей книги («кормчая» - «руководящее, направляющее»). Перевод Номоканона был сделан Мефодием. В XΙΙ-XΙΙΙ веках к основному тексту Номоканона прибавляются положения русского права (РП) и новых источников канонического, церковного права. В XΙΙΙ веке формируется путем компиляции многочисленных источников церковного правка, новая Кормчая книга митрополита Кирилла ΙΙ. Наряду с церковными правилами Книга содержала императорские законы и новеллы. Как церковные, так и гражданские законы, содержавшиеся в византийских церковных книгах, воспринимались русским правом избирательно, с оговорками, применительно к местным национальным условиям. Содержавшиеся в Кормчих отрывки из Эклоги (свода семейного и гражданского, отчасти – уголовного права VΙΙΙ века) и Прохирона (свода законов ΙX века, созданного на материалах кодификации Юстиниана), интерпретированы применительно к русским условиям (замена членовредительства денежным взысканием, а уголовных – церковными).
Как влияние византийского права, так и факты его приспособления, адаптации к местным условиям весьма заметны в содержании Русской Правды и церковных уставов Владимира и Ярослава (конец X – начало XΙ века).
Статьи «Кормчей» регламентируют систему церковного управления; иерархию (церковь имела епархии и епархиальное управление, которыми руководили епископы, они в свою очередь подчинялись митрополиту); правила вероисповедания (в частности, правила соблюдения постов, порядок общения с иноверцами, почитание святынь, запрещение употребления мертвечины). Кормчая определяет преступления против веры (наказание священнослужителям за неблагочинье, для монахов запрещались блудство, пиры в монастырях; статьи против язычества); а также регулирует сферу брачно-семейных отношений (условия и порядок заключения брака, в частности, права и обязанности супругов).
Кормчая действовала до XV века; часть ее статей вошли в церковные уставы.
V. Судебный прецедент – это нормы, установленные судебной практикой, которые впоследствии закрепляются в законе и определяют принцип решения подобных дел в будущем. Судебный прецедент основан на нормах обычного права.
Семинар 3. Русская Правда.
1. Правовое положение населения.
2. развитие права собственности – формы собственности, виды имущества, способы приобретения права собственности на вещь, права собственника, защита права собственности.
3. Развитие обязательственного права: формы и виды заключения договоров, способы обеспечения исполнения обязательств, ответственность за неисполнение обязательств.
4. Развитие наследственного права: виды наследования имущества, линии и доли наследников, порядок составления завещаний. Особенности наследования недвижимого имущества, женщинами, феодально-зависимым населением.
5. Понятие и виды преступлений.
6. Цели и виды наказаний.
7. Развитие процессуального права: виды, принципы, стадии процесса, система доказательств.
Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1968; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!