Косов П. Назначение искусства (в сокращении)



За все время существования искусства и литературы как таковых постоянно велись споры об их предназначении. Я, право, не собираюсь доказывать, что мое мнение по данному вопросу является окончательным и неоспоримым, поскольку сей вопрос столь же сложен, как, например, вопрос о смысле жизни.

Вспомним для начала некоторые суждения о роли, скажем, литературы. Литература такое же искусство, как и живопись, музыка, архитектура, поэтому, безусловно, обладает схожими с ними чертами.

Нет сомнений, что литература с самого начала была призвана сохранять с помощью художественного слова знания, достижения и опыт, накопленные человечеством, донося их до людей последующих поколений.

Спорной на сегодняшний день может показаться мысль о том, что романы, повести, рассказы и пьесы должны наставлять людей на путь истинный, просвещать их и заботиться о моральном облике индивидов. Особенно прославились на этом поприще русские романы, в частности романы все того же золотого девятнадцатого века. Мир до сих пор продолжает читать и изучать произведения Тургенева, Достоевского, Толстого, хотя, к сожалению, все меньше следует заложенной в них гуманистической морали.

Переосмысление прежних ценностей, вызванное изменением прежде всего социальных (и как следствие v духовных) условий, заставляет все больше склоняться к мнению, что главная функция литературы v развлекать. Утверждение невероятно сильное и справедливое, если принимать во внимание искусные детективы По, Чандлера, Хеммета, новеллы О. Генри и многое другое из обширного литературного наследия.

Думаю, все перечисленные, а также не перечисленные утверждения по-своему правы, и оспаривать их дело бессмысленное.

Если проанализировать все произведения мирового искусства, начиная с незапамятных времен, то можно отметить одну общую для них особенность. А именно то, что в них улавливается оптимистическая черта, стремление к лучшему, к светлым чувствам. То есть мое мнение заключается в том, что назначение искусства v быть оптимистичным, заставлять людей верить в добро, помогать, пытаться изменить мрачное настроение – Ведь ежели жизнь не всегда балует нас светлым и радостным, то хотя бы искусство обязано служить нам проводником надежды и света.

Мне трудно говорить об оптимизме в живописи и архитектуре, поскольку мои знания в этих областях искусства недостаточно обширны, но, тем не менее, я, как и другие люди, могу чувствовать, что, предположим, монументальные постройки Петербурга, Парижа, Рима и других городов не были призваны пугать население или заставлять думать о скорой кончине.

Меланхоличные картины Левитана только одним навевают тоску и грусть, другим же помогают достичь успокоения. Великие полотна Васнецова, Верещагина, Репина вызывают массу разнообразных чувств: восхищение, сочувствие, радость, но никак не упадок духа. То же самое справедливо отнести к картинам французских импрессионистов. А если хорошо разобраться, то и творения немецких экспрессионистов или многочисленных сюрреалистов не покажутся мрачными и злыми.

Что касается литературы, то здесь, кажется, и вовсе не о чем говорить, так как читающий человек и сам знает, что именно навевает ему та или иная книга. Произведения русских, английских, французских, немецких (вспомните «Фауста» Гете), затем американских и латиноамериканских классиков, как и современных авторов, несмотря на противоречивость многих из них, не вызывают сомнений в том, для чего они служат. Лично я в качестве одного из эпиграфов ко всей литературе вообще выбрал бы знаменитые слова американца Уильяма Фолкнера, которые великий писатель сказал при получении Нобелевской премии. Он сказал: «Я верю, что человек не только выстоит – он победит». Если же вспоминать его столь же великого соотечественника Эрнеста Хэмингуэя, то можно сказать, что от довольно пессимистичного романа «Иметь и не иметь» с фразой «Человек один не стоит ни черта» он пришел к невероятно светлой повести «Старик и море».

Произведения Баха, Моцарта, Гайдна, Шуберта дарили людям, простите за банальные слова, тепло и веру. Даже Бетховен, человек невероятно трагичный, написал «Оду к радости», финал Девятой симфонии. Из современных композиторов гениальный Прокофьев, начиная с раннего Первого концерта и заканчивая предсмертной Седьмой симфонией, писал бьющую энергией музыку, которая словно говорила: LЯ есть и буду всегда¦. Его коллега Шостакович, человек далеко не радостный, написал Пятую симфонию, которую хочется слушать стоя, со счастливыми слезами на глазах.

Современный рок-н-ролл отличается потрясающим оптимизмом. Рок-н-роллы Чака Берри или Элвиса Пресли заставлять танцевать и не грустить. А если на Земле не останется вдруг ничего, кроме кучки людей и двух песен «Beatles» v «Help!» и «A Hard Day-s Night», то даже тогда человечество выживет. Русский рок-н-ролл тоже не отстает от великих англичан.

Достаточно назвать самую мажорную песню «Машины времени» v «Поворот». Даже такую грустную по содержанию песню, как «Поплачь о нем, пока он живой», ее автор Владимир Шахрин написал в мажорной тональности. А его великому другу Майку Науменко не приходилось говорить об обычных, пусть даже банальных бытовых человеческих радостях, однако он писал светлые и чистые песни (вспомните «Сладкую N», «Пригородный блюз», «Буги-вуги каждый день»).

Мое мнение справедливо отнести и к кинематографу, поскольку столь массовое искусство не может быть проигнорировано. Все мы с удовольствием смотрим комедии и нам кажется обязательным, чтобы они были радостными. Но не только комедии излучают светлую энергию. Серьезные фильмы, драмы и элитарное авторское кино, не стоят в стороне. Фильмы Феллини, кажущиеся некоторым схоластичным бредом, в действительности удивительно жизнеутверждающие.

Конечно, можно возражать, говоря о том, что очень многие произведения искусства были далеко не радостными и оптимистичными. В качестве примеров можно назвать романы Кафки, музыку Шнитке и «Rink Floyd», но я уверен, что даже они при ближайшем рассмотрении окажутся не совсем такими мрачными. В любом случае я высказал свое личное мнение по этому поводу, а оно, как мнение любого человека, заслуживает внимания.

Я сомневаюсь, что люди настолько изменились, что добровольно будут желать читать, слушать, смотреть, наблюдать безысходные и мрачные произведения искусства, ведь каждому из нас хочется добра, тепла и света, «нам всем нужен кто-то, кто бы нас любил». А пока это так, мы действительно чего-то стоим.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 263; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!