Развитие рабочего движения. Характерные черты русского марксизма



Рабочее движение в конце XIX — начале XX века становилось все заметнее решающим фактором политической жизни России, оно переходит в открытую политическую борьбу. Это способствовало пробуждению к активной жизни непролетарских слоев, прежде всего крестьянства. Создались условия для соединения массового рабочего движения в городах с крестьянской аграрной революцией.

Одной из задач демократии в России в это время являлся переход от народнического социализма к марксизму. Для восприятия марксизма в России налицо были два момента: во-первых, готовность определенных общественных слоев принять новую систему взглядов; во-вторых, потребность, диктовавшаяся всем процессом общественно-экономического развития страны.

Говоря о предпосылках распространения марксизма в России, нельзя ограничиваться лишь анализом объективных условий, создававшихся в пореформенную эпоху (развитие капитализма, рост городов, строительство заводов, фабрик, железных дорог, подъем рабочего движения, расслоение крестьянства и др.), необходимо учитывать также и процессы в среде русской революционной интеллигенции.

Выделение пролетарско-демократических элементов из общего русла крестьянского социализма происходило очень сложно и мучительно. Поскольку аграрный вопрос оставался в то время главным, то этим объяснялась живучесть в русском освободительном движении идеи народничества. Но в конце концов традиция демократической мысли и освободительного движения в России стала благодатной почвой для распространения в ней марксизма, как теории, отвечающей извечным чаяниям русского народа о равенстве и справедливости.

Утверждение Маркса о том, что социализм явится необходимым результатом объективного экономического развития, что он детерминирован самим развитием производительных сил, было воспринято как надежда. «Научный социализм» стал предметом веры. Но осуществление заветной цели было связано с промышленным развитием, с ростом класса рабочих. Страна же крестьянская, аграрная таких надежд не давала. Поэтому первые русские марксисты должны были опровергнуть народническое мировоззрение, доказать, что в России развивается и должен развиваться капитализм.

Прежде чем сделать это, нужно было преодолеть конфликт, лежащий в области морали. С одной стороны, без развития капитализма, а стало быть, и без пролетариата, нельзя идти к социализму, с другой, — капитализация общества означала разрушение крестьянства и сверхэксплуатацию рабочих. В этом заключался драматизм русских революционеров. И только В.И. Ленину удалось разрешить этот нравственный конфликт. Пройдет немного времени, и он выдвинет тезис о том, что социализм может быть осуществлен в России, несмотря на малочисленность рабочего класса.

Марксистские идеи стали проникать в Россию еще в 40-х годах XIX века. С ними знакомились лишь передовые интеллигенты — Петрашевский, Белинский, Герцен, Чернышевский, Боткин, Анненков, Бакунин. В 1869 году Бакуниным был переведен «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, в 1872 году — 1-й том «Капитала» перевел Даниельсон. Но лишь с 80-х годов идеи марксизма начинают быстро проникать в Россию. Начало этому процессу положил Г.В. Плеханов, который вместе с В.И. Засулич, П.Б. Аксельродом, Л.Д. Дейч, В.Н. Игнатовым летом 1883 года создал первую марксистскую группу «Освобождение труда». Были выдвинуты две главные задачи:

1. Распространение идей марксизма посредством перевода на русский язык важнейших сочинений Маркса и Энгельса и публикации оригинальных сочинений.

2. Критика взглядов народничества и разработка важнейших вопросов русской общественной жизни.

Работы Г.В. Плеханова — «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» и другие, заложили основы русской марксисткой общественной мысли. К чему сводятся их главные идеи?

1.Россия вступила на путь капиталистического развития.

2.Развитие крупной промышленности подминает под себя «народное» кустарное производство. Численность и общественная роль рабочего класса быстро растут.

3.Крестьянская община расслаивается и распадается под действием объективных экономических факторов.

4.Формирование сельской буржуазии и сельского пролетариата при сохранении значительной части земель у помещиков создает новую расстановку классовых сил в деревне. Утверждение народников о «самобытном пути» России, об устойчивости мелкого производства и общины обнаруживают свою утопичность, не имеют под собой научного основания и тормозят рост революционного движения в России. Легальное, либеральное народничество готово пойти на союз с самодержавием ради сохранения «основ народной жизни».

5.Важнейший вывод Плеханова: «Итак, еще раз: возможно более скорое образование рабочей партии есть единственное средство разрешения всех экономических и политических противоречий современной России. На этой дороге ждут успех и победа; все же другие пути ведут лишь к поражению и бессилию».

В то же время, оторванный от России, Плеханов в основном строил свои прогнозы российского будущего на европейской «модели». Он не видел в крестьянстве союзника пролетариата и не рассматривал его как революционную силу.

С появлением группы «Освобождение труда» марксизм в России сложился как идейное течение. Оно потеснило народничество и в острой борьбе с ним унаследовало многие его черты. Русские последователи К. Маркса внесли крупный вклад в освободительное движение, хотя они никогда не были ни единственной, ни главной движущей силой.

С появлением в России первых работ Плеханова поднялся настоящий гвалт среди народников. Плеханова обвинили в «отступничестве», переходе на «службу реакции», «оскорблении святыни».

Тем не менее, для распространения марксизма складывалась благоприятная обстановка. В России стали появляться марксистские кружки. Зимой 1883—1884 годов почти одновременно с группой «Освобождение труда» в Петербурге среди студенческой молодежи университета, технологического и лесного институтов возникла «Партия русских социал-демократов». Ее организатором был студент-юрист Д.Н. Благоев, болгарин по национальности. В 1884 году эта группа начинает пропагандистскую работу среди рабочих: организуются кружки, кассы взаимопомощи, приобретается типография. В 1885 году выпускаются два номера газеты «Рабочий», устанавливается связь с группой Г.В. Плеханова «Освобождение труда». В программе группы Благоева была смесь лассальянства, народничества и марксизма. Группа просуществовала недолго и была разгромлена полицией.

В 1885—1886 годах образовался кружок П.В. Точисского, получивший название «Товарищество Санкт-Петербургских мастеровых». Кружок делился на две части — интеллигентскую и рабочую. Точисский считал, что в России может быть пригоден для революции только пролетариат. В интеллигенции он видел случайного попутчика в революции, и утверждал, что она пойдет с рабочими только до первой конституции. Он не доверял интеллигенции и стремился оттеснить ее от революционно настроенных рабочих. Точисский резко критиковал народников, отрицательно относился к террору. Благодаря конспирации кружок просуществовал два года, только в 1888 году он был разгромлен. Из оставшейся части кружка Точисского в 1889 году возник «Брусневский» кружок, организатором которого стал студент технологического института М.И. Бруснев. В 1891 году кружок устанавливает связь с группой «Освобождение труда» и принимает ее программу. Члены кружка начинают пропагандистскую работу среди заводских рабочих, печатают прокламации, устраивают первую маевку в 1891 году. Спустя год после этого Брусневская группа также прекратила свою деятельность.

В 1888 году создается марксистский кружок в Казани 17-летним Н.Е. Федосеевым, исключенным из гимназии за «политическую неблагонадежность». Осенью 1888 года в кружок Федосеева впервые пришел бывший студент юридического факультета Казанского университета В.И. Ульянов (Ленин). Члены федосеевского кружка приступили к разработке своей программы, но сделать этого не успели. Летом 1889 года Н.Е. Федосеев был арестован, а кружок разгромлен жандармами.

Таким образом, социал-демократические группы Благоева, Точисского, Бруснева и Федосеева хотя и проделали определенную работу по распространению марксистских взглядов в России, но еще не были тесно связаны с рабочим движением. Социал-демократия только зарождалась, это был период возникновения и упрочнения теории и программы социал-демократии, которая переживала, по словам В.И. Ленина, процесс утробного развития.

Большой вклад в становление и развитие российской социал-демократии внес мало кому известный тогда молодой В.И. Ульянов, переехавший в 1893 году из Самары в Петербург. Будучи последовательным сторонником учения К. Маркса и обладая сильной логикой полемиста, он довольно легко обнаружил несостоятельность и ошибочность оценок марксизма народниками. В работе «Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?» Ленин подверг взгляды народников обоснованной критике и изложил основные теоретические принципы, направленные на создание в России дисциплинированной и сплоченной партии.

В центре его внимания были вопросы развития капитализма в России, судьбы различных классов и общественно-политических теорий в новых условиях. Капитализм в России был для В.И. Ленина объективной реальностью, которую нужно исследовать и понять для использования в политике.

Теоретическая работа В.И. Ленина была тесно связана с его практической деятельностью по объединению социал-демократических кружков в единую партию. В ноябре 1895 года по инициативе В.И. Ленина петербургские социал-демократические кружки объединились в общегородской «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». «Союз» стал самой многочисленной марксистской организацией в России. Во главе ее стоял руководящий центр, направляющий работу трех районных звеньев и 20—30 социал-демократических рабочих кружков, охватывавших 100—150 рабочих крупных предприятий Петербурга.

«Союз борьбы» действовал на принципах конспирации, твердой партийной дисциплины, строгого отбора членов и четкого распределения функций. Члены «Союза борьбы» вели беседы в рабочих кружках, выпускали листовки, руководили стачками. Поддерживались связи с рабочими 70 предприятий. Был подготовлен к выпуску первый номер нелегальной газеты «Рабочее дело». Однако в ночь с 8 на 9 декабря 1895 года полиция арестовала почти весь руководящий центр «Союза», в том числе В.И. Ленина. В 1897 году его сослали в село Шушенское Енисейской губернии.

Петербургский «Союз борьбы» дал толчок к объединению разрозненных социал-демократических кружков в других городах страны. Неотложным делом становилось объединение марксистских организаций в централизованную партию. Эту задачу призван был решить I съезд РСДРП, состоявшийся 1—3 марта 1898 года в Минске. На нем присутствовало 9 делегатов от четырех «Союзов борьбы»: петербургского (С.И. Радченко), московского (А.А. Ванковский), киевского (П.Л. Тучапский), екатеринославского (К.А. Петрусевич), БУНДа (А.И. Кремер, А.Я. Мутник, Ш. Кац) и двух представителей «Рабочей газеты» (Б.Л. Эйдельман, Н.А. Вигдорчик). Съезд объявил о создании Российской социал-демократической рабочей партии, избрал Центральный комитет и утвердил официальным органом партии «Рабочую газету». Съезд поручил ЦК составить от его имени «Манифест».

Вскоре после съезда были арестованы члены ЦК и почти все участники съезда, разгромлены многие социал-демократические организации в ряде крупных городов. Российская социал-демократическая рабочая партия вступила в полосу серьезного кризиса, утверждения временного господства в ней «экономизма».

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1355; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!