РОЛЬ ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНОГО ОСВОЕНИЯ МИРА



 

План:

 

  1. Проблема происхождения языка.
  2. Язык и мышление.
  3. Язык как феномен культуры. Символическая природа языка. Семиотический подход в понимании культуры.
  4. Языковая игра и её культурный смысл. Концепция Л. Витгенштейна.
  5. Роль языка в духовном освоении мира. (Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа) Язык как основа национальной культуры. Взаимодействие языков как взаимодействие культур. Проблема понимания и перевода.

 

Список литературы

Основная:

 

1. Садохин А.П. Грушевицкая Т. Г. Культурология. Теория культуры. М., 2005.

2. Культурология. Под ред. Н. Г. Багдасарьян. М., 2002.

3. Розин В. М. Введение в культурологию. М., 1994.

4. Культурология / Под ред. Проф. Г. В. Драча, Ростов-на-Дону, 2003.

5. Гуревич П. С. Культурология. М., 2004.

6. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. В 2-х томах. М., 1998.

7. Пигалев А. И. Культурология. Волгоград, 2000.

8. Рождественский Ю. В. Введение в культуроведение. М., 1996.

 

Дополнительная:

 

1.  Антонов В. И. Язык и культура: особенности этносемантической интерпретации // Вестник МГУ. Серия № 7. Философия. 2001. № 2. С. 50.

2. Апресян Р. Г. Сила и насилие слова // Человек. 1997. № 5. С. 13.

3. Балла О. Власть слова и власть символа // Знание-сила. 1998. № 11-12. С. 27 – 38.

4. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. 2005.

5. Гумбольдт В. фон. Об изучении языков, или план систематической энциклопедии всех языков // Антология культурологической мысли / Авт.-сост С. П. Мамонтов, А. С. Мамонтов. М., 1996. – С. 74-75.

6. Мамардашвили М. Язык и культура // Вестник высшей школы. 1991. № 3.

7. Николаева Т. М. Теория происхождения языка и его эволюции – новое направление в современном языкознании // Вопросы языкознания. 1997. № 2.

8.    Роль языка в процессе духовного освоения мира: Метод. реком. / Сост.: Л. В. Щеглова, Н. Б. Бакач. Волгоград, 1994.

9. Руднев В. Словарь культуры ХХ века. М., 1999. (Статьи: Гипотеза лингвистической относительности; Знак; Индивидуальный язык; Смысл; Текст; Философия текста; Языковая игра).

10. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1995.

11. Хайдеггер М. Путь к языку; Из диалога о языке; Слово // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1998.

12. Якушин Б. В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1984.

13. Языки как образ мира. М., 2003.

Основные термины:

Знак, семиотика, символ, язык, языковая игра

Семинарское занятие № 5

МИФ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

План:

 

  1. Понятие мифа. Классификация мифов.
  2. Основные черты мифологического сознания как первоначальной формы духовной культуры человечества. Мифологическая картина мира.
  3. Связь мифа с ритуалом, религией, формами практической жизни в различных культурах.
  4. Обнаружения черт мифологического сознания в современной культуре (в искусстве, политике, науке, обыденной жизни). Неомифологизм.

Список литературы

Основная:

 

1. Садохин А. П.,Грушевицкая Т. Г.Культурология. Теория культуры. М., 2005.

2. Культурология. Под ред. Н. Г. Багдасарьян. М., 2002.

3. Розин В. М. Введение в культурологию. М., 1994.

4. Культурология / Под ред. Проф. Г. В. Драча, Ростов-на-Дону, 2003.

5. Гуревич П. С. Культурология. М., 2004.

6. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. В 2-х томах. М., 1998.

7. Руднев В. Словарь культуры ХХ века. М., 1999.

8. Пигалев А. И. Культурология. Волгоград, 2000.

9. Рождественский Ю. В. Введение в культуроведение. М., 1996.

 

Дополнительная:

 

  1. Алексеева Г. А. «Рукою великанши…» // Человек. 2001. № 3. С. 123.
  2. Голосовкер Я. Р. Логика мифа. М., 1986.
  3. Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Феномен человека: Антология. М., 1993. С. 108-123.
  4. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994. (Главы I - С. 27-55, II – С.56-86, III – С. 87-113, IX – С. 333-347).
  5. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.
  6. Мифология как первоначальная форма духовной культуры человечества: Метод. реком./ Сост. Л. В. Щеглова, В. В. Щеглов. Волгоград, 1996.
  7. Мифы народов мира. Энциклопедический словарь. М., 1997.
  8. Режабек Е. Я. Становление мифологического сознания и его когнитивности // Вопросы философии. 2002. № 1. С.52.
  9. Соболева Н. И. Социальная мифология: социокультурный аспект // Социс. 1999. № 10. С. 145.
  10. Токарев С. А. Что такое мифология и её место в культурной истории человечества // Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990.
  11. Щукин В. Г. В мире чудесных упрощений (к феноменологии мифа) // Вопросы философии. 198. № 11. С. 20 – 29.
  12. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.

 

 

Основные термины:

 

Миф, обряд, ритуал, синкретизм, утопия

 

Семинарское занятие № 6

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ИСКУССТВА КАК ЯВЛЕНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

План:

 

  1. Специфическое место искусства в культуре. Связь искусства с другими формами духовного освоения действительности (Искусство и религия, искусство и мораль, искусство и политика, искусство и повседневность и т.д.). Функции искусства.
  2. Происхождение искусства. Синкретический и магический характер первобытного искусства.
  3. История искусства как художественное отражение ведущих духовных смыслов и идеалов эпох культурной истории.
  4. Личность художника: эстетические и психологические измерения. Психология художественного творчества. Художественный гений и талант. Биография художника как культурно-эстетическая проблема.

 

Список литературы

Основная:

 

1. Садохин А. П.,Грушевицкая Т. Г.Культурология. Теория культуры. М., 2005.

2. Культурология. Под ред. Н. Г. Багдасарьян. М., 2002.

3. Розин В. М. Введение в культурологию. М., 1994.

4. Культурология / Под ред. Проф. Г. В. Драча, Ростов-на-Дону, 2003.

5. Гуревич П. С. Культурология. М., 2004.

6. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. В 2-х томах. М., 1998.

7.   Руднев В. Словарь культуры ХХ века. М., 1999.

 

Дополнительная:

 

1. Борев Ю. Эстетика. В 2-х т. Смоленск, 1997.

2. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1978.

3. Дюфрен М. Вклад эстетики в философию // Феномен человека: Антология / Сост., вступ. Ст. П. С. Гуревича. М., 1993. С.341-348.

4. Емохонова Л. Е. Мировая художественная культура. М., 1998.

5. Кривцун О. А. Ритмы искусства и ритмы культуры: формы исторического сопряжения // Вопросы философии. 2005. № 6. С. 50.

6. Кривцун О. А. Эстетика. М., 2003.

7. Мамонтов С. П. Основы культурологии. М., 1996. (Гл. 9, 10. Искусство как чувственная сфера культуры.) С. 159-196.

8. Порус В. Н. Искусство и понимание: сотворение смысла // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания / Отв. ред. и сост. И. Т. Касавин. М.,1990. С. 256-277.

9. Ранние формы искусства. М., 1972.

10. Рогинский Я. Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

11. Самосознание культуры и искусства ХХ века. Западная Европа и США. М., Спб., 2000.

12. Щеглова Л. В. Эстетический идеал как способ универсализации человека // Электронная библиотека ВГПУ.

 

Основные термины:


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 697; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!