Из социальной концепции Русской православной церкви

Тематика семинарских занятий

по религиоведению

(ФТБК, ФКиСКД)

Тема 1

                         Религия как социокультурное явление      

                                             

                                                Вопросы

  1.  Понятие религии.

2. Объект религии.

3. Функции религии.

4. Структура религии.

 

Рефераты

   Соотношение понятий Бог, “сверхъестественное”, “сакральное”.

Религия как фактор социальной интеграции.

   Религия и мир повседневности.

   Компенсаторная функция религии: классические и современные интерпретации.

   Типология религиозных организаций.

    Религия и искусство: диалектика взаимодействия.

 

Анализ текстов

Ответьте на следующие вопросы:

1) Согласны ли Вы с мнением М. Мюллера о необходимости нейтральности религиоведов по отношению к изучаемым религиям? (текст № 1)

2) Каким образом сущность человека находит свое воплощение в религии? (текст № 2)

3) Можно ли вслед за Н. Зедербломом рассматривать священное как сущность религии? (текст № 3)

4) Какое значение имеет идея божества для человека? (текст № 4)

5) Имеет ли, на Ваш взгляд, интеллектуальный смысл апофатическое (отрицательное) богословие? (тексты №№ 5, 6)

6) Какие свойства Бога подчеркивает Р. Суинберн? (текст № 7)

7) На какие черты связи своего творчества с католической религиозной традицией указывает Федерико Феллини? (текст № 8)

 

1. Отношение религиоведов к изучаемым религиям

«Студентам, изучающим религию, безусловно, не сле­дует быть менее беспристрастными, чем этот древний царь [Соломон]. Что касается меня, то я обещаю, что никто из присутствующих на этих лекциях, будь то христианин или иудей, индуист или магометанин, не услышит из моих уст непочтительных слов по поводу его пути слу­жения Богу. Но подлинное почтение состоит не в том, чтобы объявить дорогой для нас предмет недоступным для свободного и честного исследования: отнюдь нет! Подлинное почтение к предмету, каким бы священным, каким бы дорогим для нас он ни был, проявляется в подходе к нему с полным уважением; без страха и без предубеждения; безусловно, с нежностью и любовью, но прежде всего с неуклонным и бескомпромиссным стремлением к истине».

 (Мюллер М. «Введение в науку о религии»).

 

2. Воплощение сущности человека в религии

«Сущность религии напрямую связана с сущностью человека, одной из принципиальнейших характеристик которой является открытость человека вовне (Макс Шелер, Ар­нольд Гелен, Адольф Портман, Виктор Франкл). В психологии при­меняется термин «самотрансценденция человеческого существо­вания». Им обозначается тот фундаментальный факт, что реализовываться в качестве человека — значит находиться в отношении к чему-то или кому-то иному, воспринимаемому как носитель более ценностного смысла, чем тот, которым обладаешь. Быть человеком в полном смысле слова означает постоянно выходить за пределы самого себя, постоянно превосходить себя. Человек развивается как человек, следуя путем самотрансценденции. Виктор Франкл в результате своих психологических исследований выводит формулу: «Существовать — значит постоянно выходить за пределы самого себя». Не будет преувеличением утверждение, что сущность че­ловеческого существования раскрывается в восходящей само­трансценденции (обожении) человека. Быть человеком в полном смысле слова означает реализовывать интенцию на более высокий (объективно или субъективно) принцип, чем тот, который уже наличен. В ходе истории развития культуры и религии как онтологически предельно высший трансцендентный принцип определяется Бог.

Человек сущностно ориентирован вовне и призван искать ис­тинный смысл и непреходящие ценности. Это призвание можно характеризовать как религиозное целеполагание. Религиозен не человек, но его целеполагание, которое он осуществляет в своей жизни. Движение к высшей цели — источник творческой самореа­лизации человека как человека, оно принципиально отличается от движения к промежуточным целям, которое имеет функцио­нальный и адаптационный характер. Если налицо активное откры­тое восприятие опыта жизни, то творческая самореализация чело­века носит конструктивный характер. Если же человек подавляет сознавание себя открытым на трансцендентное и большее, стре­мится стабилизироваться в уже обладаемом, то творческие усилия становятся деструктивными и социально опасными.

Религиозность человека состоит в том, что он интенционально направлен на максимальный трансцендентный смысл, на Бога». (Данилов А.В. «Единство и многообразие религии. Аналитическое религиоведение и теология диалога»).

 

3. Священное как сущность религии

«Решающим… в вопросе о том, в какой мере мы имеем или не имеем дело с подлинной религиозно­стью — является не форма веры в Бога, а действительное восприятие божественного; другими словами, опло-дотворение сознания священным. Может существовать идея Бога без существенных признаков подлинной рели­гии. Если для человека ничто не является священным, то он не благочестив, даже если в его мировоззрении есть место и для идеи Бога. Поэтому лучшим определением личной религии является следующее: «Благочестив тот, для кого существует нечто священное», а главным при­знаком институциональной религии выступает различие между священным и профанным. Ни одно слово не явля­ется столь характерным для религии, как табу — свя­щенное. В религиозном благочестии святость — это спе­цифическое качество Бога по отношению ко всем другим качествам. Священное и божественное или присущее Богу — это синонимические понятия».

(Зедерблом Н. «Становление веры в Бога»).

 

4. Значение божества для человека

«В качестве символа, божество воплощает человеческую борьбу в ее самом высоком смысле; оно являет собой усилие человека открыть свою сущность в борьбе с проявлениями мира. Божество — символ того, что превышает человека, а также того, что наиболее глубоко скрыто в самом человеке. Божество символизирует знание человека о том, что он не один и не является окончательным хозяином своей судьбы... Божество и превышает и окутывает человека, оно неотделимо от понимания человеком его собственной сути и все же оно всегда неуловимо, скрыто, и для некоторых как будто бы не существует».

(Панникар Р. «Энциклопедия религии»)

 

5. Метод апофатического богословия

 «Обращаясь к той же теме, (дерзаю) утверждать следующее: Бог — это не душа и не ум, а поскольку сознание, мысль, воображение и представление у Него отсутствуют, то Он и не разум, и не мышление и ни уразуметь, ни определить Его — невозможно; Он ни число, ни мера, ни великое что-либо, ни малое, ни равенство, ни неравенство, ни подобие, ни неподобие; Он ни покоится, ни движется, ни дарует упокоение; не обладает могуществом и не является ни могуществом, ни светом; не обла­дает бытием и не является ни бытием, ни сущностью, ни веч­ностью, ни временем и объять Его мыслью — невозможно; Он ни знание, ни истина, ни царство, ни премудрость, ни единое, ни единство, ни божество, ни благость, ни дух — в том смысле как мы его представляем, ни сыновство, ни отцовство, ни вообще что-либо из того, что нами или другими (разумными) существами может быть познано. Он не есть ни что-либо не-сущее, ни что-либо сущее, и ни сущее не может познать Его в Его бытии, ни Он не познает сущее в бытии сущего, поскольку для Него не существует ни слов, ни наименований, ни знаний; Он ни тьма, ни свет, ни за­блуждение, ни истина; по отношению к Нему совершен­но невозможны ни положительные, ни отрицательные суждения, и когда мы что-либо отрицаем или утверждаем о Нем по анало­гии с тем, что Им создано, мы, собственно, ничего не опровергаем и не определяем, поскольку совершенство единственной Причины всего сущего превосходит любое утверждение и любое отрицание, и, обобщая: превосходство над всей совокупностью сущего, Того, Кто запределен всему сущему,— беспредельно».

(Дионисий Ареопагит. Послание к Тимофею).

 

6. Неописуемость Высшей Реальности

«Все голоса отражены в высшем Духе (Параматман). Он непостижим разумом, не имеет причин. Он [Дух] един и одинок, бестелесен и всеведущ. Он не длинный, не короткий, не круглый, не треугольный, не четырехгранный, не сферический. Он не черный и не голубой, не красный, не желтый, не белый. Он не обладает ни приятным, ни неприятным запахом. Он не острый, не тупой, не горький, не сладкий. Он не твердый, не мягкий, не тяжелый, не легкий, не холодный, не горячий, не шершавый, не гладкий. Он бестелесный. Он не был рожден. К нему нельзя прикоснуться. Он не женщина, не мужчина, он не бесполый. Он есть чистое знание и интуиция. Его может постичь только равный, но равного ему не существует. Он есть бесформенное существование. Об него разбивается любая терминология. Не существует слова, облегчившего бы его понимание. Он не звучит, не имеет формы, не пахнет, не ощущается на вкус, к нему нельзя прикоснуться».

(Из джайнского текста «Акарангасутра»).

 

7. Понимания Бога в современной христианской мысли

 «[Бог — это] Личность, не обладающая телом (то есть дух), присутствующая повсюду, сотворившая и поддерживающая вселенную; свободно действую­щая сила, способная совершить все (то есть все­могущая), всезнающая, абсолютно благая; перво­причина моральных обязательств, неизменная, вечная; необходимая сущность, праведная и дос­тойная поклонения».

 (Суинберн Р. «Гармоничность теизма»).

 

8. Связанность творчества с религиозной традицией

 «Мне нравится католическая религия, и как я мог бы, родившись в Италии, выбрать какую-то другую? Мне нравится ее хореография, ее неизменные и гипнотические церемонии, пышная постановочность, мрачные песнопения, катехизис, выборы папы римского, грандиозный похоронный ритуал. Я испытываю чувство благодарности за все нелепости, непонятности, табу, составившие огромный, исполненный диалектической противоречивости материал, предпосылки для животворных бунтов… Католическая мысль, так же как и исламская или индуистская, — это интеллектуальная структура, которая, установив определенный кодекс поведения, стремится снабдить нас компасом, ориентирами, которыми бы мы руководствовались, идя по таинственному пути человеческого существования; это умственное построение, которое может спасти нас от экзистенциального ужаса отсутствия смысла жизни».

(Федерико Феллини. Интервью).

 

 

                                               Литература

 Данилов, А. В. Единство и многообразие религии. Аналитическое религиоведение и теология диалога / А. В. Данилов. — Минск, 2004.

Джемс, В. Многообразие религиозного опыта / В. Джемс. — СПб., 1992.

Кимелев, Ю. А. Современная западная философия религии / Ю. А. Кимелев. — М., 1989.

Кимелев, Ю. А. Философия религии / Ю. А. Кимелев. — М., 1998.

Мартинетти, Дж. Человек, Бог, Вселенная / Дж. Мартинетти. — Милан; М., 1991.

Митрохин, Л. Н. Понятие религии / Л. Н. Митрохин. — М., 2003.

Наука и богословие. Антропологическая перспектива. — М., 2004.

Полкинхорн, Дж. Наука и богословие. Введение / Дж. Полкинхорн. — М., 2004.

Современная буржуазная философия и религия. — М., 1977.

Элиаде, М. Священное и мирское / М. Элиаде. — М., 1994.

Яковлев, Е. Г. Искусство и мировые религии / Е. Г. Яковлев. — М., 1985.

Яковлев, А. И. Религиозное сознание / А. И. Яковлев. — М., 2004.

                                                     

 

 

Тема 2

Православие

                                             

Вопросы

  1. Типологические черты православия.

  2. Этапы истории Русской православной церкви.

  3. Православие на Беларуси.

  4. Культурная роль православия в восточнославянском регионе.

 

Примерные темы докладов

Крещения Руси: социокультурные и политические аспекты.

Православная церковь и развитие древнерусской государственности.

Православие и художественная культура Беларуси.

Духовно-аскетический опыт в православии.

Чины святости Православной церкви.

Православное монашество: духовный идеал и культурное значение.

Преподобный Сергий Радонежский – молитвенник земли русской.

Социальное учение РПЦ.

 

Анализ текстов

Ответьте на следующие вопросы:

1) Почему, на Ваш взгляд, православие опирается на традиционалистские установки? (текст № 1)

2) К каким состояниям души должна привести молитва согласно Игнатию Брянчанинову? (текст № 2)

3) Какие черты присущи православному монашескому опыту? (текст

№ 3)

4) Как Русская православная церковь отвечает на вызовы современности? (текст № 4)

 

1. Традиционалистская установка православия

«Тот образ исповедания веры, который мы содержим, тот образ жизни, которым водимся, тот образ освящения, который приемлем, — вообще путь спасения, коим течем, есть тот самый, который водво­рен на земле апостолами и от них друг-другоприимательно дошел до нас и среди вас пребывает без всякого измене­ния — без прибавления и убавления… Прибавлениями, из­менениями, развитием могут хвалиться другие общества христианские, отпадшие от истинной Церкви Божией».

(Св. Феофан Затворник).

 

2. Молитвенное состояние духа по святителю Игнатию Брянчанинову

«Плоды истинной молитвы: светлый мир души, соединенный с тихой, молчаливой радостью, чуждой мечтательности, самомнения и разгоряченных порывов и движе­ний; любовь к ближним, не отделяющая для любви добрых от злых... но ходатайствующая обо всех пред Богом, как о себе.

Во время молитвы не ищи восторгов, не приводи в движение твоих нервов, не горячи крови. Напротив, содержи сердце в глубоком спокойствии, в которое оно приводится чувством покаяния.

Молитва краткая... и безыскусственная... способна выразить чувства раскаяния и самоосуждения, когда наполнится ими сердце.

Прошения, из которых состоит молитва Господня,— прошения даров духовных, приобретенных человечеству Искуплением. Нет слова в молитве о плотских временных нуждах человека.

Дана молитва Господня грешникам, и прежде всего они научаются просить у Бога, Отца своего, да святится имя Его. В этом прошении человека заключается сознание греховности, падения. В этом прошении заключается прошение о даровании искреннего покаяния.

Правильное упражнение Молитвой Иисусовой вытекает само собою из правильных понятий о Боге, о всесвятом имени Господа Иисуса и об отношении человека к Богу.

Слова Молитвы (Иисусовой) должно произносить очень неспешно, даже протяжно, чтобы ум имел возможность заключаться в слова.

Начинающему обучаться Молитве Иисусовой очень помогает ежедневное келейное правило из известного числа земных и поясных поклонов, соответственно силам. Полагаются поклоны неспешно, с чувством покаяния, и при каждом поклоне произносится Молитва Иисусова».

 

Из социальной концепции Русской православной церкви

III. Церковь и государство

...В православной традиции сформировалось определенное представление об идеальной форме взаимоотношений между Церковью и государством...

...Попытки выработать такую форму были предприняты в Византии. где принципы церковно-государственных отношении нашли выражение в канонах и государственных законах империи, а также отразились в святоотеческих писаниях. В своей совокупности эти принципы получили название симфонии Церкви и государства. Суть ее составляют обоюдное сотрудниче­ство, взаимная поддержка и взаимная ответственность, без вторжения одной сто­роны в сферу исключительной компетенции другой... Классическая ви­зантийская формула взаимоотношений между государственной и церковной вла­стью заключена в «Эпанагоге» (вторая половина IX века): «Мирская власть и священство относятся между собою как тело и душа, необходимы для государ­ственного устройства точно так же, как тело и душа в живом человеке. В связи и согласии их состоит благоденствие государства»...

...В Соединенных Штатах Америки, которые изначально представляли собой многоконфееснональное государство, утвердился принцип радикального отделе­ния Церкви от государства, предполагающий нейтральный по отношению ко всем конфессиям характер властной системы. Впрочем, абсолютный нейтралитет едва ли вообще достижим. Всякому государству приходится считаться с реаль­ным религиозным составом своего населения. Ни одна христианская деноминация в отдельности не составляет большинства в Соединенных Штатах, однако реши­тельное большинство жителей США составляют именно христиане. Эта реаль­ность отражена, в частности, в церемонии присяги президента на Библии, нали­чии официального выходного дня в воскресенье и так далее...

...У принципа отделения Церкви от государства есть, однако, и иная генеа­логия. На европейском континенте он явился результатом антиклерикальной или прямо антицерковной борьбы, хорошо известной, в частности, из истории фран­цузских революций. В таких случаях Церковь отделяется от государства не вви­ду поликонфессиональности населения страны, а потому, что государство связы­вает себя с той или иной антихристианской либо вообще антирелигиозной идеоло­гией, здесь уже не идет речи о нейтралитете государства в отношении религии и даже о его чисто светском характере. Для Церкви это обыкновенно влечет за собой стеснения, ограничения в правах, дискриминацию или прямые гонения. История XX века явила в разных странах мира много примеров подобного отно­шения государства к религии и Церкви...

...Церковь непогрешимо проповедует Христову Истину и преподает людям нравственные заповеди, исходящие от Самого Бога, а потому не властна изменить что-либо в своем учении. Не властна она и умолкнуть, прекратить проповедова­ние истины, какие бы иные учения ни предписывались или ни распространялись государственными инстанциями. В данном отношении Церковь совершенно свободна от государства. Ради беспрепятственного и внутренне свободного проповедования истины Церковь не раз в истории терпела гонения от врагов Христа. Но и гонимая Церковь призвана с терпением переносить гонения, не отказывая государству, преследующему ее, в лояльности.., но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в лю­бых условиях и при любых обстоятельствах...

...Форма и методы правления во многом обусловливаются духовным и нрав­ственным состоянием общества. Зная это, Церковь принимает соответствующий выбор людей или по крайней мере не противится ему...

...При общественном строе, описанном в Книге Судей, власть действова­ла не через принуждение, а силой авторитета, причем авторитет этот сообщался Божественной санкцией. Чтобы такая власть действенно осуществлялась, вера в обществе должна быть весьма сильной. При монархии власть остается богодан­ной, но для своей реализации использует уже не столько духовный авторитет, сколько принуждение. Переход от судейства к монархии свидетельствовал об ослаблении веры, отчего и возникла потребность заменить Царя Незримого ца­рем видимым. Современные демократии, в том числе монархические по форме, не ищут Божественной санкции власти. Они представляют из себя форму власти в секулярном обществе, предполагающую право каждого дееспособного гражда­нина на волеизъявление посредством выборов. Изменение властной формы на более религиозно укорененную без одухотворения самого общества неизбежно выродится в ложь и лицемерие, обессилит эту форму и обесценит ее в глазах людей. Однако нельзя вовсе исключить возможность такого духовного возрождения общества, когда религиозно более высокая форма государственного устроения станет естественной...

Государство, в том числе светское, как правило, осознает свое призвание устроять жизнь народа на началах добра и правды, заботясь о материальном и духовном благосостоянии общества. Поэтому Церковь может взаимодействовать с государством в делах, служащих благу самой Церкви, личности и общества. Для Церкви такое взаимодействие должно быть частью ее спасительной миссии, объем­лющей всестороннее попечение о человеке...

...Областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются:                                                   

 а) миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;

б) забота о сохранении нравственности в обществе;

 в)     духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;

г) дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;

д) охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;

е) диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений;

ж) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание;

з) труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;

и) наука, включая гуманитарные исследования:

к) здравоохранение;

л) культура и творческая деятельность;

м) работа церковных и светских средств массовой информации;

н) деятельность по сохранению окружающей среды;

о) экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества;

п) поддержка института семьи, материнства и детства;

р) противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представ­ляющих опасность для личности и общества...

 

Литература

Борисов, Н. С. Сергий Радонежский / Н. С. Борисов. — М., 2003.

Булгаков, С. Н. Православие / Н. С. Булгаков. — М., 1996.

Булычев, Ю. Ю. Православие. Словарь неофита/ Ю. Ю. Булычов. — СПб., 2004.

Введение христианства на Руси. — М., 1987.

Зайцев, Б. К. Преподобный Сергий Радонежский / Б. К. Зайцев. — М., 1985.

Зноско-Боровский, М. Православие. Римо-католичество. Протестан­тизм. Сектантство. Сравнительное богословие / М. Зноско-Боровский. — М., 1992.

Карташев, А. В. Очерки по истории русской церкви: в 2 т. / А. В. Карташев. — М., 1993.

Лосский, В. Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви /

B.Н. Лосский // Мистическое богословие / В. Н. Лосский. — Киев, 1991.

Монастыри и храмы Русской православной церкви. — Минск, 2005.

Никифорова, М. Е. Преподобный Сергий Радонежский и его традиция в русской истории XIV — первой половины XVI вв. / М. Е. Ники­форова. — М., 2004.

Никольский, Н. М. История русской церкви / Н. М. Никольский. — Минск, 1990.

Полный православный богословский энциклопедический сло­варь. — М., 1992.

Поспеловский, Д. В. Русская православная церковь в XX веке /

Д. В. Поспеловский. — М., 1995.

Православие в современном мире. — СПб., 2005.

Православие и духовное возрождение России. — Екатиринбург, 2003.

Путь служения. — Минск, 2005.

Русское православие. Вехи истории. — М., 1989.

Современная религиозная жизнь России. — М., 2004. — Т. 1: Пра­вославие. Старообрядчество. Духовное христианство. Армянская апос­тольская церквь. Ассирийская церковь. Католичество.

Топоров, В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре /

B. Н. Топоров. — М., 1998. — Т. 1-2.

Федотов, Г. Святые древней Руси / Г. Федотов. — М., 1992.

Хопко, Ф. Основы православия / Ф. Хопко. — Минск, 1991.

 

Тема 3

Католицизм

Вопросы

1. Типологические черты католицизма.

2. Становление и основные этапы истории католической церкви.

3. Римско-католическая церковь в современном мире.

 

Темы докладов

Социально-политическая и духовная гегемония католической церкви в средневековой Западной Европе.

Социокультурное значение деятельности католических монашеских орденов.

Католицизм и развитие художественных традиций народов Европы.

Католицизм и развитие белорусской культуры.

Католическая церковь в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой. Брестская церковная уния 1596 г.

Значение II Ватиканского собора как обновленческого поворота в жизни католической церкви.

Современная социальная доктрина РКЦ.

Понтификат Иоанна Павла II.

Католицизм и современное искусство.

Папа Бенедикт XVI: первоиерарх и богослов.

 

Анализ текстов

Ответьте на следующие вопросы:

1) Почему по словам Франциска Ассизского унижения и страдания

вызывают у христианина совершенную радость? (текст № 1)

2) Обеспечивают ли, на Ваш взгляд, перечисленные во фрагменте католические церковные структуры эффективное управления церковью? (текст № 2)

1. Франциск Ассизский о совершенной радости

«—     Напиши, что есть совершенная радость.

Обычно он говорил «напиши», потому что брат Леоне был его секрета­рем, но в ту минуту сказал так, потому что диктовал очень важную мысль, которая была частью его учения:

— Хотя во всех землях братья являют собою пример истинной святости и добродетели, напиши и особенно подчеркни, что не в этом совершенная радость.

Они продолжали путь в молчании, и вновь заговорил святой Франциск:

— Брат Леоне, даже если меньший брат получает от Бога такую благо­дать, как способность исцелять больных и совершать множество чудес, даже умеет воскрешать мертвых на четвертый день после смерти, напиши, что не в этом совершенная радость.

Некоторое время они молчали, затем святой Франциск еще громче заго­ворил:

— Брат Леоне, если меньший брат знает все языки, все науки и писания, и угадывает, и открывает нам будущее и тайны сознания человеческого,
напиши, что не в этом совершенная радость.

Они помолчали. Брат Леоне стал забывать о холоде, погрузившись в раз­мышления о словах учителя, и спрашивал себя, где же тогда искать совер­шенную радость, а святой Франциск сказал еще громче:

— О, брат Леоне, даже если меньший брат умеет так хорошо проповедовать,
что от проповеди его все неверные обратятся в веру Христову, напиши, что и не в этом совершенная радость. Если прибудет гонец и объявит, что все парижские наставники стали членами Ордена, напиши: не совершенная это радость. Даже если из-за Альп придут все прелаты и архиепископы, а сам король Франции и король Англии войдут в Орден, напиши: не та это радость.

Выслушав мысли святого, брат Леоне не знал, что и подумать, и спросил:

— Отец, именем Божьим прошу тебя, скажи, в чем совершенная радость?
Тогда Франциск объяснил:

— Я приду в Санта Мария дельи Анджели вымокший, замерзший, го­лодный, в грязи; льдышки налипли на край моей рясы, в кровь изрезали
мне ноги; и вот, я буду долго стучаться в дверь и звать привратника. Тогда
придет брат привратник и спросит: «Кто там?»; и я отвечу: «Брат Фран-­
циск»; а он ответит: «Уходи, сейчас не время для странствий, ты не вой-­
дешь сюда». Но я стану стучать, и он в ярости выбежит наружу и вытолкает
меня, осыпая бранью, с такими словами: «Уходи, ты прост и слаб умом, и
не приходи к нам! Сейчас мы многочисленны, одарены многими способ­-
ностями, и не нуждаемся мы в тебе»; а я все это вынесу, и почувствую
любовь к нему в своем сердце и веселость в душе. Брат Леоне, напиши, что
в этом — совершенная радость.

Безмолвно стоял брат Леоне и уже не чувствовал ни голода, ни холода, ни усталости, но одно лишь изумление.

Франциск заговорил вновь:

— А если затем, измученный голодом, застигнутый ночью, я все же буду настаивать: «Ради Бога, приюти меня хоть на эту ночь!»; и он ответит мне: «Нет, ступай в приют Крочифери»; и выйдет, держа в руках дубинку и, схватив меня за капюшон, бросит на землю, изваляет в снегу, перебьет мне все суставы; а я терпеливо и с радостью снесу все это, думая о страданиях Христа, напиши, брат Леоне, что это и есть радость совершенная, теперь выслушай главное. Изо всех божественных даров наилучший способность побеждать самого себя и добровольно, с любовью к Христу идти на страдания, переносить проклятия, бесчестья, нужду. За остальные дары Божьи мы не можем прославлять себя, они не наши, а Его, но можно прославить себя, неся крест лишений, ибо крест этот наш».

(М.Стикко. «Святой Франциск Ассизский»).

 

2. Органы управления Римско-католической церковью

«Римские конгрегации возникли, примерно, в XVI в., после Рефор­мации, когда католическая церковь, для того чтобы противостоять сво­им врагам, должна была перестроить свою организацию на более совре­менной основе. Подобно тому как всякое министерство в обычном прави­тельстве возглавляется министром, каждая римская конгрегация имеет во главе префекта. Таким префектом является кардинал, назначенный палой; в некоторых же случаях сам папа играет роль префекта. Боль­шинство конгрегации носит, в основном, религиозный характер, но это не мешает им быть чрезвычайно значительными факторами, которые католическая церковь, не колеблясь, использует для того, чтобы оказы­вать религиозное и моральное воздействие на отдельных католиков и на целые группы католического населения в различных странах.

Центральное правительство католической церкви подразделяется на три основные группы, тесно связанные друг с другом и объединенные еди­ным руководством. Это — священные конгрегации, трибуналы и канцеля­рии (к последним относятся личные канцелярии папы и статс-секретаря).

КОНГРЕГАЦИИ

1. КОНГРЕГАЦИЯ ПО РЕЛИГИОЗНЫМ ДЕЛАМ.

Создана в 1592 г. До 1870 г. ведала имуществом, завещанным церк­ви в Папской области. В настоящее время ведает имуществом Ватикана, собора святого Петра и т. д.

2. КОНГРЕГАЦИЯ ПО ВОПРОСАМ ЦЕРЕМОНИАЛА.

Ведает этикетом папского двора. Префектом является старейшина священной коллегии кардиналов.

3. КОНГРЕГАЦИЯ СВЯЩЕННЫХ РИТУАЛОВ.

Создана Сикстом V. Ведает причислением к лику святых и кано­низацией.

4. КОНГРЕГАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБРЯДОВ.

Ведет свое начало с 1908 г. Занимается вопросами, связанными с соблюдением религиозных обрядов, в особенности в отношении брака. Постановления этой конгрегации касаются расторжения брака и подоб­ных дел, затрагивающих католиков-мирян.

5. КОНГРЕГАЦИЯ СЕМИНАРИЙ, УНИВЕРСИТЕТОВ И ИССЛЕДО­ВАНИЙ.

Создана в 1588 г. под названием священной конгрегации исследова­ний, получила нынешнее название в 1915 г. Ее первоначальной задачей было наблюдение за преподаванием наук в Папской области; затем ее контроль распространился на католические университеты, в том числе университеты в Австрии, Франции, Италии и других странах. В настоя­щее время она контролирует преподавание во всех высших учебных заве­дениях, возглавляемых католиками.

6. КОНГРЕГАЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ.

Создана в 1917 г. До тех пор являлась частью конгрегации пропаган­ды веры. Во главе этой конгрегации стоит сам папа. Некоторые церкви на Ближнем Востоке придерживаются ритуала, отличающегося от риту­ала римской католической церкви, но связанного с ним. Делами этих церквей и ведает эта конгрегация.

7. КОНГРЕГАЦИЯ ЦЕРКОВНЫХ СОБОРОВ.

Первоначально состояла из восьми кардиналов, которым было пору­чено руководство работой Трентского собора. В настоящее время соборы более не созываются, и конгрегация ведает, главным образом, вопросами дисциплины среди духовенства во всем мире и пересмотром решений прежних соборов. Ее можно сравнить с министерством внутренних дел светского правительства.

8. КОНСИСТОРСКАЯ КОНГРЕГАЦИЯ.

Эта конгрегация имеет много общего со священной инквизицией в ее современном виде. Она также возглавляется папой; кардиналы и дру­гие лица, работающие в ней, обязаны хранить полную тайну. Основана в 1588 г. и реорганизована в начале XX в. Помимо подготовки консисторий, они занимается назначением епис­копов во всех странах мира, созданием епархий (то есть провинций като­лической церкви) и осуществляет руководство ими. Это нечто вроде де­партамента личного состава. От нее исходят все дисциплинарные взыс­кания, которые католическая церковь считает необходимыми наклады­вать на провинившихся священников во всех странах, например, наказа­ние священников за нарушение ими долга или за общение с института­ми или лицами, враждебными католической церкви, или с политичес­кими партиями, которые католическая церковь осуждает. Когда мы бу­дем рассматривать политику Ватикана в различных странах, мы столк­немся со многими примерами этого рода. Эту конгрегацию можно назвать церковным Скотленд-Ярдом.

9. КОНГРЕГАЦИЯ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ ЦЕРКОВНЫМ ДЕЛАМ.
Эта конгрегация является одной из наиболее важных в Ватикане, с

ее помощью изучается, разрабатывается и проводится в жизнь политика Ватикана. Эта конгрегация была создана Пием IV в 1793 г., первоначаль­но в целях урегулирования церковных дел во Франции. Позднее, в 1814 г., Пий VII присвоил ей право рассматривать все дела, представляемые пап­скому престолу, и выносить свои суждения.

Эта конгрегация ведает всеми проблемами Ватикана, церковного и, прежде всего, политического характера. Она рассматривает дипломати­ческие отношения Ватикана с другими государствами, политическими партиями и т. д. и ведет переговоры о заключении наиболее важных религиозно-политических договоров, специфичных для дипломатичес­кой политики Ватикана — конкордатов. Ее префектом является карди­нал — статс-секретарь.

10.    КОНГРЕГАЦИЯ СВЯЩЕННОЙ КАНЦЕЛЯРИИ (НЕКОГДА
ШИРОКО ИЗВЕСТНАЯ ПОД НАЗВАНИЕМ ИНКЦИЗИЦИИ).

Инквизиция представляла собой церковный трибунал, которому было поручено «обнаружение, наказание и предотвращение ересей». Она была учреждена в Южной Франции папой Григорием IX в 1229 г. первона­чально с целью полного искоренения альбигойской ереси, послужившей началом резни еретиков, длившейся на всем протяжении средних веков. Ее не без основания боялся весь христианский мир из-за жестокости, которую она проявляла ко всем подозреваемым в ереси, — то есть к тем, кто сомневался в догмах католической церкви, кто осмеливался поста­вить под вопрос ее власть или правоту, или к тем, кто решался восстать против власти папы.

Этот институт достиг своего апогея, когда в 1478 г. король Фердинанд и королева Изабелла с санкции папы Сикста VI учредили испанскую ин­квизицию. Ее целью было преследование ранее обращенных в католицизм, но впавших снова в ересь иудеев (маранов), лиц, тайно исповедовавших иудейскую религию, и других «отступников». Она распространила свои действия на мавров-христиан (морисков), которые были близки к отступ­ничеству. Она укрепилась в испанской Америке и, примерно, начиная с 1550 г. вплоть до ХVШ в. «очищала» Испанию от протестантизма.

Конгрегация священной канцелярии была учреждена в 1542 г., за­менив собой «Великую римскую инквизицию», а в 1917 г. ей были пе­реданы также функции упраздненной конгрегации индекса. В ее задачу входит «защита веры и нравственности», наказание ереси, проповедь дог­матического учения (направленного против религиозной терпимости, в частности против браков католиков с некатоликами), изучение и запре­щение книг, «опасных для веры или иным образом губительных». Префектом этой конгрегации является сам папа, который лично председа­тельствует на заседаниях, когда выносятся важные решения.

«Верховная священная конгрегация священной канцелярии», как она полностью называется, является, согласно каноническому учению, выс­шей властью в римской курии и обладает исключительной привилегией вырабатывать доктрины, связанные с вопросами догмы и нравственности.

Отказалась ли теперь католическая церковь от теории и практики инквизиции? К сожалению, мы не можем ответить на этот вопрос утвер­дительно.

Инквизиция, не имеющая в современном обществе обширного поля для своей деятельности, была недавно слита с конгрегацией индекса.

11. КОНГРЕГАЦИЯ ИНДЕКСА.

Говоря о конгрегации священной канцелярии, мы указывали, что католическая церковь не изменила по духу свои притязания, которые привели к созданию инквизиции. Времена изменились, а с ними и ме­тоды католической церкви. Современное общество лишило инквизицию былой власти, тем не менее, дух церкви остался неизменным. Самым лучшим доказательством этого является конгрегация индекса, которая по-прежнему функционирует в наше время, хотя и в составе конгрега­ции священной канцелярии.

 

Литература

Григулевич, И. Р. Папство. Век XX / И. Р. Григулевич. — М., 1978.

История II Ватиканского собора: в 2 т. — М., 2003.

История Ватикана. Власть и Римская курия. — М., 2002.

История Римских Пап. — М., 1995.

Карсавин, Л. П. Католичество / Л. П. Карсавин. — Тверь, 1994.

Карсавин, Л. П. Монашество в средние века / Л. П. Карсавин. — М., 1992.

Католицизм. Словарь атеиста. — М., 1991.

Ковальский, Я. В. Папы и папство / Я. В. Ковальский. — М., 1991.

Лебек, Э. Тайная история дипломатии Ватикана / Э. Лебек. — М., 2004.

Лозинский, С. Г. История папства / С. Г. Лозинский. — М., 1986.

Мережковский, Д. Реформаторы. Испанские мистики / Д. Мереж­ковский. — М., 2002.

Моравский, 3. Ватикан издали и вблизи/ 3. Моравский. — М., 1981.

Нага, С. Католическая церковь: богословские обоснования / С. На­га. — Мн., 1994.

Овсиенко, Ф. И. Социальная доктрина католической церкви / Ф. И. Овсиенко. — М., 1984.

Омэнн, Дж. Христианская духовность в католической традиции / Дж. Омэнн. — Рим-Люблин, 1994.

Рауш, Т. католичество в третьем тысячелетии / Т. Рауш. — М., 2007.

Рашкова, Р. Т. Ватикан и современная культура / Р. Т. Рашкова. — М., 1989.

Рашкова, Р. Т. Католицизм / Р. Т. Рашкова. — М., 2007.

Рожков, В. Очерки по истории Римо-католической Церкви / В. Рож­ков. — М., 1994.

Сикари, А. Портреты святых / А. Сикари. — Милан, 1991.

Стикко, М. Святой Франциск Ассизский / А. Стикко. — Милан, 1992.

Трубецкой, Е. Н. Религиозно-общественный идеал западного хрис­тианства / Е. Н. Трубецкой. — СПб., 2004.

Хоффнер, П. Тайна таинств / П. Хоффнер.— М., 2007.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!