Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII веке



После Смуты в России почти три десятилетия шел восстановительный процесс. Только с середины XVII в. в хозяйстве начинают проявляться новые, прогрессивные тенденции. В результате разгрома Золотой Орды в хозяйственный оборот вовлекаются плодородные земли Черноземного центра и Среднего Поволжья. Благодаря относительно высокой урожайности они дают некоторый излишек хлеба. Этот излишек идет на продажу в менее плодородные регионы, позволяя их населению постепенно переходить к другим занятиям, более соответствующим местным природно-климатическим условиям. Идет процесс районирования — хозяйственной специализации различных регионов. На северо-западе, в новгородских, псковских, смоленских землях культивируется лен и другие технические культуры. Северо-восток — ярославские, казанские, нижегородские земли — начинает специализироваться на скотоводстве. Заметное развитие в этих регионах получают и крестьянские промыслы: на северо-западе — ткацкий, на северо-востоке — кожевенный. Возрастающий обмен сельскохозяйственной и промысловой продукцией, развитие товарно-денежных отношений приводят к постепенному становлению внутреннего рынка (процесс завершается лишь к концу XVII в.). Торговля в XVII в. носила в основном ярмарочный характер. Некоторые ярмарки имели общероссийское значение: Макарьевская (под Нижним Новгородом), Ирбитская (Южный Урал) и Свенская (недалеко от Брянска). Новым явлением в экономике стали мануфактуры — крупные производства с разделением труда, пока в основном ручного. Количество мануфактур в России XVII в. не превышало 30; единственной отраслью, в которой они возникали, была металлургия.

В социальном отношении все более значительной силой становится дворянство. Продолжая давать служилым людям земли за службу, правительство избегает их отбирать. Все чаще поместья переходят по наследству, т.е. становятся все больше похожими на вотчины. Правда, в XVII в. этот процесс не был еще подкреплен специальными указами. Крестьянство в 1649 г. Соборным Уложением было окончательно прикреплено к земле: Юрьев день отменялся навсегда; сыск беглых становился бессрочным. Это закрепощение носило пока еще формальный характер — у государства не было сил, чтобы реально прикрепить крестьянство к земле. До начала XVIII в. по Руси бродили в поисках лучшей доли ватаги "гулящих людей". Власть принимает меры для поддержания "торгового сословия", прежде всего его привилегированной верхушки — гостей. В 1653 г. принимается Торговый устав, заменивший множество мелких торговых пошлин одной, в размере 5% с цены продаваемого товара. Конкуренты русских купцов — иностранцы — должны были платить 8%, а по Новоторговому уставу 1667 г. — 10%.

В плане политического развития XVII в. был временем становления самодержавного строя. Царская власть постепенно ослабляла и упраздняла ограничивавшие ее сословно-представительные органы. Земские соборы, к поддержке которых после Смуты первый Романов, Михаил, обращался чуть ли не каждый год, при его преемнике Алексее перестают созываться (последний собор был созван в 1653 г.). Боярскую думу царская власть умело берет под свой контроль, вводя в нее думных дьяков и дворян (до 30% состава), безоговорочно поддерживавших царя. Доказательством возросшей силы царской власти и ослабления боярства явилась отмена в 1682 г. местничества. Укрепляется и разрастается приказная бюрократия, служившая опорой царю. Приказная система становится громоздкой и неуклюжей: к концу XVII в. существовало более 40 приказов, часть из них носила функциональный характер — Посольский, Поместный, Стрелецкий и пр., а часть территориальный — Сибирский, Казанский, Малороссийский и пр. Попытка контролировать эту махину при помощи приказа Тайных дел не увенчалась успехом. На местах в XVII в. окончательно изживаются выборные органы управления. Вся власть переходит в руки к воеводам, назначаемым из центра и живущим кормлением за счет местного населения. Во второй половине XVII в. в России появляются полки нового строя, в которых служили за жалованье "охочие люди" — добровольцы. Тогда же на Волге был построен "Орел" — первый корабль, способный выдержать морское плавание.

Русская культура в 17 веке.

Происходит культурный переворот, означающий переход от древнерусской культуры к культуре нового времени . определяющим в происходящем культурном перевороте ствло обращение к личностному началу, к человеку. Просвещение. Возрастает количество грамотных, умевших писать и читать,людей. Среди посадского населения было 40% грамотных, среди купцов-96, среди помещиков 65. Уже в первой половине 1 века было выпущено около 200 печатных книг. Частными лицами стали собираться библиотеки. В 1672 году в Москве была открыта первая книжная лавка. Открываются школы. В 1665г. Школа для обучения подьячих в Заиконоспасском монастыре, в 1680 –школа при Печатном дворе. В 1687г. Открыта славяно-греко-латинской академии(первоначально училище0 во главе с греками братьями Иоанникием и Софронием Лихудамт. Составляются географические карты. В 1627 г. в Разрядном приказе изготавливается « Книга большому чертежу» в Новгороде создаётся «чертёж…городам русским и шведским до Варяжского моря».

Литература и фольклор.В центре внимания события смутного времени. В основном это публицистические произведения. Первыми попытками объяснить причину события Смутного времени стали « Временник» Ивана Тимофеева и « сказание» келаря Тронце-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, а так же называемое « Иное сказание» и сочинения князя И.А. Хворостинина и князя П.М. Катыревя- Ростовского. Около 1630г. создаётся «новый литописец» в котором излогались события от смерти Ивана Гроздного до возвращения из плена патриарха Филарета. Новым литературным жанром явилась историческая повесть «Скифская история 1659 Андрея Лызлова. Сатирические повести : «Повесть о Шемякином суде» и «Повесть о Ерше Ершовиче». Строительство и Архитектура. Деревянное зодчиство : царский дворец в селе Коломенское 1667-1678. Каменное строительство: В Москве церковь Рождества в Путинках, церковь Троицы в Никитниках, в Алексеевском монастыре в Угличе- «дивная» Успенская церковь, имеющая 3 шатра, Троице-Сергиевом монастыре- церковь Зосимы и Савватия, а также храмы в Вязьме, в селе Остров под Москвой, в Муморе и Устюге. Особое место занимает Воскресенский собор московского Ново-Иерусалимского монастыря. В конце 17 века в храмовой архитектуре возникает новый стиль- нарышкинское (московское) борокко.(Московская церковь Покрова в Филях в1693г.Церковь Спаса Нерукотворного в Уборах под Москвой 1697г.

Живопись. Симон Ушаков. Характерной чертой его творчества был пристальный интерес к изображению человеческого лица.( «Спас нерукотворный», «Насаждение древа государства Всероссийского»).школа ярославских мастеров: композиция «Жатва» в церкви Ильи Пророка, фресковые изображения в церкви Иоанна Предтечи. Появляются написанные масляными красками портреты исторических деятелей. Это т.н. парсуны, или парадные портреты. В 1670 году при дворе царя Алексея Михайловича появился первый русский театр.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 347; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!