Общетеоретические подходы к исследованию общества.



общество – это не конкретный коллектив, а своеобразный вид деятельности, заявляющий о себе самыми разнообразными способами в различных коллективах, общностях, группах, формирующихся на разных уровнях. Общество – это также коллективы людей, более крупные, чем общность граждан одного государства: международные корпорации, последователи мировых религий, все население Земли.
           Огюст· Конт, Герберт Спенсер рассматривали общество не как простую совокупность отдельных людей, но как единый, являющийся результатом интеграции и функционирующий как нечто цельное общественный организм. Отголоском этого подхода в современной социологии является категория «социальная группа» (от семьи до нации, народа).
            В ХХ веке вместо понятия «организм» получило распространение понятие· «социальная система», сформированное на основе не столько конкретных личностей, сколько социальных позиций, ролей (Толкотт Парсонс и Никлас Луман).
            Следующий шаг на пути абстрагирования – выделение из· системной целостности уже самой по себе системы связей между людьми, независимо от того, какие личности и какие позиции оказываются в этой системе связей и отношений, в каких коллективах и группах они реализуются. Эта методологическая установка нашла свое отражение в теории Георга Зиммеля о чистых «социальных формах», теории структуры Клода Леви-Строса и Роберта Мертона. Например, структура конфликта имеет свои закономерности, не зависящие от того, развивается ли этот конфликт в семейном кругу, на войне или в уличной драке.
            Пятый шаг в направлении абстрактного понимания общества был сделан, когда было замечено, что люди формируют коллективы и группы, входят в социальные системы, в структурные зависимости и отношения посредством своей деятельности, посредством того, что они делают и что они говорят. Макс Вебер обратил внимание на человеческие поступки, действия, дела как на основной исходный материал, из которого формируются все общественные явления и все общественные связи и системы. Например, капитализм для Вебера – конечный продукт массовых действий, действий людей, покупающих, продающих, инвестирующих средства, организующих производство, воплощающих в жизнь то, что он называл «духом капитализма». В американской социологической школе (Ч. Х. Кули, Дж. Г. Мид, Дж. Хоманс, Дж. Коулман) центр тяжести до сих пор переносится на поступки, действия людей как основу общественной жизни,
и эта установка остается господствующей.
            Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм обратили внимание на то, что в каждом человеческом действии содержится определенный смысл, определенное значение, которое носит характер «социального факта» и преподносится людям как нечто обязательное, обязывающее их к чему-то, связывающее их и навязанное средой (например, европейцы используют ножи
и вилки, а не палочки, поскольку живут не в Китае; современный американец больше беспокоится о счете в банке, а не о спасении души, поскольку живет не в средние века).

В социологии используется понятие «культура» для описания всей этой совокупности значений, символов, смыслов, взглядов, правил, норм, ценностей, которыми руководствуются люди в своих поступках и действиях, определяющих индивидуальную идентичность каждого человека. Именно эта совокупность предопределяет участие людей в тех или иных группах и коллективах и формирует отношения, связывающие людей друг с другом. Культурные аспекты общественной жизни – центральная проблема французской социологии (Пьер Бурдье, Мишель Фуко, Жан Бодрийяр и другие).
            В дальнейшем отмечается· преодоление взгляда на общество как на неизменный статичный объект. В конце ХХ века ученые пришли к согласию о том, что все существующее в обществе – это общественные события, социальные действия, то есть находящиеся в движении, постоянно меняющиеся, колеблющиеся конфигурации культурно мотивированных человеческих действий, соотнесенных с действиями других людей (понятие «фигурации» Норберта Элиаса, «структурации» Энтони Гидденса, «становления» общества Петра Штомпки).
           Таким образом, в ходе развития социума постепенно выкристаллизовывались семь основных точек зрения на то, что такое общество:

  • демографический подход:общество – популяция, множество, совокупность отдельных единиц;
  • групповой подход: общество состоит из целостных систем, в которых интегрированы отдельные цельные единицы-группы, основанные на внутренних взаимосвязях;
  • системный подход: общество – основанный на внутренних взаимосвязях порядок статусов и типичных для них ролей;
  • структурный подход: общество – целая сеть отношений между людьми, то есть уже не совокупность объектов, а совокупность форм, схем, способов отношений людей к самим себе и друг к другу;
  • активистский подход: общество – конгломерат взаимно сориентированных действий общественных единиц;
  • культурный подход: общество – это матрица распределенных между группами и коллективами значений, символов и правил, оказывающих влияние на действия людей, предопределяющих эти действия;
  • событийный подход позволяет представить общество как непрерывно изменяющееся, колеблющееся, пульсирующее поле, заполненное общественными событиями.

Выделив эти семь точек зрения на общество, Петр Штомпка совершенно справедливо отмечает, что в этом поле группы предпринимают по отношению к себе и друг к другу культурно мотивированные и обозначенные, структурно упорядоченные действия и в ходе этого процесса сами меняются, создают новые социальные группы, системы, структуры, наконец, культуру, образующую, в свою очередь, контекст и предпосылки для будущих действий. С этой точки зрения, общество не «существует»,  а «формируется» заново, находится в состоянии постоянного становления.      

Для обозначения различных подходов к изучению общественных явлений Огюстом Контом были введены понятия«социальная динамика» и «социальная статика». Социальная динамика основное внимание уделяла изучению процесса изменений социальных явлений, его обусловленности, направленности и последствий. Предмет социальной статики – устойчивые социальные структуры и их роль в сохранении общества как социального целого. В социальной статике рассматривались типология социальных структур, закономерности их взаимодействия, типология социальных институтов и их функционального соответствия.

При анализе общества социология использует различные подходы:
демографический подход изучает народонаселение и связанную с ним деятельность людей; психологический подход объясняет поведение человека с помощью мотивов, социальных установок; общностный, или групповой подход связан с изучением коллективного поведения групп, организаций и общностей людей; ролевое поведение личностей - структурированное выполнение ролей в основных социальных институтах общества; культурологический подход изучает поведение человека через общественные правила, ценности, социальные нормы.
           Также социологи выделяют формационный и цивилизационный подходы. Приверженцы формационного подхода видят в развитии общества прогресс (качественное совершенствование), переход от более низших к более высшим типам общества. Напротив, сторонники цивилизационного подхода подчеркивают в развитии общества цикличность и равноценность разных общественных систем.
           Еще выделяют макросоциологический подход к изучению общества. Микросоциология - изучает общение людей в повседневной жизни. Макросоциология - основное внимание уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Этими моделями являются такие общественные институты, как семья, образование, религия и др. Макросоциологические теории: Функционализм (Г. Спенсер) - сравнение общества с живыми организмами. Всё выполняет определенные функции в процессе жизни. Все связано между собой. Теория конфликта (К. Маркс) - в самой основе общества - классовый конфликт. Классовая борьба является источником большинства политических конфликтов, движущей силы истории.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 688; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!