Основания науки: идеалы и нормы исследования, научная картина мира, философские основания науки.



Можно выделить три компонента оснований научной деятельности: идеалы и нормы исследования, научную картину мира и философские основания науки.

Научное познание регулируется определенными нормативами, в которых выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения. Среди идеалов и норм науки могут быть выявлены:

  • познавательные установки;
  • социальные нормативы, которые фиксируют ценность Н для общественной жизни.

Эти два аспекта идеалов и норм науки соответствуют двум аспектам ее функционирования: как познавательной деятельности и как социального института.

Познавательные идеалы науки

  • идеалы и нормы объяснения и описания,
  • доказательности и обоснованности знания,
  • построения и организации знаний.

В совокупности они образуют своеобразную схему метода исследовательской деятельности, обеспечивающую освоение объектов определенного типа. На разных этапах своего исторического развития науки создает разные типы таких схем. В содержании видов идеалов и норм науки можно зафиксировать три взаимосвязанных уровня.

Первый уровень представлен признаками, которые отличают науку от других форм познания. Например, в разные эпохи по-разному понимались природа научного знания. Но то, что научное знание отлично от мнения, что оно должно быть обосновано и доказано, что наука не может ограничиваться непосредственными констатациями явлений, а должна раскрыть их сущность, - все эти нормативные требования выполнялись и в античной, и в средневековой науке, и в науке нашего времени.

Второй уровень представлен исторически изменчивыми установками, которые характеризуют стиль мышления, доминирующий в науке. Идеал изложения знаний как набора рецептов решения задач, принятый в математике Древнего Востока, в греческой математике заменяется идеалом организации знания как дедуктивно развертываемой системы.

Ученый средневековья различал правильное знание, проверенное наблюдениями и приносящее практический эффект, и истинное знание, раскрывающее символический смысл вещей. Поэтому при обосновании знания в средневековой науке ссылки на опыт как на доказательство означали выявление только одного из смыслов вещи, причем далеко не главного.

Третий уровень, в котором установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области каждой науки. Например, в математике отсутствует идеал экспериментальной проверки теории, но для опытных наук он обязателен.

Идеалы и нормы регулируют построение различных теорий, осуществление наблюдений и формирование эмпирических фактов. В системе таких знаний возникают эталонные формы, на которые ориентируется исследователь. Так, например, для Ньютона идеалы и нормы организации теоретического знания были выражены евклидовой геометрией, и он создавал свою механику, ориентируясь на этот образец.

Научная картина мира -- обобщённая и целостная система интерпретации научных знаний в пределах исторической эпохи и в пределах дисциплины. Она является способом осмысления наличных знаний и концептуальной средой развития знания, играет роль аккумулятора знаний, придаёт им целостный и системный характер. Научная картина мира необходима, но не достаточна для развития знания. Знание, обобщённое в ней, позволяет обнаружить проблемы в науке. Научная картина мира часто допускает положения, не требующие доказательства, она является схемой-образом исследуемого предмета.

Обобщённый характер знаний в научной картине мира достигается с помощью системы онтологических принципов, являющихся основаниями научных теорий, -- обобщённых представлений о

  1. фундаментальных объектах, по образцам которых создаются модели других объектов,
  2. типологии объектов,
  3. общих закономерностях взаимодействия объектов,
  4. пространственно-временной структуре.

Пример. В XVIII веке физика основывалась на следующих принципах: (1) основание физической реальности -- неделимые корпускулы, (2) взаимодействие корпускул -- мгновенная передача сил по прямой, (3) корпускулы перемещаются в абсолютных пространстве и времени. В последней четверти XIX века эти принципы были отвергнуты.

Научная картина мира -- рабочий инструмент. Она занимает особое место среди концептуальных систем: исходным контекстом построения в ней является общее мировоззрение эпохи (наиболее проработанная часть которого -- философия). Научная картина мира создаётся в концептуальном поле философствования, её объекты, в отличие от объектов научной теории, абстрактны и не очень строги. Из специальной научной картины мира учёный черпает схемы.

Картину мира можно рассматривать в качестве некоторой теоретической модели исследуемой реальности. Но это особая модель, отличная от моделей, лежащих в основании конкретных теорий. Они различаются по степени общности. На одну и ту же картину мира может опираться множество теорий, в том числе и фундаментальных. Например, с механической картиной мира были связаны механика Ньютона -- Эйлера, термодинамика и электродинамика Ампера -- Вебера. С электродинамической картиной мира связаны не только основания максвелловской электродинамики, но и основания механики Герца.

Имеет место следующее упорядочение по возрастанию степени обобщения: теоретическая схема, специальная научная картина мира, общая научная картина мира, философия, мировоззрение.

Философские предпосылки и основания науки заключаются в мировоззренческих и методологических принципах, востребуемых наукой и присутствующих в её идеалах и нормах. Они обосновывают онтологические постулаты и экстраполяцию, а также идеалы и нормы науки, однако не унифицированы. Наука нуждается в философских обоснованиях также по причине адаптации к социально-культурной среде. Сильная потребность науки в философии возникает в периоды научных революций. Пример -- принцип относительности.

Объекты, изучаемые наукой часто не включены в практику и не соответсвуют жизненным представлениям. Философские принципы служат тому, чтобы проинтерпритировать эти теоретические схемы для широкого познания.

Что изучает физик: микромир или взаимодействие микрочастиц с прибором? Принцип относительности Нильс Бора: мы познаем микрообъекты через макро системы. От этой макросистемы и зависит то, что представляет собой микрочастица.

Философские предпосылки и основания науки представляют общее видение оснований мира и познания человеком мира. В них рассматриваются вопросы, что такое истина, чему служит наука. Основания мира делят на онтологические и гносеологические19 (Гносеология, эпистемология, теория познания.). Онтологические оперируют понятиями вещь, свойство, отношение, процесс, состояние, а гносеологические -- понятиями истина, метод, знание, объяснение, доказательство, теория, факт. Эти системы понятий исторически развиваются в зависимости от тех объектов, которые осваиваются наукой.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 858; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!