Вопрос № 2 Характеристика обычного права и законов как источников римского права



Вопросы к экзамену «римское право»

1. Предмет учебной дисциплины « римского частного права»

2. Характеристика обычного права и законов как источников римского права

3. Характеристика сенатусконсультов и императорских конституций как источников римского частного права

4. Преторские эдикты как источники права. Роль претора в развитии римского права

5. Ответы юристов как источники римского частного права

6. Кодификация римского частного права

7. Система римского частного права. Три исторические системы Древнего Рима

8. Рецепция римского частного права

9. Понятие иска и его виды

10. Три исторические формы римского гражданского процесса (легисакционный, формулярный, экстраординарный)

11. Особые средства преторской защиты (интердикт)

12. Понятие лица в римском праве. Содержание правоспособности

13. Правовое положение римских граждан (свободнорожденных и вольноотпущенников)

14. Правовое положение латинов, перегринов и колонов

15. Правовое положение рабов

16. Правовые черты римской семьи. Власть домовладыки

17. Брак в римском праве

18. Понятие вещных прав в Древнем Риме

19. Классификация вещей

20. Понятие права собственности. Ограничения права собственности

21. Способы приобретения и прекращения права собственности

22. Понятие и виды сервитутов

23. Суперфиций, эмфитевзис как разновидности прав на чужие вещи

24. Бонитарная собственность

25. Право общей собственности

26. Владение и защита владения

27. Защита права собственности

28. Понятие и виды обязательств

29. Основания возникновения обязательств

30. Понятие вербальных и литтеральных договоров

31. Поручительство в римском праве

32. Понятие реальных договоров

33. Понятие консенсуальных договоров

34. Договор поручения

35. Понятие о пактах. Защищенные и незащищенные пакты

36. Способы обеспечения исполнения договоров (залог, неустойка, поручительство, задаток)

37. Основные черты римского договора купли - продажи

38. Договор мены

39. Договор займа

40. Договор найма

41. Договор ссуды

42. Договор хранения (поклажи)

43. Обязательства как бы из договоров

44. Обязательства из деликтов и как бы из деликтов

45. Договор товарищества

46. Последствия нарушения обязательства

47. Наследование по закону в римском праве

48. Понятие и виды легатов и фидеокомиссов

49. Наследование по завещанию в римском праве. Сингулярное и универсальное преемство

50. Значение римского частного права для современного юриста

Ответы

Вопрос № 1 Предмет учебной дисциплины « римского частного права»

Римское государство являлось крупнейшим государством древности, которое, наряду с Древней Грецией, оказало значительное влияние на формирование европейской цивилизации, культуры и права.

Процесс создания государства древних римлян был длительным, но в то же время традиционным для большинства европейских народов -от военной демократии к гФосударству, основанном на рабовладельческом строе. Во время Великого переселения народов на берегах Тибра осело племя италиков, которое со временем разделилось на множество других племён - квиритов, латинов и др., которые, имея общие этнические корни, состояли между собой в Латинском союзе. Как известно, по легенде, Рим был основан Ромулом и Ремом, которые и стали первыми царями (rex) в Римском государстве. Со временем в результате активных завоеваний географически Римское государство стало простираться от Кавказа до Пиренейского полуострова, от Африки до Британии. Существование такого обширного государства естественно требовало формирования соответствующей системы права, которая была бы способна не только регламентировать экономические отношения, складывающиеся в рамках рабовладельческого строя, но и упорядочить социальные отношения в столь многонациональном и строго стратифицированном обществе.

Римское право представляет собой самобытную правовую систему, зародившуюся в VIII в. до н.э. и достигшую наибольшего развития в I в. н.э. в так называемый классический период развития древнеримской юриспруденции. Римское право включало в себя римское публичное и римскоечастноеправо.Как отмечал выдающийся юрист Ульпиан, "публичное право (ius publicum) есть то, что относится к положению Римского государства, частное (ius privatum) - которое относится к пользе отдельныхлиц; существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении. Публичное право включает в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов".

Изречение Ульпиана даёт основание полагать, что в основу деления публичного и частного заложены, прежде всего, те интересы, которые защищаются нормами права. Так, публичное право защищает публичные интересы, то есть интересы, затрагивающие всё государство, всё общество, а не интересы отдельных субъектов. Это касается вопросов безопасности государства, общественной безопасности, вопросов управления экономикой, вопросов уголовного наказания, взимание налогов, вопросов войны и мира, положение должностных лиц государства, а также, учитывая патриархальность древнеримского общества-вопросы религии (отправление культа, защита святынь). Частное право защищает частные интересы отдельного лица во взаимоотношении с другими людьми. В сферу правового регулирования частного права входят право собственности, обязательства, договор, семейные отношения, наследственное право. Таким образом, частное право направлено на защиту индивидуального интереса, частной инициативы.

Отличие норм публичного от норм частного права заключается также в том, что первые по своему характеру являются императивными, т.е. повелительными, общеобязательными. Исполнение норм публичного права обязательно для всех субъектов, более того, лица не могут своими частными соглашениями изменять или дополнять нормы публичного права. Как говорили римские юристы "Частные соглашения не могут изменить предписаний публичного права". Тогда как нормы частного права являются диспозитивными, т.е. дозволительными. Частноправовые установления могут изменяться сторонами, в рамках частного права "дозволено всё то, что прямо не запрещено законом".

В-третьих, для частного права характерна самостоятельность и автономия воли сторон правоотношения. Стороны вольны в выборе вида и характера правоотношения, никто не может быть принужден, к примеру, к заключению договора, составлению завещания, к подаче иска в суд. Только сами участники правоотношения определяют, с кем, когда и по какому основанию возникнет частноправовое отношение. В рамках публичного права все участники подчинены публичному интересу - участники не могут по своему усмотрению определять своё поведение, автономия воли в публичном праве отсутствует.

Есть и иные критерии, отличающие публичное право от частного: стороны правоотношения, основания возникновения и прекращения правоотношений, способы защиты и др. Однако, следует иметь в виду, что нередко трудно провести чёткую грань между нормами публичного и частного права. В частности, многие понятия римского уголовного права, традиционно относимые сегодня к публичной отрасли права, в Риме считались составной частью частного права. Так, речь идёт о частных деликтах (delicta privata), при которых преследование осуществлялось только по инициативе потерпевшего.

Деление римского права на публичное и частное имело принципиальное значение для многих стран, воспринявших так называемую пандектную систему построения правовых норм, поскольку именно для этих стран характерно деление системы права на публичное и частное. Как известно, Россия принадлежит к их числу.

Римское публичное право было настолько своеобразным и специфическим, что оно не вышло за пределы своей эпохи, и только римское частное право пережило время и до сих пор расценивается как одно из наиболее значимых достижений древнеримской цивилизации.

Римское частное право (РЧП)-это исторически сложившаяся система права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере частного интереса

Таким образом, основу римского частного права составляли отношения лиц, защищавших свои частные, индивидуальные интересы.

Исходя из определения можно выделить предмет РЧП:

Имущественные отношения. Речь идёт об отношениях,

объектом которых выступало материальное благо (имущество), т.е. благо, физически осязаемое, имеющее материальную оболочку - дом, зерно, корова, земля и т.п. Более того, это материальное благо должно обладать определённой стоимостью, иметь определённую цену и только тогда оно может быть предметом имущественных отношений.

Личные неимущественные отношения. Это отношения, связанные с духовными, нематериальными благами, такими как честь, достоинство, честное имя. При этом данные отношения должны быть связаны с имущественными, т.е. основанием их возникновения являются блага неимущественные, но в дальнейшем они приобретают имущественный характер. В качестве примера можно привести такой частноправовой деликт, как обида (iniuria), наказание за которую выступало в виде денежного штрафа.

Процессуальные отношения. Всё то, что ныне относится к отрасли гражданского процесса, в Риме относилось к разряду частного права. Римским частным правом регулировались отношения, касающиеся судебной защиты правлицапо частноправовым спорам, а именно: процесс подачи иска, процедура судебного разбирательства, порядок вынесения судебного решения и т.п.

Отношения в сфере частноправовых нарушений. Как уже отмечалось, своеобразие римского уголовного права заключалось в том, что существовало две категории деликтов

- публичные деликты, преследование по которым осуществлялось государственными органами и частные деликты, преследование по которым осуществлялось по инициативе потерпевшего. Именно последние и входили в предмет регулирования римского частного права.

Следует также отметить, что несмотря на то, что римское частное право заложило основу для формирования цивилистических конструкций, т.е. по сути являлось предтечей гражданского и торгового права, тем не менее гражданское право является лишь частью римского частного права, и нельзя полностью отождествлять эти категории. Это объясняется тем, что РЧП являлось универсальной системой права, включавшей в себя многие современные отрасли права-торговое, гражданское, уголовное, гражданский процесс, семейное право, но в силу специфики РЧП не делилось на отдельные отрасли, а представляло собой единую, унифицированную систему права, регулирующую любые отношения в сфере частного интереса.

Вопрос № 2 Характеристика обычного права и законов как источников римского права

В институциях Юстиниана проводится различие между правом писаным (ius scriptum) и не писаным (ius non scriptum). Писаное право - это закон и другие нормы, исходящие от органов власти и зафиксированные ими в определенной редакции. Неписаное право - это нормы, складывающиеся в самой практике. Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получают признания и защиты от государственной власти, они остаются простыми обычаями (так называемыми бытовыми); если обычаи признаются и защищаются государством, они становятся юридическими обычаями, составляют обычное право, а иногда даже воспринимаются государственной властью, придающей ей форму закона.

Само формирование обычаев является результатом их неоднократного применения, при котором правило приобретает типический характер и, если оно признано государством, то превращается в норму, обязательную для применения и на будущее время.

Правила поведения, складывающиеся в практике, имеются уже в догосударственной жизни, но тогда они, естественно, еще не имеют характера правовых.

Обычное право представляет собой древнейшую форму образования римского права. Нормы обычного права обозначаются в римском праве терминами: mores maiorum (обычаи предков), usus (обычная практика); сюда же надо отнести: commentarii pontificum (обычаи, сложившиеся в практике жрецов); commentarii magistratuum (обычаи, сложившиеся в практике магистратов) и пр., в императорский период применяется термин consuetudo (обычай).

В течение долгого времени писаных законов почти не было: при простоте хозяйственного строя и всей общественной и государственной жизни, при неразвитости оборота в законах не было необходимости, можно было обходиться обычным правом ( к тому же на первых этапах развития издание закона как общей нормы представляло большие трудности). Предание, будто еще в царский (дореспубликанский) период издавались leges regiae - царские законы (в частности, легендарному царю Сервию Туллию приписывается 50 законов о договорах и деликтах), недостоверно. Даже исторический памятник - законы XII таблиц (V в. до н.э.) - по существу представлял собой, по-видимому, преимущественно кодификацию обычаев (с некоторыми заимствованиями из греческого права). Для обычного права не характерна выраженность его требований в скрупулезно точных постановлениях. Поэтому нормы, вытекающие из обычного права - особые по содержанию и по характеру; главным образом это принципиальные предписания границ или типа дозволенного правового поведения. Закономерно вставал вопрос о критериях допустимости и применимости такой pei-уляции при помощи обычного права, и римская юридическая традиция выработала определенные указания по этому поводу.

Обычаи (mores) могут играть двоякую роль: во-первых, они заменяют указания других более определенных источников права, прежде всего, законов; во-вторых, обычаи свидетельствуют о способе применения законов и других источников права в юридической практике - и это второе значение обычаев не исчезает даже при полном переходе к чисто государственному нормированию права.

Обычаи признавались источником права в том случае, если отсутствуют конкретные требования, выраженные в других формах: «В тех делах, в которых мы не пользуемся писаными законами, нужно соблюдать то, что указано нравами и обычаями». В этой ситуации требование обычая безусловно обязательно и равнозначно другому определенному указанию на содержание правового требования: «Укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон и это есть право, о котором говорится, что оно установлено нравами». Однако не всякий обычай мог признаваться имеющим правовую силу. Обычай не должен был противоречить закону, подразумевая, что он его дополняет и своего рода «оживляет»; безусловным считалось, что обычай не в силах отменять указание закона. Для своего признания в качестве правового требования, т.е. дающего основание для защиты судом, обычай должен отвечать некоторым дополнительным критериям:

1) он должен выражать продолжительную правовую практику, во всяком случае, в пределах жизни более одного поколения;

2) он должен выражать однообразную практику - причем безразлично, действия или бездействия;

3) он должен воплощать неотложную и разумную потребность в правовом именно регулировании ситуации, т.е. далеко не все обыкновения даже коммерческого оборота могут составить правовое требование обычая (например, не создают такового обыкновение «давать на чай», разные принятые формы отчетности, обычаи делать подарки и т.п.).

Наконец, специфику правового применения обычая составляло то, что ссылающийся на обычай должен сам доказывать факт его наличия, обычай не презюмировался (предполагался) в суде, а доказывался.

Важную особенность римского правового обычая составила, особенно в классическом праве, неразрывность понимания обычая с нравами (что выражалось даже в терминологии). Предписания обычая - это «молчаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами». В силу этого обычай носил черты религиозного правила, опирающегося на авторитет жреческого толкования; в языческую пору глашатаем обычая нередко становилось обращение к оракулу, что само по себе подчиняло вытекающие из него правовые требования религиозной традиции. В христианскую эпоху аналогичный характер стали носить ссылки на Священное писание и евангелический канон.

По мере укрепления и расширения государства неписаное право становится неудовлетворительной формой ввиду неопределенности, медлительности образования и вообще затруднительности регулировать в этой правовой форме возрастающий оборот. Обычное право уступает дорогу закону и другим правообразованиям.

Главным воплощением писаного права римская правовая культура считала законы - leges.

Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т.е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы. Сохранились полулегендарные сведения о законах, издававшихся от имени римского народа первыми царями - Нумой Помнилием, Сервием Туллием и др. Однако самым принципиальным

моментом в становлении римского законодательства стало издание в середине V в. до Н.Э. (в итоге длительного социально политического и религиозного кризиса римской общины, сопровождавшегося борьбой плебейских масс с жреческой и патрицианской аристократией)Законов XII Таблиц - свода, по словам римского историка Тита Ливия, даже спустя несколько веков признаваемого за «источник всего публичного и частного права».3аконы были выставлены для обсуждения народом (по обычаю - на деревянных выбеленных досках), утверждены народным собранием и приняты в качестве главнейшего свода права. Несколько позднее законы были запечатлены в виде своеобразного памятника - двух (или трех) медных многогранных колонн, выставленных на римском форуме, но погибших, по-видимому, около века спустя во время галльского вторжения.

Подлинный и полный текст Законов XII Таблиц неизвестен, в традиции римского права существует несколько более или менее убедительных попыток их реконструкции и систематизации на основании цитат из других римских юридических источников классической эпохи. Значение подлинных признано за примерно 140 правоположениями, систематизируемыми по разделам:

«О вызове в суд» (Табл. I),

«О вершении исков» (Табл. II),

«О долговом рабстве» (Табл. Ш),

«О порядке манципации при сделках» (Табл. IV),

«О завещании и семейных делах» (Табл. V),

«О пользовании земельным участком» (Табл. VI),

«О воровстве» (Табл. VII),

«О личном оскорблении-обиде» (Табл. VIII),

«Об уголовных наказаниях» (Табл. IX),

«О порядке похорон и церемоний» (Табл. X),

«О публичных делах в городе» (Табл. XI),

«О неиспрашивании привилегий» (Табл. XII).

Многие нравоизложения древних законов были малопонятны уже в век Цицерона, но во всяком случае они охватили все важнейшие сферы юридической практики. По словам того же Цицерона, «для всякого, кто ищет основ и источников права, одна небольшая книжица законов «Двенадцати таблиц» весом своего авторитета и объемом пользы воистину превосходит все библиотеки философов».

Однако законам Двенадцати таблиц присущи многие недостатки древнего права: казуистичность (изложение предписаний не в общем виде, а применительно к конкретным случаям), неполнота (многие положения закона подразумевались, не оспаривались и не требовали записи), недостаточная систематизированность (нормы частного и публичного нрава, процессуальные нормы могли быть изложены подряд), формализм

(требование произнесения некоторых фраз, запинка в которой влекла проигрыш дела в суде, недействительность договора и т.п.).

Законы XII Таблиц положили основание развитию того, что стало обобщенно называться римским общегражданским правом и складывалось из двух основных форм - понтификального истолкования и последующего законодательства - jus civile.

Законодательство не осталось только в рамках изданных XII Таблиц. Обновление и развитие принципов, которые почитались как бы священными и не подлежащими ни видоизменению, ни тем более отмене, стало осуществляться новыми законодательными актами. Со временем сложились два подвида римских законов: lex в собственном смысле как постановление народного собрания, т.е. всего римского народа, имеющее высшую юридическую силу, и plebiscitum - указ и распоряжение плебейской части римской общины - «впрочем плебейские постановления по изданию Гортензисва закона (в 258 г. до Н.Э.) стали иметь силу не меньше законов».

Законом считалось постановление, принятое при соблюдении соответствующей процедуры и соответствующего содержания: «Законы - это имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например, консулов: закон Валерия - Горация и т.п. Закон должен был содержать обязательные элементы:

1) введение, или указатель обстоятельств издания;

2) текст, который мог подразделяться на главки и т.п.;

3) sanctio, где постановлялись последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан - выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума. Приниматься закон мог только целиком, либо так же целиком отвергаться, частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

В более позднее время, когда реальная деятельность народных собраний стала невозможной из-за количественного роста римских граждан, верховную санкцию на закон давал Сенат. Специальные определения Сената, равнозначные закону, назывались senatusconsultum.

Основная масса римских законов известна только по названиям и по общему содержанию в передаче другими юридическими источниками. Полных текстов сохранилось крайне немного.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 2653; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!