Советская и российская историография после 1945 г.

Предмет историографии новой и новейшей истории. Связь историографии с философскими, религиозными, экономическими, социальными и политическими идеями и воззрениями. Основные труды и пособия по дисциплине. История (от греч. Расспрос, рассказ), как наука изучает аспекты развития человеческого общества, исследует деятельность людей, общественных отношений их природу, эволюцию, историческая наука раскрывает социально-экономическвую, культурную, политическую жизнь общества во всех ее проявлениях. Историческое познание играет туже роль что и память в жизни человека, оно обеспечивает связь поколений их преемственность, Историческое познание выполняет функцию аргументации политической деятельности. Сама историческая наука прошла сложный путь развития, эволюционировала с обществом, т.о сама историческая наука нуждается в осмыслении, она сама имеет свою историю и нуждается в изучении. Терминов историография – означалась совокупность исторической литературы по к-л проблеме, он отождествлялся с совокупностью всех исторических дисциплин. Историография – это научная дисциплина, изучающая процесс развития исторической мысли, и накоплении исторических знаний, зафиксированных в политических исследованиях и трудах. Историографические исследования базируются на источниках, к ним относятся: труды историков исследователей; рецензии; мемуары и эпистолярный жанр. Задача историографии: Выявление проблематики исторического исследования, определение вопросов, которые признавались актуальными. изучение теоретических и методологических принципов исторического познания. историография должна выяснить социальные и политические основы исторического познания. В основу историографического познания положены принципы: Географический (показаны основные вехи деятельности ист.); Проблемный4 Хронографический.   2.Хронология и периодизация в истории. Развитие представлений о новой истории, ее периодах и этапах.Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран. Со времен развития исторической науки разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. В настоящее время все периодизации можно свести к двум основным типам: линейные (все человеческое общество движется от низших форм развития к высшим) и циклические или цивилизационные(человечество развивается как отдельные, замкнутые культурно-исторические типы). К линейному типу периодизаций относится наиболее распространенная среди современных историков всемирно-историческая периодизация, согласно которой в истории человечества выделяются следующие этапы: первобытная эпоха, древний мир, средневековье, новое время, новейшее время. К линейному типу периодизаций относится и марксистская периодизация, основанная на формационном подходе К. Маркса. Маркс считал, что совокупность производственных отношений составляет базис, на котором вырастает надстройка - система политических, этических, семейных и иных социальных отношений, идей и учреждений. Способ производства, при котором есть единство и взаимодействие с надстройкой, со всеми формами деятельности, характерной для конкретного исторического общества, образуют общественно-экономическую формацию. Согласно теории К. Маркса, развитие общества - это исторический процесс, в ходе которого одна формация сменяет другую. Формация вызвана необходимостью, суть которой такова: производственные отношения соответствуют определенной стадии развития производительных сил. К. Маркс выделил пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. В современных условиях в мировой и отечественной историографии выдвинулся так называемый цивилизационный подход к истории, претендующий на универсальность. Главной типологической единицей истории считается цивилизация. Сам термин "цивилизация" до сих пор не имеет однозначного толкования. В научной литературе он употребляется в различных смыслах: как синоним культуры (А. Тойнби), как заключительная стадия развития локальных культур, стадия упадка и деградации (О. Шпенглер); как стадия развития общества, сменившая варварство (Л. Морган, Ф. Энгельс); как ступень развития региона или этноса (цивилизация инков, античная, европейская); как ступень развития общества (аграрная, индустриальная, постиндустриальная); как уровень развития духовной жизни общества, связанный с влиянием религии (христианская, буддийская, мусульманская) и т.д. Поэтому цивилизационная теория не представляет собой некую единую теорию.   3. Гуманистическая историография. Предпосылки возникновения. Отношение гуманистов к античной культуре. Критика средневекового провиденциализма. Складывание антропоцентрической картины мира.В XIV в. в Италии, а в во второй половине XV–XVI вв. и в других странах Европы зарождается капиталистический уклад. В результате сдвигов в социально-экономической структуре общества возникает и соответствующая раннекапиталистическим отношениям культура. Поскольку для ее деятелей характерен повышенный интерес к античности, которую они противопоставляли средневековью, эпоха получила наименование Возрождения, хотя новая идеология и культура отнюдь не ограничивались возрождением античных традиций. Новое мировоззрение противостояло всему строю феодально- церковного миропонимания. Была сломлена духовная диктатура церкви. Вместо господствовавшей в эпоху средневековья теоцентрической картины мира была выдвинута новая – антропоцентрическая. Не бог, а человек был поставлен в центр мироздания. От латинского humanitas (человеческая природа, духовная культура) новое мировоззрение получило наименование – гуманизм. В рамках общего идейного течения – гуманизма с начала XV в. развивается гуманистическая историография. Она явилась первым этапом в развитии буржуазной исторической мысли и новой ступенью в накоплении исторических знаний, в развитии приемов изучения истории. Важнейшим достижением гуманистов в области историографии был их отход от провиденциализма – теологических концепций, сводивших все события и явления к божьему промыслу. Историки-гуманисты возвратились к принципам античного прагматизма, согласно которым причины исторических событий заложены не в божьем промысле, а в человеческой природе, в свойствах характеров, жизненных устремлениях и политических целях людей. Другими словами, они придали истории светский характер, рассматривали ее как результат деятельности граждан.   4.Риторическая школа гуманистической историографии Л. Бруни. Гуманистическая история зародилась в 15 в в Италии. Первой была риторическая школа (РШ). Для РШ характерна отточенная литературная форма , стремление включить в исторический труд вымышленные речи деятелей для большей убедительности. Основатель флорентийский историк БРУНИ. По истории Флоренции он в трудах сконцентрировался на политических событиях. В трактате «о флорентийском государстве причины перемен в истории государств он видит в изменении соотношения сил противоборствующих народных масс и аристократии. Влияние божественных сил отметается. Для развития исторической науки – новый подход историков РШ к проблеме периодизации. Августин ранее делил историю на 6 периодов: 1. От Адама до Потопа; 2. от Потопа до Авраама; 3. от Авраама до царя Давида; 4. от Давида до Вавилонских племен; 5. от Вавил. Племен до Христа; 6. от рождения Христа до его 2 пришествия. Периодизацию по царствам предложили средневековые историки: 1. ассиро-вавилонское; 2.сиро-персидское; 3. Греко-македонское; 4.римская империя. Бруни и др. разделяли историю человечества на Древнюю, средневековую, новую.   5.Эрудитская школа гуманистической историографии Л. Валла.Представители эрудитской школы (ЭШ) собирали документы, памятники письменности. Историки не пытались делать глубоких обобщений и объяснений фактического материала, а ограничивались последовательным изложением. Но эти труды сыграли огромную роль в развитие источниковедения. Разработали технику восстановления первоначальных текстов, выявление искажений, вставок, ошибок. Ввели систему отсылок ( цитаты, сноски) Важное место занимает историк ВАЛЛА (1407-1457). Наибольшее значение имел его трактат «рассуждения о подложности» (дарственная Константина якобы излечившему его папе Сильвестру). Вала обличает составителей фальшивки, для этого он впервые в исторической науке применяет научный метод - исторической и филологической критики. Он составил психолого-политический портрет Константина и Сильвестра = сама возможность дара противоречила здравому смыслу. Вала обличил авторов документа в незнании эпохи К., и несообразности изложения событий. В поисках аргументов обратился к нумизматике, и анализу языка, выявив много варварских оборотов не присущих этой эпохе К. Вала доказал подложность Константинова дара.   6.Политическая школа гуманистической историографии Н. Макиавелли.В первой половине 16 в. во Флоренции возникла ПШ, т.к ее представители осмысливали историю прошлого для решения современных политических проблем Италии. Основатель ПШ – мыслитель Николо МАКИАВЕЛЛИ (1469-1527) – его творчество породило термин «макиавеллизм» - человеческая политика, коварство, лицемерие. Такие выводы из его работы «Государь». В ней ряд положений (весьма спорных) государь не должен бояться быть безжалостным; для государя полезно быть хитрым, не выполнять своих обещаний; государь должен лишь казаться благодетельным, а не быть им. (Гегель считал труд «Государь» чудесным сочинением только читать его нужно со знанием политической обстановки Италии и предшествующего времени). Италия в состоянии системного кризиса во всех сферах жизни = Макиавелли решил «создать» единое унитарное государство, что может сделать власть в образе государя, но это не конкретно историческая личность, а идеал возможного правителя, т.е. это теоретическая модель политгос-ва. Он даже излагает программу поведения во внутренней и внешней жизни. 1. Нужно приспосабливать свои действия со временем, с эпохой; 2. нужно принимать действия в соответствии с истор, необходимостью и своими функциями; 3.нужно завоевать расположение народа; 4. добиваться чтобы в поступках проявлялись твердость, решимость, обдуманность; 5.выбор ближайших советников чрезвычайно важен. В деятельности государя должно преобладать гос., цели над частными, для достижения политических целей все методы хороши. Концепция государства – это непрерывно развивающийся, меняющийся организм. Выделял типы государства в зависимости от числа правящих лиц: (единовластие, правление всех), и формы правления (монархия, аристократия демократия – их цель общее благо и величие гос.); не правильные формы (тирания, олигархия – цель достижение собственной пользы). Разнообразие форм – результат борьбы народа и аристократии. Идеальное госустройство - республика, т.к. гарантирует свободу и гражданское равенство.   7.Гуманистическая историография в странах Западной Европы: Ж.Боден, С.Франк, Т.Мор.В 16 в. гуманистическая историография распространяется в Западной Европе. Во Франции представитель Жан БАДЕН (1530-1596). Книга «Метод легкого познания истории. В ней сделал вывод: история самостоятельная наука, рассматривает историю как дисциплину изучающую деятельность людей, о событиях давно минувших лет. Историческая наука устанавливает (факты) связи, которые позволяют оценить прошлое, настоящее, предвидеть будущее. На общество воздействует географическая среда, которая определяет и исторические судьбы народов, ход исторического процесса. Он отвергает существование эры «золотого века». В Германии ФРАНК (1499-1542) работы «Хроника» - летопись и историческая – «Библия». История людей – борьба трудящихся и угнетателей. Несправедливость эта – в возникновении частной собственности, отход католической церкви от заветов Христа в защите государством не имущих. Исторический процесс развивается в силу объективных факторов, Франк писал свой трактат на немецком языке, а не на латинском, как все труды этого времени. В Англии Томас МОР (1478-1535) книга «Утопия» знаменита. Это памятник утопического социализма, но в ней Мор представил критические исследования строя Англии 15-16 в.   8.Историческая мысль Англии XVII в. Концепция исторического развития в трудах Дж. Уинстенли.Английская революция = подъем исторической мысли, весной 1649 г., недалеко от Лондона группа крестьян начала обрабатывать земли (т.называемые диккеры ) во главе с УИНСТЕНЛИ – их движение яркое проявление бедняцкой «философии». Основная теория – идея вечной борьбы добра-зла, света-тьмы, которая заканчивается победой добра. Английская революция – важнейший этап борьбы, она изменит отношение людей к обществу. Представлял, что все люди на заре человеческой цивилизации не знали частной собственности и были наделены равными правами, частная собственность – просто проклятие, т.к. она получена путем воровства, убийства, угнетения. Королевская власть должна быть уничтожена вместе со своими законами, и вернуть человеку все права в том числе права на землю, - республиканская власть. Цель: создать общество равных.   9.Историческая мысль Англии XVII в. Генезис и развитие государственности в сочинении Т.Гоббса «Левиафан».Томас ГОББС (1588-1679) - труд «Левиафан» В нем сформулировал главные положения функций государства. Все люди – равные: один одного в чем-то всегда превосходит = это уравновешивает. Каждый из людей имеет одинакова с другим право на все – ключевое положение Гоббса «следует искать мира и следовать ему, - один из главных вопросов закона, не делай другому того, что не хотел бы чтобы делали тебе». Ряд вечных законов: 1. признание каждого человека равным другому; 2. в случае спора подчиняются решению арбитра; 3. справедливость, неприкосновенность. Следуя этим законам человечество сможет выйти из состояния войны против всех. Чтобы обеспечить выполнение этих законов, нужно привлечь силу – абсолютную власть государства, созданную путем договора множеством людей. Гоббс отождествляет государство с человеком; олицетворяет государство в Левиафане, это чудовище обладающее необыкновенной силой, т.е. государство наделяется неограниченной властью которая проистекает из договора, т.е люди все свои права передают государству, результат – оно получает необыкновенную мощь. Передав это право, люди обязаны подчинять свою волю власти в лице государства.   10.Исторические взгляды французских просветителей. Кризис феодализма и теория естественного права. Исторические и социологические взгляды Ш.Монтескье.Несмотря на различие воззрений отдельных мыслителей и целых направлений общественной мысли внутри просветительского лагеря, им всем были присущи некоторые общие черты. Это, прежде всего, идея вытекающих из самой природы равенства и неотъемлемых прав человека. Другими словами, просветители исходили из теории естественного права. Корни этого учения восходят к античности, оно получило дальнейшее развитие в XVII в., например, у Гоббса, а в XVIII столетии стало идеологической формой широкого движения общественной мысли Франции. Учение о естественном праве выделяет черты и свойства, данные человеку природой и всегда ему присущие, несмотря на все те приобретения, которые дает прогресс культуры и развитие общественных учреждений. Определенная подобным образом «природа человека» рассматривается как нечто абстрактное, единое и неизменное на протяжении всей истории человечества. Отсюда вытекает, что и органически входящие в это понятие «естественные права» – право на жизнь, безопасность, равенство, частную собственность и др. – вечны и постоянны. Человек ими наделен природой вне всякой зависимости от писаных законов, а следовательно, естественные права могут совпадать с естественными законами (тогда это нормальное состояние общества), а могут и не совпадать с ними. Последняя ситуация давала возможность объявлять несоответствующими естественному праву и справедливости существующий порядок, прежде всего феодальный. Основную движущую силу прогресса просветители видели в развитии и совершенствовании человеческого разума, в накоплении знаний, в успехах просвещения. Оценивая теорию естественного права с точки зрения ее исторической роли в XVIII в., следует иметь в виду, что в этот период она служила орудием борьбы против феодально-абсолютистского порядка и в этой роли приобрела большое прогрессивное, а в работах некоторых просветителей и революционное значение. МОНТЕСКЬЕ «Персидские письма», «Рассуждения о причинах величия и падения древнего Рима». Попытка создания концепции всемирной истории (вне теологической концепции). Выдвинул идею внутренних закономерностей, которые детерминируют явления общественной жизни. Обратил внимание на ряд факторов развития общества. (на развитие общества влияние оказывает: географическая среда; устройство поверхности; почва – если плодородная - устанавливается зависимость крестьян, правит монарх; не плодородная – люди изобретательные, способны к войне , свободны.) Обращение М. к географическим факторам объясняется тем, что хотел уйти от теологических представлений о развитии человечества.   11.Исторические взгляды французских просветителей. Вольтер как историк. ВольтерБыл историографом при дворе Людовика 15, Литературное наследие разнообразно, 85 т. произведений и 45 т переписки, охватывают всю сферу. «История Карла 12», «Век Людовика 14», «Обзор века Л.15», «История России в царствование Петра Великого». Вальтер разрушал старые теологические позиции, главная идея – писал историю века, а не определенного человека, вышел за рамки политического исследования. Заслуга: освобождение истории от теологии. Являлся основоположником теории прогресса. Главным препятствием на пути к прогрессу считал суеверие, религиозные фантазии, невежество. Двигатель прогресса – народ. РУССО (1712-1778) – теоретик уравнительного направления, свои воззрения изложил в трудах «Рассуждение о происхождении неравенства», «Об общественном договоре». Руссо выступал с осуждением господствующего социального неравенства, объявил его одной из бед. Он в отличие о других, расценивал частную собственность, как институт возникший при определенных обстоятельствах. Выход из неравенства Руссо видел в революции. Тот государственный строй будет хорош, который позволит равное распределение собственности между гражданами. Демократическому строю Руссо отдавал предпочтение.   12.Просвещение как идеология американской революции. Исторические взгляды американских просветителей: Б.Франклин, Т.Джефферсон, Т.Пейн.Движение северо-американских колоний за независимость, война 1775-83 г. Б. ФРАНКЛИН (1706-1790) – физик, философ, дипломат. Теснейшая связь идеологии и общественно-политического движения. В труде «Исторический очерк коалиции и правительства Пенсильвании с момента ее возникновения», стремился доказать право народа на самостоятельность развития. Идеализирует начальный период этого народа. Зачем произошло посягательство власти на народное благосостояние. Законы должны соответствовать человеческому праву = колонисты имеют право на независимость от английской короны, обращается к принципиальной проблеме войны и мира; требует чтобы в интересах человека войны были уничтожены. Франклин враг дискриминации и порабощения. Он указывает на аморальность рабства, деградацию рабовладельца. Подчеркивал, что нужно бороться за фактическое равенство черных и белых. Весьма демократичен по отношение к религии. Т. ДЖЕФФЕРСОН (1743-1826) – лидер демократического направления американской революции, автор декларации независимости, философ гуманист. У Джефферсона были все основания обозначить свое причастие в Декларации. В комиссию вошли Адамс, Франклин и др., 4 июля 1776г. документ был принят. Его значение – в том числе в утверждении демократических принципов, как основы американского государства. Все люди сотворены равными, одарены природными правами в отличие от феодальных принципов зависимости человека от воли монарха. К числу естественных прав – жизнь, свобода, и стремление к счастью. Здесь утверждается постулат о признании личности и ее прав высшей ценностью общества. Стремление к счастью – естественное право при жизни, а не в загробном мире. Декларация утверждает: источник власти согласие управляемых. Основное в декларации – провозглашение принципа народного суверенитет, функция государства - обеспечение прав граждан, а не воли государя. (было сохранено право собственности на негров). ПЕЙН (1737-1809) – участник комитета по составлению Конституции. В 1774 г. приехал из Англии а США с рекомендательным письмом Франклина включился в политдеятедльность, стал редактором журнала «Пенсильванский журнал». В памфлете «Здравый смысл» - возникновение общества объяснялось тем, что человеку трудно жить в одиночестве. Если чувство долга ослабевает, необходимо гос., если власть вступает в противоречие с обществом, народ имеет право изменять ее. Показал противоестественность монархии.. Идея независимости североамериканских колоний. В раб «Американский кризис» поднял вопрос о нацсуверенитете и самоуправлении штатов. 1789г. переехал во ФР.и включился в политборьбу - идея о необходимости возобновления общественного договора. «Аграрная справедливость».   13.Консервативно-романтическая историография конца XVII– начала XIX вв.: Э.Бёрк, Ж.де Местр. Основные черты: неприятие буржуазных порядков, отказ от рациональных принципов буржуазного просвещения; недоверие к культу разума просветителей. Идеализируется уход. прошлое, аристократические идеалы; сохранение мах. возможного от феодального строя. Одним из основателей этого направления был английский полит.деятель Эдмунд БЕРГ (1729-1797). Его труд - «Размышление о революции во Франции». Выступил против просветительских теорий 18 века.. Подлинной природе человека чуждо понятие свобода, это как историческое наследие предков. Это не естественное право – в свое время они были завоеваны. Никакое общество не может существовать без иерархии. К естественным правам просветители относили функцию распределения власти(общественный договор). Берг же говорит, что общественный договор нельзя нарушать путем революции. Один из важнейших принципов консерватизма – восприятие и использование опыта прошлых поколений. МЭСТР (1754-1821) оставил много трудов: «Письма савойского раелиста своим соотечественникам», «Рассуждения о суверенитете. Важную роль в теоретических построениях Мэстра играет положение об условиях стабильности общества – понимание мира, как упорядоченного неразрывного целого. Общественная иерархия – на ее вершине – власть государства, обеспечивающая порядок в обществе. Каждый выполняет свою функцию. Лучшие люди – не те, кто заботится о к-л правах, а те, кто несет к-л обязанности. Т.о. принцип иерархии опирается на идею обязанности, но не прав. Идеологи консерватизма утверждали, что попытка разорвать с прошлым часто ведет к обратному результату, главное – связи между прошлым и будущим.   14.Французская либерально-романтическая историография: О.Тьерри, Ф.Гизо.Во Франции периода реставрации 1815-30 перед буржуазной историей стояла задача – исторически обосновать притязания буржуазии на социально-экономическое господство + нужно было выявить корни зарождения нации. ТЕЬРРИ был учеником и соратником Сен-Симона. Научные интересы Теьрри концентрировались вокруг 2-х основных тем: 1. роль и социальные последствия завоеваний в истории Франции и Англии; 2. происхождение французского коммунизма. Его перу принадлежат исследования «Письма об истории Франции» «Рассказы из периодов меровлинов». В основе концепции Теьрри – представление о том, что вся история Англии и Франции – борьба 2-х противостоящих друг другу общественных образований (это последовательно трансформирующееся друг в друга нация, классы, расы и этносы). После покорения в 5-6 вв. германскими племенами франков и галлов во Франции и англосаксов в Англии – смешение рас и формирование новых этносов и наций. В рамках сформировавшихся наций сформировались дворянство и третье сословие. Идею о классовой борьбе между потомками победителей и побежденных Т. воздвиг в ранг законна развития в Европе. Статья «Подлинная история Жана-простака» сочувствует буржуазии. Он обратился к истории борьбы в 11-12 вв. Франсуа ГИЗО (1787-1874) Для его работ характерно признание исторических закономерностей. Полагал, что цель к которой стремиться человечество, создание гуманистического правового общества. Полагал, что в истории человечества не было ни одной случайной эпохи. Проявлял интерес к экономике и имущественным отношениям.   15.Немецкая буржуазно-либеральная гейдельбергская школа: Ф.Шлоссер, В.Циммерман. Подъем общественного движения в Германии = консолидация. Центром либерализма стал Гейдельбергский университет. Главой гейдельбергской школы был Фридрих Кристофер ШЛОССЕР (1776-1861). Сформировался под влиянием идей Вольтера. Труд «История 18 и 19 веков до падения Французской империи». Значительное место отводил Французской революции, признавал ее неизбежность, но отдельные акции с нравственной точки зрения осуждал. Увеличивал влияние нравственной литературы на общество. В 18-томной «Всемирной истории для немецкого народа» он стремился изложить историю всех народов. Выступает против ограничения рамок истории германо-романскими народами, против деспотизма германских государей. Призывал к нравственному самосовершенствованию путем распространения просвещения. Этот труд конспектировал Маркс. Вильгельм ЦИММЕРМАН (1807-1878) Труд «История крестьянской войны в Германии». Использовал огромный документальный материал и дал полную картину крестьянской войны 1524-1525 гг. причина - гнет; реформация – дополнительный фактор. Он был первым, кто отметил сходство германской революции 1524-25г. и последующих революций. Первый сформулировал мысль о том, что и французская и германская революции – буржуазные.   16.Возникновение и развитие позитивистской историографии. Разработка О.Контом позитивистской парадигмы как общенаучной методологии научного познания. Принцип детерминированности исторического процесса. Законы целостности и смены состояний человечества. Концепция цивилизованного развития.Со второй половины 19 века в науке утверждается философия позитивизма (идеология либеральной буржуазии). Идеи сформированные социалистом Сен-Симоном и переосмыслены Контом (1798-1877). Один из теоретических законов – Закон постоянной смены состояний человечества. Его суть в том, что при сравнении различных независящих друг от друга народов обнаруживается последовательная смена одних и тех же фаз. Конт предлагает периодизацию человеческой истории. Теологическая стадия: Век фетишизма или теологическая эпоха; век политеизма (древний восток, Рим, Греция); век монотеизма (сред. века). Метафизическая стадия включает в себя период от 1700-1800 года, когда происходит разложение традиционного порядка вещей = реформации, революции. Научно промышленная система (с1879) соответствует позитивной, научной стадии человеческого мышления. Она – последняя и высшая ступень истории человеческого общества. = В основании (низу) социальной иерархии – рабочие, затем – сельские хозяева, еще выше – фабриканты, выше – камерсанты, банкиры. В обществе власть делится - буржуазия во главе с банкирами, духовная – ученым во главе с философами. Итогом общественного развития должно быть объединение всех народов во всемирную федерацию. Исходя из постулатов Конта историческая наука должна исследовать развитие мира исходя из законов. Нужно переместить центр тяжести в исследования с единичного, конкретного, на историю без имен. Людей и народов.- Надо выявлять коллективное сознание, мотивы действий, настроения народных масс. Позитивизм расшатывает утвердившиеся умозрительные, в том числе провиденческие концепции, стимулировал поиск новых источников.   17.Английская историография XIXв. Историки-позитивисты. Г.Бокль. Т.Роджерс. А.Тойнби. БОГЛЬ (1821-1862) Он задался целью упорядочить разрозненные факты, придать исторической науке систематический облик, открыть законы исторического развития. Провел огромную работу по подготовке 15-томной истории цивилизаций, овладел 18 языками, но ранняя смерть не позволила осуществить всего. Осталось 2 тома «История цивилизаций в Англии» «Единство человеческого общества и природного мира». Человек – часть природы, и поэтому он должен следовать законам природы. Для Богля мост между науками о природе и об обществе – статистика, т.е. количественные данные. = Одним из важнейших факторов развития – климат.; плодородные земли; плодородная почва; объем и характер пищи. Концепция развития общества Боглем сводится: Во всех неевропейских цивилизациях силы природы имеют большое влияние, чем в европейских = вне Европейских преобладает направление – подчинение человека природе, а в Европейской – подчинение природы человеку. В европейских человек смог покорить природу и восполнить ее недостатки = процесс в европейских цивилизациях характеризуется меньшим влиянием физических законов и большим влиянием умственных законов. Для развития цивилизации прогресс знаний важнее, чем состояние географической среды. Европа переходу от варварства обязана умственной деятельности. В наиболее завершенном виде следования законам развития проявилось в Англии. Ее история – эталон реализации общих закономерностей, пригодных и для других стран. ТОЙНБИ (1889 – 1975) Стоял у истоков современной теории цивилизаций.. «Нация и война», труды по истории Древней Греции и Византии, В 1920 г. под влиянием книги Шпенглера «Закат Европы» Тойнби решил пересмотреть непродуктивную методологию позитивизма историю презентизма. Новый труд «Сравнительная история цивилизаций», Тойнби в первые рассмотрел историю человечества, как историю локальных и региональных цивилизаций. Упоминает 43 цивилизации, но подробно останавливается на истории 21 цивил. В новейшее время полностью сохранилась 5 основных цивилизаций: западная; ортодоксальная (русская); Индийская: Дальневосточная (японская, китайская, Корея); Исламская. Положил начало научной классификации цивилизаций в истории человечества. Тойнби являлся идеалистом и пантеистом. Выделил в развитии цивилизации 5 стадий: Генезис. Считал способность сообщества людей дать адекватный ответ на исторический вызов в виде внешней угрозы, социальных конфликтов и т.д. Тезис о «божественном вызове», придавал значение духовным ценностям и священникам. Считал, что чем сильнее творческая элита, тем дольше существует цивилизация. рост и развитие цивилизации: расцвет культуры, философии надлом: исчерпание творческих сил, стагнация и развитие филасофии, создание сильного централизованного государства. Считал, что русская ортодоксальная цивилизация вступила в стадию надлома в середине 11 в., запад с 16 в. период дезинтеграции: признаком считается появление внутреннего и внешнего пролетариата, когда внутри общества – острые социальные конфликты и пролетариат разрушает систему. Внешней пролетариат – соседи. Если в этой стадии не зарождается новая система ценностей: религия или идеология, то она погибает. гибель: или окаменение Тойнби считал врагом человеческой цивилизации - терроризм. Писал, что в конце века неизбежна новая волна исламского фундаментализма, он считал, человечество должно создать единую мировую идеологию и мировую религию. Вариант: на основе христианства, индуизма, буддизма, мусульманства.   18.Баденская школа в Германии В.Виндельбанд, Г.Риккерт. Лидеры движения – баденская школа во главе с ВИНДЕЛЬБАНДТОМ ( 1848-1915) и РИККЕРТОМ (1863-1936) Основные идеи баденской школы – в собраниях Виндельбандта «Прелюдия», которое позже систематизировал Риккерт.Основополагающий принцип – признание различия между 2 типами наук: науками о природе и исторической наукой. Нужны для этих наук и различные методы исследования.. Если естествознание охватывает в понятиях множество процессов, то у исторической науки подход иной. Она стремиться свести изложение к единственному, отличному от других объекту – личности, столетию, социальной или религиозному движению, народу. В связи с этим Виндельбандт и Рикекерт противопоставляли генерализирующему методу естествознания, индивидуализирующий метод истории. Виндельбандт назвал этот метод идеографическим. Историческая наука призвана заниматься описанием индивидуальных, неповторяющихся явлений и способна устанавливать законы развития. Значит ли это возврат к летописанию событий? Нет. Всегда важнейшая задача историка реконструкция исторического факта. В этом «баденцы» не отличались от представителей других исторических направлений. по «баденцам». Интерес для историка представляет каждое индивидуальное явление, т.к. оно единично; не все, что имело место в прошлом, должно быть объектом исследования. Цель исторической науки по Риккерту – «изображение единичного, т.е. единичным является не только единичный факт или событие, но и обширный ход развития, сам исторический процесс в пространстве и времени – единичное. историки баденской школы не отрицают возможность применения генерализующего метода, но с ним имеет дело не история, а социология. Концепция «баденцов" встретила неприятие марксистов, не совпадают взгляды на место истории в системе общественных наук. Баденцы отрицают связи между историей и социологией, марксисты – нет.   19.«Русская историческая школа» всеобщей истории.В России второй половины XIX – начала XX в. сосуществовали последователи всех известных европейских школ. Большинство русских ученых признавало научный и одновременно специфический характер исторического познания, основанного на критическом анализе источников и беспристрастном изложении материала. Позитивистская концепция исторического знания очень долго сохраняла прочные позиции и в некоторых своих версиях давала весьма впечатляющие результаты. Ее разделяли (с некоторыми поправками) такие крупные российские историки, как В. О. Ключевский, Н. И. Кареев, М. М. Ковалевский и др. В 50-е гг. XIX в. ведущую роль играли воспитанные на критическом методе ученые "петербургской исторической школы" (М. С. Куторга, М. М. Стасюлевич и др.), но в 1860–1870-е гг. центр передовой исторической науки переместился в Москву, где прочно сохранялись традиции Т. Н. Грановского и его ближайших учеников, прежде всего П. Н. Кудрявцева (1816–1858) и С. М. Соловьева (1820–1879), который в 1864–1870 гг. избирался деканом историко-филологического факультета, а в 1871 – 1877 гг. – ректором университета. Крупнейший русский историк ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ КЛЮЧЕВСКИЙ (1841–1911) порвал с теоретическими установками "государственной школы" и рассматривал российскую историю как часть всеобщей. Мечтая создать науку об общих законах строения человеческих обществ, приложение которых не зависит от преходящих местных условий, он выстроил свою оригинальную историческую концепцию. На становление "русской исторической школы" всеобщей истории (такое название ей дали зарубежные ученые, высоко оценившие научные достижения своих российских коллег) огромное воздействие оказала связь историков с Московским университетом. На формирование ее научной проблематики и активной общественной позиции повлияла социально-политическая обстановка в пореформенной России. Для российской историографии последней четверти XIX в. было характерно особое внимание к истории западного общества. Стимулом к изучению истории Западной Европы эпохи средневековья и нового времени представителями "русской исторической школы" было их стремление понять некоторые общие закономерности и опереться на опыт стран, уже прошедших тот путь, который предстоял России. Все крупные историки "русской исторической школы" стремились сочетать конкретно-исторические исследования с разработкой теоретико-методологических и историко-социологических проблем. Они признавали существование исторической закономерности, органической связи прошлого и настоящего, историчности правовых и политических форм.   20.Возникновение и развитие марксистской историографии: К.Маркс, Ф.Энгельс. Середина и вторая половина XIX в. отмечены стремительным ростом городов, промышленного производства, изменениями в повседневном быте и культуре. Возникли новые социальные проблемы, прежде всего, «рабочий вопрос». Естественные науки с их материалистическим методом исследования пользовались большим авторитетом в обществе. В этой обстановке формируется концепция материалистического понимания истории с ее идеей обусловленности политико-идеологических процессов условиями материальной жизни. Конечная причина исторического развития коренится в сдвигах в материальном производстве. Способ производства, или экономический базис общества - это взаимодействие (комплекс) производительных сил (предметов, средств труда, рабочей силы) и производственных отношений, ядро которых образуют отношения собственности. Базис оказывает влияние на надстройку: политические, идеологические, духовно-культурные институты и отношения. По типу базиса выделяются пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Смена формаций происходит в процессе классовой борьбы и революций, которые устраняют возникшее несоответствие производственных отшений уровню производительных сил. Материалистическое понимание истории изложено в работах К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология» (1845-1846), «нищета философии» (1847), «Манифест Коммунистической партии» (1848), «К критике политической экономии» (1859), «Капитал» (1867), «Анти-Дюринг» (1876-1878), «Письма об историческом материализме» (1893-1895). Маркс и Энгельс «апробировали» свой материалистический метод на анализе ряда исторических событий. К. Маркс о французской революции 1848-1849 гг.: «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 год», «18 брюмера Луи Бонапарта»; о Парижской коммуне 1871 г: «Гражданская война во Франции». В истории революции 1848-1849 гг. установил зависимость политической борьбы от экономических сдвигов; выявил три этапа нисходящей линии революции; раскрыл феномен бонапартизма; пришел к выводу, что всеобщее избирательное право при буржуазном строе - не панацея. Нужно разрушить государственно-бюрократическую машину. Работы Ф. Энгельса по истории: «Революция и контрреволюция в Германии», «Крестьянская война в Германии». Марксизм и принцип историзма. Острополемический характер работ основоположников марксизма.   21.Немецкая социал-демократическая историография: Ф.Меринг, А.Бебель, К.Каутский. БЕБЕЛЬ (1840-1913г). В 1869 вместе с Либкнехтом организовал социалистическую партию. Основатель и руководитель 2 интернационала, около 5 лет жизни провел в тюрьмах. Круг научных интересов широк, историческое наследие огромно. Ему более 1000 публикаций (книги, статьи, рецензии). Значительное место – вопросы религии и религиозных учреждений в плане выявления их роли в классовой борьбе. В книге «Христианство и социализм» 1874 он сформулировал марксистское видение социально-политических и мировоззренческих основ католицизма. Проводя грань между социал-демократией и религией, отмечал, что социалистическое движение не отвергает верующих. В 1876 г. – монография «Крестьянские войны в Германии». Это прямое развитие исторических взглядов Маркса и Энгельса. Наиболее известный труд «Женщина и социализм» 1879 г. Был переведен на многие европейские языки. Бебель обратил внимание на неизученное, но важно явление в борьбе пролетариата – на участие в ней женщин. Он показал что женщина сделалась рабом раньше, чем появился раб, Буржуазное общество не смогло устранить духовный гнет, социальное неравенство женщин. Поэтому они заинтересованы в преобразовании государственного строя. Освобождение женщин связанно с классовой борьбой пролетариата. МЕРЕНГ (1846 – 1919) Видный марксист, организатор коммунистической партии Германии. В 70-80 г. 19 века разделял буржуазные взгляды, был в числе представителей революционного крыла социал-демократии. Наиболее известная работа «Легенда о Лессинге» исследовал историю Прусского государства до конца 18 века. Критиковал созданную дворцово-юнкерскими и буржуазными историками легенду об особой роли великой миссии Пруссии в национально-культурном развитии Германии. Утверждал, что процесс национального объединения Германии был обусловлен не волей прусских монархов, а потребностями капиталистического развития. В легенде он исследовал и культуру времени немецкого просвещения. Литературу и искусство он рассматривал с точки зрения их активной общественной роли. Книга считается одной из лучших, высокая оценка Энгельса и Ленина. Есть и работы на военную тематику. С именем Меренга связаны крупные достижения в области марксизма. Написал 4 том «Историю германской социал-демократии»: марксизм и рабочее движение характеризуется с 30-х до 1891 г. Показал деятельность Маркса и Энгельса. Он сыграл важную роль в публикации основоположников марксизма = «Из литературного наследия Маркса и Энгельса и Лоссаля» в 1902 г. В этой работе нашли место большое число забытых статей. Это была подготовка к изданию полного собрания сочинений Маркса и Энгельса. Исследования в области марксизма позволили ему создать биографическую летопись « Маркса, история его жизни» 1918г. КАУТСКИЙ (1854 – 1938) Родился в Праге, жил в юности в Вене, венский университет. Вступил в социал-демократическую партию Австрии. В политической деятельности и научной работе выделяют три периода: Домарксистский (с 70-80 19 века) – был близок к Лоссалю и анархистам. с 80-по1910 г. полностью разделял марксистские взгляды. В 1881 г. личное знакомство с Марксом и Энгельсом. В 1882 г. стал редактором теоретического журнала немецких социал-демократов «Новое время». Авторитет завоевал участием в подготовке марксистской программы – высшая точка. 1910 – 1938г. Это время от перехода на позиции центризма и до смерти был в Амстердаме. В 1930 г. – книга «Большевики в тупике». Его теоретическое наследие: около 1800 книг, брошюр, статей, работ по истории, общественной жизни. Особое место занимает вопрос о происхождении христианства. В книге «Происхождение христианства» Каутский разделяет точку зрения, что Иисус реально существовал, но был мятежником, и за это был казнен. Историческая ценность Ветхого завета «не больше, чем значимость эпических произведений Гомера». Ничего в этих книгах не говорится о деятельности Христа, но есть общественное отношение раннехристианских общин. Затронул сюжет иудейства, раннего христианства, эволюции христианской общины. Двухтомник «Материалистическое понимание истории» Собраны во едино взгляды автора на многие проблемы.. Каутский критически переоценил положения Маркса и Энгельса о возникновении государства. По его мнению, возникновению государства мешали: первобытная демократия, которая формировала коллективный менталитет. наличие общинной собственности на средства производства, т.е. не было реальных экономических рычагов. Если государство возникает не исходя из внутренних предпосылок, оно возникает по теории «завоеваний». В большинстве случаев государство возникало в результате завоевания кочевыми племенами земледельческих племен. И государство, и классы начинали свое существование одновременно. После возникновения государства человечество вступило в стадию цивилизации. Итог: Каутский сохранил ориентацию на социализм, но выступил против многих положений Марксовского видения.   22.Исторические взгляды О.Шпенглера.О.ШПЕНГЛЕР (1880-1936) – «Гибель Европы» обосновал циничный характер мировой истории, и неизбежный упадок и гибель культуры. Заложил новые методологические основы, 8 основных культур: Античная; Западная; Египетская; Вавилонская; Арабская; Индийская; Китайская; Русская или Сибирская. Считал народы и государство – живыми организмами, которые проходят основные стадии существования (зарождения, юности, зрелости, старости и гибели) за 1200лет. Признаки цивилизации: (разорение деревни, урбанизация, развитие НТР, застой в области культуры, появление массовой культуры).Городское население считал паразитами, низшие слои городского населения – носителями антинациональных идей. Считал, что все культуры, за исключением русской и западной либо погибли, либо находятся в стадии империализма. Он пророчески писал, что западный империализм вступил в стадию «цезаризма» (имперской диктатуры). Поэтому начинается духовная гибель, этот процесс 200-300лет до исчезновения в 2200 г. Т.о. в германской историографии в межвоенный период сложились 2 методологических подхода: 1. немецкий историзм (Ранке); 2. теория смены культуры и цивилизаций (Шпенглера).   23.Концепция локальных цивилизаций А.Тойнби.Ведущую роль в историографии Великобритании, как и в мировой исторической науке в целом, в межвоенный период и после Второй мировой войны принадлежала всемирно известному историку Арнольду Джозефу Тойнби. Он с детства занимался историей, поскольку вырос в семье историков и филологов. Он, как и Марк Блок, являлся полиглотом, изучал древние и мертвые языки, вначале специализировался по древней и средневековой истории. В начале 1920-х гг. он начал реализацию плана по написанию всемирной истории человечества на основе цивилизационного подхода к изучению истории. А. Тойнби на протяжении более 20 лет ежегодно издавал книги по истории международных отношений, написал тысячи научных статей и ряд книг. Основным его трудом стала многотомная (12 т.) работа «Постижение истории» («Исследование истории»). По мнению Тойнби основной формой всемирно-исторического процесса является развитие тех или иных человеческих цивилизаций. Тойнби рассмотрел историю 21 цивилизации, которые он считал основными, всех же в истории человечества он насчитал более 40 цивилизаций. Согласно концепции Тойнби каждая из цивилизаций проходит 5 стадий развития: возникновение (генезис), рост, надлом, упадок и гибель. Основной причиной возникновения цивилизаций является реализация исторического закона под названием «вызов – ответ». При ответе на вызов формируется новая идеология или религия, и закладываются основы цивилизации, формируются новые ценности, традиции, культура и т.д. На стадии развития цивилизации активно взаимодействуют друг с другом, но могут и соперничать за влияние в мире. На стадии надлома творческое меньшинство утрачивает свой потенциал развития и цивилизация начинает клониться к упадку. На стадии упадка формируется внутренний пролетариат (обнищавший народ, люмпен-пролетариат) и внешний пролетариат (внешние враги). На стадии разложения цивилизация может исчезнуть или застыть в своем развитии (стадия окаменения). В современном мире Тойнби насчитывал 5 основных цивилизаций: западная, ортодоксальная христианская, исламская, индуистская, дальневосточная. Тойнби резко выступал против европоцентризма и призывал к сотрудничеству между различными цивилизациями. На основе цивилизационного учения Тойнби сложилась современная классификация цивилизаций (западная, российская, латиноамериканская, исламская, индийская, китайская, японская).   24.Школа Анналов во Франции.Во Франции в первые годы после войны (1МВ) господствовала позитивистская историография, Зарождение новой методологии оп изучению истории – школы анналов (ША) или глобальной истории. Предпосылка формирования новой методологии послужил комплекс наук – социологии, географии, экономики, и развитие этих наук способствовало появлению ША. В 20г. Анри БЕР основал и возглавил международный центр синтеза наук, он основал журнал «Исторического синтеза», - ставил задачу создать новую историческую науку. Его школой была написана 100 томная «Эволюция человечества». Известный геополитик и географ Поль де ля БЛЯШ - предлагал изучать исорию и географию в синтезе. ЛЯБРУСС – историк экономист. Они подготовили формирование нового направления, которое связано с именами ФЕВРа и БЛОКа. Февр – стороник культурно-исторического синтеза, написал ряд работ по региональной истории и «Судьба Лютера», «Проблема неверия Франсуа Рабле» Блок – специалист по экономической истории Фр. «Феодальное общество» в 2-х томах, «Характерные черты феодализма во Фр.», «Апология истории», «Короли чудотворцы» В январе 1929 г. в Страсбурге Февр и Блок стали издавать спец. исторический журнал «Анналы экономической и соц. истории». Представлена полная методология глобальной истории: отказ от изучения мелких и не актуальных тем. критика описательной, фактологической истор. изучение глобольных проблем и длительных периодов в истории чел. общества. «Мыслить проблемами, а не фактами».  в качестве исторического факта признавались не только события, а и исторические процессы. изучение истор.процесса с т.зр. многих общественных наук, междисциплинарный подход. необходимость исследования коллективной психики, образа жизни, ментальности. Представители анналов поставили новые задачи перед исторической наукой (предлагалось написать историю любви, страха, измен, эротики). Т.о. Февр и Блок дали основательную критику позитивистской историографии и создали новую методологию ША.   25.Либеральная историография в Германии (1919–1932). Крупным историком-либералом был Ф. МЕЙНИКЕ. Прославился, как специалист в области методологии, развивал немецкий историзм. Считал, что немецкий историзм должен опираться на интуитивное познание. Интуиция историка играет огромную роль в ходе создания исторического труда. «Возникновение историзма», «Идея государственного разума в новой истории».«История проблем Германо-Английского союза» 1901г.). Г. ОНКЕН 3 тома посвящены рейнской политике Наполеона, Издал 2 тома по предыстории 1МВ, стремился умалить роль Германии в процессе развязывания 1МВ, и считал виновной Россию. Многие либералы считали славянские земли исконно Германскими, на основании археологических раскопок, славяне пришли на эти земли намного позже чем остготы вытеснив их, поэтому немецкую колонизацию славянских земель называли обратной колонизацией (земли Польши). Нем. историки считали что Германия восстанавливает справедливость. Другую позицию в толковании причин, занимал Эрих БРАНДЕНБУРГ, который написал труд «Основание Империи» 2 тома. – посвящен прусско-дацкой войне, основанию империи. Написал труд «От Бисмарка до начала мировой войны» Бранденбург считал, что союзники Германии, А-В. и Турция вовлекли её в мировой конфликт = ошибка руководства Германии, - неудачный выбор союзника. Вина за 1МВ – на руководство Фр., Анг., и Р. Бранденбург полагал, что в борьбе с Россией Германия должна была сблизиться с Англией и не проводить строительство морского флота и подводных лодок. Некоторые историки, придерживаются анти-прусской позиции: ШНАБЕЛЬ «Германская история 19 века», где выступил против мало-германского объединения Герм. ВЕБЕР (творец Веймарской конституции)   26.Леволиберальная и радикально-демократическая историография в Германии (1919–1932).левые либеральные историки , выступавшие за сотрудничество между НДП и СДПГ, и считали Веймарскую демократию наиболее оптимальным политическим режимом для Германии; некоторые допускали сотрудничество с коммунистами и СССР. И. ЦИКУРШ - «Политическая история новой Германской империи», в которой он дал критику прусского монархического строя, дворянства.. Цикуруш один из пе6рвых развивает жанр историко-политического портрета. В 1931 вышел 2-х томник «История германской революции». Автор Файт ВАЛЕНТИН. Впервые показал массовый характер революции. Осветил локальные революции, , причиной неудачи революции - раскол внутри буржуазного класса и отсутствием союза буржуазии и рабочего класса. Валентин заложил основы научной школы по изучению германской революции, написал Всемирную историю. Среди историков л-л лагеря появляются исследователи, которые стали заниматься новым направлением в области исследования – партийно-политической историей - Л. БЕРГШТРАССЕР труд «История политических партий Германии». радикально-демократические позиции. Использовали марксизм-ленинизм в качестве методологии. = сотрудничали с СССР и с институтом Марк.-Ленинизма . Немецкий историк Г. МАЙЕР впервые написал научную биографию Энгельса и опубликовал переписку между Лоссалем и Бисмарком. В 30-х г. Эккерт КЕР выпустил работу «Строительство военно-морского флота и политические партии», Г. ХАЛЬГАРТЕН «Предвоенный империализм», В Области исследования новой истории выделяется труд по истории федерализма периода ФР. революции Х. ХИНТЦ: впервые защищала якобинские идеи, и либеральные и консервативные историографии критиковали её работу. Из историков демократов Зигмунд НОЙМАН, В 30-е г. «Немецкие партии», стоял на позициях сотрудничества между социал-демократами и коммунистами, и считал, что для рабочего движения необходим единый рабочий фронт.   27.Консервативная историография Германии (1919–1932). Наиболее известными историками-консерваторами являлись – ЗОМБАР (представитель немецкого социализма марксистского толка). Переходит на национальные позиции и становиться сторонником соединения немецкого национализма и рабочего движения. Работа «Пролетарский социализм» - 1924г. «Немецкий социализм» 1934г.После прихода Гитлера к власти, поддержал немецкий социализм и стал одним из идеологов третьего Рейха. Для него характерно изучение Всемирной истории с расовой точки зрения. Являлся идеологом немецкого антисемитизма. Консерваторы изучали историю Пруссии, историю основания Германской империи, политику Бисмарка. Адальберт ВАЛЬ – «Германская история от основания империи до начала мировой войны». Приветствовал малогерманский путь объединения страны, оправдывал политику Бисмарка. Считал сложную систему политических союзов в Европе непревзойденной. И.ГОЛЛЕР – «Эра Бюлова», тоже восхвалял политику Бисмарка, но основное внимание – на ошибках канцлера Бюлова, которые привели по его мнению, к поражению Германии в 1МВ. Г. РИТТЕР – доктор наук, специализировался по новой истории германии. Написал биографию барона Штейна, великого реформатора 20 в, который вывел Пруссию из кризиса, отменив крепостное право. «Легенда об отверженной германской дружбе» - союза между Германией и Англией накануне 1 МВ не могло быть, т.к. они ставили различные геополитические задачи. Первый, кто занимался изучением менталитета немцев и англичан, показал, что их мышление во многом противоположно. Являлся германским националистом, поддерживал политику Гитлера, но многие вещи он не одобрял = участвовал в заговоре против Гитлера 20.06.44.   28.Социал-демократическая историография и марксистская историография в Германии(1919–1932). КАУТСКИЙ (австромарксизм) В 20 годы «Материалистическое понимание истории» Другие его соратники написали много политических биографий: КАМПФМЕЙЕР  - биографии «Лоссаля», «Энгельса», «Фольмара», «Эбберта». ЛИПИНСКИЙ - написал «История немецких социал-демократов» в 2 т, где оправдывал политическую тактику Лосаля и Берштейна. КУНОВ «Всеобщая экономическая история». В этой среде было несколько видных политиков, которые были исключены из компартии и перешли в СДПГ – Артур РОЗЕНБЕРГ – написал ряд работ по истории античного мира. «История немецкой Республики» - обобщающая монография по истории Веймарской республики. В 20-х г. зародилось Марк-Лен-ое направление в исторической науке Германии. Выпущен спец номер газеты «Ротефана» В 28 году появляется труд к 10 летию «Ноябрьской революции» - исторический альбом, с тогдашней М-Л направленностью, эта революция была социалистической, но потерпевшая поражение, говорилось там. ЗОРГЕ - «История Германии» впервые обосновал возможность прихода германского фашизма к власти и считал, что установление единого коммунистического фронта и СДПГ могли спасти страну от фашистов. МЕРКЕР «Новейшая история Германии» - концепция основана на М-Л идеях, предрекал скорую социалистическую революцию в Германии. УЛЬБРИХТ – «История Германского расизма», «История политических идей» НОЙБАУЭР – «Внешняя политика Германии» в которой защищал раппальскую политику. Основатель неофрейдизма В. РАЙХ, ученик Фрейда, один из основателей психоанализа. В Германии вступил в компартию. Выступал с идеей соединения Марксизма и фрейдизма во единое учение, новую дисциплину назвал «сексуальная энергетическая социология» СЭС. «Психология масс и фашизм» - утверждал, что в характере каждого человека имеются черты, фашистского типа личности, т.к. второй слой психики человека содержит эгоцентрические мотивы, содержит деструктивные черты (зависть, месть, садизм)   29.Историография в фашистской Германии. Вся общественно политическая жизнь в Германии и историческая наука в 33-39гг. подверглась унификации. Были заново созданы новая историографическая база и историографическая школа - фашистская историография. Многие историки восприняли фашистскую идеологию и стали создавать фашистские труды. В первые 3 года фашизация исторической науки, из историков наибольшую известность получил Карл Александр фон МЮЛЛЕР - является учителем Гитлера, к нему перешло руководство имперской исторической комиссией. В сер. 30 г. имперская госкомиссия преобразовалась в головной имперский институт истории новой Германии. ГРАУ – возглавил отдел по изучению еврейского вопроса, т.к. исследовал антисемитизм и сионизм. Считал, еврейскую расу и нацию паразитами на гос теле любой нации. Он пропагандировал известные сионистские протоколы мудрецов, доказывая справедливость геноцида. Евгеника - ГЮНТЕР ГАНС, ВИРТ - выступали в качестве теоретиков расовой чистоты и расовой гигиены.. В рамках немецкого расоведения изучались немецкая и всемирная истории. Гюнтером были выделены 4 основные расы: нордическая; западная; динарическая; восточно-балтийская. В каждой выделялись подтипы. В итоге каждое историческое событие отмечалось в евгенике. В рамках фашистской историографии разрабатывался «остфоршунг» (АУБИН) – обосновывал натиск на восток, утверждал, что исконные славянские земли в железный век были заселены немецкими племенами и должны быть возвращены Германии. О возврате арийцев на истоирческую родину (Ближний северо-восток, Иран, сев. Индия)Теоретики геноцида: РОЗЕНБЕРГ «Миф 20 ст» ГЕББЕЛЬС. Отто ДИТРИХ, ГЕРИНГ   30.Советская историография новой и новейшей истории в 1918–1945 гг.В первые годы после Октябрьской революции количество исследований советских авторов по проблематике истории нового времени стран Европы и Америки былонезначительным. Продолжали издаваться работы буржуазных историков, ощутимы были следы воздействия на некоторых советских историков правосоциалистической историографии II Интернационала. В этих условиях перед советской исторической наукой была поставлена конкретная и четкая задача борьбы против носителей буржуазных, меньшевистских и эсеровских идей. В 1922 г. возникла Российская Ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН), в состав которой наряду с другими вошел и Институт истории. В апреле 1924 г. был организован специальный институт по изучению международных отношений и современных экономических проблем — Институт мирового хозяйства и мировой политики. С 1926 г. он начал издавать свой периодический печатный орган «Мировое хозяйство и мировая политика», ставший основной трибуной советских экономистов и историков, исследовавших проблемы мировой экономики и международных отношений новейшего времени. С 1925 г. начало функционировать Общество историков-марксистов, а с 1926 г. стал выходить его орган «Историк-марксист». Состоявшаяся 28 декабря 1928 г. — 4 января 1929 г. первая Всесоюзная конференция историков-марксистов способствовала проведению ряда дискуссий, значительная часть которых была непосредственно посвящена проблематике новой и новейшей истории. Определенную роль в формировании концепции исторического процесса в период нового времени сыграли отдельные лекции, а затем и курс лекций, прочитанный в Высшей школе пропагандистов им. Я. М. Свердлова и в Высшей партийной школе при ЦК ВКП(б). Схема, разработанная А. В. Ефимовым и И. С. Галкиным, была в основном принята во всех изданных в последующие годы учебниках и учебных пособиях по истории нового времени. Наибольшее внимание советской историографии привлекли революционные события в Германии в 1918—1919 и 1923 гг. К работам этого цикла относятся книга А. М. Панкратовой «Фаб-завкомы в германской революции» (1924) и основанное на широком использовании немецкой прессы, брошюр, мемуарной литературы исследование К. И. Шелавина о германской революции 1918—1919 гг. «Авангардные бои западноевропейского пролетариата» Анализом общих проблем империализма, исследованием хозяйственной конъюнктуры и кризисов, изучением экономических отношений между империалистическими странами и их политики по отношению к СССР долгое время занимался Е. С. Варга, опубликовавший много трудов по этим вопросам. Большое принципиальное значение имела его критика теории «сверхимпериализма», которой он противопоставил закон неравномерности развития капитализма.   31.Историческая наука в США (1919–1945 гг.)После первой мировой войны США утвердились в качестве сильнейшей в экономическом отношении страны капиталистического мира. На крови и страданиях народов американские монополии сказочно обогатились. Видные буржуазные политические деятели, реформистские профсоюзные лидеры, экономисты, социологи, историки вновь обратились к теории «исключительности» американского капитализма, провозгласив, что «Форд победил Маркса». Стремление оказывать влияние на широкие круги читателей и специализация научных интересов привели к появлению ряда сводных работ по истории США, в создании которых приняли участие большие группы ученых. Важнейшие из них — «Хроники Америки» (50 тт., 1918—1921) и «История американской жизни» (12 тт., 1927—1948), уделившая много места социальной и культурной истории. После первой мировой войны в США значительно возросло число исторических журналов. С 1918 г. начал выходить журнал «Испано-американское обозрение», посвященный истории Латинской Америки, с 1929 г.— «Журнал новой истории», целью которого было стимулировать изучение новой истории европейских стран, с 1935 г.— «Журнал истории Юга» и др. К 1945 г. в США издавалось 86 исторических журналов. Подъем международного рабочего движения после победы Октябрьской революции в России, углубление классовых противоречий в США обусловили обращение буржуазной историографии и к другой новой для нее проблеме — истории рабочего движения. Среди проблем, интересовавших экономическое направление, видное место занимала история американских революций. Историкам, изучавшим войну за независимость, присущи общие черты методологии буржуазного экономизма. Широкий аспект этой войны как национально-освободительной и социальной революции нередко сужался ими до борьбы за «групповые экономические интересы» жителей американских колоний против политики британской короны. Несмотря на пороки методологической схемы, историки экономического направления внесли также вклад в изучение гражданской войны 1861 —1865 гг. и реконструкции Юга 1865— 1876 гг. — второго этапа Американской революции, особенно искаженного предшествующей буржуазной историографией. В работах Г. Била, Р. Шагга и других было показано, что борьба в этот период шла не за чистоту пресловутых «расовых идеалов», а вокруг реальных проблем экономического и политического преобразования Юга, в решении которых радикальные республиканцы сыграли прогрессивную роль.   32.Английская историография в 1919–1945 гг. Историки консерваторы межвоенного периода: НЕМИР, который написал много работ по истории 1 МВ и отношениях в межвоенный период.. Историки консерваторы считали, что политика Р.и Г. стояла у истоков 1 МВ, консерваторы оправдывают политику Англии, т.к Англия намеренно уходили от войны, пытаясь защитить свою страну. В межвоенный период английские консерваторы стали обосновывать тезисоб особых отношениях между Англией и США, считали что США должна играть роль арбитра на европейском континенте. В 30 г консерваторы внесли вклад в политику умиротворения политики Гитлера, оправдывая тем самым подписание мюнхенского соглашения.Работа Немира «Предыстория мюнхенского соглашения» - он считал, что Чемберлен спас Европу от войны. В годы 2 МВ значительное число консерваторов поддержало Черчилля и выступило за необходимость образования антигитлеровской коалиции. Ученик Немира - БАТЕРФИЛЬД.  Историк либерал Джордж Маковей ТРИВЕЛЬЯН (младший) прославился работой «История Англии» 1920г. Использовал социологический и экономический подход в изучении истории, исследовал религиозную и социальную историю Англии, изучал английский образ жизни. Лейбористы, - в основном занимались изучением рабочего движения и социалистической мысли. Представитель: Джордж КОУЛ (с вебами) – социолог, историк, известный писатель, оставил более 100 работ «Труды по истории лейбористской партии», 3-х томная «История лейбористского движения». В январе 1924 г лейбористы пришли к власти во главе с Макдональдом. Вебы и Коул дружелюбно относились к СССР. Вильем и Зельда КОУТЦЫ написали 2-х томный труд «Советско–Английские отношения». В Англии лидеры марксистско-ленинской историографии (лидеры компартии Англии): Гари Колита, Пол Дат, Моват, Мортан – марксистская историография подчинена установкам Коминтерна. «История трех интернационалов».   33.Французская историография в 1919–1945 гг. Особенность французской историографии после 1945 года, наличие сильной школы марксистского исторического исследования. Не в одной стране Запада не было написано столько трудов по истории коммунизма, как во Франции. В межвоенный период возникла марксистская школа, лидерами которой были представители компартии Франции – КАШЕН, ТОРРЕС, ДЮКЛО. Один из первых выпустил сборник статей социалистического движения – Жан БРЮАН. Первые книги м-л исследования – КОРНЮ – «Биография К. Маркса»; Историк марксист А. СОБУЛЬ «Биография Сен-Жюста», «1789 – год свободы».   34.Английская историография Второй мировой войны.Характерные черты: Отвести от стран запада ответственность за подготовку и развязывание «МВ, возвеличить роль Англии и США, принизить роль СССР в борьбе с фашизмом и отыскать ошибки нацистов приведшие их к разгрому. Английская историография затрагивает политические аспекты и обходит стороной военные проблемы. Мало место отводится Великой Отечественной войне. Причина возникновения «МВ не раскрывается, а попустительство западных государств фашистскому блоку в развязывании войны, преподноситься как тактический промах большой политики. Основные направления: Реакционное (Брот, Купер, Кларк, Томпсон, Фуллер) Умеренные (Батлер, Эльс, Вудворт, Лидделгарт, Даниэль) Лебер.-демократическое (Тейлор, Кук, Янг, Грей, Пикок) Основные работы: Лидделгарт и Барии Пит «История 2МВ», «Вторая мировая» - Скот Даниэль; Верт «Россия в войне 41-45»; Кларк «Барбаросса»; Батлер «Большая стратегия»; Тейлор «Происхождение 2МВ».   35.Американская историография Второй мировой войны. В американской историографии выделяют течения: консервативное - (Фейс «Черчилль, Рузвельт, Сталин: война которую они вели и мир который они искали»). Консервативное течение в свою очередь делиться на сторонников политического идеализма (Девис,Линтлей, Лангер) – они руководствуються моральными ценностями, американского наследия; политический реализм (Спайкмен, Моргентау, Кеннон) – исходят из того, что США в войне полагались на силу, а не на мораль, «мораль обосновывала силу. Все консервативное движение носило антисовецкую направленность, приуменьшалась роль СССр в войне, скрывают причины и характер «МВ. Критики – (Барнс, Бирд, Крокер, Берг) Ревизионисты – (Хигенс, Леки) – цель их работ пересмотр истории войны в угоду интересов монополистических держав. Основные проблемы американской историографии: причины и виновники войны; Чемберлен и Даладье; Умалчивается роль монополий США в нападении Германии на СССР; возвеличивание США. Тейлор «Дорога Завоеваний: немецкая победа в Европе» 1940г. Хигенс «Гитлер и Россия: в войне на двух фронтах» Гринфилд «Армия США»   36.Российская и советская историография Второй мировой войны. Выделяют четыре периода (главная тема 2МВ): первый период 45-53 гг. (исторические работы носили пропагандистско-идеалогический характер, восхваление политической партии и Сталина. Второй период сер. 60 – сер 80 гг. – возврат к ленинской концепции, критика сталинского режима. «История 2МВ 1939-45» 1973-1983г. «История Великой отечественной войны»; Жилин «История Компартии» 70г; Захаров, Анфилов «Бессмертный подвиг»; Анфилов «Провал блицкрига», серия книг о военачальниках; Третий период сер. 80 до 91г. – зарождение дискуссий, публикации с запада, самиздат. Брежнев «Малая Земля», Семиряда «Заговор 2-х диктаторов», Волкогонов «Триумф и трогедии» М.89; Соколов «Цена победы». Четвертый период современность с 91 г. Открытие архивов, снятие цензуры, переоценка 2МВ, ликвидация белых пятен в истории, - открыт зановес над ранее не доступными темами. «Год кризиса» - сборник док. 1990г; Безыменский «Война Сталина, или война Гитлера»; Семиряга «Тайны Сталинской дипломатии»; Розанов «Сталин и Гитлер»; Суворов «Ледокол» «День М»; Горков «Готовил ил Сталин упреждающий удар» Коваленя «Беларусь в годы 2МВ» М.2005   37.Американская историография Второй мировой войны.В 40-50-е годы в американской историографии внешней политики на первый план выдвинулись проблемы второй мировой войны. Развернувшиеся среди историков споры как бы продолжили борьбу направлений в историографии первой мировой войны и внешнеполитические дебаты второй половины 30-х годов. Наибольшие разногласия вызвал вопрос о причинах вступления США в минувшую мировую войну и в связи с этим — о сущности пред­военной американской политики «нейтралитета» и ответственности за нее. Значительное большинство историков, которое развивало официаль­ную (или близкую к ней) версию предвоенной политики США и в целом оправдывало ее, составило официозное направление. Их находившиеся в меньшинстве оппоненты, выступившие против этой версии, получили наименование ревизионистов (или неоревизионистов). Против этой интерпретации предвоенной внешней политики США выступил Ч. Бирд, в двух книгах которого — «Выработка американской внешней политики в 1932-1940 гг.» и «Президент Рузвельт и наступле­ние войны в 1941 г.» — заложены основы ревизионистской концепции. Опираясь на многочисленные факты, Бирд показал, что не амери­канский народ, а правительственные круги США несут ответственность за последствия политики «нейтралитета». Сопоставляя слова и дела американских государственных деятелей, он доказывал, что США ничего реального не сделали для сохранения мира. Вслед за Бирдом выступили У. Г. Чемберлин, Ф. Р. Сэнборн, Ч, К. Тэнсилл и др. Ревизионистское направление в американской историографии второй мировой войны отразило глубокое недовольство наиболее реакционных кругов монополистического капитала США итогами войны, приведшей к ослаблению мирового капитализма. Несмотря на активность историков-ревизионистов, господствую­щее положение в интерпретации предвоенной американской внешней политики заняло официозное направление. К нему присоединилось большинство профессиональных историков, часто писавших свои рабо­ты по прямому заказу правительственных ведомств и получивших ши­рокий доступ в архивы. Представителями официозного направления яв­ляются У. Л. Лангер, С. Э. Глисон, С. Е. Морисон, Б. Раух, Г. Фейс, Д. Ф. Драммонд. Наибольшую известность приобрело двухтомное сов­местное исследование У. Л. Лангера и С. Э. Глисона «Вызов изоляцио­низму (1937-1940)» и «Необъявленная война (1940-1941)». Вторая мировая война дала сильный толчок исследованиям в об­ласти военной истории. При участии государственных учреждений была составлена обширная программа по написанию официальной истории второй мировой войны. Результатом явилось издание трех больших се­рий: 96-томной истории армии под редакцией Р. Гринфильда, 7-томной истории авиации под редакцией В. Крэвена и Д. Кейта и 13-томной истории военно-морского флота С. 3. Морисона. 38. Западногерманская историография Второй мировой войны.После Второй мировой войны немецкие университеты оставались главными центрами исторических исследований, однако в отличие от межвоенного периода, возросло количество специализированных научных центров, в особенности различных исторических организаций и обществ. Основными направлениями в историографии стали – консервативное, либеральное, социалистическое и марксистское. В 1950-е гг. доминировало консервативное направление (Г. Риттер, В. Хубач, Л. Дехио и др.) они обосновывали тезис о случайном возникновении «третьего рейха» и своеобразном «провале» германской истории. Историки-консерваторы являлись ярыми коммунистами и антисоветчиками, они обосновывали необходимость тесного союза ФРГ с ведущими странами Запада. Веймарскую республику они считали «импровизированной демократией», навязанной немецкому народу со стороны Запада и которая не прижилась в Германии. Либеральные историки (Г. Ротфельс, В Момзен, К. Д. Брахер и др.) считали, что веймарскую демократию погубили право- и леворадикальные силы в лице фѐлькише, НННП, НСДАП, милитаристских союзов, с одной стороны и КПГ, различные леворадикальные организации, Коминтерн, с другой стороны. Новыми явлениями в историографии ФРГ стали исследования в области социальной истории, психоистории, гендерной истории, истории повседневности и т.д. Во второй половине 1980-х гг. ряд правых историков-консерваторов (Г. Хильгрубер, В. Мазер и др.) выдвинули тезис о том, что германский нацизм являлся закономерным ответом на победу Октябрьской революции в России, установление большевистского режима, образование и деятельность Коминтерна, курс на победу социализма и коммунизма во всем мире. Тем самым оправдывался приход фашистов к власти в Германии и других странах и «смягчалась» их ответственность за развязывание Второй мировой войны. После объединения Германии в 1990 г. одной из главных тем немецкой историографии стала научная разработка истории германского вопрос и истории воссоединения двух германских государств. Значительное внимание по- прежнему уделяется истории Первой мировой войны, Веймарской республики, нацистского режима, Второй мировой войны, написанию политических биографий видных общественных и государственных деятелей Германии

Советская и российская историография после 1945 г.

При общем единстве мировой исторической науки ее развитие в СССР и странах Запада, в условиях раскола мира на два военно-политических блока, привело марксистскую и немарксистскую историографию к жесткой конфронтации по основным методологическим и конкретно-историческим вопросам. Падение коммунистического режима в СССР и распад Советского Союза в 1991 г. привели к кризису и дискредитации марксистской теории общественного развития. Начался новый этап в развитии российской историографии.

В основе методологии советских исследователей, как и прежде, лежал исторический материализм. Марксизм был большим дости­жением науки об обществе XIX в., он мощно обогатил историческое знание и раздвинул горизонты исследования социально-экономиче­ской жизни. Впервые было дано целостное материалистическое объяснение истории. Общественный процесс понимался как смена социально-экономических формаций, а основное его содержание сводилось к борьбе классов; политические события, государственная деятельность, идеология объяснялись приматом классовой борьбы.

В марксистской концепции общественного развития классовая борьба выступает главным двигателем истории, а революция рассматривается как высшая форма классовой борьбы, ее кульминация. Поэтому неудивительно исключительное внимание к этим сюжетам. Другой центральной темой являлась история рабочего класса.

Немало было сделано советскими историками в изучении внеш­ней политики стран Запада и международных отношений. Но и здесь идеологические установки сыграли весьма отрицательную роль. Со­ветская историография так и не смогла перешагнуть через полити­ко-идеологические барьеры.

Большие перемены в российской историографии произошли лишь на новом этапе, в конце 80-х-90-х годах, когда марксизм утратил монопольное положение и наметился методологический и идейный плюрализм.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 274; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!