Понятие и черты института авторского права и смежных прав.



Вопросы, связанные с авторским и смежными правами регулируются на основе Закона АР «Об авторском праве и смежных правах» от 5 июня 1996 г.

Авторское право. Авторское право в объективном смысле - это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

Авторское право выполняет четыре функции:

Первая из них - признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Авторское право устанавливает охрану этих произведений с момента их создания.

Вторая функция проявляется в установлении режима использования произведений. Нормы авторского права предусматривают, кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение. В силу ст. 138 ГК обладатель авторского права имеет исключительное право использования. Третьи лица вправе использовать произведение лишь с согласия обладателя исключительных авторских прав.

Третья функция авторского права выражается в наделении авторов произведений науки, литературы, искусства и иных правообладателей комплексом личных и имущественных прав.

Четвертая функция авторского права выражается в защите личных и имущественных прав.

Объекты, охраняемые авторским правом, относятся к таким областям человеческой деятельности, как наука, литература и искусство.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства:

во-первых, являющиеся результатом творческой деятельности и, во-вторых, существующие в какой-либо объективной форме. Отсутствие любого из названных критериев не позволяет говорить о наличии произведения как объекта авторского права.

Творческой обычно считается умственная деятельность, завершающаяся созданием творчески самостоятельного результата науки, литературы или искусства. С точки зрения авторского права при отсутствии плагиата, незаконного присвоения любой результат умственной деятельности признается творческим и подпадает под авторско-правовую охрану.

Существует примерный перечень объективных форм произведений: 1) письменная (рукопись, нотная запись и т. п.); 2) устная (публичное произнесение, исполнение и т. п.), 3) звуко- или видеозапись (цифровая, оптическая и т п); 4) объемно-пространственная (скульптура, сооружение и т. п.).

Смежные права. В объективном смысле смежные права представляют собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по охране исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания, установлению режима их использования, наделению исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций личными неимущественными и имущественными правами и защите этих прав. Иными словами, смежные права как институт гражданского права выполняют те же функции, что и авторское право.

Объектами смежных прав являются фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного и кабельного вещания.

Фонограмма - это любая, но исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков: песен, музыки, голосов людей, птиц или животных, природных шорохов, шумов и скрипов: деревьев, трав, ветра или морского прибоя.

Под исполнением понимается представление произведений, фонограмм, а также других исполнений посредством игры, пения, танца в контакте с аудиторией("в живом виде") или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения и т. п.).

Передачи организаций эфирного и кабельного вещания - это набор звуковых и изобразительных сигналов, посылаемых в эфир непосредственно или через спутник Земли либо иным образом, в том числе при кабельном вещании - посредством кабеля, провода, оптического волокна и т. п.

Принципы авторского права.

Принципы авторского права – это закрепленные в правовых актах основополагающие начала, идеи и положения на которых основываются нормы авторского права. В силу закрепления в законе принципы авторского права обладают общеобязательным характером.

Значение принципов заключаются в следующем. Во-первых, они определяют общее направление регулирования авторских правоотношений. Принципы пронизывают содержание всей системы авторского права, предопределяют всю юрисдикционную деятельность и воплощаются в субъективных правах и обязанностях участников авторских правоотношений. Во-вторых, принципы авторского права являются средством устранения пробелов в праве при применении такого способа как аналогия права. Кроме того, опора на принципы авторского права позволяет правильно толковать и применять на практике нормы, регулирующие авторские правоотношения.

К принципам авторского права относятся:

а) принцип свободы творчества позволяет автору выбирать интересующую его тему, форму будущего произведения, метод создания, использовать свое произведение всеми дозволенными законом способами.

б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества – заключается в том, что наряду с исключительным правом автора использовать свое произведение (воспроизводить любым способом, передавать права третьим лицам и т. д.) законом предусмотрены случаи, когда обеспечивается общественный интерес (случаи использования произведения без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения). Общество заинтересовано не только в эффективной защите авторского права, но и в свободном доступе к авторским произведениям. Неограниченная монополия автора на произведение может служить тормозом в эволюции соответствующих общественных отношений.

в) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора – означает, что ни при каких обстоятельствах права, относящиеся к личным неимущественным(право авторства, право автора на имя, право на обнародование и др.) не могут перейти к другим лицам, даже если сам автор выразил на это свое согласие - подобное соглашение не будет иметь юридической силы. Поэтому даже в тех случаях, когда произведение создано в порядке выполнения служебного задания, личные неимущественные права сохраняются за автором и должны быть во всех случаях обеспечены.

г) принцип свободы авторского договора – данный принцип означает, что автор свободен в выборе контрагентов, условий авторского договора, а также предусматривает недействительность договора при отсутствии добровольного волеизъявления автора заключить договор.

д) принцип моральной и материальной заинтересованности автора в создании и использовании произведений. На практике существуют различные формы морального поощрения: присуждение почетных званий (заслуженный артист и т.д.), переиздание произведений, снискавших признание народа. Моральным и материальным поощрением является присуждение авторам произведений науки, литературы и искусства различных государственных и именных премий. Установление авторского вознаграждения в виде гибких ставок заразличного рода произведения также является способом материального стимулирования.

е) принцип всемерной охраны прав и законных интересов авторов отражен не только в нормах права, которые устанавливают права и обязанности участников авторских правоотношений, закрепляют гарантии реализации субъективных прав, определяют компетенцию государственных органов, но и в нормах, обеспечивающих защиту нарушенных авторских прав.

Субъекты авторского права

Вопросы, связанные с авторским правом регулируются на основе Закона АР «Об авторском праве и смежных правах» от 5 июня 1996 г.

Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права.

В качестве субъектов авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица. К числу последних обычно относятся издатели газет, журналов и некоторых других составных произведений, изготовители аудиовизуальных произведений и работодатели авторов служебных произведений.

Авторское право на произведение возникает у его создателя в силу самого факта создания.Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах может (но не обязан) использовать знак охраны авторского права, помещаемый на каждом экземпляре произведения и состоящий из трех элементов: 1) латинской буквы "С" в окружности: (c); 2) имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; 3) года первого опубликования произведения.Буква "С" является начальной буквой английского слова "copyright" ("авторское право"). Помещение знака охраны авторского права на экземплярах опубликованных произведений призвано на практике обеспечить выявление случаев несанкционированного (незаконного) использования авторских прав на данные произведения.

Соавторство.Соавторство порождает факт создания произведения совместным творческим трудом двух или более лиц. Соавторы имеют единое авторское право на произведение, как образующее одно неразрывное целое, так и состоящее из самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга. Первое соавторство именуется нераздельным, а второе - раздельным Эти два вида соавторства различаются режимом использования произведений. Нераздельном соавторстве, соавторы не выделяют свои части коллективных произведений. А при раздельном соавторстве, например, учебник, главы которого, написанные отдельными соавторами, четко разграничены и могут использоваться самостоятельно.

По общему правилу, право на использование любого коллективного произведения принадлежит соавторам совместно. При раздельном соавторстве каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения по своему усмотрению, в том числе запретить ее использование, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами. Напротив, при нераздельном соавторстве, когда произведение образует одно неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Субъекты авторского права на составные произведения (составительство) и коллективные произведения.Автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющие результат творческого труда (составительство).

Составитель обладает авторским правом на составное произведение при условии соблюдения авторских прав авторов произведений, включенных в этот сборник.Попросту говоря, необходимо заручиться письменным согласием этих авторов.Авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания своих составных произведений.На отдельные составные произведения авторское право принадлежит издателям. Речь идет об энциклопедических словарях, периодических и продолжающихся сборниках научных трудов, газетах, журналах и других периодических изданиях. Исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом сохраняется за авторами произведений, включаемых в такие издания. Однако исключительное право на использование подобного издания в целом принадлежит издателю.

Субъекты авторского права на производные произведения.Переводчикам и авторам других производных произведений принадлежит авторское право на осуществленные ими перевод, переделку, аранжировку или другую переработку. Переводчик и автор другого производного произведения пользуется авторским правом на созданное им произведение при условии сохранения прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.

Авторское право переводчиков и авторов других производных произведений не препятствует иным лицам осуществлять свои переводы и переработки тех же произведений.

Субъекты авторского права на аудиовизуальные произведения.Авторами (соавторами) аудиовизуального произведения являются: а) режиссер-постановщик; б) автор сценария (сценарист); в) художник-постановщик; г) оператор-постановщик; д) автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор).

Заключение авторского договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения его изготовителю исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, публичный показ, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено договором.Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее, так и созданных в процессе работы над ним, не считаются авторами данного произведения: каждый из них пользуется авторским правом лишь на свое собственное произведение.

Субъекты авторского права на служебные произведения.Служебным признается произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя.

Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения. Права автора служебного произведения ограничены. Он имеет только личные неимущественные права.Исключительные же права на использование служебного произведения, если иное не оговорено в трудовом договоре, принадлежат работодателю.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 425; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!