Философия софистов: онтология.

Задания к семинару.

Тема 3.

Античная философия. Сократ. Платон. Аристотель.

Понятия.

1) Гносеологический оптимизм – направление в гносеологии, настаивающее на безграничных возможностях познавательных способностей человека, полагающее, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя. Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее. Имеются, конечно, определенные трудности исторического, т.е. – временного характера, но развивающееся человечество, в конце концов, их преодолеет.(уверенность, как в объективном существовании истины, так и в ее познаваемости.)

2) Акме (др.-греч. ακμή — высшая точка, вершина) — соматическое, физиологическое, психологическое и социальное состояние личности, которое характеризуется зрелостью ее развития, достижением наиболее высоких показателей в деятельности, творчестве.

3) Субъективная истина – истина у каждого человека своя.

4) Антропоцентризм (от греч.άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — ненаучное идеалистическое[1] воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

5) Благо в философии - в философии понятие блага используется для обозначения конечного предмета стремления, а также всего способствующего его достижению.

6) Майевтика (греч. Μαιευτική — букв. — повивальное искусство, родовспоможение) — метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

7) Платоновская Академия — религиозно-философский союз, основанный Платоном приблизительно в 387 году до н. э. близ Афин в садах, посвященных мифическому герою Академу. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и другие.

8) Философский идеализм – учение представители которого считают что дух, сознание первичны, а материя вторична. Из этого вытекает идея Творения.

9) Умопостигаемый космос.

Представление об «умопостигаемом космосе» мы впервые обнаруживаем у Филона Александрийского. Тогда же, в I в.до н.э. - II в.н.э. такого рода концепции были популярны у неопифагорейцев и пифагорействующих платоников. Такие авторы, как Нумений из Апамеи, рассуждали о трех (или четырех) космосах, составляющих иерархию, в которой чувственно-телесное является низшим, а умное — высшим пунктами.

10) Демиу́рг (др.-греч. δημιουργός — «мастер, ремесленник, творец» от др.-греч. δῆμος — «народ» и ἔργον — «дело, ремесло, промысел») — изначально — название класса ремесленников в античном греческом обществе. Впоследствии словом демиург, за редким исключением, стали обозначать Бога-творца, создателя мира. Первым в таком значении его использовал Платон.

В космологических системах гностиков демиург - подчиненный верховному Божеству творец из материи видимого мира и чувственной души.

11) Апофатические рассуждения-АПОФАТИ́ЧЕСКИЙ -ая, -ое. [греч. apophaticos - отрицающий]. Религ. Филос. Метод объяснения какого-л. явления путём использования таких словесных значений, которые противоположны требуемым по смыслу (ср.: катафати́ческий). А-ие приёмы описания непознаваемой сущности Бога.

12) АНАМНЕСИС (греч. anamnesis — припоминание, воспоминание) — в учении Платона (диалоги "Менон" и "Федон") — понятие, описывающее основную процедуру процесса познания. Познание, согласно Платону, есть "воспоминание" души в "посюстороннем" мире об идеях, которые она созерцала в мире "потустороннем", до ее соединения с телом. Сверхчувственные идеи, выступающие "образцами" того, что в материальном мире проявляется через "подобия", могут быть, по Платону, постигнуты исключительно этим путем. Источником учения об А. явилась в древнегреческой философии совокупность орфико-пифагорейских представлений о бессмертии души ("псюхе") вкупе с идеей возможности истинного неосознанного знания.

13) Доброде́тель — философский термин, означающий положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона.

14) Ликей. Аристотель не был афинским гражданином, он не имел юридического права приобрести в Афинах дом и землю, а потому основал свою школу за пределами города при общественномгимиасии, который находился неподалеку от храма Аполлона Ликейского, а потому назывался Ликеем.

15) Логика (др.-греч. λογική — раздел философии, «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

16) Непротиворечия Закон

— логический закон, согласно которому высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными. Закон говорит о противоречащих друг другу высказы­ваниях, т. е. высказываниях, одно из которых является отрицанием другого. Отсюда иное название закона — закон противоречия, подчеркивающее, что закон отрицает противоречие, объявляет его ошибкой и тем самым требует непротиворечивости.

17) Телеоло́гия (от греч.τέλειος, «заключительный, совершенный» + логос - учение) — онтологическое учение о целесообразности бытия, оперирующее наличием разумной творческой воли (творца). Ставит перед собой задачу ответить на вопрос «зачем, с какой целью?» без анализа причинно-следственной связи явлений.

18) Философский бог.

Бог Аристотеля - философский бог. Аристотелевский бог мыслит сам себя, бог, говорит Аристотель,- это "разум [который] мыслит сам себя .... и мысль [его] есть мышление о мышлении" (ХII, 9, с. 215) . В боге, поскольку в нем нет материи, предмет мысли и мысль о предмете совпадают.

19) Теология Аристотеля.

Будучи формой, перводвигателем и целью, бог начисто лишен материи. Поскольку материя вносит ачало возможности, потенциальности, то нематериальный бог - чистая действительность и осуществленность, высшая реальность. Бог отделен от мира индивидуального, обособлен от жизни людей, он не вникает в частности. Мир отдельного, мир единичных, индивидуальных, чувстьенных сущностей - недостойный предмет для бога, ведь "лучше не видеть иные вещи, нежели видеть [их] (XII, 9, с. 215). Бог неизменен - ведь всякое изменение было бы для него изменением к худшему.

20) Первая материя – Аристотель различает два вида материи. Один из них «то, из чего вещь состоит» и то, «из чего вещь возникает» близок по значению материи как вещества предмета. Это, так называемая, «последняя материя». Другой – так называемая «первая материя», то, что останется, если лишить вещи всех их форм, то, чему нельзя дать какое-либо конкретное определение и в этом смысле непознаваемое.

 

 

Ответы на вопросы.

1) Целью размышлений философов был поиск истины, хотя мы и видели, что мотивы этого поиска могли различаться. Само различение знания и мнения, объективного и субъективного в контексте проблемы бытия, ставшее одним из основных результатов развития ранней греческой философии, ярко свидетельствует об этом. Собственно космоцентризм, как мировоззренческая установка, предполагает поиск истины, причем истины, так сказать, космической, вселенской, существующей вне человека, объективно. Мы видели, не привели к нахождению этой истины. Понятно, что истина, если она объективна, должна быть одной. В то же время в различных философских системах, даже чисто космогонических и космологических (космология, в отличие от космогонии, изучает устройство мироздания), никакого согласия мы не видим, не говоря уже о взглядах элеатов, которые поставили под сомнение истинность самой космогонии.

Возможность нахождения объективной истины впервые была поставлена под сомнение.

Философия столкнулась с необходимостью создания новых мировоззренческих, прежде всего гносеологических, установок.Эти новые гносеологические установки были разработаны в ходе спора

софистов и Сократа.

Появляются люди, сами широко образованные, которые берутся за определенную плату (впервые в истории за преподавание философии стали брать деньги) научить необходимым знаниям и умениям. Эти люди называли себя софистами, то есть, по-гречески, мудрецами. В этом смысле данную эпоху можно назвать просвещением – образованность стала востребована и появились те, кто готов был эту образованность распространять.

Философия софистов: онтология.

Отчасти заимствуя идею Гераклита об изменчивости материального мира, софист Протагор (акмэ 444-441) выдвигает положение, согласно которому постоянно изменяется абсолютно все – не только материальный мир, но и субъект познания.

Так как в вещах соединяются противоположные свойства, то можно сказать, что о вещах в равной степени можно утверждать прямо противоположное.

Софисты отрицали существование объективной истины и впервые высказали концепцию субъективной истины – истина у каждого человека своя.

У софистов не космос, а человек, впервые помещается в фокус внимания философии.

 

2) Именно борьбе против софистического учения о субъективной истине всю жизнь будет бороться знаменитый афинский философ Сократ.

В отличие от софистов, Сократ считал, что существует объективная истина, причем не просто истина, а объективное благо (в философии понятие блага используется для обозначения конечного предмета стремления, а также всего способствующего его достижению), скотором человек должен сообразовывать и свою жизнь, и свои размышления.

А если существует объективное благо, то существует и объективная, общая для всех людей, нравственность.

Существование зла и добра. Добра в мире больше. Именно потому, что мир устроен не только закономерно, но и знание и соблюдение этих законов необходимо самому человеку, человек должен стремиться к познанию этих законов, к познанию того, что в действительности для него является благом.

Для этого, по мысли Сократа, у человека имеется специальный инструмент – разум, мышлени.

 

3) Более того, познание истины зависит от того, как человек этим инструментом пользуется. Существуют объективные законы мышления, знание которых и правильное пользование которыми и является условием нахождения истины

Впервые в истории европейской философии Сократ формулирует концепцию души (сознания) как специфического предмета философского интереса, как истинного «Я» человека, носителя морального сознания и истинной меры бытия. Учение о душе отличает взгляды Сократа и от космического объективизма досократиков, и от субъективизма софистики.

Человеческая душа рассматривается как особая реальность (иная чем природа, чем космос), подчиненная хотя и человеческим, но не произвольным, а объективным законам.

.Душа человека- познай самого себя, т.е. познай саму душу, так как душа – это особая реальность.

Отсюда следует еще одна замечательная мысль Сократа. Невозможно сообщить человеку истину в готовом виде, хотя бы потому, что в качестве истины человек для себя готов принять лишь то, что он считает своим. Истину человек должен открыть для себя и в себе, пользуясь своим разумом правильно (отсюда и познай самого себя).

 

4) -Метод майевтики – наводящие вопросы.

-Плохие поступки – результат незнания истины.(никто не будет желать себя зла, зная, что это действительно зло. Отсюда следующий вывод Сократа: плохие поступки человека являются результатом незнания им истины.)

-Сократ не дал ответа на вопрос, что представляет собой объективная умопостигаемая истина в онтологическом плане.

Но его концепции истины и души оказали влияние на создание Платоном его учения, в котором он и попытался дать ответы на поставленные Сократом вопросы.

5) У Парменида бытие и единое отождествляются, для него истинно лишь всеобщее бытие. И именно в сфере всеобщего он обнаруживает тождество мышления и бытия: мысль о всеобщем и само всеобщее - одно и то же. Как только бытие понимается не как всеобщее (например, у софистов), так это тождество распадается. Для Парменида «быть» - прежде всего быть единым предметом для мысли как таковой. Бытие понимается и как то, что есть, и как есть, в чем проявляется онтологическая синонимия.

Основной перспективой рассмотрения платоновского учения о бытии считается рассмотрение ее как попытки онтологического обоснования учения Сократа, которое и характеризуется прежде всего как философия самосознания. Высказывается и на анализе ряда диалогов обосновывается, что основной идеей Платона является мысль о том, что лишь в процессе самопознания душа обретает истинное знание и восходит (возвращается) к подлинному бытию. Для обоснования объективности этого процесса Платон и создает свою теорию идей.

 

6) Платон не отрицает присущность движения бытию.Он не согласен не с элеатами, не с Гераклитом. В диалоге «Софист» Платон критикует обе эти точки зрения. Он показывает, что отрицая существование движения и делая бытие единым и неподвижным, элейские философы тем самым отрицали возможность познания бытия, поскольку познавать и быть познаваемым значит действовать и испытывать воздействие, но и первое и второе суть виды движения. С другой стороны, если бы бытие только двигалось, то и оно было бы непознаваемым, поскольку познание предполагает некоторую устойчивость. Поэтому Платон приходит к выводу, что бытие должно одновременно и покоиться, и двигаться; но движение есть не переход бытия в небытие: небытие можно понимать как инобытие. Тогда движение можно понимать как переход от бытия одним образом к бытию другим образом. У Платона, таким образом, мы впервые наблюдаем дедуктивное обоснование онтологического статуса движения.

Тогда движение можно понимать как переход от бытия одним образом к бытию другим образом. У Платона, таким образом, мы впервые наблюдаем дедуктивное обоснование онтологического статуса движения

Парменид - «Бытие есть, а небытия — нет»:

-Небытия нет, так как про него нельзя мыслить, так как такая мысль была бы противоречива, так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет».

-Бытие одно, и не может быть 2 и более бытий.

-Иначе они должны были бы быть отграничены друг от друга — небытием, его нет.

-бытие сплошно (едино), то есть не имеет частей.

-Если имеет части, значит части отграничены друг от друга Небытием. Его — нет.

-Если нет частей и если бытие одно, то нет движения и нет множественности в мире.

-В противном случае, одно Бытие должно двигаться относительно другого.

-Так как не существует движения и множественности и Бытие одно, то нет ни возникновения, ни уничтожения.

-Так при возникновении (уничтожении) должно быть Небытие, но Небытие - нет.

-Если нет движения, возникновения, уничтожения, то и времени не существует.

-Так как Время должно быть отнесено к какому-то процессу.

-Бытие лежит (покоится), оно пребывает в вечности, а не во времени.

 

7) В основе этического учения Аристотеля – представление о человеке как существе не только разумном, но и свободном. В основе свободы лежит такое свойство человеческой души как воля. Воля и разум в человеке могут не сводиться друг к другу. Здесь видно отличие Аристотеля от сократовского понимания зла, как незнания. Человек может совершать безнравственные поступки не только потому, что не знает, как поступать правильно, но и потому, что не обладает должной волей для этого. Поэтому воля – это то, что является предметом упражнения. Что бы научиться совершать нравственные (добродетельные) поступки, человек должен уделять внимание не только образованию, но и воспитанию.

Сократ в вопросах этики развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми.

 

8) В греческую философию термин материя (греч. - хюле) был введен именно Аристотелем. Если говорить о материи в значении, наиболее близком в плане проблемы тому, который использует Аристотель, это будет платоновское пространство, которое служит местом и средой, в которой возникают и гибнут эмпирические вещи. Платон называет ее также «матерью», «кормилицей», «восприемницей», «воском», на котором запечатлеваются оттиски вечно сущих идей. Эти оттиски и составляют наш эмпирический мир. Для Платона, таким образом, использование категории материи служит логическим решением проблемы обоснования множественности эмпирического мира наряду с неизменным миром идей. Эта материя в принципе непознаваема, непознаваема не только умом, но и чувствами, поскольку не является идеей и полностью лишена какой-либо определенности.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!