Методы и приемы формирования навыков конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста



Конструктивная деятельность детей в раннем детстве – это создание простейших построек из строительного материала, а в старшем дошкольном возрасте – это сложная и разнообразная деятельность.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель располагает значительно большими возможностями, чем в предшествующих группах, так как дети этого возраста приобрели уже некоторый опыт.

Перед старшими дошкольниками более отчетливо ставится задача приучения детей предварительно обдумывать процесс своей деятельности: что строить, каков будет размер постройки, какой для нее понадобится материал и т.д. Умение зрительно представить будущую постройку, привлечь живые наблюдения для осуществления своего замысла, является чрезвычайно ценным качеством конструктивной и мыслительной деятельности детей этого возраста [18].

В зависимости от поставленных целей и задач в непосредственно организованной образовательной деятельности применяются различные методы и приемы работы: наблюдение натурального объекта; показ и анализ образца; объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки; постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т.е. задач проблемного характера.

Применение того или иного метода или приема зависит не только от поставленных задач, но и от опыта детей, от сложности конструкции. При отборе методов педагог должен помнить, что основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребенка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребенка, его нравственные качества, эстетические чувства [15, 19].

В обучении художественному конструированию старших дошкольников используют сложные методические приемы, благодаря которым возможности детей в смысле развития конструктивной деятельности расширяются.

Сочетание обучения конструированию в непосредственно организованной образовательной деятельности и целенаправленная организация конструктивной деятельности в игре являются важнейшим условием эффективности обучения конструированию в дошкольном образовательном учреждении [15, с. 25].

Немаловажно отметить педагогическое значение эмоциональных и занимательных моментов при организации непосредственно организованной образовательной деятельности по конструированию на начальном этапе, когда перед воспитателем стоит задача возбудить у детей новый интерес [11].

Как показывает анализ практики, обучения старших дошкольников конструированию из бумаги строится на подражательной основе – педагог использует образцы, показ и подробное толкование процесса изготовления каждой поделки. Данный традиционный подход имеет ряд недостатков:

1. сложность конструктивной деятельности;

2. большое количество операций, последовательность которых можно запомнить только механически;

3. процесс конструирования поделки в памяти ребенка не складывается в единое целое;

4. практически ребенок не имеет возможности опробовать найденное решение и исправить его в случае необходимости (т.е. сложить, надрезать и т.п.);

5. каждый способ конструирования «привязан» к конкретной поделке и представляется только в контексте изготовления.

Л.А. Парамонова совместно с О.А. Сафоновой разработали новый подход к обучению, в основу которого положено обобщение способов конструирования из бумаги в процессе их «распредмечивания» (способ, который раскрывается вне контекста изготовления какой-либо игрушки, а также наполняется конкретным предметным содержанием) [31]. Цель данной стратегии – формирование у детей конструировать самостоятельно и творчески. Обучение детей осуществляется поэтапно.

I этап.

Способы конструирования выносятся из контекста практической деятельности конкретного характера (лодочка, фонарик и др.), отрабатываются, а затем каждый из них вводится в процесс изготовления различных игрушек. При этом у педагога есть возможность успешно использовать игровые ситуации с заданиями в стихотворной форме (отражение «образа действия по А.В. Запорожцу»).

II этап.

Постановка задачи проблемного характера: соотнести усвоенные способы с новыми условиями и перенести их в другую ситуацию трансформированно. Таким образом обеспечивается их обобщение.

III этап.

Создание условий для самостоятельного конструирования.

Обучение, построенное по принципу «от общего к частному», переориентирует ребенка от практического результата (конкретная поделка) к осознанию способов конструирования как средств изготовления разных новых интересных игрушек. Его результат: у детей формируются умения конструировать самостоятельно и творчески, т.е. претворять на практике новые оригинальные замыслы (вне задачи, идущей от взрослого): находить нестандартные решения – существенно изменять и разнообразить комбинирование известных операций: подбирать материал по фактуре, цвету, форме, величине в определенном сочетании, соответствующем замыслу. Последнее – это свидетельство художественного характера деятельности (что невозможно при традиционном подходе), влияния обучения на эстетическое развитие.

Кроме того, данная система обучения предусматривает сочетание различных форм конструирования (с их помощью есть возможность организовывать содержательное общение детей); обеспечивает взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности – игрой (театрализованной, сюжетно-ролевой, режиссерской), рисованием и другими. Чему это способствует? Осознаются способы деятельности, повышается ее продуктивность; развивается как само конструирование (повышается мотивация, углубляется замысел в соответствии с игровыми задачами), так и игра, а также описательная и диалогическая речь [31].

Как сказано выше, конструирование из бумаги относят к художественной деятельности – в основном создаются художественно-эстетические предметы: сказочные фигурки для игр (сюжетных, театрализованных), поделки для украшения интерьера и т.п. Это могут быть, как литературные персонажи (Колобок, Баба Яга, Царевна-лягушка и т.п.), так и придуманные образы («вакса-клякса», «солнечный человечек» и т.п.). Даже тогда, когда в поделках воплощаются реальные предметы (кроватка, стулья, веер и др.), образы людей и животных (лисичка, поросенок, мальчик, девочка и др.), дети всегда стараются украсить игрушку, сохраняя при этом общую основную структуру. Техника работы с бумагой разнообразна: сминание, разрывание, разрезание, сгибание. Последние две более сложны и более распространены в педагогической практике [31].

Техника получения поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях называется оригами («ори – сгибать, «гами» - бумага»). Пришла в нашу страну из Японии, где культивируется, как выражение любви к родственникам, друзьям, близким через создание таким путем красивых композиций. С техникой оригами детей знакомят с детского сада. Но, простые на первый взгляд игрушки (журавль, поросенок) требуют огромного количества сгибаний бумаги, последовательность которых запомнить трудно даже взрослым, не говоря уже о детях. Целесообразнее говорить лишь об элементах оригами, позволяющих получит путем простого складывания, как правило, объемную фигуру. На основе последней дети создают разнообразные фигурки.

Близка к оригами техника киригами, также пришедшая к нам из Японии. Киригами включает в себя процесс складывания бумаги в разных направлениях и надрезания. Так создаются различные фигурки животных, забавных человечков, снежинки, цветы и т.д.

Еще одна из разновидностей техники конструирования из бумаги – бумажная скульптура. Путем комбинирования разных бумажных форм создается огромное разнообразие поделок (по тематике, по конструкции) [31].

Несмотря на привлекательность, конструирование из бумаги – сложный вид деятельности. Предполагается наличие хорошо развитых пространственных представлений; пробы, неверные действия исключаются, так как складывание, разрезание и т.п. исправить уже нельзя; значит нельзя добиться и успеха. Поэтому традиционная методика строится на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной игрушки. В результате, как было сказано выше, у детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже знакомого образца. А это не способствует развитию конструирования творческого характера, инициативного, самостоятельного.

Развивать навыки творческого конструирования можно посредством

1) разнообразной техники, начиная с более простых ее видов (сминание, разрывание);

2) обобщенных способов в процессе овладения более сложной техникой (оригами, киригами, объемная скульптура);

3) создания условий (возможность поиска, разнообразие материалов и др.) [11].

Последний прием реализуется с помощью педагога. Сам способ конструирования отрабатывается вместе с детьми вне конкретной задачи, а затем демонстрируется как основа изготовления ряда поделок. И только потом педагог дает детям возможность самостоятельно применять усвоенные способы для новых поделок. Благодаря этому вырабатывается способность конструировать самостоятельно и творчески, используя разные техники. На основе такой общей стратегии разработана система педагогической работы.

Конструирование из природного материала, по мнению Л.А. Парамоновой, подразумевает создание разного рода целостностей путем их преобразования или соединения частей [30].

И.А. Лыкова в программе «Цветные ладошки» разработала новые подходы к обучению детей конструированию из природного материала. По мнению автора, вид художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов, называется экопластика. Данный термин вводится в один смысловой ряд с понятиями «конструирование из природного материала», «флористика» и «дизайн». Цель данной стратегии – создание художественного образа и композиции из отжившего или обреченного на гибель лесного материала с использованием его природной пластики, текстуры и фактуры [17].

Технология обучения конструированию из природного материала осуществляется поэтапно.

I этап – подготовка материала.

Шишки подбираются на влажной почве, так они дольше сохраняют форму. Листья собирают, когда они приобретают красивую окраску, и высушивают их в старых журналах. Лесные и грецкие орехи, желуди, каштаны собирают только зрелые. Семена разных растений промывают, высушивают и рассортировывают в разные картонные коробочки. Ягоды шиповника, рябины, бузины лучше использовать свежими, поэтому запасать надо в небольшом количестве, оставшиеся высушить для мелких деталей. Камешки, раковины, палочки, перья и пух промывают, высушивают и при желании окрашивают. В детском саду или дома все просушивают, раскладывают по виду и размеру, и хранят в «дышащих емкостях» – картонных коробках, бумажных пакетах, деревянных ящиках, либо в одном ящике с ячейками, чтобы было удобнее рассматривать и выбирать.

II этап - основной.

Рассматривание с детьми природных форм и выявление ассоциаций: на что похоже или что напоминает. Педагог предлагает рассмотреть природные формы в разных ракурсах с целью выявления изменения образа (например, так камешек похож на голову собаки, а если перевернуть вверх ногами – вылитая лягушка). Применение этого педагогического приема вызывает у детей интерес к экспериментированию в художественном творчестве [17].

Использование художественного слова вызывает эмоциональный отклик, мотивирует к творчеству, развивает воссоздающее пространственное воображение.

Показ воспитателем вариантов использования природных материалов (например, у петушка туловище с головой из пластилина, а хвост и крылья из природного материала, либо наоборот). Знакомство с некоторыми особенностями объемных поделок. Они могут размещаться в пространстве по-разному: вертикально, горизонтально или наклонно. Тот или иной ракурс определяет образ поделки. Даже отдельные части или детали приобретают новый вид в зависимости от своего расположения. Соединять части будущей поделки можно с помощью палочек, трубочек для коктейля, веточек, проволоки (воспитатель демонстрирует разнообразные способы присоединения деталей). В результате различного размещения частей можно не только создавать разные образы, но и придавать различные позы одному и тому же персонажу. В зависимости от того, как прикрепить детали под углом, изменяя расстояние, или перпендикулярно, получается статичная или динамичная фигурки [17].

В соответствии с задуманным образом дети подбирают природный материал для будущей поделки. Или делают наоборот. Рассматривают природный материал, который есть под рукой, и «слушают», что он осам подскажет. В зависимости от этого составляется композиция.

Основой (фоном) для композиций из таких поделок могут быть вазоны с настоящими растениями, коробки, дно которых устлано мхом или посыпано песком, красивые срезы деревьев, ветки, камни, раковины – что угодно, в зависимости от характера образов, величины поделок, полета фантазии и реальных возможностей.

Если задумана сложная композиция из нескольких фигурок, нужно продумать их взаимное расположение. В единой композиции фигурки должны соответствовать друг другу по размеру. Главные персонажи обычно крупнее прочих и располагаются в центре. Далее завершается оформление отдельных поделок и составляются коллективные композиции.

III этап – заключительный.

Получившиеся композиции используют как экспонаты выставок, для обыгрывания построек, и в качестве декоративного оформления предметной развивающей среды дошкольного образовательного учреждения.

В результате использования данной технологии у старших дошкольников развивается наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их между собой; формируются умения, связанные с художественно - образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности; дети учатся создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе и дальше [17, 6].

Так, в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа развивается воображение как новообразование у  дошкольников [20, 212].

Руководство конструктивной деятельностью  дошкольников включает:

· целенаправленное и систематическое планирование работы;

· обеспечение дидактического сопровождения педагогического процесса;

· анализ и контроль самостоятельной конструктивной деятельности детей;

· индивидуально-дифференцированный подход;

· использование разнообразных методов и приемов работы;

· создание условий для организации детской деятельности с песком, водой и снегом.

В современных дошкольных образовательных учреждениях создана система обучения детей конструированию, которая включает в себя ряд мероприятий:

· организацию предметно-развивающей среды;

· методического сопровождения, включающего интегрированное планирование;

· связь с социумом;

· работу с родителями.

ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

Конспекты НОД по конструированию из природного материала

Конспект НОД по конструированию из бумаги

Конспект НОД по ЛЕГО-конструированию

Конспект НОД по ЛЕГО-конструированию

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 3159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!