Мы отправили тебя с истиной добрым вестником и предостерегающим увещевателем, и ты не будешь спрошен об обитателях Ада.

Урок №153 Толкование Корана шейхом АбдуРрахмааном Ас-Саади.

(Желательный к изучению урок).

 

Сура №2 «Бакара» аяты № 115-121.

 

 

Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха. Воистину, Аллах – Объемлющий, Знающий.

     

Из всех сторон света Аллах особо выделил восток и запад, потому что в них сосредоточены великие знамения. Там восходят и закатываются небесные светила, и если Аллах обладает властью над востоком и западом, то остальные стороны света тем более подвластны Ему.

 

О люди! В какую бы сторону вы ни повернулись, выполняя повеление Аллаха или вынужденно, там будет лик Аллаха. Вам велено во время намазов поворачиваться лицом в сторону Каабы, хотя прежде вы поворачивались лицом в сторону Иерусалима. А во время путешествий вам разрешается совершать намаз, сидя на верблюдице или другом средстве передвижения, и поворачиваться лицом в направлении вашего движения. А если вы не можете определить, в какой стороне находится Кааба, вам разрешается совершить намаз в любом направлении по вашему усмотрению. И ваша молитва принимается, даже если впоследствии окажется, что вы допустили ошибку. А если вы будете страдать болями в пояснице или заболеете, то для вас сделаны прочие уступки. В любом случае, куда бы вы ни повернулись, вы не найдете стороны, которая не подвластна вашему Господу.

 

Этот аят подтверждает существование лика Всевышнего Аллаха, который достоин Его величия и совершенства и не похож на лица творений. Аллах обладает самой великой милостью и самыми совершенными качествами, и Ему известны любые тайны и помыслы Его творений. Благодаря своим всеобъемлющим качествам и безграничному знанию Аллах позволяет Своим рабам совершать различные поступки и принимает их праведные деяния. Хвала же за это надлежит Ему одному!

 

 

116. Они сказали: «Аллах взял Себе сына». Пречист Он! Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и земле. Ему одному все покоряются.

 

Среди иудеев, христиан и язычников есть такие, которые утверждают, что Аллах взял себе ребенка. Они приписывают Аллаху качества, которые не соответствуют Его величию. Они совершают тяжкий грех и поступают несправедливо по отношению к самим себе. Но несмотря на их дурное отношение к своему Господу, Всевышний Аллах терпеливо сносит их злодеяния, не спешит с наказанием их и даже одаряет их благополучием и пропитанием.

 

Пречист Аллах и превыше всех качеств, которые не соответствуют Его величию и которые многобожники и несправедливые грешники приписывают Ему! Пречист Аллах, обладающий абсолютным совершенством и далекий от любых недостатков!

 

Однако Всевышний Аллах не только опроверг слова многобожников, но и привел доказательства своего абсолютного совершенства. Именно поэтому Аллах возвестил, что Ему принадлежит все, что на небесах и на земле. Все творения находятся во власти Аллаха и являются Его рабами. Он управляет ими подобно тому, как господин управляет своими рабами. Все рабы покорны Ему, зависят от Его воли и нуждаются в Нем, тогда как Он абсолютно ни в чем не нуждается. И если истина такова, то кто из рабов может быть ребенком великого Господа, тем более, что ребенок всегда бывает подобен своему родителю, поскольку является частью его? Аллах является Всемогущим Владыкой, тогда как все творения являются подвластными Ему рабами. Он богат и не испытывает нужды, тогда как Его рабы бедны и нуждаются в своем Господе. Как же после этого можно приписывать Ему детей? Всякий, кто поступает таким образом, измышляет самую великую и самую отвратительную ложь!

 

Что же касается покорности Аллаху (араб. "кунут"), то она бывает двух видов. Общая покорность творений проявляется в том, что они подвластны своему Творцу, а частная покорность выражается в поклонении Аллаху. Первый вид упоминается в обсуждаемом нами аяте, а второй вид упоминается в следующем высказывании Всевышнего:

«И стойте перед Аллахом смиренно» (2:238).

 

 

117. Он – Первосоздатель небес и земли. Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!», как это сбывается.

 

Аллах сотворил небеса и землю, придал им совершенный облик и сделал их прекрасными творениями, подобных которым ранее не существовало. Принимая решение, Ему достаточно сказать: "Будь!" – как желаемое сбывается. Ничто не может воспротивиться Его воле, и никто не может помешать Ему.

 

 

118. Те, которые лишены знания, говорят: «Почему Аллах не говорит с нами? Почему знамение не приходит к нам?» Такие же слова произносили их предшественники. Их сердца похожи. Мы уже разъяснили знамения людям убежденным!

 

Невежественные люди Писания и прочие невежды вопрошали: "Почему Аллах не разговаривает с нами так, как Он разговаривает со своими посланниками? Почему посланники не показывают нам чудеса, которые мы желаем увидеть?" Руководствуясь своим недалеким умом, они осмеливались дерзить Создателю, превозносились над Божьими посланниками и требовали показать им чудеса. Всевышний по этому поводу сказал: «Вот вы сказали: "О Myca (Моисей)! Мы не поверим тебе, пока не увидим Аллаха открыто". Вас поразила молния (или постигла гибель), тогда как вы наблюдали за этим»(2:55); «Люди Писания просят тебя, чтобы ты низвел им Писание с неба. Мусу (Моисея) они попросили о еще большем, когда сказали: "Покажи нам Аллаха открыто". Тогда молния поразила (или гибель постигла) их за их несправедливость» (4:153);

«Они сказали: "Что это за посланник? Он ест пищу и ходит по рынкам. Почему к нему не был ниспослан ангел, который предостерегал бы вместе с ним? Почему ему не даровано сокровище? Почему у него нет сада, из которого он бы вкушал?"» (25:7-8);

 

«Они говорят: "Ни за что мы не уверуем, пока ты не исторгнешь для нас из земли источник; или пока не будет у тебя пальмовой рощи и виноградника, в которых ты проложишь реки; или пока не обрушишь на нас небо кусками, как ты это утверждаешь; или не предстанешь перед нами вместе с Аллахом и ангелами; или пока у тебя не будет дома из драгоценностей; или пока ты не взойдешь на небо. Но мы не поверим в твое восхождение, пока ты не спустишься с Писанием, которое мы станем читать"» (17:90-93).

 

Вот так они обращались с Божьими посланниками. Они требовали от них чудес для того, чтобы изобличить их в беспомощности. Они не желали найти прямой путь и уяснить для себя истину. Что же касается посланников, то они показали людям много знамений, которых было вполне достаточно для того, чтобы они обратились в правую веру. Именно поэтому Аллах сказал, что Он уже разъяснил знамения убежденным людям. Каждый убежденный верующий видел столько удивительных знамений и убедительных доказательств своего Господа, что его знания превратились в твердую убежденность, которая несовместима с колебаниями и сомнениями.

 

 

Мы отправили тебя с истиной добрым вестником и предостерегающим увещевателем, и ты не будешь спрошен об обитателях Ада.

 

Всевышний упомянул о знамении, которое объемлет и подразумевает все остальные знамения, свидетельствующие о правдивости Пророка Мухаммада (салла Ллаху `алейхи уа салам) и истинности принесенного им писания. Этим знамением является пророческая миссия посланника Аллаха, который принес людям истину. Это знамение объемлет все остальные знамения, с которыми был отправлен Пророк Мухаммад (салла Ллаху `алейхи уа салам), и содержит в себе сразу три аргумента. Первым аргументом является факт пророческой миссии Мухаммада (салла Ллаху `алейхи уа салам). Вторым аргументом является его жизнеописание и руководство. Третьим аргументом является учение Корана и Сунны, которое он проповедовал. Первые два аргумента вытекают из коранического откровения о том, что Пророк Мухаммад (салла Ллаху `алейхи уа салам) был отправлен Аллахом. Третий аргумент вытекает из коранического откровения о том, что он был отправлен с истиной.

 

В качестве первого аргумента мы упомянули факт пророческой миссии Мухаммада (салла Ллаху `алейхи уа салам). Для того, чтобы убедиться в его правдивости, достаточно изучить состояние, в котором находилось человечество до начала его пророческой миссии. Люди поклонялись идолам, огню и крестам, искажали ниспосланные им религии и находились в беспросветном мраке неверия, которое ослепило их и окружило со всех сторон. Спастись от этого неверия удалось лишь некоторым людям Писания, которые перед пришествием Пророка Мухаммада (салла Ллаху `алейхи уа салам) уже практически исчезали. Однако Всевышний Аллах не создал творения понапрасну и не предал их забвению. Он является мудрым, знающим, могущественным и милосердным Господом. Руководствуясь божественной мудростью и божественным милосердием, Аллах отправил к Своим рабам великого посланника и повелел им поклоняться только милостивому Аллаху, не приобщая к Нему сотоварищей. Благоразумному человеку достаточно задуматься над миссией Пророка Мухаммада (салла Ллаху `алейхи уа салам), чтобы убедиться в его правдивости. Это великое знамение однозначно свидетельствует о том, что он действительно был Посланником Аллаха.

 

В качестве второго аргумента мы упомянули жизнеописание Пророка Мухаммада (салла Ллаху `алейхи уа салам), и если человек надлежащим образом изучит его жизнь до начала пророческой миссии, а также качества, которыми он обладал и которые стали еще более совершенными и восхитительными впоследствии, то ему непременно станет ясно, что таким совершенным нравственным обликом обладают только пророки, поскольку Всевышний Аллах сделал нравственный облик одним из величайших доказательств правдивости или лживости людей.

 

В качестве третьего аргумента мы упомянули великий мусульманский шариат и Священный Коран, содержащий правдивые повествования, повелевающий творить добро, запрещающий совершать дурные поступки и являющий людям удивительные знамения. Упомянутые нами три аргумента объединяют в себе все божественные доказательства и знамения.

 

Всевышний также сообщил, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, был добрым вестником и увещевателем. Он принес благую весть о счастье при жизни на земле и после смерти каждому, кто покорился ему, и предостерег от несчастья при жизни на земле и после смерти каждого, кто ослушался его. Он не был в ответе за деяния обитателей Преисподней, поскольку ему было поручено только донести до людей истину. А держать ответ они будут перед Всемогущим Аллахом.

 

 

Иудеи и христиане не будут довольны тобой, пока ты не станешь придерживаться их религии. Скажи: «Путь Аллаха – это прямой путь». Если же ты станешь потакать их желаниям после того, как к тебе явилось знание, то Аллах не будет тебе ни Покровителем, ни Помощником.

 

Всевышний сообщил Своему посланнику о том, что иудеи и христиане не будут довольны им до тех пор, пока он не обратится в их религию. Они проповедуют религию, которую исповедуют сами, и считают, что следуют прямым путем. Именно поэтому Аллах велел Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, возвестить о том, что верным руководством является только руководство Аллаха, с которым он отправлен. Что же касается воззрений людей Писания, то они опираются только на их низменные желания. И если бы Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, стал потакать их желаниям после того, как ему открылось настоящее знание, то у него не оказалось бы ни покровителей, ни помощников.

 

Это откровение строго запрещает потакать желаниям иудеев и христиан и уподобляться им в том, что является отличительной особенностью их вероисповеданий. И хотя Всевышний Аллах обратился к Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, этот аят также распространяется на его последователей, поскольку принимать во внимание следует общий смысл откровения, а не конкретное лицо, к которому оно обращено. Согласно другому правилу, принимать во внимание следует общий смысл откровения, а не конкретную причину, по которой оно было ниспослано.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!