Лист корректировки рабочей программы
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» (Образовательная область «Искусство») для 8 класса составлена на основе авторской «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-8 кл.»: учебное пособие для общеобразовательных организаций /4-е издание/— М.: Просвещение, 2014, примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству, в соответствии с ФК ГОС основного общего образования, с учетом основной образовательной программы МБОУ «СШ №13» и учебного плана школы.
Программа реализуется через учебник:«Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека», Питерских А.С., Гуров Г.Е. /учебник для 8 класса/: под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013 и рассчитана на 1 час в неделю (19 недель, 19 уроков – 2 полугодие).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать:
· как анализировать произведения архитектуры и дизайна;
· место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
· особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
· основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
|
|
Учащиеся должны уметь:
· конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);
· моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
· работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
· конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;
· использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
· владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
· создавать композиционные макеты объемов на предметной плоскости и в пространстве;
· создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
· работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
· использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
|
|
· использовать разнообразные материалы (белая бумага и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель: графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).
· использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки.
Содержание учебного предмета
3 ЧЕТВЕРТЬ. ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА — КОНСТРУКТИВНЫЕ ИСКУССТВА В РЯДУ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ.
ХУДОЖНИК — ДИЗАЙН — АРХИТЕКТУРА. ИСКУССТВО КОМПОЗИЦИИ — ОСНОВА ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ (5 ч.)
Конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Общее и разное в образно-языковых основах и жизненных функциях конструктивных и изобразительных видах искусств. Архитектура и дизайн как «вторая природа», как рукотворная среда нашего обитания. Многообразие современной материально-вещной среды. Плоскостная композиция в дизайне. Разнообразие полиграфического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
|
|
Тема. Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции
Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронталная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции — все вариации рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.) Задания: 1) расположить на формате один большой прямоугольник из черной бумаги и, обрезая его, добиться баланса массы и поля; 2) расположить и зафиксировать один небольшой прямоугольник произвольно в любом месте формата, уравновесить композицию добавлением еще двух разновеликих прямоугольников; 3) гармонично сбалансировать композиции из трех пяти прямоугольников, добиться простоты и выразительности.
Материалы: белая и черная бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: репродукции и слайды работ Эля Лисицкого, К. Малевича.
Тема. Прямые линии и организация пространства
Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и
|
|
сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших
плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.
Задания: 1) введение в композицию от трех до пяти прямых; линий; 2) выполнение коллажно - графических работ с разными видами композиций
(замкнутой, раскрытой, центровой, свободной и пр.).
Материалы: бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, резак.
Зрительный ряд: репродукции и слайды работ Эля Лисицкого, К. Малевича, В. Кандинского и т. п.
Тема. Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость.
Задания: 1) введение в черно-белую композицию из прямоугольников и линий цветного круга; 2) создание композиции из произвольного количества простейших цветных геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах по принципу цветовой сближенности или контраста; 3) в отвлеченной форме ритмом, характером и цветом мазка, линией или пятном выразить состояние, ощущение или событие (например, «шум дождя», «тишина», «суматоха», «выстрел» и др.).
Материалы: бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, резак, гуашь (белила), тушь, кисть.
Тема. Буква — строка — текст. Искусство шрифта
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.
Задания: 1) создание композиции, включающей, помимо прямоугольников, прямых линий и круга, букву; 2) создание композиции того же содержания, но с заменой линии строкой текста.
Материалы: бумага белая, черная и цветная, ножницы, клей, резак; вырезки из журналов и газет.
Зрительный ряд: образцы плакатов и рекламных листовок, книг и журналов.
Тема. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции
Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.
Задания: 1) прямоугольная форма: введение в композицию с буквой и строками фотоизображения в прямоугольнике; 2) изображение в форме свободного пятна: включение в композицию фотоизображения, вырезанного по контуру (в форме пятна); 3) изображение как фон композиции: упражнение, где фотография является фоном плаката; 4) макеты плаката, поздравительной открытки. Материалы: принадлежности для рисования, бумага, ножницы, клей, вырезки из журналов.
Зрительный ряд: образцы плакатов, поздравительных открыток, книг и журналов.
Тема. Многообразие форм полиграфического дизайна
Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология.
Задания: 1) макет разворота или обложки книг; 2) макет разворота журнала.
Материалы для рисования, ножницы, клей, цветная бумага, вырезки из журналов. Зрительный ряд: образцы книг и журналов.
3 ЧЕТВЕРТЬ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ. В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ (6 ч.)
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального
градостроительства. Связь миропонимания, образа жизни, природных и социальных условий со строительством зданий и организацией городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры.
Здание — объект в пространстве, в градостроительстве. Понимание архитектуры как объемно-пространственного художественного мышления. От плоскостного изображения к макетированию объемно-пространственных композиций.
Тема.Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность
Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объемов в 1 пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий, как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объемов, когда точка — вертикаль, круг — цилиндр или шар, кольцо — цилиндр и т. д. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа.
Задания: 1) прочтение плоскостных изобразительных композиций (из прямоугольников, пятен, линий) как чертежа-схемы архитектурных объектов (вид сверху); 2) баланс объема и поля на макете (1 прямоугольник—1 параллелепипед); 3) баланс объемов между собой и с полем макета (добавление соответственно к одному прямоугольнику еще двух прямоугольников и к одному параллелепипеду еще двух параллелепипедов).
Материалы: бумага, клей ПВА, картон, белила, гуашь, водо-эмульсионная краска.
Зрительный ряд: В. Кандинский. Черный аккомпанемент; К. Малевич. Супрематизм; Эль Лисицкий; образцы плоскостных композиций, выполненных учителем или самими учащимися по материалам предыдущей темы.
Тема.Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета. Задания: 1) прочтение линии как проекции объекта; 2) построение трех уровней рельефа; 3) добавление архитектурного объекта в виде двух-трех параллелепипедов. Достижение композиционного взаимосочетания объектов, их сомасштабности друг другу и пространству макета.
Материалы: картон, бумага, малоформатные объемы (коробочки, баночки и пр.), карандаш, клей.
Зрительный ряд: иллюстрации из «Краткой энциклопедии дизайна» О. И. Нестеренко; таблицы по черчению «Аксонометрия», «Ортогональные проекции».
Тема.Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля
Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной
индустрии.
Задания: 1) соединение объемов, составляющих здание способом примыкания (пассивное соединение) и взаимного проникновения (агрессивное соединение); 2) создание макета дома, построенного из модульных объемов (3—4 типа), одинаковых или подобных по пропорциям.
Материалы: бумага, клей ПВА, ножницы.
Зрительный ряд: журналы, открытки с изображениями архитектурных построек разных эпох; книга Ле Корбюзье «Архитектура XX века».
Тема.Важнейшие архитектурные элементы здания
Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру.
Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использование элементов здания в макете проектируемого объекта.
Задания: 1) проектирование объемно-пространственного объекта из важнейших элементов здания; 2) создание зарисовки (с натуры, с репродукции, по воображению) архитектурных элементов здания по отдельности или всего здания целиком.
Материалы: бумага, клей, ножницы; карандаш, бумага.
Зрительный ряд: диафильм «Азбука архитектуры»; фотографии Триумфальной арки, Кремля, Грановитой палаты в Москве, Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, собора Святого Петра в Риме.
Тема. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени
Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов.
Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального. Красота — наиболее полное выявление функции вещи.
Задания: 1) аналитическое упражнение — исследование формы вещей по предложению учителя; 2) проектное упражнение на функциональное использование формы (например: «Чем может быть шар?»); 3) создание тематической образно-вещной инсталляции (инсталляция — композиция из реальных предметов и вещей, передающая образ действительности и наше осмысление жизни).
Материалы: бумага, карандаш, ножницы, вырезки из журналов для коллажа, клей, подбор вещей и объектов для инсталляции.
Зрительный ряд: образцы вещей для анализа; диафильм «Что такое дизайн»; проспекты и рекламные буклеты, каталоги, журналы по дизайну.
Тема. Роль и значение материала в конструкции
Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника — от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т. д.).
Задания: 1) проектное упражнение «Сочинение фантазийной вещи»: сапоги-скороходы, ковер-самолет, автомобиль агента 007
(полуфантастическое соединение функций); 2) построение формы (объекта) исходя из материала, его фактурных свойств (металлические банки, пробки, гвозди, проволока, вата, шарики, трубочки и др.).
Материалы: принадлежности для рисования, материалы для монтажа инсталляций.
Зрительный ряд: фотографии инсталляций из журналов.
Тема. Цвет в архитектуре и дизайне
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его на- хождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия.
Задания: 1) макетирование цветной коробки как подарочной упаковки для вещей различного назначения; 2) введение в макет рельефного членения локального цвета (например, гофрированные окрашенные поверхности, введение фактурной окраски); 3) цветовое решение макетной объемно-пространственной композиции (абстрактной или тематической) из простейших элементов.
Материалы: белая и цветная бумага, вырезки из журналов, гофрированная цветная бумага, клей, водоэмульсионные белила, ножницы.
Зрительный ряд: фотографии интерьеров общественных мест с активным использованием цвета, фотографии городских фрагментов или
отдельных домов (например, старый Арбат, район Пенягино в Митино, Москва); А. Родченко. Мебель для рабочего клуба, образцы упаковок; В.
Татлин. Макет памятника III Интернационалу (образец пространственной композиции).
4 ЧЕТВЕРТЬ. ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ, КАК СРЕДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. (4 ч.)
Тема. Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого
Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.
Задания: 1) силуэтная зарисовка самых знаменитых построек любого города, создание визитной карточки этого города; 2) графическая зарисовка или фотоколлаж исторического здания или уголка города определенной эпохи и стиля.
Материалы: карандаш, тушь, бумага; ножницы, клей.
Зрительный ряд: фотографии образцов народного жилища, средневековых замков и храмов (Донжон в Лоше, аббатство Монт Сен Мишель, собор
Парижской Богоматери, Кельнский собор), мечетей и т. д.; фотографии архитектурных сооружений различных стилей (античный, романский,
барокко и т. д.).
Тема.Город сегодня и завтра Тенденции и перспективы развития современной архитектуры
Архитектурная и градостроительная революция XX века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.
Задания: 1) нарисовать современное здание и, вырезав его, вмонтировать в фотографию городского пейзажа; 2) фантазийная зарисовка на тему «Архитектура будущего»,
Материалы: карандаш, бумага; вырезки из журналов, клей, резак.
Зрительный ряд: иллюстрации из книг «Мир архитектуры» (М., 1990), Ле Корбюзье. Архитектура XX века, журнал «Мир и Дом» за 2001—2002 годы; К. Леду. Проекты для города Шо.
Тема. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица
Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.
Задания: 1) аналитическое прочтение различных видов композиционно-плоскостных схем существующих городов; 2) макетно-рельефное моделирование фрагмента города.
Материалы: бумага, картон, пенопласт, клей, резак; тушь, карандаш, бумага.
Зрительный ряд: О. И. Нестеренко. Краткая энциклопедия дизайна; силуэтные фотографии фрагментов городов из журналов «Архитектура» и др.; реконструкция исторических зон старых городов — см. сборник «Дизайн» (М., 1996) и др.
Тема. Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды
Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д.
Задания: 1) создание рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой, бетонными вазонами и пр.; 2) эскизный макет витрины магазина. Материалы: карандаш, гуашь, бумага; бумага, клей, ножницы.
Зрительный ряд: иллюстрации из журналов по архитектуре и дизайну.
Тема. Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера
Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера.
Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.).
Задания: 1) рисунок-проект интерьера одного из общественных мест (можно фрагмент); 2) эскиз-проект мебельного гарнитура или отдельного предмета мебели (в технике аппликации). Материалы: карандаш, гуашь, бумага; бумага, ткань, ножницы, клей (для аппликации).
Зрительный ряд: иллюстрации из журналов (например, «Мир и Дом», «Табурет», «Мезонин» и пр.).
Тема. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства
Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Обучение технологии макетирования путем введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и т. д.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоем, дорога, газон и т. д.). Задания: 1) архитектурно-пейзажные зарисовки на тему сочетания города с живой природой (с натуры, с репродукции); 2) создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (например, сквер с фонтаном и памятником, детский парк, городской сад с беседкой и пр.), использование имитирующих фактур.
Материалы: карандаш, тушь, бумага; бумага, имитирующие фактуры по усмотрению учителя, водоэмульсионная краска, клей, резак.
Зрительный ряд: панорамы Версаля и Петергофа, фотографии японского «Сада камней», изображения парков и скверов, городских частных домов с озелененными дворами (из журналов и книг).
Тема. Ты— архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление
Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация вколлективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики.
Задание: коллективная работа — создание сложной пространственно-макетной композиции с использованием различных фактур и материалов («Город будущего», «Поселение в космосе» и т. д.), решение задач пропорциональности, сомасштабности, гармонии, баланса масс и форм в их пространственной и функциональной взаимосвязи. Материалы: бумага, картон, материалы, имитирующие фактуры, клей.
Зрительный ряд: диафильм «Азбука архитектуры»; схемы, выполненные учителем и учениками; фотографии афинского Акрополя, Казанского собора и Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, Большого театра в Москве; фотографии архитектурных макетов, выполненных детскими студиями «Старт», «Эдас» и пр.; фотографии архитектурных проектов: И. Уткин. Город-мост; Кендзо Тан т е. Проект застройки Токийского залива; К. Леду. Проект колесной мастерской для города Шо.
4 ЧЕТВЕРТЬ. ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ. (4 ч.)
Тема. Мой дом— мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома
Мечты и представления учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой дом — мой образ жизни. Учет в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач.
Задания: 1) создание поэтажного плана воображаемого дома; выбор особенностей дома — роскошь, удобство или аскетизм; учет образа жизни людей (чертеж); 2) технический рисунок (эскиз) частного дома в городе, пригороде, далеко в лесу, домика в деревне (по выбору) — основная конфигурация дома, влияние назначения внутренних помещений на общий силуэт здания (задание может выполняться на компьютере в программе 3D Architector Deluxe и др.).
Материалы: карандаш, бумага.
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением современных частных строений: дома, коттеджи и пр.; образцы исторических и современных построек: изба, русские усадьбы, европейский дом, азиатские жилища.
Тема. Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища
Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-
архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).
Задания: 1) создание схемы предметной компоновки интерьеров дома; 2) эскизный рисунок с использованием коллажа-проекта пространственного воплощения плана своей комнаты (задание по возможности выполняется на компьютере в программе 3D Architector). Зонирование помещения с помощью цвета. Материалы: карандаш, бумага; вырезки из журналов, цветная бумага, клей, резак.
Зрительный ряд: журналы по дизайну, иллюстрации интерьеров.
Тема. Дизайн и архитектура моего сада
Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы.
Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини-пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц и т. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.
Задания: 1) создание плана земельного участка с обозначением элементов, организующих мини-пейзаж сада; 2) создание общего вида сада — рисунок плюс коллаж (аппликация); 3) макетирование фрагмента сада из природных материалов; 4) создание композиции из цветов, веток и т. д. по мотивам искусства икебаны.
Материалы: карандаш, бумага; вырезки из журналов, цветная бумага для аппликации; природные материалы: веточки, сухие соцветия, камушки и т. д. Зрительный ряд: фотографии европейских и восточных садов из журналов по дизайну и садоводству.
Тема. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды
Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода — бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.
Задания: 1) специфика эскиза модных коллекций одежды — создание рисунка-копии; 2) создание своего собственного проекта вечернего платья — рисунок или рельефный коллаж; 3) видеорепортаж с улицы на тему «Мода»; совместный анализ увиденного на уроке.
Материалы: карандаш, тушь, бумага белая и цветная, клей, резак. Зрительный ряд: журналы мод, журнал «Монитор» и пр.
Тема. Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды
О психологии индивидуального и массового. Мода — бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодежная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться»? Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и ее выражение в одежде. Стереотип и кич.
Задания: 1) создание словесного списка-перечня всех элементов воображаемого гардероба с небольшими поясняющими зарисовками вещей;
2) проектный рисунок одного из комплектов костюма (для дома, для улицы, для работы и пр.), подбор цветовой гаммы.
Зрительный ряд: каталоги одежды; иллюстрации из журналов «Мода», «Бурда», «Космополитен» и т. п.; фотографии из книг «Японский театр «Кабуки» (М., 1969); Р. Ра гул. Грим (М., 1969), Ли Бейган. Грим (М., 1997).
Тема. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна
Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж , как мода.
Задания: 1) рисование прически и макияжа на фотографии;
2) упражнения в нанесении макияжа и создании прически на «живой натуре» (попарно, по трое учеников и т. п.).
Материалы: косметика, грим, бижутерия, инструменты для прически, гуашь.
Зрительный ряд: фотографии из книг: Ли Бейган. Грим, макияж (практическое руководство) (М., 2002); М. Грульке. Суперпрически (М., 2002); журналы моды.
Тема. Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна
Человек как объект дизайна. Понятие имидж - дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и т. д., определяющей форму поведения и контактов в обществе. Связь имидж - дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж - дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.
Задание: коллективное задание (по группам): создание имидж - мейкерского сценария-проекта (например, «Петров — лучший спортсмен года», «Иванова — в мэры», «Петрова — мисс Европы») с использованием различных визуальных элементов. Соревновательно - игровой показ проектов. Материалы: по усмотрению учителя.
Тема. Моделируя себя — моделируешь мир
Человек — мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» — имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра.
Заключительное занятие года, которое проводится в свободной форме на примере сделанных учащимися работ. Занятие демонстрирует понимание учащимися роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, показывает понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств.
Тематическое планирование
№ | Учебный период | Тема учебного периода | Количество часов | Контрольные работы | Практическая часть |
1 | 3 четверть | «Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн-архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры» | 5 | - | 5 |
2 | 3 четверть | «Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий» | 6 | - | 6 |
3 | 4 четверть | «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среда жизни человека» | 4 | - | 4 |
4 | 4 четверть | «Человек в зеркале дизайна и архитектуры» | 4 | 1 | 3 |
Итого: | 19 | 2 | 17 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
| Дата | Тема урока | Тип урока | Цели изучения темы, раздела.
| |||||
Прогр-а | План | План | Факт | ||||||
3 четверть. Тема «ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА — КОНСТРУКТИВНЫЕ ИСКУССТВА В РЯДУ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ. ХУДОЖНИК — ДИЗАЙН — АРХИТЕКТУРА. ИСКУССТВО КОМПОЗИЦИИ — ОСНОВА ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ»- 5 часов | |||||||||
1 | 1 |
| Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. -Задание: Гармонично сбалансировать композиции из трех – пяти прямоугольников | Урок новых знаний | Ознакомить с основными типами композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Учить располагать на формате один большой прямоугольник из черной бумаги и обрезая его, добиваться баланса массы и поля. Добиваться простоты и выразительности. | ||||
2 | 2 |
| Прямые линии и организация пространства. Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. -Задание: Композиция из произвольного количества простейших цветных геометрических фигур | Урок новых знаний | Учить с помощью простых прямых линий соединять элементы композиции и членение плоскости. Дать понятия локальные цвета. Сближенность цветов и контраст. Создание композиции из произвольного количества простейших геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах. | ||||
3 | 3 |
| Буква – строка- текст. Искусство шрифта. -Задание: Композиция из прямоугольников, прямых линий, круга с добавлением буквы. | Урок повторе-ния. Урок новых знаний | Познакомить с различными шрифтами. Дать представление о каллиграфии и полиграфии. | ||||
4 | 4 |
| Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. -Задание: Макеты плаката, поздравительной открытки по выбору | Урок повторе-ния. Урок новых знаний | Познакомит с историей развития плаката, показать важность агитационной деятельности. Должны знать о роли стилистики изображения и способы их композиционного расположения в пространстве на бумаге | ||||
5 | 5 |
| Многообразие форм полиграфического дизайна. -Задание: Изготовления обложки книги, обертки, фантика | Урок обобще-ния | Познакомить с разнообразием полиграфического дизайна, элементами составляющие конструкцию и худ. Оформление книги. | ||||
3 четверть. Тема «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ. В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ»- 6 часов | |||||||||
6 | 6 |
| Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность -Задание: Выполнение плоскостной композиции | Урок новых знаний | Дать понятия чертежа как плоскостного изображение объемов, когда точка вертикаль, круг- цилиндр и т.д. Формировать понятия учащихся проекционной природы чертежа. Баланс объемов между собой и с полем макета | ||||
7 | 7 |
| Архитектура - композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятия модуля. -Задание: Эскиз макета дома | Урок новых знаний. | Учить детей чтению по рисунку простых геометрических тел, а так же прямых, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях. Ознакомление учащихся с объемной архитектурной композиции. Формирование навыков моделирования сложных, объемных композиций, используя необходимые средства. | ||||
8 | 8 |
| Важнейшие архитектурные элементы здания. -Задание: Зарисовки архитектурных элементов здания | Урок обобще-ния | Показать художественную специфику и особенности выразительных средств архитектуры. Ознакомить учащихся со свойствами архитектурных объемов. Выявить влияние архитектурных форм на человека. Сформировать навыки конструирования архитектурных композиций. | ||||
9 | 9 |
| Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. -Задание: Создать рекламный буклет | Урок новых знаний | Дать понятие дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Проектное упражнение на функциональное использование вещей («Чем может быть шар?») | ||||
10 | 10 |
| Роль и значение материала в конструкции. -Задание: Дерево, мрамор, другие фактуры | Урок повторе-ния | Дать понятия что роль материала определяет форму ознакомления со свойствами. Построение формы исходя из материала, его фактуры и свойства. | ||||
11 | 11 |
| Цвет в архитектуре и дизайне. -Задание: Цветовое решение макетной объемно- пространственной композиции | Урок обобще-ния | Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Объяснить специфику влияния цвета спектра и их тональности. | ||||
4 четверть. Тема «ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ, КАК СРЕДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» - 4 часа | |||||||||
12 | 12 |
| Город сквозь времена и страны. Образно – стилевой язык архитектуры прошлого. -Задание: Графическая зарисовка или фотоколлаж старинного здания | Урок новых знаний | Дать понятия о смене стилей как отражение эволюции образа жизни. | ||||
13 | 13 |
| Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. -Рисуем на тему: -Зарисовка архитектурного будущего | Урок повторе-ния. Урок новых знаний | Дать понятие об архитектурной и градостроительной революции 20 века, ее технологических и эстетических предпосылках. Познакомить с исторической формой планировки городской среды и их связь с образом жизни. Дать понятие замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, ассиметричная, прямоугольная и др. | ||||
14 | 14 |
| Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера. -Задание: -Эскизный макет витрины магазина. -Выполнить эскиз предмета интерьера | Урок новых знаний | Дать понятия роли малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектуры. Познакомить детей с интерьером различных общественных мест. Мебель и архитектура: гармония контраст. | ||||
15 | 15 |
| Природа и архитектура. Организация архитектурно - ландшафтного пространства. Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. -Задание: План-проект дачного участка | Урок новых знаний | Дать понятия город в единстве с ландшафтно-парковой средой. обучить технологии макетирования путем введения бумагопластики различных материалов и фактур. Учить конструировать объемно-пространствнной композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты. | ||||
4 четверть. Тема «ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ»- 4 часа | |||||||||
16 | 16 |
|
| Мой дом – мой образ жизни. Функционально- архитектурная планировка своего дома. Интерьер комнаты – портрет ее хозяина. Дизайн вещественно – пространственной среды жилища. -Задание: Технический рисунок плана частного дома | Урок новых знаний. Урок обобще-ния | Учить фантазировать и воплотить в архитектурно-дизайнерских проектах. Познакомить с дизайн интерьером. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Учить создавать схемы, проекты. | |||
17 | 17 |
|
| Дизайн и архитектура моего сада Рисуем на тему: -Макетирование фрагмента сада из природного материала | Урок новых знаний | Учить моделировать сад, используя знания о растениях | |||
18 | 18 |
|
| Мода, культура и ты. Композиционно- конструктивные принципы дизайна одежды. Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. -Задание: Создание своего собственного проекта одежды рисунок или коллаж. | Урок новых знаний | Ознакомить с технологией создания одежды. Дать понятия законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон. Учить создавать костюм, что бы он выражал личностные качества человека, подбор цветовой гаммы. Дать понятия стилей. | |||
19 | 19 |
|
| Грим, визажистика и прическа в практике дизайна. Имидж-лик или личина? Сфера имиджа-дизайна. Моделируя себя моделируешь мир. Рисуем на тему: -Упражнение в нанесении макияжа и создания прически. -Коллективное задание по группам - создание имиджмейкерского сценария проекта. Соревновательно - игровой показ проекта. | Урок обобще-ния. Урок новых знаний, умений навыков | Тестовые задания, проверка теоретических знаний по предмету. Ознакомить с технологией нанесения макияжа и грима. Дать представление о мимическом, возрастном гриме. Научить делать прически простые и сложные, дать представление об укладке, завивке, плетении волос. | |||
Итого: 19 часов | |||||||||
Лист корректировки рабочей программы
Предмет:____________________________
Класс:_________________________________
Учитель:____________________________
№ урока
|
Дата проведения |
Название раздела, темы |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
Дата проведения по факту | Согласование: зам. директора по УВР | ||
по прогр. | по плану
Мы поможем в написании ваших работ! |