Связность не только пространства, но и смыслов.



Реплики и Ракурсы

Четыре пятых Греции – это горы. Склоны античных гор покрывали густые леса, кишащие дичью.

Хороших сухопутных дорог практически не было. Лучшими дорогами были – «влажные», морские.

Жизнь грека располагалась в промежутке между стихийным, божественным и рукотворным, человеческим.

Вот этот промежуток – между царством Посейдона и пространством полиса, между лепетом воды и грамматическим шумом речи.

Древние улочки были похожи на нынешние. Только внешние стены домов были глухими. Стены бедных домов делались из необожжённого, сырцового кирпича. Так что вору было проще порой проломить стену, чем сбить засов.

Греки нередко стучали не только входя в дом, но и выходя. Почему? (Улочки были узки. Двери открывались наружу. Чтобы не зашибить прохожего).

Агора – место торга, бесед, сплетен, объявлений и т.д. Кстати, покупки на агоре были мужским занятием.

На агоре нередко устанавливались таблички с надписями, игравшие роль местных газет и важных объявлений. Надпись на левкомате (деревянная табличка) стоила 6 драхм, на камне – 165 драхм. Устойчивость цен может быть поводом для разговора о том, была ли в античных полисах (и каких из них) инфляция и что могло ее стимулировать.

Спарта от публичных надписей демонстративно отказалась.

Источники сообщают, что у Александра Македонского была повреждена шея, из-за чего его голова была немного повернута влево. Где мы можем это видеть? – На монетах. Именно с Александра начинается традиция профильной чеканки изображений на монетах. При этом головы независимых правителей обычно чеканятся повернутыми влево, вассальных – вправо. До этого изображения чеканились анфас – кстати, из-за этого на них быстро стирались носы.

Животных Древней Греции мы также можем увидеть на монетах. – Вот сегодняшнее предупреждение водителям о черепахах, переползающих через дорогу, а вот черепаха на монете Эгина. Кто из сегодняшних обитателей греческой фауны отсутствовал в древнегреческой? – Кошки.

Практически каждый греческий полис-государство чеканил свою монету. Каждая из них имела какую-то характерную особенность. Например, главной приметой афинских денег было изображение совы – спутницы богини Афины. Македония чеканила монеты с изображением лошадей. Художественное мастерство и реалистичность изображений на монетах были столь высоки, что по ним можно проследить переход от коренастой древней европейской породы лошадей к легкой и тонконогой азиатской в кавалерии греков в течение 5-4 вв. до н.э.

Шкала древнегреческих денег при Солоне: талант, статер, драхма, обол (позднее добавились скрупул и лепта).

Афинские драхмы (на реверсе – попирающая амфору сова) – одни из старейших монет в истории.

Греки нередко использовали в качестве кошелька рот, держа монеты за щекой (долгое время такая манера была в ходу и на Руси).

А кому клали под язык самую мелкую монету – обол? – Покойнику.

Однако деньги древнегреческих полисов сильно различались. Вот знаменитые спартанские деньги – тяжелые железные прутья (еще и намеренно непрочные – процесс их выделки включал обработку уксусом). Согласно легенде, эти деньги ввел Ликург, дабы спартанский воинский дух не разъедался алчбою и коммерцией

Помимо совы, афинскую драхму украшает изображение Афины Паллады.

За что афиняне сделали Афину покровительницей Афин? – За дар оливкового дерева. Почему они предпочли оливковый дар Афины дару Посейдона – брызнувшему из скалы источнику? – Вода в источнике была соленой (пресную же воду греки чтили и берегли).

Мы говорили о способах сообщения, коммуникации античных греков (дороги, деньги, торговля, агора, полемика, сократические диалоги и т.д.). Теперь мы пытаемся понять, как греки коммуницировали, «общались» с богами, с «космическим» («Космос» – древнегреческое слово и древнегреческое чувство).

Покажите, как греки взывали к Зевсу. – Поднимали руки к небу. А к Посейдону? – простирали их к морю. А как они обращались к Аиду? – Били ногой о землю.

 «Прикосновение» к богам для греков осуществлялось главным образом через жертву, жертвоприношение. Вообще трапеза, пир в древнегреческой культуре – место сближения, понимания.

Выразительны сцены жертвоприношения, выбитые на жертвенных же котлах. Причудливы навершия котлов для жертвенного пира.

Любопытный способ сношения с богами – инкубация. Вопрошающий к богам засыпал в особом месте (абатоне – запретном пространстве) внутри святилища. Мы можем даже различить абатон в руинах святилища Асклепия. Смысл сновидений толковали жрицы.

Некоторые ученые полагают, что черепа этих животных, чьи стоянки были на территории древней Сицилии, могли находить в пещерах во времена античности. И что именно они дали начало легендам о циклопах. Попробуйте назвать того, кому принадлежит этот череп. – Мамонт.

Пол этого чудовища, пожиравшего тех, кто не сумел разгадать его загадки, нередко неправильно называют мужским. На самом деле это не он, а она. Кто это? – Сфинкс.

Театр в Афинах мог вместить 17 000 человек.

Если учесть, что все (свободное) население Афин в разное время составляло (по разным оценкам) от 25 000 до 40 000 человек, – это означает, что в афинском Одеоне могло поместиться практически все взрослое население Афин. Все равно, как если бы в Петербурге был стадион, равный 100 стадионам «Петровский».

Чтобы даже последний бедняк мог посещать театральные действа, существовало специальное социальное пособие – «феарикон» («театральные», «зрелищные» деньги). 

 

Связность не только пространства, но и смыслов.

Такого рода незамысловатые позволяют сопоставить пространства «разной степени связности» в разных культурах. Позволяют понять, куда «подталкивает» человека само пространство, и задуматься над тем, почему он открывается для этого призыва или уклоняется от него. Так, Пётр сделал из сухопутной России морскую, а при Анне Иоанновне флот вновь пришел в упадок. Китай имел и флот, и Чжу Хэ, но в Средние века развернулся внутрь себя. Мераб Мамардашвили размышлял о том, почему в грузинской культуре отсутствует феномен «моря», бывшего вот «здесь», совсем рядом.

 

Чувство Космоса и чувство полиса. Размышление о том, что жизнь античного грека разворачивается (и сквозит) вот в этом промежутке: между божественным, стихийным и рукотворным, человеческим. Великая античная двойчатка КОСМОСА и ПОЛИСА. 

Олимп и «Взгляд с Олимпа». Интересный повод упомянуть о странном для нас пренебрежении древнего грека к дали, к разъятому пространству (пренебрежении, «расследованном» разными авторами – от Шпенглера до Аверинцева).

Взгляд древнего грека упорядочивается через Олимп, а не через горизонт.

 

Это, понятно, артист М.Суханов... А наша история – про тирана Гестия и его раба, на чьей выбритой голове он составлял секретное послание. И смысл – хитрость Гестия сегодня уже не может сгодиться. Волосы в наше время «растут» гораздо медленнее секретов и новостей.  

 

Вопросы и сюжеты (здесь пункты, точки информирования, задающие тему)

  • Рожь – не знали. Овёс – сорняк. Просо – пища варваров. Ячмень – для жертв и гаданий (священное ячменное поле вблизи Элевсина).
  • Вазопись. Сцены выжимания виноградного сока.
  • Вазопись. Сцены травли лисиц. Капканы и сети.
  • При появлении на рынке торговца со свежей рыбой звонили в колокол, чтобы афиняне успели купить рыбу свежей. Закон запрещал рыбакам поливать рыбу водой, «подновляя» ее.
  • Разведение пчел (было столь много пчельников, что существовал закон об интервалах между ними).
  • Добыча соли.
  • Колосс Родосский (статуя Гелиоса) имел высоту 29,3 м. (пошло 13 т меди и 8 т железа).
  • В 6 в. в Афинах появились двусторонние монеты.
  • Дерево гнули, пилили, тесали. Полировали рыбьей кожей.
  • Кумская гидрия («царица ваз») находится в Эрмитаже.
  • Сосуды различались по назначению – для питья, для благовонного масла, для пудры, для масла, которым натирались атлеты и т.д.
  • Греческие купцы до 6 в. до нашей эры вывозили главным образом предметы роскоши, а ввозили сырье. С 6 в. до н.э. ассортимент вывозимых товаров расширился за счет вина, ремесленных изделий, масла. Ввозили греки хлеб, кожу, дерево, папирус, рабов.
  • Греки между собой торговали при помощи денег, а с варварами – через бартер.
  • Когда монет еще не было, роль денег играл скот, затем – металлические слитки в виде шкур весом в 26 кг.
  • Сухопутные дороги у греков были плохие, основные пути сообщения – морские.
  • Общий вес оружия гоплита достигал 30 кг.
  • В конце 4 в. до н.э. появился новый род войск: элефантерия – отряды боевых слонов (Александр Македонский привез из Индии около 200 слонов).
  • Стены домов, колонны, статуи расписывались.
  • Согласно Плинию, Милет основал около 90 колоний.
  • Наружные стены домов были глухими.
  • Обогревались переносными жаровнями. Положенные на глинобитный пол угли покрывали колпаковидными глиняными сосудами с отверстиями.
  • Светильники наливались нефтью или маслом.
  • Зеркала – бронзовые.
  • У свободных граждан хитон был с двумя рукавами, у рабов – с одним.
  • Первой значительной личной библиотекой была библиотека Аристотеля.
  • Клепсидра («воровка воды») отмеряла время ораторской речи (когда речь прерывали, раб пробкой останавливал воду).
  • Герон Александрийский изобрёл автомат для продажи священной воды.
  • Малоимущим раздавались «зрелищные деньги».
  • Плата за исполнение общественных и воинских обязанностей.
  • Литургия – совместное строительство кораблей.
  • Лаконичность – от имени лаконцев (лакедемонян, спартанцев).
  • Покупки на рынке – мужское дело.
  • Громкоголосость, обильная жестикуляция (радуясь, поднимали руки, пощёлкивая пальцами; морщась от боли или страдания, закутывали голову краем плаща).
  • Отрицая, древний грек не мотал головой, а, вскинув подбородок, опускал его на грудь.
  • Античные «глоссолалии»? Плакальщицы завывали на похоронах.
  • Усопшему клали в рот медную монету (рот служил греку кошельком не только после кончины, но и при жизни).
  • Игра «коттаб»: точно выплеснуть остатки вина в глубокий сосуд или блюдо.
  • «Симпозиум» – «совместная выпивка».
  • За трапезой не сидели, а возлежали («полусидели» по двое, трое на ложе).
  • Руки вытирали хлебным мякишем.
  • «Парасит» – «разделяющий хлеб», «сотрапезник».
  • Оливки давили, солили, свежими ели редко.
  • Молоко было большей частью козье. Свежим почти не пилось (сложно хранить), а вот сыр был в почёте.
  • Дрова дороги, земли скудны.
  • Каблуков не знали (женщины подкладывали под пятки пробковые пластинки).
  • Театральные котурны можно было надеть на любую ногу.
  • Разводя в жаровне огонь, сдвигали одну черепицу на крыше.
  • Двери дома открывались наружу, а улочки были узки (грек, порой, стучал в дверь не только приходя, но и выходя из дома).
  • Стены бедных домов – из необожжённого кирпича (вору проще было проломить стену, чем сломать засов).
  • Лекифы (вазы с узким горлом) – сперва были сосудами для масел, затем «вросли» в плоть надгробий.
  • Один из больших кварталов Афин звался Керамик (столько было гончаров).
  • Зевс и Афина Фидия – хрисоэлефантинная техника (из золота и слоновой кости).
  • Некогда ослепительно белый мрамор статуй сегодня излишаен и жёлт – стёрлись яркие краски глаз, губ, одежд. Античные бронзы горели и переливались. Глаза, ногти были вставными, блестящими.
  • От Афины Фидия «уцелел» только контур цоколя – пятно на полу.
  • Драматург, художник – «работник на народ» («демиург»).
  • Афинский театр Диониса – 17 000 зрительских мест.
  • Свирель Пана и флейта Афины – на флейте можно играть, не раздувая щек (то есть, не меняясь, не искажаясь в лице).
  • «Педагог» – «провожатый ребенка» (раб, провожающий его в школу).
  • Кошка для грека – экзотический, заморский зверь.
  • Спартанские криптии – тайные убийства илотов.
  • Календарь – солнечно-лунный.
  • «Варвар» (то есть «бабачащий», «варакающий») – почти «немец» («немой»).
  • Греки называли себя «эллинами» («греками» их назвали римляне).
  • Склоны гор покрывали густые дубравы, богатые всяческой дичью.
  • Позорный столб афинян – не долговая яма Руси или средневековой Европы. Для грека немыслимо простирание ниц, восточная проскинеза. Казнят, не ломая хребет, разрывая на части, а дав чашу с ядом.
  • В местах Олимпиад (организуемых амфиктиониями – союзами полисов) становилось столь людно, что спали под открытым небом, и дорог был самый грубый ночлег. Почему не строили гостиниц? Редкость игр делала бы их нерентабельными.
  • О том, как сильно изменяется внешний вид атлетов-профессионалов, говорят рисунки на вазах. Достаточно сравнить кулачных борцов на амфоре Клеофрада (около 500 года до н.э.), тела которых развиты пропорционально и гармонично, с грубыми, грузными фигурами атлетов на панафинейской амфоре IV века до н.э. (Б.Ривкин).
  • Панафинеи начинались лампадодромией (факельной эстафетой).
  • Все игры, проведенные под эгидой спартанцев и аркадян, элейцы объявили «анолимпиадами».
  • Падение агонистических нравов отразилось на авторитете экехейрии (священного перемирия на время Олимпиады).

Заработки в греческих полисах (А.Немировский, «История Античности»)

В Афинах V-IV вв. до н.э.


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!