Позже мы обратимся к жанру хорового концерта (с целью соблюсти хронологию)



Лекция №2. Русская музыкальная культура XVIII века.

Общие понятия. 18 век вошел в историю как «век разума и просвещения». Это время величайших завоеваний философии и искусства. Это эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия. Именно тогда Россия становится на общеевропейский путь развития, приобщается к западной культуре: изучаются произведения Вольтера, Руссо, Гете, Шиллера; крупнейших просветителей и идеологов того времени.

Необычайно активное развитие русской культуры: во всех областях: тогда творили в живописи Левицкий, Боровиковский, архитекторы Растрелли (Строгановский дворец), Баженов (дом Пашкова); поэты и писатели – Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, Крылов, Державин, Фонвизин.

1724 – организуется Академия Наук

1754 – Академия художеств

Открывается новая эра в истории русской музыки. После долгих лет изоляции отечественного профессионального искусства и его полного подчинения церкви начинают бурно развиваться различные жанры светского художественного творчества. Если в 17 веке Россия знакомилась с европейским искусством через Польшу, то в 18 – западное искусство проникает через Францию, Италию. Приезжавшие оттуда исполнители оказали огромную услугу в деле воспитания русских музыкантов, они же познакомили русское общество и с жанром оперы, к-му принадлежит ведущее место в музыке 18 века.

 

Периодизация.

Первый период: до конца 20-х гг. Связан с реформами Петра I, первоначальным освоением новых европейских жанров.

Второй период (30-60е гг.). Связан с воспитанием профессиональных русских композиторов

Третий период (последняя треть 18 века) – формирование русской композиторской школы

I. Петровское время.Это период больших изменений в социальной, политической, военной, культурной сферах жизни. Инициатором этих «новаций» был Петр I. Стремился искоренить все «ветхое» во имя создания нового.

Вспомним успешный исход войн со Швецией и Турцией. Это открыло возможность расширенных контактов со странами Запада. Петр заимствует новейшие научные и военные достижения, а также многие элементы культуры, образа жизни вплоть до моды на прически и костюмы. Кардинально меняется система образования, школы выходят из-под опеки церкви, в обучении на первый план выдвигаются точные науки.

Особое значение приобретает музыка. Что нужно по этому поводу знать:

Новые формы общественной жизни:

1. Петровские ассамблеи (организованы по типу французских, введены в 1718) – на которых звучали менуэты, полонез, англез, т.е. придворная музыка.

Торжественные празднества по случаю побед русской армии в завоевательных походах. Взятие Нарвы (1704), Полтавы (1709), исход 20летней северной войны со шведами. Например – В. Титовымв честь полтавского сражения был создан 12тиголосный партесный «Концерт полтавскому торжеству»

3. Военная музыка. По указу Петра с 1711 каждая воинская часть должна была иметь свой штат музыкантов

***

Хоровая музыка.

Продолжают развиваться партесные концерты и канты.

Кант был популярен тогда – канты сочиняли группами по поводу победы. Самая богатая группа кантов - Канты на полтавскую победу. Эти канты пелись хором. Специфика голосоведения кантов – Параллельное мелодическое движение в двух верхних голосах и сопровождающий их бас. В кантах возникает образ державы русской. Мог упоминаться Петр – он ассоциировался с орлом, а шведский король – со львом сравнивался.

Кант – от латинского canto – хоровая песня, происходит от псальма духовного, но текст светский.

· Так в кантовой музыке возникает новая разновидность – панегирический кант (хвалебный), где выражаются героико-патриотические настроения петровской эпохи. Их еще называют виватные, т.к. в рефрене многократно повторяются приветствия «Виват». Были еще застольные (матросские), повествующие о путешествиях, а также канты любовного содержания.

- панегирический: Радуйся, Росско земле – на заключение Ништадского мира.

Театр.

Позже мы обратимся к жанру хорового концерта (с целью соблюсти хронологию)

II. Русский музыкальный театр 18 века – от школьной драмы к опере.

Предпосылки к возникновению театрального искусства в России:

1. фольклорные обряды – обряд русской свадьбы. Это народный театр, непрофессиональный. Но это устойчивая традиция, которая отразилась на русской опере: Жизнь за царя – тема эта присутствует. Свадьба обрамляет оперу. Руслан и Людмила.

2. Следующая предпосылка – это церковные обряды и их театральность. Литургические драмы и Пещное действо. Внутрицерковная традиция, когда под Рождество или На день всех святых – ставились мини-спектакли в рамках церковной службы. Такое распространение получила история о трех иудейских отроках, к-е не послушались вавилонского царя Навуходоносора – ввергнул их в печь, их спасает ангел. Они принимают смерть, но попадают в лучший мир. Эта Театрализация церковных различных праздников – это была уже закоренелая традиция.

3. Школьная драма. В первых русских театрах участвовали любители – и уже с конца 17 века стали появляться театры не только при государевом дворе (1й театр – Алексея Михайловича Романова). Стали придворные театры открываться, это были домашние театры.Еще Были театры в рамках учебных заведений. А так как учились при духовных академиях, это были школы, связанные с религиозной организациями. Там ставились, в основном, назидательные спектакли, к-е основывались часто на библейских сюжетах. Часто их переводили с латыни.

Большую известность приобрел Театр при хирургической школе доктора Битлоу.

Одним из наиболее известных создателей школьной драмы был Митрополит Ростовский Дмитрий.


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 240; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!