Невербальная культура общения педагога
Невербальное общение - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения.
Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% - невербальными средствами.
Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.
Роль мимики в передаче информации
Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо лектора неподвижно - теряется до 10-15% информации.
Подвижность мимики обусловлена профессиональной необходимостью реагирования педагога на многообразие текущей деятельности, непредсказуемые обстоятельства, поведение окружающих людей, результаты совместной работы. Язык мимики зачастую выразительнее вербальных средств, он расширяет педагогический спектр влияний, дополняет речевой язык тончайшими нюансами информации о проживаемых эмоциях. Учащиеся говорят про педагога: "Она нас любит", или "Она нас не любит". На вопрос: "Почему вы так думаете?" можно услышать ответ: "Так видно же по лицу".
Позитивный мимический портрет педагога складывается из расположенности к обучающимся, ожидания доброго с их стороны, веры в их благородство, интереса к тому, что они делают и говорят.
|
|
Когда учащиеся характеризуют учителя словами "Он добрый, мы к нему всегда можем обратиться", "Он строгий", "Он красивый", то имеется в виду именно такой портрет педагога.
Исследования показали, что все люди, независимо от национальности культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Интересно отметить, что основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы).
Выразительность пластики тела
Лицо, является главным источником информации о психологических состояниях человека, но во многих ситуациях оно гораздо менее информативно, чем тело, поскольку мимические выражения лица можно сознательно контролировать, а телодвижения выдают иногда те эмоции, которые педагог хочет скрыть. Учащиеся легко прочитывают по пластике телодвижений истинные чувства педагога.
Пластика - общий рисунок жестов и движений, производимых человеком, она оказывает столь же сильное влияние, как и звучание голоса, и мимика.
|
|
Открытая пластическая поза имеет для педагога чрезвычайно важное значение: позволяет ученику свободно и безбоязненно вступать с ним в общение. Открытая пластическая поза - это внешнее проявление доброжелательности по отношению к людям.
Поза, которую принимает педагог, всегда целесообразна. По ней ученики оценивают происходящее. Поэтому педагог должен "конструировать" позу: вот он слушает выступающего; вот он беспокоится о том, все ли готовы к работе; вот он задумался; а вот удивлен происшедшим... Когда поза сознательно выстраивается как способ отражения внутренних состояний либо отношений - она приобретает содержательность. Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, "окаменелости" (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками). Ученики должны видеть, что педагог не испытывает стеснения, он непринужден и полностью владеет собой. Педагог, находящийся в свободной позе, по ощущениям учеников, не пугается вопросов, коллизий, сюрпризов - ему легко переключить внимание и усилия на другие объекты. Обучающиеся в таких условиях тоже спокойны и благожелательно настроены.
Далее приведена таблица, в которой указано, как учащиеся могут интерпретировать те или иные жесты и позы педагога.
|
|
Значение поз и жестов педагога
Жесты, позы педагога | Интерпретация | |||
Руки, раскрытые ладонями вверх | Искренность, открытость | |||
Пиджак расстегнут (или снят) | Открытость, дружеское расположение | |||
Руки спрятаны (за спину, в карманы) | Напряженное восприятие ситуации | |||
Руки скрещены на груди | Закрытость от информации, общения | |||
Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-нибудь предмет так, что побелели суставы) | Защита, оборона | |||
Кисти рук расслаблены | Спокойствие | |||
Педагог сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку | Заинтересованность | |||
Голова слегка наклонена набок | Внимательное слушание | |||
Педагог опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта | Критическая оценка | |||
Почесывание подбородка (нередко сопровождается легким прищуриванием глаз) | Обдумывание решения | |||
Ладонь захватывает подбородок | Обдумывание решения | |||
Педагог медленно снимает очки, тщательно протирает стекла | Желание выиграть время, подготовка к ответу, сопротивлению
| |||
Педагог ходит по классу | Функция контроля или обдумывание решения | |||
Пощипывание переносицы | Напряжение | |||
Педагог прикрывает рот рукой во время своего высказывания | Неискренность, обман | |||
Педагог прикрывает рот рукой во время слушания | Сомнение, недоверие к учащемуся | |||
Педагог старается на вас не смотреть | Скрытность, утаивание своей позиции | |||
Взгляд в сторону от ученика | Сомнение, отсутствие интереса к мнению | |||
Слушающий слегка касается века, носа или уха | Недоверие к говорящему | |||
Педагог начинает собирать бумаги на столе | Урок окончен или разговор окончен | |||
Ноги или все тело педагога обращены к выходу | Желание уйти | |||
Рука педагога находится в кармане, большой палец снаружи | Превосходство, уверенность | |||
Педагог жестикулирует сжатым кулаком | Демонстрация власти, угроза | |||
Пиджак застегнут на все пуговицы | Официальность, подчеркивание дистанции | |||
При общении необходимо следовать некоторым принципам:
· принимать ученика таким, каков он есть, помнить, что каждый человек самобытен;
· верить в способности учеников, стимулировать их творческую активность;
· уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого;
· не унижать достоинства ученика;
· не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;
· помнить, что любой может ошибаться;
· не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.
Как улучшить взаимоотношения с окружающими людьми 1. Отношения с людьми - главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Все ваши знания и идеи останутся невостребованными, если ученики не потянутся к вам сердцем. Отношения с людьми нужно строить на взаимопонимании и доверии. 2. Не нужно превращаться в чиновника, для которого главное - программа или план урока. Намного важнее - ученики, их интересы, стремления. 3. Необходимо учиться видеть в каждом ученике "изюминку", которая делает его уникальным, неповторимым. Помогите воспитаннику узнать свои возможности и развить их. 4. Приходя на урок, оставляйте свои проблемы, амбиции, стереотипы за порогом класса 5. Учитель должен уметь видеть себя как бы со стороны, глазами учеников, коллег, администрации, родителей учеников. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общались. 6. Развивайте коммуникативную память, это поможет вам быстро восстанавливать предыдущую ситуацию общения, воспроизводить ее эмоциональную атмосферу, расставлять верные акценты, точно определять те или иные психологические подходы. 7. Чаще улыбайтесь. Улыбка располагает к вам учеников, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает желание общаться с вами. 8. Искренне интересуйтесь, чем заняты ваши ученики вне учебы. 9. Развивайте ваш внутренний духовный мир. Помните, что творческая духовно богатая личность всегда привлекает других людей. |
Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 2629; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!