ТЕХНИКА ТРАНСОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА 5 страница



Приятная усталость разливается по всему телу, и немеют руки и ноги... Глаза начинают слезиться и появляется непреодолимая сонливость... Закройте глаза! Засыпайте! Спите! Спите спокойно".
78. Врач усаживает пациента в удобное для сна положение и внушает: ""Начните думать о сне! Расслабьтесь...
успокойтесь... и не думайте ни о чем другом, только о сне!
Мысленно внушайте себе: хочу заснуть! - Я хочу заснуть!
- спать! - спать! - спать!. Непреодолимое желание спать...
Спа-а-а-ать... (это слово произносится нараспев полушепотом 5-7 мин, пока пациент не погружается в глубокий сон), Спите! Спите глубже! И еще глубже... Отключайтесь!"
79. Пациента раздевают и обнаженным укладывают на кушетку. Врач располагается сбоку у изголовья и заставляет пациента смотреть, скосив глаза, пристально самому себе в междубровье, прикрыв веки. Затем врач начинает плавно и тихо дуть в район рта и носа пациента, одновременно левую руку держа на животе пациента и правой делая магнетические пассы вдоль тела - от головы к пупку, слегка касаясь кажи. Одновременно с манипуляциями выполняется внушение сонливости и сна. Через 10-15 мин действительно наступает транс.
80. Пациент укладывается на кушетку, расслабляется и закрывает глаза, а врач располагается за головой. Врач горизонтально кладет свои ладони на плечи пациента так, чтобы пальцы обхватывали шею - большие пальцы со стороны затылка, а указательные - горла. Затем врач начинает выполнять легкие ритмичные сдавливания пальцами шеи сбоку. Одновременно выполняется внушение сонливости и сна. Через 3-5 мин наступает транс.
81. Уложив пациента в удобное для сна положение, В.М.Бехтерев заставлял его под звуки метронома пристально смотреть на цветную лампу, расположенную выше линии бровей пациента. Через 5-7 мин наступало утомление и транс.
82. Этот аппаратный метод с использованием установки"Гипнотрон", которая позволяет одновременно ритмически воздействовать на зрительный, слуховой и термический анализаторы пациента.
Пациент укладывается на кушетку в положение лежа без подушки. Врач включает тихую мягкую музыку и внушает: "Расслабьте ваши мышцы. Лежите совершенно спокойно. Старайтесь ни о чем не думать. Внимательно слушайте то, что я вам буду говорить. У вас появляется желание спать... Ваши веки тяжелеют и постепенно опускаются... Все больше и больше расслабляются мышцы рук, ног и всего тела... Расслабляются мышцы тела, мышцы шеи... Вам хочется спать... спать... Сейчас я начну считать, и по мере того, как я буду проводить этот счет, приближаясь к десяти, желание спать будет нарастать все больше и больше, все сильнее и сильнее. Когда я назову цифру десять - вы заснете", Далее врач считает и после каждого счета внушает: "Спать! Спите!". Внушение выполняется спокойно, негромко, но в то же время твердо и уверенно, особенно слово "спите".
84. Этот прием гипнотизации заключается в использовании вместо врача или гипнотизера магнитофонной записи. Лучше эффект от воздействия магнитофона, если этомупредшествовал аналогичный сеанс с самим человеком, чей голос записан на пленку, но вовсе не обязательно, все зависит от содержания, композиции и целевой направленности магнитофонной записи, например, запись аутотренинга или обучение иностранному языку, и другое дело - лечебный сеанс или сеанс на развитие творческих или иных способностей и т. д. Очень важное значение в этом виде аппаратного транса имеет качество технического воспроизведения и качество музыкального фона, а также поза слушателя, которая должна быть максимально удобной и
даже комфортабельной (а не сидя на стуле с наушниками, как это делают некоторые пациенты).
85. Врач становится напротив пациента, обхватывает его голову двумя руками, твердо и спокойно смотрит пациенту в глаза. Затем резко откидывает его голову назад: "Спите!"
Далее обмякшее тело пациента укладывают на стул или кушетку. А врач продолжает внушение: "Вы не чувствуете своего тела! Оно растворилось... Есть только мой голос...
Окружающего мира не существует... Вы слышите только меня! Вы спокойны... Расслаблены... Приятное тепло разливается по всему телу... Вы будете спать глубоко до тех пор, пока я вас не разбужу!" Далее через 3-4 мин паузы следует текст кодирования.
86. Врач резко и мягко запрокидывает пациенту голову назад с коротким приказом: "Спите!" Затем пальцами руки опускает ему веки и вслед за этим опускает голову на грудь.
Этот прием выполняется быстро и без усилий.
87. Врач просит пациента сжать ноги вместе, руки свободно опущены вниз вдоль тела (этот прием можно делать сидя и лежа). Следует внушение: "Направьте взгляд вверх так, чтобы он был выше линии бровей, выберите любую точку и зафиксируйте свой неподвижный, немигающий взгляд на ней. Все внимание сосредоточьте на точке и полном подчинении моему голосу! Легкость! Легкость во всем теле... Тела нет... Правая рука зашевелилась и пошла медленно вверх... Сама пошла... Рука идет к лицу! Закройте глаза! Как только рука коснется лица, вы заснете глубоким лечебным сном и отключитесь!" В момент, когда рука
касается лица, врач жестко приказывает: "Слать". Далее пациент укладывается и следует программирующее кодирование любого направления. Воздействие можно сопровождать музыкой. Можно делать постсуггестивный перевод в СК-2. Этот метод В.М.Кандыба успешно использовал в 70-е годы на лицах молодого возраста.
88. Рассмотрим метод знаменитого французского гипнотизера Бернгейма. Врач укладывает пациента в удобное для сна положение и начинает внушение (далее текст по книге Бернгейма и Шертока): "Прежде чем описывать технику индукции, надо определить картину гипнотических стадий. Между состоянием бодрствования и глубоким трансом существует целая гамма промежуточных состояний. Льебо различает 10, Бернгейм - 9 таких состояний. В настоящее время говорят о легком, среднем и глубоком гипнозе. С целью определения восприимчивости к гипнозу устанавливались разные шкалы, ценность которых, конечно, весьма относительна из-за лабильности и субъективности феноменов.
Первый вопрос, возникающий при применении индукции, касается положение пациента - должен ли он лежать или сидеть в кресле. Здесь не существует определенного правила. Некоторые врачи всегда используют только одно из этих двух положений, другие - оба положения. Большинство больных относятся к этому безразлично. Однако, как показывает опыт, некоторые тревожные больные чувствуют себя лучше, сидя в кресле. Другие же предпочитают лежать. Некоторые врачи считают, что положение лежа наиболее благоприятно, ибо оно способствует релаксации и ближе к позе спящего.
Какова бы не была приятная поза, следует удостовериться, что пациент чувствует себя удобно. Ему предлагают принять совершенно свободную позу, чувствовать себя непринужденно, не делать никаких усилий, не проявлять сопротивления. Он не должен беспокоиться о том, что с ним дальше произойдет, но всему поддаваться.
После этого приступают собственно к индукции.
"Смотрите на меня и думайте только о том, чтобы заснуть. Вы почувствуете тяжесть в веках, усталость в ваших глазах; ваши глаза увлажняются, мигают, взгляд затуманивается, веки опускаются". Некоторые пациенты закрывают глаза и сразу же засыпают. Другим я повторяю, еще больше подчеркиваю сказанное, добавляю жест; характер жеста не так важен. Я держу два пальца правой руки перед глазами пациента и прошу смотреть на них пристально или обеими руками провожу несколько раз сверху вниз перед его глазами; или еще проще: пациент смотрит мне прямо в глаза, и я стараюсь в это время сконцентрировать все его внимание на мысли о сне. Я говорю: "Ваши веки смыкаются, вы не можете их разомкнуть, вы чувствуете тяжесть в руках и ногах; вы больше ничего не чувствуете, ваши руки неподвижны, вы ничего больше не видите; приходит сон". И добавляю в несколько повелительном тоне: "Спите". Часто это слово бывает решающим; глаза закрываются, больной спит.
Если пациент не закрывает глаза или не держит их закрытыми, я не заставляю его очень долго смотреть мне в глаза или на мои пальцы, ибо есть такие пациенты, которые без конца таращат глаза и сосредоточивают свое внимание только на этом, а не на мысли о сне: в подобных случаях успех скорее достигается при закрытых глазах. По истечении двух или самое большое трех минут я прикрываю веки или же медленно и осторожно опускаю их, имитируя таким образом естественное движение век в тот момент, когда человек засыпает: наконец, я держу их закрытыми, продолжая внушение: "Ваши веки слипаются, вы не можете их открыть; потребность спать становится все сильнее, вы больше не можете сопротивляться". Почти всегда через 4 или 5 мин наступает сон. Этот сон, вызванный внушением, образ сна, который я постепенно ввожу в мозг.
У одних пациентов легче добиться успеха, действуя мягко, с другими, не поддающимися такому внушению, лучше говорить резко, властным тоном, чтобы пресечь желание засмеяться или непроизвольное сопротивление, вызванное подобными приемами.
Часто у лиц, кажущихся невосприимчивыми, я добивался успеха, держа долго веки пациента опущенными, принуждая его к молчанию и неподвижности, говоря непрерывно одни и те же формулы: "Вы чувствуете оцепенение, онемение, руки и ноги неподвижны, вы ощущаете тепло в веках; нервная система успокаивается, у вас нет больше воли; глаза остаются закрытыми; вы засыпаете" и т. д. После 8 10 мин такого длительного слухового внушения я отнимаю пальцы, глаза остаются закрытыми; я поднимаю руки пациента, они остаются в воздухе; это каталептический сон.
Теперь расскажем -о методах, применяемых современными врачами; начнем с самых обычных.
89. Гипноз посредством фиксации предмета. Гипнотизер просит пациента фиксировать взглядом предмет. Это может быть карандаш, ключ, монета, подвешенный на веревке цветной мяч или какая-нибудь точка на потолке, на стене или на рабочем столе врача. Предмет должен находиться на расстоянии примерно 25 см от глаз пациента. Фиксируемая точка может быть и на большом расстоянии.
Гипнотизер дает ряд внушений в течение более или менее продолжительного времени в зависимости от восприимчивости субъекта. Внушения должны быть монотонными, повторяться многократно и всегда носить конкретный, образный характер.
Последовательно внушаются ощущения общего расслабления, сонливости, тяжести и, наконец, сон. Внушения можно давать в следующей ниже форме, допускающей, конечно, множество вариантов.
"Я держу перед вами предмет. Вы смотрите на него, Вы слышите мой голос. Если вы отводите взгляд, надо снова направить его на предмет и задержаться на нем. Расслабьтесь и слушайте мой голос. Я хочу, чтобы вы расслабились. Вы расслабляетесь все больше и больше. Фиксируя взгляд на предмете и слушая мой голос, вы чувствуете, что расслабляетесь все более и более. Мышцы ваших стоп расслаблены, мышцы ваших голеней, плеч, предплечий, кистей рук расслаблены, все ваше тело расслаблено. Вы также чувствуете дремоту, вы ее чувствуете все больше 'и глубже: слушайте хорошенько мой голос. А теперь вас охватывает тяжесть, тело становится тяжелым. Ваши ступни, голени, все ваше тело становится тяжелым, тяжелым, тяжелым. Приятное тепло разливается по всему телу. Вы думаете только о сне. Приятное тепло ощущается во всем теле, как в тот момент, когда вы засыпаете. Веки становятся тяжелыми, вы чувствуете дремоту, ваши веки тяжелеют, тяжелеют все больше. Думайте только о сне. Вы больше не можете держать глаза открытыми, ваши веки становятся все тяжелее и тяжелее. Вы хотите спать, вы все больше и больше хотите спать. Ваш взгляд утомлен, вам колет глаза, они слезятся (это говорят в том случае, если глаза увлажняются). Дышите глубоко и медленно. С каждым вздохом сон углубляется, ваши глаза теперь закрыты. Вы засыпаете, спите, спите!".
Обычно повторение данных внушений заставляет пациента закрыть глаза. В заключение врач накладывает пальцы на закрытые глаза пациента. Если же последний не закрывает глаза, можно прибегнуть к технике счета. Она состоит в возобновлении внушения при счете от 1 до 10.
Если и после этого пациент не закрывает глаза, можно по примеру Бернгейма использовать следующий способ: руку держат в нескольких сантиметрах от лица пациента и многократно передвигают ее сверху вниз и снизу вверх; одновременно в течение около 2 мин повторяют:
"Следите за моей рукой - вверх, вниз, вверх, вниз -и вам захочется спать; вы будете хотеть спать все больше и больше". Если у пациента глаза все еще открыты, ему говорят: "Теперь вы можете закрыть глаза". При этом гипнотизирующий осторожно закрывает пальцами веки пациента.
При другом способе большой и указательный пальцы помещают перед глазами пациента, которому говорят:
"Ваши веки становятся тяжелыми и вы хотите спать... Смотрите внимательно на мои пальцы, я буду постепенно приближать их к вашим глазам, и это заставит их закрыться".
Пациент, естественно, не сможет не закрыть глаза, когда пальцы оператора будут очень близко от них, и в этот момент оператор нажмет на веки. При этом он заметит пациенту, что его глаза останутся закрытыми до тех пор, пока он не прикажет их открыть. Если сравнить вышеописанный метод с тем, который использовал Бернгейм, можно констатировать, что за 80 лет принципы не изменились. Отмечаются лишь небольшие различия в их применении. Теперь реже прибегают к авторитарному поведению, которое рекомендовал Бернгейм. Вместе с тем, по наблюдениям этого автора, длительность индукции не превышала 10 мин. Современные исследователи считают, что такая длительность недостаточна. По мнению Brenman u Gill, для индуцирования грубого гипноза больному неврозом необходимы несколько сеансов от 50 мин до полутора часов каждый. Erickson (1961) даже считает, что в некоторых случаях успех достигается только после нескольких сеансов, которые могут продолжаться 3 или 4 часа и в течение которых надо избегать рутины.
90. Метод простого словесного внушения (без фиксации предмета). Он используется тогда, когда пациент затрудняется фиксировать взгляд. В таком случае пациент укладывается на диван, его просят закрыть глаза и делают ему внушение приблизительно следующим образом:
"Я хотел бы, чтобы вы расслабились, чтобы все ваше тело расслабилось. Я хотел бы, чтобы вы почувствовали сначала напряжение, существующее в ваших мышцах, во всех мышцах, а затем расслабились. Расслабьте мышцы лба, расслабьте мышцы всего лица. Расслабьтесь. Расслабьте мышцы затылка, мышцы рук, ног, всего тела. Руки и ноги свободно вытянуты, вы ощущаете усталость во всем теле. Теперь вы чувствуете давление подушки на затылок и плечи. Вы чувствуете всей спиной поверхность дивана. Теперь вы переносите свое внимание на бедра и чувствуете, как диван поддерживает ваше тело. Вы очень, очень расслаблены. Как будто ваше тело погружается в диван, полностью погружается. Я хочу, чтобы вы представили себе очень милое, очень приятное место, где вы могли бы растянуться, забыть обо всех своих заботах, неприятностях, место, где вы могли бы спать. Это может быть берег моря, горы или любое другое место, которое вы предпочитаете" (пациенты чаще всего выбирают горы). "Вы дышете размеренно и глубоко. Вытяните ноги, раскиньте свободно руки. В вашем теле вялость и расслабленность" (гипнотизер поднимает руку пациента и выпускает ее). "Вы очень расслаблены, очень, очень расслаблены. Все ваше тело очень расслаблено. Вы лежите, вытянувшись, на горном лугу. Все вокруг спокойно; над вами голубое небо, ярко светит солнце. Вы смотрите на небо, ваш взгляд скользит по легкому облачку. Во всем покой и умиротворение. На душе у вас так же очень спокойно. Вы вдыхаете запах сосен, смотрите на водную гладь озера. Душа у вас так же спокойна, как поверхность этого озера. Расслабьтесь и спите, спите, спите, спите спокойно и глубоко. Спите".
Можно остановить индукцию на этой стадии. Wolberg (1948) добавляет следующие внушения.
"Когда вы почувствуете, что вас одолевает сон, ваша правая рука станет легкой, как перышко. Она будет становиться все легче и легче и затем начнет подниматься все выше и выше. Чем больше вас будет одолевать сон, тем легче будет ваша рука, она будет подниматься все выше и выше, пока не коснется вашего лица. В то время как вы расслабляетесь, ваша рука поднимается все выше и выше и в момент, когда она коснется вашего лица, вы заснете, глубоко заснете. Сейчас ваша рука поднимается медленно, точно перышко, выше, выше, все выше и выше. Она приближается к вашему лицу; вы будете спать, глубоко спать. Теперь ваша рука коснулась лица, и вы спите" (Wolberg, 1948, 125).
91. Гипноз посредством зачаровывания или посредством взгляда. В настоящее время этот метод используется очень редко. Он существует в двух различных формах. Несколькими немецкими и русскими авторами он используется как эквивалент метода фиксации предмета, только здесь пациенту предлагают смотреть в глаза гипнотизеру, вместо того, чтобы фиксировать взглядом предмет.
Это обычно используется гипнотизерами мюзик-холлов. Иногда данный метод применяется в медицине при алкоголизме, наркомании, а также в некоторых случаях неуравновешенности (Wolberg, 1948).
При применении этой последней формы данного метода врач должен находится против пациента на расстоянии примерно 30 см и возвышаться над ним. Если рост пациента выше роста оператора, то пациента нужно усадить. Оператор в этом случае стоит. Он должен взять пациента за плечи, медленно раскачивать его спереди назад, фиксируя взглядом переносицу пациента. Затем он делает ряд внушений.
"Смотрите мне в глаза, ваш взгляд становится тяжелым, тяжелым, ваши руки сильно тяжелеют, ноги тяжелеют, все ваше тело становится тяжелым. Ваши глаза устали, но не закрывайте их до тех пор, пока вы можете держать их открытыми. Ваши веки тяжелы, как свинец. Вы засыпаете, засыпаете".
Затем оператор делает паузу. Когда пациент начинает моргать, тон оператора должен стать более уверенным. Он говорит: "Ваши глаза моргают, вы засыпаете, засыпаете, ничто не сможет вас остановить, вы засыпаете, засыпаете".
Как только глаза пациента закрываются, оператор кладет на веки пальцы и говорит: "Ваши веки склеились, вы не сможете их открыть, пока я вам не прикажу". Тогда надо усадить пациента в кресло.
Этот метод требует от оператора определенной тренировки, чтобы привыкнуть смотреть пристально, не моргая. Он должен ежедневно в течение нескольких минут фиксировать взглядом какой-нибудь предмет, расположенный на расстоянии около 30 см. Он должен убедиться, что его глаза при этом не слезятся. Здесь существует и другая опасность - гипнотизер может оказаться сам загипнотизированным (случай, описанный E.Speer в 1949 г. в "Самонаблюдении").
Метод поднятия руки. Этот метод был предложен Erickson в 1923 г., но наилучшее его описание мы находим у Wolberg (1948). Чаще всего он используется американскими авторами. Применение метода трудное и требует длительной тренировки. По мнению его сторонников, он имеет большое преимущество, так как заставляет пациента принимать участие в индукции и подготавливает благоприятную почву в тех случаях, когда в дальнейшем намереваются проводить не директивную, а аналитическую психотерапию. Мы даем его в подробном изложении таким, каким он фигурирует в работе "Медицинский гипноз" (автор описывает сеанс, который был им зарегистрирован).
"Я хочу, чтобы вы удобно устроились на стуле и расслабились. Теперь, когда вы сели, положите ладони на бедра. Именно так. Теперь наблюдайте за своими руками, вы заметите, что можете внимательно за ними следить. Но вы должны непременно расслабиться. Вы заметите, что некоторые явления возникают во время релаксации. Они всегда происходили во время вашего расслабления, но вы их прежде так хорошо не замечали. Я буду на них указывать. Я бы хотел, чтобы вы сосредоточились на всех ощущениях (какими бы они ни были), касающихся ваших рук. Может быть, вы почувствуете тяжесть в руке, лежащей на бедре, или у вас будет чувство давления. Возможно, вы ощутите ладонью ткань ваших брюк или тепло вашей руки на бедре. Я хочу, чтобы вы отмечали те ощущения, которые будете испытывать. Не исключено, что вы почувствуете что-то вроде зуда. Неважно, что вы будете испытывать, но я хочу, чтобы вы за этим наблюдали. Смотрите все время на свою руку и заметите, что. она спокойна и остается все в том же положении. В ней уже есть движения, но они пока еще не ощутимы. Я хочу, чтобы вы не спускали глаз со своей руки. Ваше внимание может отвлечься, но оно все время будет возвращаться к руке; продолжайте пристально смотреть на свою руку и старайтесь уловить тот момент, когда движения в ней станут видимыми".
В этот момент внимание пациента фиксировано на его руке. Ему любопытно узнать, что произойдет, и ему внушают, что ощущения, которые он может испытать, способен почувствовать каждый. Внушение не носит характера насилия, и, если пациент заметит то или иное ощущение, он будет рассматривать его как продукт собственного опыта. В конечном счете надо добиться того, чтобы пациент отвечал на внушения гипнотизера так, будто они принадлежат ему, исходят из его опыта. Искусно стараются заставить пациента ассоциировать свои ощущения со словами гипнотизера, вследствие чего эти слова позднее начинают вызывать сенсорные или моторные реакции, Если пациент оказывает сознательное сопротивление, в одном из пальцев или в руке появляется легкое движение или вздрагивание. Как только такое движение происходит, гипнотизер сообщает об этом и замечает, что оно, возможно, усилится. Гипнотизер должен следить за поведением пациента и учитывать все другие объективные реакции, например, движения ног или глубокий вздох. Связь, устанавливающаяся таким образом между, реакциями пациента и наблюдениями гипнотизера, приводит к ассоциированию одних с другими в сознании пациента.
"Интересно, какой из ваших пальцев начнет двигаться первым. Возможно, это будет большой палец или указательный, или средний, или безымянный, или мизинец. Один из ваших пальцев вздрогнет или шевельнется. Вы не знаете точно, когда и на какой руке. Смотрите все время внимательно и вы заметите сперва легкое вздрагивание, возможно, в правой руке. Смотрите, мизинец вздрагивает и шевелится. В начале движения вы заметите интересную вещь. Промежутки между пальцами очень медленно расширяются, пальцы понемногу раздвигаются, и вы не замечаете, что пространство между ними становится все больше и больше. Пальцы будут медленно раздвигаться, они расходятся все больше и больше, все больше и больше, вот так".
Это первое прямое реальное внушение, на которое предполагается получить ответ пациента. Если пальцы начинают раздвигаться, значит пациент реагирует на внушение. Гипнотизер продолжает говорить так, как если бы ответ возник сам собой при естественном течении событий.
"Когда пальцы раздвинутся, вы вскоре заметите, что они начинают непроизвольно сгибаться, образуя арку над бедром, как будто они хотят подняться все выше и выше" (указательные палец пациента начинает слегка приподниматься). "Заметьте, как поднимается указательный палец. Одновременно и другие пальцы собираются последовать за ним; вот они медленно поднимаются" (другие пальцы начинают подниматься).
"В то время как пальцы будут подниматься, вы почувствуете легкость в кисти руки, ощущение легкости будет нарастать по мере том, как пальцы будут подниматься, образуя арку; вся кисть приподнимается, поднимается медленно, легко, как перышко, как шар поднимается в воздух, поднимается, поднимается, в воздух, в воздух, в воздух, поднимается все выше и выше, все выше и выше, кисть становится очень легкой (кисть начинает подниматься). Когда вы смотрите на поднимающуюся кисть руки, вы замечаете, что вся ваша рука поднимается, поднимается в воздух, немного выше, еще выше, еще выше, еще, еще, еще" (рука поднялась над бедром на 10 см, и пациент пристально смотрит на нее).
"Продолжайте смотреть на кисть, на всю руку; рука поднимается, и вы вскоре почувствуете, насколько устали ваши глаза и как вас клонит ко сну. В то время как ваша рука будет подниматься, вы почувствуете себя усталым, расслабленным, вам захочется спать, очень хочется спать. Веки станут тяжелыми и вам, наверное, захочется закрыть глаза. И пока ваша рука поднимается все выше и выше, у вас появляется желание все больше расслабиться, вам все больше и больше хочется спать, хочется почувствовать расслабление и покой, закрыв глаза и уснув".
Отметим, что если пациент поддается внушению, его положительный ответ используют, чтобы подкрепить следующее внушение. Например, если рука пациента поднимается, ему внушают, что он уснет именно потому, что его рука поднимается.
"Ваша рука поднимается выше, еще, еще и вам очень хочется спать; веки тяжелеют, дыхание становится медленным и ровным. Дышите глубоко - вдох- выдох (пациент держит вытянутую руку прямо перед собой, его глаза моргают, дыхание глубокое и ровное). В то время как вы пристально смотрите на руку и чувствуете себя все более сонным и расслабленным, вы замечаете, что направление вашей руки начинает изменяться. Рука понемногу сгибается, кисть все больше и больше приближается к вашему лицу, еще, еще, еще, и пока она поднимается, вы медленно, но неуклонно погружаетесь в глубокий-глубокий сон, в котором вы полностью расслабитесь настолько, насколько вы захотите. Рука начинает подниматься, выше, еще выше, пока не достигнет лица, и вы все больше и больше будете хотеть спать, но вы не должны заснуть прежде, чем ваша рука коснется вашего лица. Когда рука коснется лица, вы будете спать, глубоко спать".
Здесь пациенту предоставляется самому регулировать темп погружения в сон, с тем чтобы в момент, когда его рука коснется лица, у него создалось впечатление, что он заснул потому, что сам этого хотел. Поднятие руки и погружение в сон взаимно усиливают друг друга. Когда, наконец, пациент закроет гпаза, он войдет в транс, в возникновении которого сам принимал участие. Позднее он будет менее склонен отрицать, что был в трансе.
"Теперь кисть руки меняет направление. Она поднимается, она поднимается к вашему лицу. Ваши веки становятся тяжелыми. Вам все больше хочется спать, все больше и больше хочется спать, все больше хочется спать" (кисть руки пациента приближается к лицу, он моргает все чаще). "Ваши веки тяжелеют, они очень тяжелые, кисть руки поднимается прямо к лицу, вы чувствуете усталость, сонливость. Глаза закрываются, закрываются. Когда кисть коснется вашего лица, вы будете спать, глубоко спать. Вы будете чувствовать непреодолимое желание спать. Вы будете чувствовать все большую сонливость, все большую сонливость, все большую сонливость, вы очень хотите спать, почувствуете сильную усталость; ваши веки тяжелы, как свинец, а кисть руки поднимается, поднимается прямо к вашему лицу, и, когда она достигнет лица, вы будете спать" (кисть руки пациента касается лица, и его глаза закрываются).
"Спите, спите, просто спите. Во время сна вы чувствуете себя очень усталым и расслабленным. Я хочу, чтобы вы сосредоточились на расслаблении, на состоянии релаксации без напряжения. Думайте только о сне и больше ни о чем другом, о глубоком сне".
В описанных методах словесные внушения служат слуховой стимуляцией. У пациентов, которые испытывают сознательный или бессознательный страх перед терапевтом, или у лиц, неспособных сосредоточиться на словах, прибегают к методу метронома.
93. Метод метронома. Он основан на ритмическом повторении слуховой стимуляции. Ритмичный стук метронома помогает пациенту сосредоточиться. Оператор внушает ему, что по мере того, как он будет слушать удары метронома, его все больше и больше будет клонить ко сну.
Известны и другие методы гипнотизации - без словесного внушения. Пассы Месмера, метод фиксации Брэйда, зеркало Люиса и др. относятся к этой категории. А.Г.Иванов-Смоленский (1928) использует технику гипноза, основанную на световой и тепловой стимуляции.
Чтобы добиться аутогипноза при тренировке под гипнозом, необходимо ввести пациента в глубокий гетерогипно-тический транс. По мнению Salter (1950), для этого требуется как минимум каталепсия конечностей и анестезия, но предпочтительнее достичь 13-й ступени транса по шкале Дейвиса и Хусбэнда. Что же касается используемой техники, она может быть различной. После того как пациент впал в состояние глубокого транса, ему делают постгипнотическое внушение следующего типа.
"В дальнейшем каждый раз, когда вы захотите впасть в состояние глубокого транса, даже более глубокого, чем тот, в котором вы находитесь сейчас, вы сможете непосредственно достичь этого. Вам надо только удобно устроиться и расслабиться, сделав несколько глубоких вдохов. Вы постараетесь расслабиться, как это было сейчас, когда я вас гипнотизировал. Когда вы расслабитесь, скажите себе мысленно, что вы сейчас войдете в состояние глубокого гипноза, затем сделайте три глубоких вдоха и, как только вы сделаете третий вдох, вы впадете в очень глубокий транс. Во время гипноза вы сможете думать и сохранить полный контроль над собой. Вы можете делать себе любое внушение в то время, пока вы будете находиться под гипнозом, и проявлять все гипнотические феномены, какие пожелаете. Чтобы проснуться, вам достаточно будет сказать себе, что вы просыпаетесь. Затем вы сосчитаете до трех и при счете "три" окончательно проснетесь. Если в то время, пока вы загипнотизированы, вы сможете слышать и выполнять все даваемые мною внушения, даже если они будут противоречить некоторым из тех внушений, которые вы сделали себе сами. Но вы не будете слушать никого другого и ни от кого не примете внушения, если, конечно, прежде вы не решили по-иному. Вы не будете использовать аутогипноз без достаточных на то оснований и не станете никогда злоупотреблять им. Вы сможете вызывать галлюцинации, если пожелаете, но только тогда, когда вы будете без свидетелей, или так, чтобы они знали, что вы делаете. Вы никогда не вызовите таких галлюцинаций, которые могли бы повредить вам или кому-нибудь другому. Эти внушения будут действовать до тех пор, пока я их не изменю или не отменю. Никто другой не сможет изменить их или отменить, даже вы сами.
Wolberg включил в свой метод поднятия руки инструкции, позволяющие добиться аутогипноза. Кроме того, Salter (1950) в "Whatis Hypnosis" описал три методики применительно к той глубине транса, которую пациенты способны достичь.
Приведем пример тренировки самообучения, заимствованный у Rhodes (1952) в его "Cyratlve Hypnosis". Следуя этому автору, пациент, желающий проводить аутогипноз, должен прочесть и точно выполнить следующую ниже инструкцию.
Первая стадия аутогипноза - это "закрытие' глаз". Так я обозначаю состояние, при котором, находясь в бодрствовании, вы не сможете открыть глаз. Этого можно достичь, устроившись в удобном кресле в тихой комнате. Затем надо сделать следующее.
1. Скажите "раз" и одновременно подумайте: "Мои веки становятся очень тяжелыми". Думайте только об этом, сосредоточьтесь на этой мысли, проникнитесь ею, верьте в нее, пока вы о ней думаете. Отгоняйте всякую другую
мысль, например, такую: "Интересно, удастся ли это?"
Сосредоточьтесь на одной мысли: "Мои веки становятся очень, очень тяжелыми". Если у вас будет только эта единственная мысль, если вы сосредоточитесь на ней, проникнетесь ею и поверите в нее, в то время, пока вы о ней думаете, ваши веки начнут тяжелеть. Не ждите, чтобы они стали очень тяжелыми; когда они начнут тяжелеть, переходите к следующей фазе.
2. Скажите "два" и одновременно подумайте: "Мои веки теперь очень тяжелые, они сами смыкаются". Как и в первой
фазе, думайте только об этом, сконцентрируйтесь на этой мысли, верьте в нее. Не закрывайте глаза насильно и не
старайтесь держать их открытыми, но сосредоточьтесь на единственной мысли: "Мои веки сейчас такие тяжелые, что
сами закрываются", и в то же время, пока вы повторяете эту единственную мысль, пусть ваши веки действуют
самостоятельно. Если вы действительно сосредоточитесь на этой мысли, исключив все другие, если вы проникнетесь
э и будете верить в нее, пока вы о ней думаете, ваши веки медленно закроются. Когда веки сомкнутся, оставьте их в этом состоянии. Скажите "три" и одновременно подумайте: "Мои веки крепко сомкнуты, я не могу открыть глаза, несмотря на все усилия". Как и прежде, мысленно повторяйте это, думайте только об этом, сосредоточьтесь на этой мысли, проникнитесь ею и верьте в нее, Но вместе с тем попытайтесь открыть глаза; вы заметите, что не можете этого сделать, пока не скажете "откройтесь", и тогда ваши глаза мгновенно откроются.
Не отчаивайтесь, если первые попытки аутогипноза окажутся неудачными. Чаще всего при обучении аутогипнозу первые 2 или 3 попытки заканчиваются неудачей, поскольку обычно еще отсутствует умение сосредоточиться только на одной мысли, исключив все остальные. Неудача вовсе не свидетельствует о недостаточных умственных способностях. Скорее наоборот, у интеллектуально развитых индивидуумов обычно возникает несколько мыслей одновременно, отмечается их взаимопроникновение, Чтобы сосредоточиться на одной-единственной мысли, исключив все остальные, необходимо овладеть новым умением, требующим упорства и практики. И если в первый раз вы потерпите неудачу, надо попытаться снова. Если вы способны контролировать процессы мышления, вам удастся сосредоточиться на одной мысли; и как только вы сможете это сделать, аутогипноз станет вам доступным.
Таким образом, когда, после первой фразы ваши глаза закроются, вы перейдете к третьей фазе и подумаете: "Мои веки крепко сомкнуты, я не могу открыть глаза, несмотря на все усилия". Вы должны постоянно возвращаться к этой мысли, единственной мысли, и в то время, как вы это думаете, попытайтесь открыть глаза.
Все время, пока вы будете сосредоточиваться на этой единственной мысли, веки останутся сомкнутыми. Ваши мышцы будут напрягаться, чтобы открыть глаза, но они останутся закрытыми до тех пор, пока вы не скажете вслух или мысленно: "Откройтесь".
Следующая фаза состоит в ускорении процесса. Попытайтесь 2 или 3 раза удостовериться, что вам удалось крепко закрыть глаза. С каждым разом результат будет лучше.
3. Теперь переходите к ускорению. Первую фазу проведите, как прежде, и в момент, когда ваши веки отяжелеют, переходите ко второй фазе. В то время, когда вы говорите "два", подумайте об указанной мысли один раз (самое большее два раза), но исключите все остальные мысли. Когда глаза закроются, скажите "три" и снова подумайте об указанной мысли один раз (или самое большее два), но исключительно о ней. Ваши веки останутся сомкнутыми. Разомкните их по команде "открыть".
Теперь начните снова все, что вы делали, но вместо того, чтобы говорить "один", "два", "три", ограничьтесь мыслью об этих числах в том же порядке. Наконец, делайте все упражнение без чисел, но повторяйте по одному разу мысль первой, затем второй и третьей фаз. После достаточной тренировки вы сможете почти мгновенно закрыть глаза и сохранять веки сомкнутыми, лишь один раз подумав о мысли третьей фазы.
Вы заметите, что приобрели быстроту и способны все увереннее контролировать себя. Овладев умением концентрироваться только на одной мысли (первая или вторая фаза), вы сможете почти мгновенно переходить к третьей фазе, которая представляет сложную мысль. Пробным камнем успеха в самогипнозе является способность быстро закрывать глаза. Когда вы этого добьетесь, вы сможете достигнуть той глубины транса, которая необходима для безбоязненной встречи с тревожащими вас проблемами.
Следующей фазой является релаксация. Оставайтесь с закрытыми глазами и думайте: "Я буду глубоко дышать и полностью расслабляюсь". Сделайте глубокий вдох и на выдохе полностью расслабьтесь. Думайте: "Я буду дышать ровно и глубоко и при каждом вдохе все больше и больше расслабляться".
Когда вы добьетесь закрытия глаз и релаксации (которая вскоре будет возникать одновременно с закрытием глаз), вы достигнете первой ступени транса аутогипноза. Теперь вы в состоянии воспринимать внушение, которое вы себе делаете, с гипнотическим и постгипнотическим эффектом. Но как и для закрывания глаз, где быстрота достигалась неоднократным повторением, для осуществления следующих фаз тоже иногда необходима тренировка. Секрет успеха заключается в способности сосредоточиться только на одной мысли, исключив все остальные, проникнуться ею, верить в нее.
Для начала попробуйте простые внушения. Например: сожмите правой рукой указательный палец левой руки. Думайте: "Я не могу освободить свой палец". Как и прежде, сосредоточьтесь на этой единственной мысли, проникнетесь ею, верьте в нее и одновременно попытайтесь освободить палец. Он будет скован до тех пор, пока вы не подумаете: "Теперь я могу его освободить" (или любое другое слово или выражение с тем же смыслом).
Rhodes приводит затем немало других простых внушений, которые могут быть использованы с той же целью: ригидность руки, сжатие кистей рук, иллюзия тепла и др.
Использование гипноза в медицине относят к двум разделам медицины - медицинской психологии и психотерапии. В психотерапии применение гипноза выделено в самостоятельный раздел - гипнотерапию. Врач, использующий гипноз в своей медицинской практике, может быть любой медицинской специализации: и психиатр, и хирург, и невропатолог, и окулист, и психотерапевт, и эндокринолог и т. д., но если гипноз для данного врача является не дополнительным, а основным методом лечения, то такого врача называют "гипнотерапевт",
В современной медицине гипноз рассматривается, как временное состояние сужения сознания, вызываемое устойчивой концентрацией внимания и специальными действиями врача. Возникающее суженное состояние сознания характеризуется серьезным изменением психологических и физиологических характеристик организма. Прежде всего изменяется внушаемость, что проявляется, в зависимости от глубины гипноза, в нарастании подчиняемости пациента врачу и снижении волевого контроля пациента над происходящим.
Гипноз в медицине применяется с древних времен, более того, любое лечение всегда сопровождалось самовнушением и гетеросуггестией. Самыми древними врачами в истории человечества были шаманы и жрецы; и те, и другие строили все свои действия на трансе. Поэтому древняя медицина была вся трансовая, ничего без транса не делалось. С возникновением религии опять все здание религии построили на трансе. Есть два вида религии -первый, это когда верующий занимается самовнушением или молитвой (в разных религиях - молитва или священные звуки, или священные заклинания, мантры и т. д. - разные) и второй, это когда на верующего воздействует трансом служитель культа (или священник и т. д.) по специально разработанной технике и в специальных местах (церковь и др.). Например, современные христианские священники для создания состояния суженного сознания и возникновения повышенной внушаемости и транса применяют специальные красивые помещения - церкви: церемониальную магию -специальные торжественные культовые церемонии; суггестивную внешность - яркие, но строго красивые наряды; кодирование - в виде эмоциональных проповедей и песнопений; элементы наркотранса - специальные трансгенные курения, окуривания, смазывания ароматическими трансгенными маслами; элементы самокодирования - в виде личных и совместных молитв; предсуггестию - в виде исповеди; прямую суггестию - в виде индивидуальных бесед; косвенный гетерогипноз - через молитву иконам и скульптурам; опосредованный гипноз и магию через "святую" воду, "святые" мощи, "святые" амулеты, "святой" хлеб и вино, совместные праздничные шествия; постсуггестию - через "чудесные" исцеления, посещение "святых" мест и т. д.; кроме того, современные христианские священники используют музыку, книги, журналы, газеты, радио, телевидение, даже танцы и эстрадные шоу, собирая на свои "сеансы"-проповеди целые стадионы и цирки...
Итак, мы с вами живем в эпоху, когда еще соседствуют древние обычаи, простодушные религиозные верования полуграмотных людей и мощная современная наука о гипнозе, когда накопленный тысячелетиями опыт и знание, позволили упорядочить это явление, изучить его и поставить на действительную службу человеку.
Современная наука утверждает, что гипноз - это условно-рефлекторный сон, вызванный внушением, при котором через "сторожевой пункт" поддерживается контакт с гипнотизируемым. Гипноз - это частичный сон, или временное измененное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержание внушения, что связано с изменением функций индивидуального контроля и самосознания. То есть, гипноз - это состояние суженного сознания, вызванное действием врача и характеризующееся прежде всего повышенной внушаемостью и управляемостью.
Гипноз у человека и животных вызывается и развивается в тех же условиях и по тем же законам, что и нормальный сон. Гипноз и сон имеют одну природу - торможение коры больших полушарий головного мозга, но если сон - это иррадиированное торможение, развивающееся по коре больших полушарий мозга, как правило, без наличия очагов возбуждения, то гипноз - это медленно наступающий сон, который ограничивается вначале маленьким районом, а потом расширяется и доходит до подкорки, оставляя активным лишь зону раппорта и мозговые центры дыхания, сердцебиения и т. д.
В гипнозе торможением охвачены только части коры больших полушарий мозга и этим он отличается от частичного, порционного сна. Установлено, что гипноз вызывает слабые, длительно воздействующие раздражители, утомляющие корковые анализаторы через один или несколько органов чувств: зрение, слух, осязание, температурные рецепторы кожи, в результате возникает разлитый тормозной процесс в коре головною мозга. Самым сильным гипногенным (тормозным) действием обладают кожно-тем-пературные раздражители. Также установлено, что гипноз может развиваться как при общем утомлении мозга, так и от истощения какого-либо участка коры при сверхдлительном воздействии сигналов от подконтрольного раздражителя.
Гипноз можно рассматривать как условный сонный рефлекс, при котором деятельность произвольной иннервации выключена. В гипнозе, как и во сне, замедляется ритм дыхания, уменьшается безусловная секреция и др.
Изучение биоэлектрической активности мозга показало, что гипноз - это промежуточное состояние между сном и бодрствованием, поэтому углубление гипноза приводит к полному засыпанию и обычному сну.
Учения показали, что ЭЭГ после того, как пациент почувствует в начальной фазе гипноза сонливость и закроет глаза, модулированность альфа-ритма исчезает и снижается его амплитуда и частота. С развитием гипноза (торможения) пациент уже не может самостоятельно двигаться и открывать глаза, и ЭЭГ начинает вызывать периоды депрессии альфа-ритма с последующим выявлением альфа-веретен. Но если врач начинает говорить, то показания ЭЭГ вновь становятся как у бодрствующих, хотя спустя некоторое время после речи врача у пациента вновь на ЭЭГ возникает запись, типичная для неглубокого нормального сна. Такая же запись, показывающая неглубокий сон, возникает у загипнотизированного пациента, если он долго сохраняет приданное ему положение.
Если углублять гипноз, то наступает замедление частоты и снижение амплитуды биоэлектрической активности мозга, а когда глубокий гипноз переходит уже в сон, то на ЭЭГ начинают регистрироваться медленные волны (дельта-волны), которых - пока был хоть и глубокий гипноз - не было. В средней стадии гипноза наблюдаются парадоксальные реакции, когда слабые раздражители усиливают биоэлектрическую активность мозга, а сильные - снижают. Отмечается также общее снижение возбудимости коры и удлинение последствия реакции на внешние раздражители. При этом установлено, что эффект внушенного видения и внушенного слухового ощущения на ЭЭГ совершенно подобен таковому при реальном раздражении. Однако противоположные попытки внушения отсутствия раздражения при реальном его выполнении, несмотря на отсутствие субъективных ощущений, все-таки сопровождаются соответствующими изменениями на ЭЭГ.
По физиологической глубине с помощью ЭЭГ выделяют в гипнозе пять последовательных фаз:
1. фаза уравнивания альфа-ритма (соответствует легкому гипнозу), которая состоит из периода повышения потенциалов мозга по сравнению с фоном и периода понижения; в это время происходит уравнение амплитуды альфа-волн и исчезновение модуляций альфа-ритма.
2. Фаза альфа-веретен - вспышки альфа-волн (соответствует среднему гипнозу).
3. Фаза минимальной электрической активности, резкое ослабление альфа- и бета- ритмов, уплощение прямых биотоков, появление ритма 16-24 Гц, иногда - единичных тета-волн (соответствует переходу в глубокий гипноз).
4. Фаза тета-ритма, то есть появление тета-волн с частотой 4 - 7 Гц (соответствует, глубокому гипнозу).
5. Фаза смешанных ритмов - разночастотные колебания (соответствует снижению глубины гипноза).
Дальнейшее углубление ведет к утрате раппорта с загипнотизированным и возникновению обычного сна, что. характеризуется появлением на ЭЭГ веретен 14 - 16 Гц и дельта-волн (1-3 Гц), то есть исчезает "сторожевой" очаг и наступает разлитое сонное торможение.
Основная трудность науки, из-за которой до сих Пор паразитируют разные религии, это сложность в изучении механизма воздействия разных уровней единой материи. Но в работах В.М. Кандыбы эти сложности объясняет информационная теория, согласно которой материя имеет три уровня плотности: 1) ^полевой (или энергетический); 2) волновой (или информационный); и 3) вещества (или плотной, излучающей энергии). Все видимое и невидимое (проявленный и непроявленный миры) состоит во всех случаях только из этих видов материи. Причем в любой точке Реальности обязательно присутствуют все три вида принципиально единой материи, рассмотрим все три вида единой материи в случаях, когда одной составляющей больше:
1. Полевой вид. Исследования показали, что все полевые структуры материи обязательно непрерывно и постоянно порождают виртуальные частицы вещества и волны, то есть два других аспекта единой материи.
2.. Волновой вид. Исследования показали, что любая волна несет в себе одновременно аспекты поля и вещества.
3. Вещество. Исследования показали, что любое вещество постоянно и непрерывно излучает во внешнюю среду различные волны и поля.
Таким образом, мы видим, что ни один аспект единой материи сам по себе без двух других существовать не может. Поэтому, как мы видим по теории В.М.Кандыбы, в мире ничего, кроме материи, нет и быть не может. А все, что мы видим вокруг, - это лишь материя с разным уровнем сложности и организации. Причем ее высшей формой организации являются живые организмы и человек. Появление в Природе человека все три аспекта материи значительно усложнило, оно прежде всего принесло в единую материю понятия относительного времени, информации и пространства, как главных свойств единой материальной Реальности. Более того, по Кандыбе, эволюция материи через человека приводит к изменению самой структуры материи через увеличение волновой информационной составляющей, что дает повод В.М.Кандыбе утверждать, что Природа через человека все превращает в волновые информационные процессы. Это значит, что материя будущего - это информационная Реальность, все более сложного уровня организации, напоминающая наше сознание.
Аналогичное понимание Природы у мудрецов, хотя они и не владели открытиями современной науки, позволяло им утверждать, что Реальность уже сейчас содержит в себе элементы Сознания, проявляющиеся в сложнейшей взаимосвязанности, взаимообусловленности и направленности развития видимого мира, все меньше зависящего от случая. Поэтому В.М.Кандыба говорит о том, что последовательная эволюция человека, общества и астроноосферы обязательно приведет к появлению феномена Космического Сознания, то есть по древнерусской терминологии "наступит Царство Божие", или, как учат русские Веды, - "Космос наполнится новым содержанием - плодами мыслительной деятельности нравственного человека". Кстати, древние русы верили, что вслед за "человеком разумным" повсеместно появится "человек нравственный", более того, традиция говорит о том, что русы -- это и есть генетическая база человека будущего, а процесс трансформации в России уже начался во второй половине 19-го века и набирает обороты с невероятной скоростью. Есть даже опасность, что кто-то, пытаясь ускорить этот процесс, погубит вообще все человечество, так по крайней мере предупреждает традиция, более того, традиция говорит, что произойдет все-таки одномоментная гибель большинства человечества.
Итак, мы отметили, что с появлением в Природе человека, она становится все более информационно содержательной, то есть все большее количество различных волн, несущих материальное воплощение информации, наполняет собой видимый Космос - нашу Вселенную. Таким образом, энерго-информационный обмен в природе сближает, и все больше, материальное и идеальное, или, точнее, вещественный аспект материи и волновой информационный. На уровне человека вся внутренняя и внешняя информация воспринимается и кодируется сенсорными системами в виде химических и электрофизиологических процессов, а затем нервные клетки декодируют поступающую информацию на свой "Язык", затем мозг переводит все на язык понятных нам психологических и физиологических реалий.
Как человек реагирует на внешнюю информацию? Во многом это зависит от уровня развития обществ - чем люди образованнее, тем они более критичны и менее внушаемы. Внушаемость людей зависит от авторитетности и доверия к источнику информации. Доверие снимает критический барьер сознания и включает механизм прямого прохождения информации в подсознание. Суггестивное общение должно опираться на авторитетные сильные аргументы, по которым выстраивается жесткое и очевидное логическое умозаключение, которое и станет суггестивной программой, которую некритически воспримет пациент. Теория суггестии считает, что иногда даже один сильный аргумент или довод способен решить вопрос доверия ко всей суггестивной программе, особенно, если этот довод выбрать созвучным настроению и убеждениям пациента и подать его в мощной эмоциональной упаковке, с повышением эмоционального состояния пациента. То есть опереться при суггестии как на силу исходного аргумента, так и на соответствующие чувства пациента, его соответствующие суггестии убеждения, потребности, интересы, эмоции. Опора на интересы и эмоции пациента считается важнее всего для успеха внушаемого материала, то есть ставка делается не на логику, а на прямое некритическое доверительное принятие внушения, принятие без осмысления, эмоционально положительно и с желанием - выгодой. Желательно также, чтобы внушаемый материал был подан как имеющий как можно более высокое нравственное и социально-общественное значение, как "подвиг" во имя людей. Возрастает резко сила внушения и тогда, когда оно подкреплено и другими воздействиями, предварительно ставящими пациента в сильно зависимое положение и дающее "выход" из ситуации через предлагаемый суггестивный материал, и чем больше будет предварительных "крючков" и "зацепок", тем охотнее и с радостью с вами будут соглашаться без всяких рассуждений.
Считается, что каждый человек в своем развитии от рождения проходит несколько последовательных фаз развития сознания: наглядно-действенную, наглядно-образную и словесно-логическую (мыслительную). А вот когда идут СК-тренировки, то следует восстановить вначале способность у взрослого человека мыслить наглядно-образно, а затем научить его наглядно-действенному мышлению (как в древнерусских боевых единоборствах - "мыслить мышцами"), то есть движением в глубоком трансе. Кстати, в гипнозе тормозится способность обрабатывать информацию в левом полушарии и активизируется работа правого полушария - интуиция, воображение и т.д.
Необходимым условием для осуществления восприятия и познания среды является внимание. Так как отражение мозгом Реальности идет по схеме: ощущение - восприятие o представление o мышление, то вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на тех или иных предметах и явлениях среды (внешней или внутренней).
Управление вниманием человека это уменьшение объема внимания у гипнотизируемого тем, что предлагают ему сосредоточить все внимание на каких-либо ощущениях, представлениях или внешнем (можно внутреннем) объекте (синяя лампочка, блестящий молоточек и т.д.), при этом от гипнотизируемого требуют, чтобы он старался устойчиво удерживать все свое внимание на предложенном объекте, ни в коем случае, ни на секунду, не отвлекаясь на что-то постороннее. Такая устойчивая концентрация внимания на любом объекте является сильнейшим гипногенным фактором, и этот процесс сужения внимания, который приводит к сужению сознания, называют иногда "медитация". Медитативный транс в этом случае предшествует гипнозу, что проявляется в изменении режима работы сознания, от абстрактно-обобщенного отражения к конкретно-чувственному, при котором гипнотизируемый постепенно перестает оперировать образами и понятиями. Наступает момент, когда гипнотик, благодаря конструкции внимания, осознает ясно и отчетливо только предложенный объект концентрации, а все остальное остается на периферии сознания и как бы вытесняется из сознания. Сознание гипнотика постепенно как бы "растворяется" в объекте концентрации внимания, и гипнотик постепенно теряет способность произвольного мышлениям Создается ситуация, когда нет никакого желания о чем-либо думать, сознание, "пустеет", нет никаких мыслей... У лиц с развитым воображением могут появиться на мысленном экране какие-то автоматически сменяющиеся картины, "внутреннее кино" и т.д. Постепенно развивается сонливость, которая, наконец, становится непреодолимой, и суженное сознание гипнотика засыпает. Если врач продолжает углублять гипноз, внушая сон, то его команды хорошо воспринимаются гипнотиком и сон наступает еще быстрее.
Практика показывает, что многие пациенты не могут устойчиво удерживать свое внимание на одном объекте, все время мысленно отвлекаются. Это сильно мешает наступлению гипноза и аутогипноза. Поэтому в древности, да и сейчас, практикуют хорошее предварительное упражнение, которое можно давать пациенту как домашнее задание. А те, кто занимается самогипнозом, выполняют его сами. Упражнение заключается в том, чтобы зафиксировать внимание и взгляд на реальной (нарисованной) точке метрах в 3 - 5 от глаз и внимательно смотреть на нее 5 - 15 минут, не мигая, не шевелясь и ни о чем не думая по 5 - 7 раз в день. Тренироваться надо до тех пор, пока не научитесь 15 минут смотреть, не мигая и не отвлекаясь в мыслях от точки, пока не научитесь удерживать пустотность сознания (полное отсутствие любых мыслей) сколь угодно долго, но не менее 10 минут. Это упражнение значительно повышает ваши способности входить в гипноз в обоих случаях, как под управлением врача, так и для самогипноза. В науке СК это умение очень важно, так как помогает искусству устойчивого произвольного упражнения доминантой (возбуждением или торможением определенного участка коры) по любому органу чувств.
Приведу пример из практики моего отца. Расскажу о случае, имевшем место в 1989 году, в Киевском Доме офицеров, где отец проводил массовый гипнотический сеанс, на котором присутствовало около 1100 человек. Билеты на сеансы отца всегда стоили от двух до шести месячных зарплат, но где бы отец ни выступал, залы были забиты, хотя, подчеркиваю, билеты были самые дорогие Мире. В чем секрет? А дело в непостижимо высоком, стопроцентном воздействии на всех зрителей. Ни один -человек не оставался "вне игры". С разрешения отца, я расскажу о его главном эстрадном секрете, дающем столь высокий результат.
Эстрадная техника отца построена как раз на искусстве, управления вниманием людей. Опытные гипнотизеры давно заметили, что волевой процесс у человека возникает только в одном случае: если в его деятельности возникает возможность и необходимость выбора вариантов поведения.


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!