СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КУЛЬТУРЫ.



                                                         

 

 

                                          Оглавление

 

     Введение

    Основные концепции культуры. Сущностные характеристики

     культуры______________________________________________4- 11

    Исторические типы культуры. Современная мировая культура_11-23

    Задания для проверки знаний___________________________23-31

    Вопросы к зачету и литература_________________________31-36

 

                                          Введение

    Многие науки, в частности философия, антропология, история, исследуют культуру в различных аспектах. Но проблему постижения ее как целостности, приведения разнохарактерных знаний в систему решает культурология.Как инструмент познания культурология дает понимание глубинных социокультурных тенденций, смыслов культурных явлений, актуальных проблем бытия культуры.

    Ценность культурологического знания для профессионала связана с процессами инкультурации (приобщения человека к культуре) и значима как нормативный элемент содержания любой сферы деятельности людей.

 

    Освоение курса культурологии предполагает формирование общекультурных компетенций:

    ОК-2 Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.

    ОК-5 Способность к коммуникации в устной и письменной форме на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.

    ОК-6 Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

    ОК-7 Способность к самоорганизации и самообразованию.

        

    В соответствии с Государственным стандартом целью изучения культурологии является достижение социокультурной компетентности, необходимой для решения профессиональных задач, осмысление человеком своего места в мире, формирование системы ценностных ориентиров, понимание культуры стран и народов, самобытности отечественной культуры и ее места в мировой культуре.Основные требования при изучении дисциплины:

    знать наиболее значимые концепции культуры;

    раскрыть содержание основных понятий культурологии: субъект культуры, культурогенез, язык и символы культуры, культурные ценности и нормы, культурная картина мира, культурные традиции, социальные институты культуры, культурные коды, межкультурная коммуникация, динамика культуры;

    выделить сущностные характеристики культуры, знать ее структуру и функции, объяснить соотношение культуры и природы, культуры и цивилизации;

    уметь сопоставлять различные точки зрения на природу культуры;

    иметь представление об особенностях культурных эпох, характере и тенденциях современной культуры;

    различать типологические особенности этнической и национальной культур, характерные черты региональных культур (Запад-Восток, Север-Юг);

    сформулировать основные черты массовой и элитарной культур, анализировать проблему их соотношения в современном мире;

    интерпретировать достижения мировой культуры, оценить самобытность отечественной культуры.

 

    Освоение курса культурологии студентами заочной формы обучения предполагает 4 часа установочных лекций, индивидуальные консультации, самостоятельную работу студентов по изучению учебной литературы по дисциплине, написание контрольных работ.

 

    Тема 1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ.

              СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КУЛЬТУРЫ (2 часа).

 

    Этапы становления понятия «культура». Основные подходы к изучению культуры в XIX-XXIвв. Культура и природа: различия и аспекты взаимодействия. Взаимоотношения культуры, природы и человека. Человек как субъект культуры. Инкультурация как процесс вхождения в конкретное культурное пространство. Культура – мир символов и смыслов.Культурные ценности и нормы. Языки культуры. Различные модели структуры культуры. Социальные институты культуры. Смысловые значения понятий «культура» и «цивилизация». Функции культуры.

 

    Тема 2. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КУЛЬТУРЫ.     СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ КУЛЬТУРА (2часа).

 

    Этническая и национальная культуры: основные доминанты. Проблема соотношения этих культур в современном мире. Региональная типологизация культур. Различия культур Запада и Востока, Севера и Юга. Основные исторические типы культуры: характерные признаки каждого типа, достижения и выдающиеся представители. Основные черты, доминанты и тенденции современной мировой культуры. Теории кризиса культуры XX-XXIвв. Глобализационные процессы в мировой культуре, проблема коммуникации в современном обществе, экранная культура и клиповое мышление. Понятие, сущность и основные проявления массовой культуры. Теоретики постмодернизма о месте и роли культуры в современном обществе, понятие «симуляционной культуры».

 

        ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ.

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КУЛЬТУРЫ.

        Как наука культурология сформировалась в конце ХIХ века (в научный обиход понятие «культурология» ввел в 30-х годах ХХ века американский исследователь Лесли Уайт), но ей предшествовал длительный период формирования представлений о культуре. Древнее латинское cultura(обработка) сначала употреблялось в  значении возделывания земли, изменения природы как среды обитания человека, но уже Цицерон писал о «культуре души», понимая под этим образованность, воспитанность, осознанное чувство долга и политическую зрелость.В последующие эпохи многие мыслители анализировали это понятие, отмечали отличие культуры от природной стихии, ее целенаправленность,

рассматривали как способ приложения творческих способностей человека.

    Можно выделить такие подходы к изучению культуры Эволюционизм. Одним из первых создал эволюционистскую концепцию культуры немецкий антрополог А.Бастиан, он доказывал, что единство культуры обусловлено единством психики людей. Г.Спенсер, Дж.Фрезер, Л.Г.Морган и др. обосновывали идею единства человеческого рода и однолинейности развития культур от простого к сложному. Английский ученый Э.Тайлор не отрицал возможности регрессивного изменения, но считал магистральным направлением в истории человечества прогрессивное развитие культур от невежества к просвещенности. По его мнению, культура есть совокупность верований, знаний, обрядов, искусства, нравственности, ритуалов, орудий труда, оружия и т.д. Тайлор был убежден в сходстве природы человека с обстоятельствами его жизни и пришел к неверному выводу, что история человечества – часть истории природы и мысли, желания, поступки людей сообразуются с теми же законами, что рост растений, соединение химических элементов и т.п.

    Неоэволюционизм. Американский этнолог и культуролог Л.Уайт переосмыслил принципы эволюционизма и допустил мультилинейную интерпретацию развития культур. Он сравнил культуру с симфоническим произведением и подчеркнул, что эволюция – процесс, в котором одна форма вырастает из другой, но это не суммированная, всегда однолинейная история. Под влиянием идей В.Оствальда и других сторонников энергетизма, он предложил рассматривать культуры как формы организации и системы по преобразованию энергии. Поэтому критерием прогресса культур он считал возрастание количества энергии, используемой обществом. Уайт рассматривает общество и культуру в качестве разнопорядковых явлений: общество определено типом социальной организации, ав культуре ведущую роль играют символы, значение которых определяется человеком. При изучении теории Уайта необходимо обратить внимание на его понимание структуры культуры и роль человека в ее развитии.

    Неоэволюционистское направление включает многообразные теоретические подходы. Наиболее плодотворным в исследовании необратимых социокультурных изменений является синергетический подход,согласно которому  культурная среда совмещает порядок и хаос, в последнем, как и в порядке, вызревают инновации и закладывается будущее.Эволюционирующая система развивается неравномерно, нарабатывает множество вариантов развития, происходит чередование периодов «сгущения инноваций» («всплеска талантливости») и «разряжения инноваций», в одних условиях продуктивной становится одна «ветвь», в других – иная. Культура – открытая нелинейная система и будущее ее непредсказуемо.

    Функционализм (Б.Малиновский, А.Рэдклифф-Браун) отрицал идею стадиального развития культур и акцентировал внимание на важности их изучения изнутри. Культура – целостное образование, совокупность элементов, связанных определенным образом и выполняющих специфические функции. Культура – совокупность ответов человека на потребности (основные и производные), она вырабатывает систему устойчивого равновесия. Уничтожение или деформация какого-нибудь элемента приводит к дисгармоничному состоянию культуры или даже к ее гибели. Особо опасно, подчеркивал Малиновский, уничтожение традиций: культура лишается защитного покрова и становится уязвимой и нестабильной.

    Русский мыслитель Н.Данилевский первым обратился к проблеметипологии культур (цивилизаций). По его мнению, реальными носителями исторической жизни являются «естественные» системы, обособленные культурно-исторические типы. Их создают не все народы, а только «позитивные» творцы истории. Развитие культурно-исторического типа подчиняется общим законам, но каждый развивает свою идею и воплощает ее наиболее значимым образом. Данилевский допускает контакты в целом автономных культурно-исторических типов, но подчеркивает их противоречивую природу: самым плодотворным способом взаимодействия культур является обмен в области науки, техники и промышленности, духовные ценности и смыслы неповторимы и не подлежат заимствованию, убежден мыслитель. Данилевский выявил типы культурных контактов, периоды развития культур  и ввел понятия: одноосновной,двухосновной и четырехосновной культурно-исторический тип.

    Немецкий философ и культуролог О.Шпенглертоже отрицает преемственность культур. По его мнению, история – смена развивающихся организмов (культур), проходящих определенные стадии от детства к старости и смерти. Нематериальная основа становления и развития культуры- прасимвол, пра-душа, она разворачивает процесс проявления образа из без-образности. Каждая культура исполнена глубочайшего смысла, обладает своим стилем, тактом, ритмом. Поэтому, утверждает Шпенглер, история – совокупность самодостаточных культур, которые существуют обособленно и ничего не заимствуют друг у друга. Он признает, что всякая живая культура подвергается различным влияниям, но принимает немногие из них, причем воспринимает не смыслы, а формы. Зрелая культура – время творчества и создания духовных ценностей, процесс упрощения всех сфер жизнедеятельности, переход от многообразия к механическому единству, рационализм, иррелигиозность, вырождение искусства, власть денег и т.п. означает смерть культуры, она каменеет и становится цивилизацией.

    Крупнейший английский историк, философ и культуролог А.Тойнби осмыслил развитие человечества через процесс сменяющих друг друга цивилизаций (термин употребил как синоним понятия «культура»). В основу классификации цивилизаций он положил религию и выделил пять основных: западную, православную, индуистскую, исламскую и дальневосточную. Тойнби пришел к выводу, что цивилизации зарождаются в трудной для проживания среде и их генезис происходит на основе принципа Вызов-Ответ, когда творческое меньшинство реагирует на внешние факторы, превращает их импульсы в стимулы и предлагают разнообразные способы решения проблем. Так появляются формы хозяйствования, ирригационные системы, властные структуры и т.д.  Вызов может быть брошен не только природой, но и социальным окружением: ответом на греко-персидскую войну стал небывалый расцвет греческой культуры, а принятие христианства привело к становлению русской цивилизации. Рост цивилизации заключается в прогрессивном внутреннем определении, ее надлом порождается разногласием основных компонентов, гибель (распад) цивилизации неизбежен, если утерян творческий потенциал. Условием спасения может быть перенос цели и ценностей в сверхчувственное царство Божие или шаг к созданию новой цивилизации.

    Теорию социокультурной динамики разработал американский социолог и философ П.Сорокин. Он различает в культуре два аспекта: внутренний – смысл, духовное содержание культурных феноменов (ментальность, система знаний, формы философии, религии и искусства, политическая и экономическая организация и т.д.) и внешний – материальное воплощение смыслов в вещах и явлениях. Сорокин различает три типа культуры – идеациональную, чувственную (сенситивную) и идеалистическую, и подчеркивает, что реальные культуры представляют собой различные сочетания этих логико-смысловых форм. В каждой культуре формируется определенный тип личности: идеациональная личность религиозна, сенситивная поглощена мирскими заботами, идеалистическая личность во всех вопросах руководствуется разумом и обладает развитой системой идеалов.Движение культур имманентнои не зависит от внешних факторов. Сорокин выделяет стадии социокультурной динамики и подчеркивает кризисное состояние современной культуры, главным признаком которого стала утрата духовности.

    Игровая концепциякультуры предложена голландским культурологом Й.Хёйзингой. Он выделяет три основные характеристики культуры: равновесие между материальными и духовными ценностями, господство над природой (внутренней и внешней) и доказывает, что игра старше культуры. Все животные состязаются, но их игра вплетена в среду обитания и ориентирована на конкретный результат. Но только на уровне человеческой деятельности, подчеркивает Хёйзинга, она становится процессом творчества. Именно в игре человек создает мир культуры, изменяет и совершенствует самого себя.Игра свободна, не связана с материальной выгодой, лишена корысти и непредсказуема, поскольку в ней человек всегда выходит за рамки настоящего. Она всегда есть соревнование, соперничество, коллективное творчество.

    Символическую теорию культуры предлагает немецкий философ Э. Кассирер, который называет человека символическим животным, творящим искусственный мир, «символическую Вселенную». Он выделяет такие символические, находящиеся в иерархическом соподчинении, сферы культуры: язык, миф, религия, искусство, наука.

    В «философии жизни» проблемы культуры рассматривали немецкие философы А.Шопенгауэр, Ф.Ницше и Г. Зиммель. Последний полагал, что труд, творчество, активность – факты жизни, которые должны рассматриваться только в контексте культуры. Он различает объективную (внешний мир ценностей) и субъективную (мера развития личности) культуры и утверждает, что мерой культурности предметов является их способность служить развитию «нашей внутренней тотальности». Философ утверждает, что развитие вещей опережает развитие человека, который начинает выборочно относиться к миру разнообразной объективной культуры. Зиммель говорит о трагедии современной культуры, о господстве объекта над субъектом.

     Сущность культуры анализировали З.Фрейд, К.Юнг и Э.Фромм. Теорию конфигурации культурного роста предложил американский антрополог А. Крёбер. Новый взгляд на культуру у представителей структурализма Ф.де Соссюра и К. Леви-Стросса и постструктурализма Ж.Лакана, Р.Барта и М.Фуко.

     Ю.М.Лотман внес большой вклад в исследование русской культуры, изучал быт и традиции русского дворянства, анализировал содержание понятий «интеллигенция» и «интеллигентность», а также предложил структурно-семиотическую концепцию культуры. Культура, по его мнению, семиотична по своей природе, является знаковым устройством. Она хранит и передает информацию, обладает механизмами коммуникации и памяти. Но постижение смысла и интерпретация разнообразных знаков возможна только в семиосфере, ядро которой образуют наиболее развитые языки, а стержнем является естественный язык. Она включает в себя мифологические представления, научные идеи, художественные образы, повседневную жизнь и т.д. Семиосфера – условие понимания текста культуры.Под текстом Лотман понимает любое явление, действие или объект, наделенный смыслом.

    В настоящее время понятие «культура» употребляется во многих значениях, но можно выделить общие позиции в различных определениях.

Культура – результат многообразных видов деятельности человека. Человек как субъект культуры обладает такими чертами как сознательность, креативность, воспитанность, он наделяет свою деятельность смыслами и понимает ответственность за создание и использование артефактов.

    Культура – ненаследуемая биологически информация, культурные явления всегда искусственны, поскольку превосходят природу, преобразуют и достраивают ее.Культура и природа - два взаимосвязанных полюса человеческой жизнедеятельности, можно выделить практический (зависимость от природных условий), экологический (усиление воздействия на окружающую среду), этический (любовь к природе) и эстетический (видение красоты природы) аспекты взаимодействия культуры и природы. Современный этап их взаимодействия характеризуется отчуждением человека от природы и, по мнению немецкого философа и культуролога А.Щвейцера, только благоговение перед жизнью, образование и воспитание будет способствовать излечению человека от технической болезни.

    В содержании культуры важное место занимают ценности, которые дают возможность человеку ассимилировать свойства внешнего мира, создать собственный «дом бытия» (М.Хайдеггер). Они фиксируют особый вид смысла, который в предметах, процессах и явлениях усматривает человек. В литературе представлены многообразные варианты классификации ценностей, их функций и системы ценностных ориентаций личности.Культурная норма выражает стандарты взаимоотношения людей, различные культуры обладают разной степенью нормативности, «нормативная недостаточность» и «нормативная избыточность» - показатель степени адекватности их функционирования.

    Культура символична, символом может выступать любое явление, которому человек придает значение, не присущее ему по природе. Культура представляет собой пространство, в котором идут процессы смыслообразования, все культурные феномены обладают объективной определенностью и субъективной определенностью: человек наделяет их смыслом, «опредмечивает» свои идеи, представления, желания и т.п.

    Каждая культура представляет систему естественных, искусственных и вторичных языков. Важными для понимания сущности культуры являются понятия «культурный код» -своеобразный ключ к пониманию культуры, тип культурной памяти, совокупность символов, смыслов, знаков и их комбинаций, помогающих идентифицировать культуру; и«ментальное поле культуры» – единая смысловая среда, связывающая все культурные формы.Социальные институты культуры – особые социокультурные образования, обеспечивающие существование и развитие многообразных культурных форм. Процесс инкультурации – приобщения к культуре также в значительной степени определяется эффективностью функционирования институтов культуры. Одной из продуктивных теорий инкультурации человека является концепция американского культуролога и антрополога М.Херсковица.

    Культура может быть структурирована по разным основаниям. На основе видов человеческой деятельности она существует как единство материальной и духовной культур, если в качестве критерия выступают сферы общественной жизни, то можно выделить экономическую, полити- ческую, правовую, религиозную, научную, художественную и т.п. культуры. При выявлении универсальных и специфических черт выделяются две области – обыденная (повседневная) и специализированная культуры, каждая их которых обладает особыми функциями. Поскольку культура неоднородная система, сложный спектр тенденций, стилей, традиций и т.д., ее можно рассматривать как совокупность своеобразных подсистем – субкультур.

    Понятие «цивилизация» применяется почти во всех социально-гуманитарных дисциплина. При соотношении его с понятием «культура» наиболее продуктивным является рассмотрение цивилизации как меры рациональности общества, степени свободы личности в различных видах деятельности, в данном контекстеоно резюмирует состояние частной и общественной жизни.Культура характеризует человека, меру его развития, его духовность, систему ценностей. В культуре фиксируется и сохраняется индивидуально-неповторимое в жизни общества.

 

 

    ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КУЛЬТУРЫ.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1506; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!