А вы знаете отличие между деревней и селом?

Исторические и культурные традиции строительства храмов на территории Свердловской области: освоение региона, храмы как субъекты хозяйственной и культурной жизни.

Строительство храмов неразрывно связано с историей освоения и благосостояния региона, поэтому каждый храм имеет не только историю строительства, но и историю, связанную с общим контекстом развития региона. Некоторые храмы, например «походяшинские», о которых мы с вами подробно поговорим в одной из лекций, приоткрывают завесу прошлого о личности одного из самых незаурядных промышленников региона. Некоторые показывают своеобразность воплощения стандартных проектов местными мастерами.

Сама история постройки каждого конкретного храма – это история всего села и каждого его жителя, которые участвовали в его строительстве, а на протяжении десятилетий, сколько строился храм, проходила и история человека, который в детстве помогал отцу обжигать кирпичи для строительства, а уже взрослым участвовал в росписи стен храма.

Таким образом, каждая церковь становилась центром жизни населенного пункта, и влияние ее жители ощущали во всем – от покупок на ярмарках на прицерковной площади до свадеб и отпеваний.

К сожалению, только немногая часть храмов на нашей территории имеют подтвержденное авторство, с чем это связано – вы узнаете из сегодняшней лекции.

Содержание лекции.

  1. Краткая история освоения Урала. Первые храмы на территории Свердловской области: история появления, стилистика.
  2. Как строились храмы: от жителей до благотворителей.
  3. Храм как центр хозяйственной и культурной жизни населенного пункта.
  4. Сложности атрибуции авторства архитектуры храма.

Конспект лекции.

  1.  Освоение Урала.

До 16 в. территория Урала была для просвещенных европейцев лишь разделительной полосой между Европой и Азией. В 16 в. началось активное освоение Приуралья – западной стороны Уральских гор, ныне Пермского края, с пожалования земель Иваном Грозным знаменитой династии Строгановых. Освоение региона началось с варения соли,  торговли пушниной, и торговых путей, соединяющих западный склон Уральских гор через самую северную часть Урала с Сибирью.

Ермак Тимофеевич в 1581 г, по велению Строгановых отправился «воевать Сибирь». Так и началось заселение восточной части Урала, так как и государь, и купцы были заинтересованы в более удобном и коротком пути в Сибирь.

Такой путь нашел в 1597 г. Артемий Бабинов. ИЛЛ

«Бабиновская дорога» прошла из Соликамска на восток, через Уральский хребет, через теперь заброшенные деревни в районе Кытлыма, через Павду. Так появился важнейший на два следующих столетия торговый путь из Соликамска до Тобольска. Так и произошло основание Верхотурья в 1598 г. как таможни и гарнизона.

 1604 г. – год основания Николаевского мужского монастыря в Верхотурье, начало православной колонизации региона. Вдоль всего торгового пути возникают города и села, и некоторые, как Ирбит, становятся важными центрами торговли. Ярмарки в Ирбите узаконены государем в 1643 г., Ирбитская ярмарка стала крупнейшей после Нижегородской.

Каменное строительство началось в регионе только с начала 18 в.

Петр I стимулировал активное развитие промышленности для нужд Российской армии и внутренних рынков, строятся новые заводы, а вместе с ними возникают города. Урал становится главным промышленным регионом России.

Конец XVII и начало XVIII вв. в России – это время расцвета в русской архитектуре стиля барокко. И вполне естественно, что именно в этом стиле строили первые каменные храмы на нашей территории.

Первые храмы строились пришлыми каменщиками, тут каменного строительства не было – соответственно опытных мастеров тоже не было. Уже известные и опытные артели приглашались из центральных регионов, из Пермского края. Вместе с ними приходила и стилистика, освоенная артельщиками во всех деталях. На новых местах они свободно обходились без архитекторов, владея всеми необходимыми приемами: от разбивки плана по простым соотношениям его частей в саженях и аршинах до возведения стен, столбов и т.д.

1703, Верхотурье, Троицкий собор, барокко, самый старый каменный храм на территории Свердловской области ИЛЛ.

На Троицком соборе в Верхотурье работали мастера из Соликамска под контролем москвичей, проект московского архитектора Тимофея Гусева.

Еще один из первых каменных храмов, построенный в 1744-1753 гг., это церковь Покрова Пресвятой Богородицы. (старая Покровская церковь), Верхотурье. ИЛЛ

Образец барокко, известного как нарышкинский стиль (московское барокко). Строили соликамские мастера. Скромна и деликатна во внешнем оформлении, но внутри, особенно в куполе, прекрасно сохранились фрагменты росписей – облики апостолов и Богоматери

Введенский собор, г. Карпинск. 1767-1776 гг. ИЛЛ

Бывший Богословский завод, «Походяшинский храм», строился на средства заводчика Максима Михайловича Походяшина. Барокко.

Никольская церковь, Быньги. ИЛЛ Даты строительства - 1785-1796 гг., на средства владельцев завода Яковлевых. Кстати, это уже конец века, и Быньговский храм сочетает в себе черты барокко и следующего за ним стиля – классицизма.

.

На территории Екатеринбурга первые каменные храмы появляются только в середине 18 в., к сожалению, они не сохранились. Самая старая из сохранившихся – это Церковь Вознесения 1792-1818 ИЛЛ

  1. Как строились храмы: от жителей до благотворителей

А вы знаете отличие между деревней и селом?

Деревня – село без храма, а село – административный центр прилегающих деревень, с действующим в нем приходом - храмом.

Для строительства часовни или храма жители испрашивали разрешения в Епархии. Как правило, Епархия помогала проектом и поиском строительных бригад, редко - деньгами (в будущем, после окончания строительства, содержание храма ложилось на плечи Епархии – определение на место служек, частично на жителей («кормление»).

Строительство шло десятилетиями, в летний сезон, когда могли работать строители. Жители помогали чем могли – деньги, обжиг кирпичей, подсобные работы. За счет благотворителей (Яковлевы, Походяшины и др.) строились далеко не все храмы, большую часть расходов на стройку обеспечивали жители населенного пункта.

А в начале 19 в.распространяется правительственная регламентация строительства, и появляются профессиональные архитекторы. На смену артелям каменщиков приходят профессиональные архитекторы горного ведомства – выпускники Академии Художеств. Вместе с ними по городам и весям распространяется классицизм, как в строительстве храмов, так и в светском строительстве и регулярном планировании городов.

Становится знаменитым архитектор Константин Тон, о нем мы будем неоднократно упоминать в наших лекциях, он – автор сборников проектов, по которым шло реальное строительство в регионах (кроме богатых храмов, для строительства которых привлекались архитекторы с собственными проектами, разработанными именно для этого места).

  1. Храм как центр хозяйственной и культурной жизни населенного пункта.

Храмы во все времена не были замкнутыми структурами, «заточенными» только на религиозные обряды. Площади перед соборами, храмами благодаря своим размерам и удобному расположению рядом с храмом (все на виду) часто становились ярмарочными площадями (Ирбит) ИЛЛПодсобные помещения храма использовались как склады для купцов. Также храмы выступали как культурные центры, например Верхотурские монастыри - центры архивов и летописания.

Не будем забывать и о «тусовке» - церкви всегда были  местом встреч жителей деревень, местом, где можно «на людей посмотреть и себя показать».

  1. Сложности атрибуции авторства архитектуры храма.

Очень сложно атрибутировать памятники храмового зодчества по авторству и строителям, и это связано в первую очередь с тем, что в «Епархиальных ведомостях», которые нередко оказываются единственным источником сведений о церковной постройке, отражены все этапы строительства (закладка, освящение, перестройка), принадлежащее храму имущество, источник средств, служители, приписанные к храму и т.д. Не назывались лишь имена архитекторов, по чьим проектам храмы возводились, видимо, считалось не важным, кто был автором. Поэтому при отсутствии документов основным аргументом оказывается стилистический анализ, выявление почерка мастера, сопоставление с другими объектами. При работе с конкретными памятниками очень часто ситуация может быть как а) полной неизвестности об авторах проекта; б) наличия до 5-6 вариантов авторства, что мы увидим как на существующих сохранившихся объектах (Александро-Невский собор в Екатеринбурге), так и уже разрушенных храмах (Храм Архангела Михаила в Ревде).


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!