Для чистых все чисто; а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. (Титу 1:15)



Лекция 7

Функционирование совести        

ФУНКЦИЯ— (от лат. functio исполнение осуществление),  деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого либо объекта в данной системе отношений (напр., функция органов чувств).

Жизнедеятельность  совести включает участие ума, чувства и воли.

Умвзвешивает и оценивает альтернативные возможности, анализирует нравственное достоинство мотивов и намерений, чтобы решить, как поступить, или чтобы обсудить уже совершенные поступки. 

Чувствапроявляются в нравственном переживании всего того, что подлежит этической оценке. Чувства умиротворения и радости чистой совести или чувства вины и тревоги нечистой совести.

Воляпомогает совести активно осудить зло и обязывает исполнять то, что ею одобрено и принято. Благодаря содействию воли, решения совести приобретают императивный характер(от лат. imperativus — повелительный), требование, приказ, закон. У Канта в «Критике прак-тич. разума» — общезначимое нравств. предписание, в противоположность личному принципу (максиме);.правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе).Категорический императив Канта: «Поступай так, чтобы максима своей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства».

Можно представлять совесть одновременно в трёх измерениях: как нравственное сознание, как нравственное переживание и как волевую способность личности в её стремлении к нравственной самоактуализации.АКТУАЛИЗАЦИЯ —осуществление; переход из состояния возможности в состояние действительности.

 

Основные функции совести

Это: законодательная, судебная и исполнительная. В них проявляются авторитет, достоинство и свобода.

Авторитетсовести связывается с её законодательной функцией и состоит в том, что требования справедливого и честного отношения к жизни имеют  абсолютный и безусловный характер. Это отпечаток Абсолюта. Образ Божий в человеке.

Достоинствосовести проявляется в еёсудебной функции и заключается в том, что голос совести, обвиняющий за злые дела, всегда правдив, категоричен и неподкупен. Достоинство определяется относительно критерия, данного свыше.

Свобода совести предполагает еёисполнительную функцию, и проявляется в том, что ничто не может поколебать совесть, сознающую свою правоту. Ничто не может связать совесть, заставить её молчать и не карать за злые дела и беззакония.

 

Совесть всегда указывает  на требования нравственного закона, обличает или одобряет совершенные поступки, вознаграждает или карает.Жизнедеятельность совести – это сложный динамический процесс, в котором сама совесть зависит от общих нравственных установок личности, от степени приближения личности к нравственному идеалу.

 

Состояния совести

Совесть – дар Божий – логос, вкоренённый в природу человека. Но личность обладает свободой. Задачей человека является не только сохранение этого дара, но и его развитие. Под воздействием конкретных жизненных условий и под влиянием среды происходит либо процесс развития совести, либо процесс её деградации, в результате чего состояния совести могут быть описаны в терминах «добрая и совершенная совесть» или, наоборот, в терминах «угасшая и потерянная совесть».

 

Если совесть руководит нравственной жизнью, в которой она диктует свои требования, указывает, обличает и наставляет, то её следует считать доброй совестью.Синергия, необходимая для спасения и обожения.Активная, чувствительная совесть.

Если совесть оказывается нечувствительной и неактивной, она не способна вести личность по пути к обожению и в этом смысле  может быть названа угасшей совестью. Иногда совесть человека становится настолько нечувствительной,  что может показаться совсем потерянной. Все призывы к совести  не приносят результатов, совесть не реагирует и остаётсябесчувственной. В этом случае её называют окаменевшей совестью, которая становится таковой вследствие неправильного использования свободы или неправильного воспитания. Однако совесть никогда не может угаснуть полностью. Поскольку она является неотъемлемым даром сотворённой человеческой природы, она не может совершенно исчезнуть.

 

Пассивности связана с недостаточным выполнением присущих совести функций.

При недостаточном осуществлении законодательной функции совесть может быть несведущей, колеблющейся и погрешительной. Всё определяет ясность голоса совести.

Человек, который не знает требований нравственного закона, имеет несведущую совесть

Если же человек знает о требованиях нравственного закона, но находится в недоумении относительно того, признать задуманное дело нравственным или безнравственным, он имеет колеблющуюся совесть.  

Если человек, который, вопреки нравственному закону, зло считает добром, имеет погрешительную совесть.

Для чистых все чисто; а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. (Титу 1:15)

При недостаточном осуществлении судебной функциисовесть может быть немощной, усыплённой и ожесточённой. Всё определяет громкость голоса совести.

Немощная совесть не способна активно осудить зло, хотя и сознает его опасность.

Усыплённая совесть делает ложную оценку задуманных или совершенных злых действий, оправдывая их благими намерениями и целями. 

Ожесточённая совесть сознательно и решительно отвергает и попирает этические нормы и правила.

Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется. (1Коринфянам 8:7)

При недостаточном осуществлении исполнительной функции совесть может быть пристрастной, лицемерной и сожжённой.Тут можно сказать о правдивости голоса.

Пристрастная совесть любит указывать на недостатки других людей, чтобы  в своих собственных глазах смягчить или сгладить вину за допущенные ошибки или совершенные беззакония.

Лицемерная совесть незаслуженно награждает человека миром души и сознанием своей праведности. 

Сожжённая совесть оставляет человека в холодном спокойствии духа при совершении явных преступлений и при последующих воспоминаниях о них.

Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей,(1-е Тимофею 4:1-2).

Осуществление функций даёт совести способность правильно оценивать события нравственной и духовной жизни. Тут можно говорить о непорочной, чистой и доброй совести.

 

Освящение совести.

Муки совести. Временами или постоянно нечистая совесть обуревается тревогой, беспокойством и тоской. Но самым тяжёлыми непереносимым является для неё опасение за будущее. Нечистая совесть трепещет от предчувствия будущего возмездия. Грешники в аду буду мучимы совестью. Ад – состояние души с бесчувственной совестью. Апостол Павел призывает человека к покаянию и освящению в вере во Христа. Христос освятил человеческую природу (обожил) и все её силы и способности, включая и совесть. Освящение конкретного человека Христос  осуществляет в жизни Церкви. Главными средствами освящения совести являются правая вера, участие в святых таинствах Церкви и личный подвиг духовно-нравственной жизни. Освящённая и чистая совесть является проводником Божественной благодати в душе человека; она становится надёжной гарантией того, что человек находится в общении с Богом и в мире с самим собой.

то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принёс Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мёртвых дел, для служения Богу живому и истинному!(Евр9:14)

 

В благодатном освящении нуждается совесть всякого человека, в том числе и такая совесть, которая от природы является сверхчувствительной. Такая совесть обладает чрезвычайной разборчивостью и склонна применять этические нормы очень детально и скрупулёзно. Она содержит в себе ярко выраженное законническое понимание этики. Человек со сверхчувствительной совестью склонен уделять большое внимание самым незначительным поступкам и событиям в своём поведении и межличностном общении. Они заслоняют от него главные цели в жизни и лишают свободы, которая должна вести к обожению. Но самое опасное здесь то, что очень чуткая от природы совесть может иметь тенденцию быть мнительной. Люди с мнительной совестью склонны предаваться печали и малодушию после самых незначительных и маловажных ошибок. Более того, мнительная совесть может проявлять недоверие к спасительным таинствам Исповеди и Евхаристии, что делает её бесчувственной к действенному восприятию благодати.

Необходимо воспитание совести по принципу синергии. Воспитание – сеяние и  создание условий для прорастания божественного семени. Сеятель сеет в человека через человека.

 

Нравственное учение о долге

Понятие долга возникает и формируется в опыте повседневной жизни. Быть перед кем-то в долгу означает определённое внутреннее требование.Заплатать долг — значит, ответить благодеянием тому, кто в нужный момент оказал помощь или был в чем-то полезен. С этой точки зрения долг есть эквивалент добра, которым по закону справедливости оплачивается всякое благодеяние.Понятие долга теснейшим образом связано с понятиями достоинства и блага.

Метафизика должного

1) Сотворение человека. Первому человеку дана была заповедь, устанавливавшая точное различие между понятиями должного и недолжного. Указаны последствия.

2) Прощение  согрешившего человека и его оправдание во Христе. Прощение человека Богом есть дар не меньший, чем дар бытия.

Таким образом, в метафизическом смысле человек дважды становится должником перед Богом: в акте творения, когда получает дар бытия, и в Искуплении, когда получает дар прощения. Св. апостол Павел использует взятый им из  античной жизни яркий образ: раб, выкупленный на свободу, должен дорожить своей свободой, чтобы оправдать своё Искупление. Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. (I Кор. 7, 23). Соответственно этому пониманию оправдания,исполнением долга являются стремление человека к свободе от греха и достижениенравственного совершенства и святости.

3) Каждый человек должен исполнить в жизни определённую миссию. Метафизическим основанием жизненного предназначения всякого человека является миссия Христа, пришедшего в мир исполнить дело пославшего Его Отца. 

По примеру Христову каждый человек должен исполнить в своей жизни предназначенное ему служение. Личная судьба связана с судьбой мира. Нет личного греха или добродетели. Мы – нити единого полотна. Предположение: искупление - сохранение баланса. Кровь мучеников. По Достоевскому: всякий друг перед другом виноват.

Этика должного.

Нравственный аспект понятий должного и недолжного освещается в Н.З. с т.з. нравственного достоинства человека, утверждающего себя в новой жизни во Христе. Недолжным здесь признается все то, что противоречит естественному нравственному

закону, голосу совести и христианским убеждениям, а именно: дела и поступки, оскорбляющие достоинство человека как образа Божьего или наносящие ущерб благу ближних.Должным здесь признается все то, что служит утверждению богоподобного достоинства человеческой личности, благу ближних и славе Божией.

В своём идеальном выражении метафизический и нравственный аспекты долга и должного совпадают. 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 545; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!