Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8).



Лекция 4

В заповедях блаженства раскрывается подлинный образ человека, замысел о нём.

ВЗ – земное устроение. НЗ – небесный путь. Указано вечное предназначение человека. Закон и Благодать.Μακάριοιот μακάριος 1) блаженный, счастливый; 2) благоденствующий, богатый. Заимств. из ст.-сл. яз., где является страдат. прич. от блажити «почитать, хвалить», суф. производного от благо.

Благо -цслав. заимств., вместо исконнорусск. *бологъили*bolgo– это суф. производное от той же основы, что и большой, родственной др.-инд. bálam «сила»,благобуквально — «богатство (сильного, взятое силой)», далее — «процветание, преуспевание» и затем — «счастье, блаженство»> «добро, благо».

Исконно русская форма этого слова имела видбелоотобщ.слbolgo(ъ)отиндо-евр. bhelegbhelgблестеть, сверкать, сиять, т.к. индо-европ. кореньbhelтот же, что и общ.слав. belбелый.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5, 6).

Жизнь человека должна состоять из искания, алкания и жажды праведности — таково духовное учение Писаний и святых.Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 31-33).

Небесная динамика, т.е. к чему должно стремиться. Удовлетворение и покой приходит от Бога, но эти удовлетворение и покой такого рода, что сами всегда становятся источником нового алкания и жажды. Непрестанное движение. Правильно выбранный вектор движения.

 

Покой, обретаемый в Нём, по словам св. Максима Исповедника (VII в.), есть «глубоко динамичный покой», всегда увеличивающийся и развивающийся в ещё большее единство с неисчерпаемым богатством и полнотой Божественного бытия. Св. Григорий Нисский (IV в.) выразил это так: Ум человеческий постоянно растекается и рассеивается в том, что нравится чувствам... не имеет достаточной силы к достижению истинного блага... Ибо не может когда-нибудь остановиться тот, кто получил от Творца постоянно-движущееся естество, и если движению к суетным предметам положена преграда, он не может стремиться к чему-либо кроме истины.

Человек призван возрастать в праведности и совершенстве. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперёд, стремлюсь к цели, к почести высшего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из вас совершен, так должен мыслить... (Флп. 3.13–15).

δικαιοσύνη 1) справедливость, законность, праведность2) правосудие, судопроизводство; 3) благодеяние; 

Правый – прямой. Считается родственным (с другим суф.) лат. probus«хороший, добрый»,англосакс. fram «сильный, смелый» и т. д. Исходно правый — «прямой», затем — «настоящий, правильный».

Ср. Левый;общеслав. Того же корня, что лат. laevus«левый», греч. laios — тж., лит. išlaivóti«выкручивать». Исходное значение — «кривой».КривойОбщеслав. индо-европ. характера (ср. лит. kreĩvas «кривой, косой», лат. curvus «кривой, изогнутый» и т. д.).Суф. производное (суф. -v-, ср. правый, левый, первый) от той же основы (*krei- «крутить, гнуть»), что и крыло.Исходно — «изогнутый, кривой», затем — «неправильный, ложный» (т. е. не прямой, ср. кривда «ложь», кривотолки, покривить душой и т. п.).

Правдабольше, чем закон и мораль. Праведность – воплощение в жизни светлого идеала человечности, любви и сострадания, смиренной готовности к жертве. Это бесконечный путь.

Алкать – один корень с «лакать».

Истина – знание конечной сути вещей и явлений. Но одного знания истины недостаточно, как недостаточно и одной веры. Должна быть правая вера и правая истина.Правда – это истина, живущая и воплощаемая в человеческой жизни (прот.Александр Шмеман). Искание истины должно привести к исканию правды.

Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2-е Петра 3:13).т.е. насытятся

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7).

 

Быть милостивым — значит быть подобным Богу, ибо Он «щедр и милостив…долготерпелив и многомилостив» (Пс.102.8).Ветхий Завет.

И прошел Господь пред лицем его, и возгласил: Господь,Господь, Бог человеколюбивый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех... (Исх. 34.6–7).

Новый ЗаветИтак будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. (Лк. 6.35–36)

Но быть милостивым — не значит оправдывать ложь и грех, или быть терпимым ко глупости и злу, или проходить мимо несправедливости и беззакония, напротив, значит иметь сострадание к заблудшими жалость к пленённым грехом. Отказываться от всякого лицемерия, самодовольства и самооправдания по отношению к ним. Прощать делающим неправду, которые,в первую очередь, разрушают самих себя, свою собственную человеческую природу.

 

Духовный человек — милосерд, потому что он сам нуждается в милосердии, зная, что он тоже грешник и всецело зависит от Божьей помощи и прощения. Никто не может претендовать на праведность перед Лицом Бога. И если человек утверждает, что он безгрешен, то он — лжец и делает лжецом БогаЕсли говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слóва Его нет в нас. (1 Ин. 1.10; 2.4).

Милостивый человек должен быть так же милостив к себе, как и к другим. Не относиться, конечно, легко к своим грехам и не воспринимать Божье прощение как нечто само собою разумеющееся;

не истязать себя угрызениями совести и нездоровым, невротическим переживанием своей виноватости; не занимать мертвящими духовную жизнь придирками к самому себе; но — вверяться милосердию Божьему и знать, что, как сказал апостол Павел, никакие дела собственной воли не избавляют от нужды в Божьей любви и Божьем прощении.

Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас. Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. (Еф. 2.8–10)

Таким образом, только постоянное ощущение в душе милости Божьей, и только это, даёт ей силу для добрых дел. И какой бы ступени духовного развития человек не достиг, его молитвой всегда останется главная молитва Церкви: «Боже, милостив буди мне, грешному!». И чем ближе к святости человек, тем сильнее его чувство собственной греховной недостойности, тем сильнее его зависимость от милости Божией и тем больше его милосердие к слабостям других.

ἐλεήμων1) милосердный, жалостливый, сострадательный;

Существительное «милосердие» пришло в русский язык из старославянского, где «милосрьдъ» стало калькой с латинского misericordia. Значение слова «милосердие» – «доброта, сострадание».

ми́ловатьпоми́ловать, первонач. др.-русск., ст.-слав. миловати"сжалиться",ἐλεεῖν, οἰκτείρειν"; От ми́лыйдр.-русск., ст.-слав. милъἐλεεινός, в славянских языках "милый, любимый, дорогой". Родственно лит. míelas, mýlas "милый, любезный", méilė ж."любовь".В др.-инд. máуаs ср. р. "услада, удовольствие, радость".

 

Милость – это не снисходительность. Снисходительность всегда от сознания собственного превосходства, от легкого презрения к тем, кого считают неспособным отвечать определённым требованиям. Противопоставление милости и закона.Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом (Иакова 2:13).

о. Александр Шмеман. Милость – любящее понимание, любящее доверие и, главное, вера в то, что человек, невзирая на любую вину, любое нарушение закона, достоин любви. Милость утверждает примат личного над общим. Закон знает только преступника – милость и в преступнике видит человека. Закон осуждает – милость милосердствует. Милость, не оспаривая закон, знает, что человек, по сути, неисчерпаем.

Милостивые– это те, кто в каждом человеке всегда различают живое лицо, не сводят его жизнь к сфере закона и потому способны сжалиться, помиловать. Личностные отношения.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8).

Чистые сердцем — это люди, которые способны ясно видеть реальность Божьего присутствия, и которые могут провозгласить вместе с псалмопевцем:

Господь свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?.. Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей... Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи. (Пс. 26.1, 4.8)

Искать лицезрения Божия, не желать ничего, кроме света Его в глубине своей души. Пример – Богородица.

Чистота сердца определяется как необходимое условие для единства с Богом. Таково учение святых, выраженное св. Григорием Нисским: Человеку, очистившему зрение души своей, предлагается радостное видение Бога. Так учит нас Слово, когда говорит нам, что «Царство Божье внутри вас есть» (Лк. 17.12). Это учит нас, что человек, очистивший душу свою от всяких страстных побуждений, отобразит своей внутренней красотой подобие образа Божественного... Доброй жизнью смывай грязь прилипнувшую к сердцу твоему и тогда воссияет боговидная красота твоя».

Св. Писание. Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. (Тит. 1.15) Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело. Юношеских похотей убегай; а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. (2 Тим. 2.21–22)

 

Чистота – целостность.  Чистота ведёт к целомудрию, т.е. целостной мудрости – ощущению себя пред Богом. Чистоте противостоит не столько распущенность, грязь, сколько раздробленность. Грех раздробил природу, это слепота, препятствующая верной, целостной самооценке. Грех – раскол, грязь. Мы молимся: «очисти». Мы не воспринимаем мир целостно, целомудренно. Задача: заново обрести свою внутреннюю целостность, восстановить былую чистоту и полноту зрения.

Увидеть Бога в ближнем можно только чистым сердцем. Увидеть Бога в мире, если мы чужды греха.

В каждом есть неразложимая сердцевина – личность.о. Александр Шмеман: « не я обладаю жизнью, а она, эта жизнь, обладает мною, навязывая мимолётные настроения, желания, реакции. Но именно поэтому моя жизнь никогда не бывает целостной, ибо я всё время вместо целого вижу только часть, только то, что владеет мною в нынешнее мгновение. Я как бы распадаюсь на множество отдельных, ничем между собой не связанных «я» и постепенно растворяюсь в потоке безличного, который уносит меня в смерть». Найти в себе ту чистоту своего «я», которую замутила греховная суета жизни. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.(От Луки 17:21)

Мы призваны вглядеться в себя, обрести внутреннюю свободу от греха, обрести самих себя во Христе. Мир предлагает внешний путь, «только не уходи в себя, бери от жизни всё, что можешь».

καθαροὶ от καθαρός1) чистый, незагрязненный, опрятный; 2) опрятный, чистоплотный; 3) свободный от примесей, т.е. высокого качества; 4) прозрачный; 5) яркий; 6) чистый, ясный; 7) ясный, безоблачный; 8) подлинный, настоящий; 9) открытый, широкий; 10) (нравственно) чистый, честный; 11) чистый, безукоризненный, безупречный, незапятнанный, неоскверненный; 12) свободный; 13) чистый, непричастный; 14) правильный, точный.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 287; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!