Понятие, структура и функции политической системы.

Билет №1.

Объект, предмет, категории и законы социологии.

Социология (от лат. socius – общество и греч. logos – слово, учение) – это наука об обществе или один из способов изучения людей.
Объект науки – это фрагмент объективного мира, обладающий интересными для данной науки свойствами. Объект социологии – это общество и его элементы, а также вся совокупность социальных связей и отношений.
Предмет науки – это модель изучаемого объекта, созданная научным мышлением. Определение предмета науки требует воспроизведения соответствующей области реальности на уровне абстрактного мышления путем выявления в ней наиболее значимых закономерных связей и отношений. Предмет социологии неоднозначен и изменчив, поскольку представления о сущности социального менялись на протяжении всей истории социологии и конкретизируются по сей день.
О. Конт рассматривал социологию как науку об общих законах существования и развития общества, понимаемого им как человечество в целом.
Г. Зиммель считал предметом социологии формализованные стороны отношений между людьми.
В центре исследовательского внимания М. Вебера находились осмысленные действия людей, направленные на других.
Э. Дюркгейм считал предметом социологии социальные факты, имеющие объективный, не зависящий от отдельных людей характер.
М. Вебер рассматривал в этом качестве социальные действия, субъективно ориентирующие людей друг на друга.
П. Сорокину предмет социологии представлялся всей совокупностью внеприродных «надорганических» сторон жизни людей.
Таким образом, предметом социологии выступает совокупность связей и отношений, в рамках которых осуществляется взаимодействие личностей, социальных групп, общностей и институтов, образующих социальную реальность вообще и в данных конкретных исторических условиях в частности. Разночтения в понимании сути социального предопределили многообразие подходов к определению предмета социологии.
Как любая наука, социология изучает научные факты и находит закономерности.
Научное знание вырабатывается при помощи ряда средств, в роли которых выступают:
1) категориальный аппарат (понятия и категории);
2) научные факты;
3) идеи, гипотезы, концепции и теории;
4) методы научных исследований.
Понятие – это форма мышления, фиксирующая существенные характеристики явлений и процессов и позволяющая ими оперировать. Категория – это понятие, выражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения в сфере исследований данной науки.
Категории социологии можно разделить на четыре группы:
1. Общесоциологические категории описывают все разнообразие явлений общественной жизни, отражают все возможные состояния социальных процессов на макроуровне.
2. Категории среднего уровня применяются для явлений и процессов отдельных сфер жизни общества.
3. Категории микроуровня, применяемые для описания соответствующего уровня жизни общества.
4. Категории конкретных социологических исследований (прикладной социологииj используются для описания процесса проведения конкретных социологических исследований.

Законы – универсальные, устойчивые и глубинные связи, зависимости, тенденции. Благодаря законам возможны т. н. номологические высказывания, т. е. более или менее общие, универсальные высказывания. Законы общества бывают:
а) онтологические, т. е. относящиеся к сфере реального, сущего, «того что есть», точнее, того, что регулярно «бывает»;
б) деонтологические – правила, принципы и свойства, выступающие в качестве обязательных для исполнения норм (религиозные, юридические, моральные и даже эстетические) и исторически восходящие к обычаю.

До научной революции XVI-XVII вв. преобладало деонтологическое понимание социальных законов, происхождение которых связывалось с чьей-либо волей. Научное знание, напротив, направлено на поиск онтологических законов. Новаторство первых социологов состояло в том, что они рассматривали социальную реальность как часть природы и занимались поиском неизменных, всеобщих естественных законов, по которым оно существует.
Социальный закон – это воплощение существенных, глубинных, всеобщих и необходимых связей и взаимодействий социальных явлений и процессов, неразрывно связанных с социальными действиями людей. В отличие от законов природы, которые выражают абсолютно объективные, не зависящие от людей существенные и необходимые, наиболее часто повторяющиеся и типичные связи, социальные законы реализуются только через деятельность людей, воплощаются в их действиях. Они действуют как законы-тенденции, т. е. закономерности, и проявляются по-разному в зависимости от конкретных условий. В своей сущности они выступают в качестве результатов взаимодействия объективных связей между различными компонентами социальной системы и активных целенаправленных действий многих людей и их ассоциаций.
Социологический закон – это высший теоретический уровень социологического знания, представляющий собой логический вывод, опирающийся на социальные факты и аксиоматические предпосылки.
Научные факты – это события, зафиксированные наукой. Они всегда являются результатом специальной обработки сведений о социальной реальности и представлены в виде особых идеализированных объектов (таких, как треугольник, квант, хромосома, рождаемость, лидерство или социальный статус). Социологические факты – это описание фрагментов реальности (явлений, процессов, событий, объектов) средствами социологии.
Путем выявления социологических фактов в сфере общественной жизни социология находит социальные закономерности – объективно существующие, систематически проявляющиеся существенные связи социальных явлений и процессов. Через выявление и систематизацию социальных закономерностей социологи выстраивают социологические теории – системы социологических обобщений, основанные на поддающихся проверке эмпирических данных.

 

Понятие, структура и функции политической системы.

Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе.

Понятие “политическая система” является одним из основных в политологии и позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной и функциональной сторонах политики.
Важнейшим фактором конструирования и консолидации элементов политической системы выступает политическая власть. Она является как бы стержнем политической системы, определяя сущность, природу, структуру и границы. Политическая система отражает состояние общества, включая экономические условия существования, социальную и национальную структуру, состояние и уровень общественного сознания, культуры, международного положения и др. Через политическую систему выявляются и аккумулируются основные группы интересов, выстраиваются социальные приоритеты, что получает затем закрепление в политике.
Политическая система представляет собой многофункционую структуру, включающую в себя компоненты различного профиля:
- институииональный, состоящий из различных социально- политических институтов и учреждений (государство, политические общественные движения, организации, объединения, разные органы представительной и непосредственной демократии, средства массовой информации, церковь и др.);
- функциональный, складывающийся из совокупности тех лей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь и др.);
- регулятивный, выступающий как совокупность политике - правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (Конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды и др.);
- коммуникативный, представляющий собой совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики;
- идеологический, включающий в себя совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация).
Каждый из компонентов политической системы имеет свою собственную особую структуру, формы внутренней и внешней организации и способы выражения.
Среди политических институтов, оказывающих существенное сияние на политический процесс и политическое воздействие на общество, следует выделить государство и политические партии.о собственно политические институты. К ним примыкают не являющиеся собственно политическими институтами различного рода общественные объединения и организации, профессиональные и творческие союзы и др. Основным назначением политических институтов является представительство коренных интересов различных слоев общества. Стремление к организации и реализации своих политических интересов и целей – главное в деятельности политических институтов. Центральным институтом власти в обществе является государство.
В состав политической системы входят также политические отношения. Они представляют собой разновидности общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организации и использования. В процессе функционирования общества политические отношения весьма подвижны и динамичны. Они по существу своему определяют содержание и характер функционирования данной политической системы.
Развитие политических отношений зависит и определяется социально-классовой структурой общества, политическим режимом, уровнем политического сознания, идеологией и другими факторами. Одновременно политические отношения выступают формой сохранения и закрепления политического опыта, традиций, определенного уровня политической культуры. Характер взаимодействия субъектов политического процесса определяет формы политических отношений. Они могут выступать в форме принуждения, конфликта или сотрудничества, консенсуса.
По социальной направленности различают политические отношения, нацеленные на упрочение существующего политического строя, и отношения, выражающие интересы оппозиционных сил.
Существенным элементом политической системы являются политические нормы и принципы. Они составляют нормативную основу общественной жизни. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и направленность на стабильность. Содержательная направленность политических норм и принципов зависит от целей общественного развития, уровня развития гражданского общества, типа политического режима, исторических и культурных особенностей политической системы. Через политические принципы и нормы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. В то же время при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры решают проблему обеспечения общественной динамики в рамках законности, доводят до сведения общества свои цели, определяют своеобразную модель поведения участников политической жизни.
К числу элементов политической системы относятся также политическое сознание и политическая культура. Отражение политических отношений и интересов, оценка людьми политических явлений выражаются в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей совокупности образуют политическое сознание. Формируясь прежде всего под влиянием конкретной социально-политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на их поведение и все политическое развитие.

 

Культура и цивилизация.

 

Понятия культуры и цивилизации часто не различаются и воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, но вместе с тем, между ними существуют и заметные различия. По времени термин "цивилизация" возник гораздо позднее термина "культура" - лишь в XVIII веке. Его автором, по одной версии, считается шотландский философ А. Ферпоссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития. Согласно другой версии, термин "цивилизация" был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах - широком и узком. Первый из них перекликался с тем, который вкладывал в него Ферпоссон, и означал высокоразвитое обществo, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался спонятом "культура" и означал совокупность определенных качеств человека - незаурядного ума, образованности, изысканности манер, вежливости и т. д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны XVIII века. Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете можно снести к трем основным. В первом случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка А. Тойнби, спорый рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом. Во втором случае между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений. Наконец, сторонники третьего похода резко противопоставляют культуру и цивилизацию. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге "Закат Европы" (1918 - 1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер" как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством". Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор искусства и литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствует техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа.
Книга Шпенглера имела огромный успех, в ней ярко показаны многие характерные черты культуры и цивилизации. Однако сама концепция, основанная на полной противоположности и несовместимости культуры и цивилизации, вызвала вполне обоснованные и убедительные возражения и критику.
Более приемлемыми представляются первые два подхода к пониманию соотношения культуры и цивилизации. Между этими явлениями действительно имеется много общего, они неразрывно связаны между собой, взаимно переплетаются и переходят друг в друга. Одними из первых на это обратили внимание немецкие романтики, которые отмечали, что культура "прорастает" цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру. Поэтому вполне объяснимо, что в повседневной жизни мы не слишком различаем их.
Цивилизованность с необходимостью предполагает наличие некоего уровня культуры, которая в свою очередь включает в себя цивилизованность. Некоторые ученые как бы растворяют культуру в цивилизации, другие же делают обратное, придавая последней предельно широкое значение.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!